КОРКИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23»
Проект мини-музея
«Подводный мир»
Выполнили:
Загорская Д.А.
Необутова А.А.
Михайлова Н.В.
Проект мини-музея
«Подводный мир»
Профиль музея: познавательный
Актуальность: в ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях подводного мира . У них появится желание беречь и охранять природу. Познавательная деятельность интересна и увлекательна, она вызовет у ребят неподдельный интерес, что подтвердит актуальность выбранной темы.
Проектный продукт: мини-музей «Подводный мир» с экспонатами, созданными детьми с помощью педагога и родителей.
Цель: Расширять и закреплять знания детей о подводном мире. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
- познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
2. Развивающие:
- обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;
- развивать мелкую моторику рук, творчество и фантазию детей присоздании работ на тему «Подводный мир»;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира;
3.Воспитательные:
- воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям моря;
- способствовать сотрудничеству педагогов, детей и их родителей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.
Принцип опоры на интересы ребенка.
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
Принцип наглядности.
Принцип последовательности.
Принцип сотрудничества и взаимоуважения
Место расположения мини-музея: групповая комната.
Адресная направленность: все возрастные группы детского сада; дети 3-7 лет.
Требования при оборудовании мини-музея в группе:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
Формы работы:
- Беседы
- Работа с родителями
- Оформление мини-музея.
- Игры
- Наблюдения
- Рассматривания
- Продуктивная деятельность.
Перечень методических разработок:
- конспекты занятий;
- картотека пальчиковой гимнастики «Подводный мир»
- лэпбук «Морские жители»
- альбом «Самые необыкновенные ракушки»
- альбом «Интересное о ракушках»
- коврограф «Морские обитатели»
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный – обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
- Практический – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
- Заключительный – оценка эффективности реализации проекта.
План реализации:
Беседы:
Средняя группа: Беседа «Море и его обитатели»
Старшая группа: Беседа «Море»
Старшая группа: Беседа «Морские обитатели»
Старшая группа: Беседа «Такие разные ракушки»
Подготовительная группа: Беседа «Откуда берутся ракушки?»
Подготовительная группа: Беседа «Правила посещения мини-музея»
Художественное творчество:
2 младшая группа: Аппликация «Удивительная рыбка»
Средняя группа: Лепка «Морские обитатели»
Старшая группа: Аппликация «Оригами Морские рыбки»
Старшая группа: Рисование «На глубине моря»
Старшая группа: Роспись камней «Необыкновенные рыбки»
Старшая группа: Свободная деятельность «Раскраски «Морские рыбки»
Подготовительная группа: Роспись гипсовых фигурок морских рыб
Чтение художественной литературы:
2 младшая группа: Чтение художественной литературы «Кот-рыбак»
Средняя группа: Чтение художественной литературы «По щучьему велению»
Старшая группа: Чтение художественной литературы «Русалочка»
Старшая группа: Чтение художественной литературы «О щуке зубастой»
Подготовительная группа: Чтение художественной литературы «Морской царь и Василиса премудрая»
Познавательная и исследовательская деятельность:
2 младшая группа: Рассматривание иллюстраций «Рыбки»
Средняя группа: Рассматривание иллюстраций и ракушек
Старшая группа: Рассматривание иллюстраций «Обитатели морских глубин»
Старшая группа: Свободная деятельность «Рассматривание лэпбука «Морские жители»
Старшая группа: Рассматривание энциклопедий
Старшая группа: Рассматривание книг «Морские обитатели»
Старшая группа: Просмотр презентации «Море»
Подготовительная группа: Исследование камней и ракушек в уголке экспериментирования
Подготовительная группа: Рассматривание альбомов «Самые необыкновенные ракушки», «Интересное о ракушках»
Просмотр мультфильмов:
2 младшая группа: Просмотр мультфильма «В порту»
Средняя группа: Просмотр мультфильма «В синем море, в белой пене», «Каникулы Бонифация»
Старшая группа: Просмотр мультфильма «Шевели ластами»
Старшая группа: Просмотр мультфильма «В поисках Немо»
Подготовительная группа «Русалочка»
Игровая деятельность:
Словестные игры:
Младший возраст:
- «Рыбки»
- «Большая и маленькая рыбка»
- Пальчиковые гимнастики
2. Старший возраст:
- «Узнай рыбу по описанию»;
- «Как появляется рыбка»;
- «Назови рыбу и ее дом».
