Княжева Наталья Анатольевна-
Воспитатель, высшая квалификационная категория.
Проект мини - музея «Пирамидка».
Тип проекта: познавательный, игровой.
Участники проекта: дети 2 группы раннего возраста, первой младшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: краткосрочный.
Актуальность проекта: Игра - основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Мини-музеи в детском саду являются одним из средств развития познавательной, творческой активности детей, приобщая их к искусству.
Есть игрушки, которые популярны у многих поколений детей. У ребенка на определенном этапе его жизни появляется пирамидка. Она просто необходима малышу: развивает познавательную активность, психические процессы (внимание, память, воображение).
С целью обогатить сенсорный опыт детей, продолжать учить группировать предметы по цвету, развивать зрительно-слуховое восприятие, мы решили создать мини-музей самой популярной детской игрушки у детей раннего возраста – пирамидка.
История пирамидки:
Пирамиды. Солнце, пустыня. Каждый из нас еще с детства знает, что в далекой жаркой стране стоят загадочные пирамиды, охраняемые всевидящим Сфинксом. Величайшие гробницы мира, возведенные миллионами египтян. А как же пирамидки? Детские разноцветные пирамидки на их фоне выглядят крошечными и нелепыми, но не делайте поспешных выводов, ведь пирамидка – первая загадка в жизни малыша
В классическом понимании пирамидка – это несколько колечек, надеваемых на стержень. Не столь важно, сколько именно «бубликов» или квадратиков будет нанизываться на конус, какого они будут цвета и размера. Как можно логично предположить – первые детские пирамидки появились в Древнем Египте. Ведь именно в этой цивилизации в строительстве всегда преобладали конусообразные формы. Маленькие игрушечные пирамидки были точными копиями известных во всем мире гигантских пирамид.
Изначально таким геометрическим фигурам приписывался религиозный смысл. Считалось, что они способны защитить живых людей от бед и даже мертвых в их загробной жизни. Тогда пирамидки создавались из глины и были очень хрупкими. Со временем вид пирамидок преобразился. Их стали делать из дерева и пластмассы, что стало наиболее безопасным в первую очередь для детей. Первую современную пирамидку, привычного для нас вида, с разноцветными кольцами, нанизанными на стержень, изобрела компания Fisher-Price в 1960 году. На этот же год пришелся пик популярности игрушки. С тех самых пор это первая игрушка едва ли не каждого ребенка в мире. Пирамидка представляет собой своеобразный первый конструктор малыша. Цель игры – собрать колечки на стержне в определенной последовательности.
Сейчас встречаются не только пластмассовые и деревянные пирамидки классической формы, но и различные пирамидки в форме нанизанных друг на друга колпачков, в форме домиков, растений и даже животных. Одни пирамидки сочетают в себе и функцию игрушек-вкладышей (например, колпачки собираются один в другой по принципу матрешки). Другие – имеют световые и звуковые эффекты. Самое простое, во что можно поиграть с пирамидкой, – это собрать и разобрать ее. Как правило, пирамидки устроены таким образом, что неправильно собрать их просто не получится. Так что дайте ребенку возможность действовать самому.
Научите малыша катать колечко, если оно круглое, поставив его на бок. Обсудите, почему круглые катятся, а остальные, например, квадратные, нет. Катайте колечко друг другу, как машинку. Усложняйте игру: пусть у каждого будет по два колечка, просите большее или меньшее. Детали пирамидок можно использовать в качестве трафаретов, обводя которые, получаются различные красивые фигуры для штриховки, раскрашивания, вырезания, замазывания пластилином. Все это отлично готовит руку к письму.
