СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Моя малая Родина в годы войны"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели проекта: осуществление представлений о том, как русские люди защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и как об этом помнят ныне живущие люди; воспитание патриотизма у обучающихся, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Моя малая Родина в годы войны"»








































Механизм выполнения проекта:

        Основные исполнители проекта - учащиеся 7«А» и 11 классов МБОУ «СОШ №3». Реализация проекта осуществляется на базе МБОУ «СОШ №3».

Руководитель проекта: Демина М. М., учитель изобразительного искусства

Участники проекта

  • Демина М.М.,;

  • Бурченкова Л.В., учитель музыки;

  • Елкина И.С., учитель технологии, классный руководитель 7»А» класса;

  • Пастухова Н.Е., учитель ОБЖ и географии, классный руководитель 11 класса;

  • обучающиеся 7«А» и 11 классов.


  Описание проекта

Предмет исследования: подвиг моряков-балтийцев на Сафоновской земле в годы

Великой Отечественной войны.

Актуальность проекта.

Россия – государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Мы педагоги должны помочь детям увидеть нашу Отчизну и почувствовать себя частью России.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие патриотизм включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми школьного возраста.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта “Моя малая родина в годы Великой Отечественной войны” позволит задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение обучающихся и педагогов.

В проекте поставлена задача воспитания любви к Отечеству, преданности ему. Дети должны стремится своими действиями служить интересам своей Родины. У детей формируются воля, выносливость, смелость, познание традиций, поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школы. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.


Цели проекта: осуществление представлений о том, как русские люди защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и как об этом помнят ныне живущие люди; воспитание патриотизма у обучающихся, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.


Задачи:

  1. обобщить и расширить знания детей об истории Велико Отечественной войны;

  2. дать детям представления о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.; в честь героев слагают стихии песни, воздвигают памятники.

  3. обобщать и расширять знания о героях войны и о подвиге моряков-балтийцев и студентов московского энергетического института на сафоновской земле в начале войны 1941 года, о боевой технике;

  4. познакомить обучающихся с историей освобождения родного края от немецких захватчиков;

  5. сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;

  6. формировать мнение о недопустимости повторения войны.

Планируемые результаты:

  • обучающиеся осознают, какой ценой была достигнута Победа в Великой Отечественной войне, насколько трудными были шаги к ней;

  • при знакомстве детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны у детей будет наблюдаться серьёзное отношение, повышенный интерес.

  • восстановится связь поколений в семье через память о войне. На заключительное мероприятие – тематический праздник “Не было бы весны 1945-го без этих солдат из 1941-го”, будут приглашены в качестве почётных гостей ветераны, работники тыла и “дети” войны и старшеклассники школы.

Предметные:

  • уважительно относиться к своему краю, его истории, культуре, людям труда;

  • учиться получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в Интернете



Личностные результаты освоения курса:

* формирование чувства гордости за свою малую родину, свой родной край, его истории, культуре, чувства уважения к ветеранам;

* ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического поведения;

* эстетические потребности, ценности и чувства;

* формирование умения применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса

Регулятивные универсальные учебные действия

* овладеть способностью понимать учебную задачу и стремиться её выполнять;

* концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

* стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

* адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

* предвосхищать результат.

Коммуникативные универсальные учебные действия

* ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

* предлагать помощь и сотрудничество;

* определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

* договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

* формулировать собственное мнение и позицию;

* координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

* ставить и формулировать проблемы;

* осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

* узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;

* запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ.

Форма реализации проекта: презентации, слайд-шоу, доклады, заключительное мероприятие.

Сроки реализации проекта: сентябрь – октябрь 2017 года

Проект предполагает:

  1. Организацию экскурсий в школьный музей, в городской исторический музей, поездку в д. Прудки.

  2. Проведение просветительской, исследовательской работы, направленной на пропаганду среди учеников класса и начальной школы понимания ценности исторических памятников нашего края - культурного наследия наших предков.

  3. Проведение исследования, сбор информации, встречи с людьми - знатоками родного края.

  4. Создание учащимися выставок, слайд-шоу, создание мультимедийных презентаций.

Этапы проекта

Начальный этап

Выбор и формулирование проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися.


2-й этап. Организационный

На данном этапе выбираются отдельные учащиеся - участники проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждого учащегося, указываются способы поиска источников информации.


3-й этап. Осуществление деятельности

Экскурсия в школьный музей, в городской музей, на места боёв 1941 года на берегу Днерпра. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Деятельность учащихся на этом этапе: изучение соответствующей литературы, проведение опроса. Деятельность учителя: консультации групповые и индивидуальные.