- Пальчиковые гимнастики
Настольные игры:
Младший возраст:
- «Веселая рыбалка»
Старший возраст:
- Коврограф «Морские обитатели»
Подвижные игры:
Младший возраст:
- «Море волнуется»
Старший возраст:
- «Удочка»
Экскурсия в мини-музей для детей средней группы с игровыми элементами
Работа с родителями:
Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формировании коллекций, сборе информации.
Мотивирование родителей для организации совместного с ребенком поиска, исследования.
Совместный подбор экспонатов для мини-музея, изготовление заготовок из гипса их своими руками.
Консультация «Правила поведения на водоемах»
Папка-передвижка «Знакомим детей с царством подводного мира»
Совместно с детьми подготовительной группы был разработаны правила поведения в нашем мини-музее:
В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими:
Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво;
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры;
Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
Перспектива развития мини-музея:
Виртуальные экскурсии по океанариумам и музеям мира
Просмотр научно-познавательных фильмов о подводном мире
Пополнение экспонатов музея
Мастер-классы для родителей и воспитателей
Проведение занятий на базе мини-музея и использование его коллекции в разных видах деятельности
Результаты работы
В ходе осуществления проекта мини-музея «Подводный мир» дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека.
В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Дети овладели основными понятиями «Морские обитатели», что так же помогло их общению в ходе проекта.
Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации. Они без особого труда могли изобразить внешнее строение рыбы.
Результатом работы по проекту 2 младшей группы стала интересная аппликация «Удивительная рыбка», средней группы панно в технике оригами «Морские рыбки». Продукт деятельности старшей группы лэпбук «Морские жители», а подготовительной группы мини-музей «Подводный мир».
Таким образом, в ходе данного проекта были созданы условия для воспитания у детей экологической культуры, были развиты познавательные и творческие способности детей.
Список используемой литературы
1. Байдина, Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания / Е.А. Байдина //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Дудникова, С.А. Музей как культурно – образовательный феномен развития дошкольников / С.А. Дудникова // Воспитатель ДОУ. - 2013. - № 3. – С. 26-31.
3. Логинова, В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович / СПб.: Детство-пресс, 2001. – 244 с.
4. Малюшова, Н. Здравствуй, музей / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
Приложение № 1
Рисунок 1 – Мини-музей «Подводный мир»
Рисунок 2 – Наполнение мини-музея
Рисунок 3 – Наполнение мини-музея
Рисунок 4 – Альбомы «Самые необыкновенные ракушки», «Интересное о ракушках»
Рисунок 5 – Лэпбук «Морские жители»
Рисунок 6 – Наполнение мини-музея
Рисунок 7 – Наполнение мини-музея
Рисунок 8 – Картотека пальчиковой гимнастики «Подводный мир»
Рисунок 9 – Коврограф «Морские обитатели»
Рисунок 10 – Беседа «Морские обитатели»
Рисунок 11- Беседа «Море и его обитатели»
Рисунок 12 – Роспись гипсовых фигурок
Рисунок 13 – Риование «На глубине моря»
Рисунок 14 - Аппликация «Оригами Морские рыбки»
Рисунок 15 - Лепка «Морские обитатели»
Рисунок 16 - Аппликация «Удивительная рыбка»
Рисунок 17 – Чтение художественной литературы
Рисунок 18 - Исследование камней и ракушек в уголке экспериментирования
Рисунок 19 - Рассматривание иллюстраций «Обитатели морских глубин»
Рисунок 20 - Рассматривание лэпбука «Морские жители»
Рисунок 21 - Рассматривание иллюстраций «Рыбки»
Рисунок 22 – Просмотр мультфильмов
Рисунок 23 – Словестные игры
Рисунок 24 – Игра «Веселая рыбалка»
Рисунок 25- Коврограф «Морские обитатели»
Рисунок 26 – Работа с родителями
Рисунок 27 – Изготовление заготовок из гипса
Рисунок 28 – Консультация «Правила поведения на водоёмах»
Рисунок 29 – Правила поведения в музее