Ставим коробку или корзинку, в которую нужно попадать колечками от пирамидки. Можно показывать ребенку круг цветной бумаги, а он должен кинуть соответствующее кольцо. Или же показывать цифру, а малыш должен кинуть такое же количество колечек. Обязательно меняйтесь с ребенком местами. Детские психологи сошлись во мнении, что игры с пирамидками развивают у детей мелкую моторику рук, координацию, ловкость движений и пространственное мышление. С помощью пирамидок дети знакомятся с разными формами, цветами, геометрическими фигурами и таким понятием, как «больше-меньше».
Сегодня игрушки-пирамидки очень популярны, так как игрушка проста в использовании и сделана из экологически чистого материала – дерева или качественного пластика. Очень интересно комплексное использования различных игрушек. Можно с успехом использовать пирамидку вместе со стучалкой, сортером, каталками и другими развивающими игрушками. Это даст возможно варьировать процесс игровой деятельности и менять виды игр.
Цель проекта:
Обогатить сенсорный опыт детей, продолжать учить группировать предметы по цвету, развивать зрительно – слуховое восприятие
Задачи:
Познакомить детей с разными видами пирамид, развивать интерес к играм.
Развивать логику, мелкую моторику, чувство цвета, формы, размера.
Закрепит понятие «один» «много».
Развивать навыки художественного творчества детей.
Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
Основные принципы:
Сотрудничество педагогов и родителей
Создание предметно- пространственной среды
Развитие интересов и потребностей ребенка
Предполагаемый результат:
Цель достигнута если: у детей и их родителей появился интерес к пирамидке, предметно- развивающая среда пополнилась соответствующим материалом; использование пирамидки в различных видах деятельности.
Этапы работы:
1.Организационный (подготовительный) этап
Обсуждение плановых мероприятий участниками проекта
Изучение методической литературы по теме проекта
Создание предметно-развивающей среды для реализации проекта
Подбор игр с пирамидками для детей 2-3 лет
Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта.
Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, рассказов, сказок, по теме проекта.
2.Основной (деятельный) этап.
План-схема работы с детьми по осуществлению проекта
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Физическое развитие | Физкульт. минутка «Вот большая пирамидка» Гимнастика после сна «Любимые игрушки» Дыхательное упражнение «Вырасти большой» Закаливание «Ходьба после сна по дискам пирамиды» |
Речевое развитие | Беседы по теме «Пирамидка» Беседа «Как правильно собрать пирамидку» Игра «Что изменилось» |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактическая игра «На что похоже» Дидактическая игра «Назови ласково» Труд «Расставим игрушки по местам» |
Познавательное развитие | Сенсорное развитие «Разноцветные пирамидки» Собери пирамидку с кольцами по уменьшению Собери пирамидку на увеличение Игра «Разноцветные дорожки» Игра «Принеси такого же цвета» Игра «Чередование цветов или форм» |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка из пластилина «Пирамидка» Рисование пирамидок (пальчиками, кистью) Конструирование пирамидки из (деревянного, пластикового) конструктора Рассматривание наглядно-демонстративного материала Танец с пирамидками Оформление выставки пирамид |
3. Заключительный этап
Выставка детских работ
Закрепили понятие «сверху- снизу», «больше-меньше», «над-под».
Закрепили умение выполнять словесные указания: «возьми», «достань», «надень», «положи».
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами пирамидок, дети проявляли интерес и желание играть с ними в самостоятельной деятельности.
Возросла речевая активность детей.
Фотоотчёт детей с игровой деятельности.
Результаты детей:
Закрепили понятия «сверху-снизу», «больше-меньше», «над-под»
Закрепили понятия «один-много»
Закрепили умение выполнять указания «возьми, надень, сними, положи, достань»
Возросла речевая активность детей
Отмечалась положительная реакция детей на различные виды пирамидок
Дети повысили уровень познавательного развития
Обогатили знания по теме «пирамидка»
Продолжили формирование навыков элементарной исследовательской деятельности
Результаты воспитателей:
Подобрали методическую и детскую литературу по теме «Пирамидка»
Обогатили развивающую среду наглядными и игровыми материалами
Укрепили совместное сотрудничество с родителями в рамках проекта «детская пирамидка»
Результаты родителей:
Проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта
Предоставляли книги, информацию, детские пирамидки для оформления тематических выставок
Приняли участие в создании мини- музея
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М. : Мозаика- Синтез, 2006
2. Гржегоржевская К., Конижна- Бличард Я. Внедрение проектного подхода с детьми от полутора до трех лет// Современное дошкольное образование. Теория и практика №5 (31)/2012. Стр. 86-94.
3. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. – СПб.детство-Пресс, 2004.
4. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимов, И.К. Белова. Здравствуй, мир! Методические рекомендации для воспитателей и учителей. «Баласс», 2006.
5. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е.
6. Т.В, Галанова «Развивающие игры с малышами до 3- х лет»- Ярославль: «Академия развития», 1998.
Приложение:
Немного истории…
Матрешка (уменьшительное от имени «Матрена») – Русская народна я кукла, но деревянная. Первая русская матрешка появилась в конце X1X века, тем не менее, она снискала небывалое признание, как один из всеобъемлющих образов России.
Матрешка- символ русского народного искусства.
Первая русская матрешка была выточена Василием Звездочкиным, а расписана Сергеем Малютиным, была она восьмиместной с чередованием девочка, мальчик и т.д
Самым благодатным материалом (деревом) являлась липа. Спиливали липу весной, когда древесина в соку. В течении не менее 2-х лет выдерживали на открытом воздухе. Затем бревна распиливали на заготовки для будующей матрешки.
В 1900 году матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.
Благодаря огромной популярности матрешки, в России стали возникать новые центры по изготовлению и росписи. Теперь не только г. Сергиев Посад славится изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском крае.
Знаменитая Семеновская матрешка отличается от матрешек других центров своей многоместностью, в нее вкладывают 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72 местная матрешка, диаметр которо1 0,5 метра, высота 1 метр.
Московская матрешка отличается росписью, 5 местная. Сергиево – Посадская отражает семью, персонажи сказок, исторических личностей. Роспись чаще цветы. День рождение матрешки в России- 23 августа.
Консультация для родителей «Влияние матрешки на развитие детей раннего возраста».
Матрешка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра- основная форма для существования ребенка, она занимает большую часть времени, которое он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка- одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети вначале могут только раскладывать и складывать матрешку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальцев. Развивая пальцы, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем- мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрешку со взрослым учится таким понятиям, как большая- маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем какого цвета платок, платье у матрешки. Таким образом матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На формате матрешки могут быть изображены персонажи сказок. Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю часть так, чтоб совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.
Дидактическая игра «Найди домик для матрешки»
Область «Познавательное развитие» (сенсорное развитие)
Первый вариант игры.
Задачи:
Формировать умение детей называть цвета: красный, зеленый, желтый.
Формировать умение детей играть рядом.
«Поможем матрешке найти свой домик»
Правила:
1.Игру проводит педагог, участвуют в игре 2 ребенка.
2. Не отбирать матрешку у другого ребенка.
3. Кто правильно нашел домик для матрешки получает игрушку матрешку.
Содержание игры (сюжет):
Рассказ педагога: «Жили были матрешки, у них не было домиков. Пошли они искать свой домик и увидели: стоят домики разного цвета. Матрешки растерялись и загрустили, потому что не знают, в каком домике жить. Давайте поможем матрешкам.»
Игровые действия: Педагог предлагает поселить матрешек в свои домики. Задает вопросы: - Какого цвета дом? (красный и т.) – Как вы думаете, кто живет в этом домике? – Какого цвета эта матрешка? (красная и т. п)
Указание: Найди красную матрешку и посели ее в дом…(так по каждой матрешке).
Игровые атрибуты: 3 домика разного цвета и величины; игрушки матрешки.
Результат: Дети научились выделять и называть цвет: Красный, зеленый, желтый.