4-й этап. Обработка и оформление результатов

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Продукт - творческие работы на уровне рефератов, компьютерный проект (презентация), слайд – шоу. Оформление работ.


5-й этап. Защита проекта (презентация)

Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, умение планировать и осуществлять свою деятельность.


6-й этап. Заключительное мероприятие «Не было бы весны 1945-го без этих солдат из 1941-го»

Оформленные результаты представляются определенной аудитории (обучающимся 7 – 10 классов, учителям в виде музыкально-литературной композиции.


Примерные критерии оценок проектной деятельности

— самостоятельность работы над проектом;

— актуальность и значимость темы;

— полнота раскрытия темы;

— оригинальность решения проблемы;

— выразительность выступления и культура речи;

— степень раскрытия содержания проекта в презентации;

— использование средств наглядности, технических средств и ИКТ;

— качество ответов на вопросы.







































муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Сафоново Cмоленской области


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 3»

___________ Горислова В.Ф.

«Не было бы весны 1945-го
без этих солдат из 1941-го»





































солдат из 1941 –го»







заключительное мероприятие проекта

«Моя малая Родина в годы великой отечественной войны»
























Подготовили и провели: Бурченкова Л.В., учитель и музыки;

Дёмина М.М., учитель изобразительного искусства;

Ёлкина И.С., учитель технологии;


Сценарий внеклассного мероприятия

«Не было бы весны 1945-го без этих солдат 1941-го»



Цель мероприятия: воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.


Задачи:

  • воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества;

  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

  • содействовать развитию творческих способностей у детей.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Видеоролик «Предвоенная хроника»

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,

Смерть поведёт парад-алле,

И навсегда погаснет солнце

Для миллионов на земле.



В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!

Слайд 4

Слайд 3

Слайд 2

Слайд 5



Стремительное продвижение немецко - фашистских войск на западном направлении заставило советское командование спешно предпринимать необходимые меры по усилению обороны на центральном участке фронта. При этом развертывалось строительство тыловых рубежей, в том числе знаменитого Ржевско – Вяземского (получившего в ряде источников название Государственного стратегического рубежа), сооружаемого на случай прорыва противника к Москве, который проходил, по землям Сафоновского района. 

Слайд 6. На сооружение оборонительных укреплений были отправлены сотни тысяч сотрудников, рабочих, школьников столицы.

Слайд 7

Ты, может быть, встречался с этим рослым,

Весёлым, смуглым школьником Москвы,

Когда, райкомом комсомола послан

Копать противотанковые рвы,

Он уезжал.

Шли многие ребята

Из Пресни, от Кропоткинских ворот,

Из центра, из Сокольников, с Арбата —

Горластый, бойкий, боевой народ.

В теплушках пели, что спокойно может

Любимый город спать,

что хороша

Страна родная,

что главы не сложит

Ермак на диком бреге Иртыша.

Слайд 8. В этих работах участвовали и студенты МЭИ (Московского энергетического института). Земляные работы велись под артиллерийскими обстрелами и налётами вра­жеских самолетов. Приходилось выбрасывать из противотанковых рвов до 8-12 кубометров грунта на человека в день. Рабочий день продолжался 10-14 часов.

Слайд 9. На оборонительных полосах сооружались противотанковые рвы (в два ряда), эскарпы, контрэскарпы, прикрывавшиеся огневыми точками: ДОТами, ДЗОТами, колпаками. На рубеже Днепра, в районе деревни Прудки был подготовлен мощный оборонительный рубеж.

Слайд 10. В память о студентах в 1979 году у дороги Москва-Минск был установлен памятник с надписью: «Здесь, в 1941 году строили оборонительные укрепления студенты Московского энергетического института.

Слайд 11. Масштабное строительство укреплений на Ржевско - Вяземской линии потребовало оснащения их значительным количеством огневых средств, в число которых было решено включить и морскую артиллерию.

Как вспоминал впоследствии Народный комиссар Военно - Морского Флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов, «…ещё в конце июня, когда бои громыхали далеко на западе, Генеральный штаб запросил Наркомат ВМФ: сможет ли он срочно выделить несколько батарей и направить их в район Вязьмы?»

Слайд 12. В начале июля 1941 г. на станции Издешково и Митино стали прибывать вагоны с военной техникой и людьми. Как самую образцовую батарею 152-миллиметровых орудий, командовал которой старший лейтенант Геннадий Дмитриевич Фокин, перебросили на этот важный и опасный участок сухопутного фронта. Из Кронштадта и Ленинграда сюда были присланы моряки-артиллеристы со своими тяжелыми пушками.



Морские артиллеристы сохранили свою флотскую форму. Это объяснялось, прежде всего, отсутствием армейского обмундирования на вещевых складах ВМФ.

Слайд13. Дети исполняют песню «Балтийский флот»

(муз. Б.Гастева, сл. С. Афонина)

Слайд 14. Морякам вместе с орудиями предстояло совершить довольно продолжительный (8–10 км) переход до оборудованных огневых позиций и затем в максимально короткие сроки осуществить монтаж артиллерийских систем на временные основания. О том, насколько трудным оказался этот процесс, можно судить по сохранившемуся в фондах ЦВМА документу, наглядно отразившему обстановку тех суровых военных будней.

«…Материальную часть выгружали в тягчайших условиях под проливным дождём. Правда, дождь прикрывал от воздушного наблюдения. Орудия приходилось устанавливать на сооружённые наскоро сани – волокуши и тянуть по непролазной грязи тракторами и личным составом до первого укрытого места – леса. Очень трудно было устанавливать тяжёлые морские орудия в 13 и 8 т весом. Так как на позиции крана не было, то орудие, помещённое точно над местом установки, приподнималось за щит домкратами, а из-под него затем вытаскивались сани, вместо которых подкладывались клетки из шпал».

Слайд 15. Последующие два месяца, прошедшие с момента прибытия морской артиллерии и установки её в назначенных местах, для моряков были наполнены разнообразными учениями и работами по совершенствованию огневых позиций. Перед каждым орудием были сооружены проволочные заграждения и установлены минные поля.

Большое внимание уделялось и маскировке. Все морские орудия камуфлировались под различные элементы местности (большие кусты, копны сена, дома, сараи и т.д.) с широким использованием самодельных макетов на лёгких каркасах, обтянутых раскрашенной рогожей.

Слайд 16. 1 августа в оперативной сводке штаба артиллерии 24 – й армии отмечалось, что все 17 стационарных морских орудий «приняты комиссией и готовы к бою».

Слайд 17. Задача им была определена такая: прикрыть подступы к Днепру, его мосты и переправы. Линия морских батарей была растянута на 12 километров и помимо того защищала автостраду и железную дорогу из Смоленска на Москву.

Слайд 18. В июле 1941 года в Москве началось создание народного ополчения. Каждый административный район формировал свою дивизию, в которую входили жители в возрасте от 17 до 55 лет. Было сформировано 12 дивизий народного ополчения и направлены на Смоленское направление. Из этих 12 дивизий народного ополчения, девять фактически погибли на Смоленской земле. Это-1-я, 2-я, 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я, 13-я и 17-я дивизии.

Слайд 19. На земле смоленской во ржи

Пуля-дура, молча, лежит,

С головой зарылась она,

Отработала мразь сполна.

Ей-то что... Навылет прошла…

Небеса солдат вопрошал...

Боль застыла в синих глазах,

Вздох последний «мама…» сказал.


Слайд 20. На земле смоленской бои

Хлеб и души людские жгли.

Воздух был пропитан бедой,

И топтал поляны чужой.

Слайд 21. В Сталинградском районе Москвы была сформирована 2-я дивизия народного ополчения. Эта дивизия народного ополчения в октябре 1941, сражалась вместе с моряками – Балтийцами на Днепровском рубеже.

Слайд 22. В октябре 1941 года стало известно, что фронт наших войск прорван. Вязьма захвачена немцами, советские армейские  части  оказались в окружении. 

В окружении оказались и моряки-артиллеристы, расположившиеся на приднепровском рубеже. Перед  артиллеристами-моряками ставилась очень сложная задача: огнем своих батарей прикрыть отход наших войск и не только прикрыть, но и совершать огневые налеты на фашистские части, а затем взорвать станционные орудия и отойти к своим войскам. Где искать те войска?

Первый бой произошел  утром 7 октября 1941 года. Командиры немецких частей считали, что перед их войсками никаких воинских формирований быть не может, что дорога на Вязьму и далее к Москве открыта. Непрерывными лавинами шли танки, самоходки, броневики, много машин с пехотой. Враг двигался открыто, ничего не боясь. Оправившиеся после неудачи под Ельней и Смоленском, переоснащенные технически, получившие подкрепление в живой силе немецкие части всей мощью стремились к Москве.

И вдруг крутой берег  совсем небольшого в этих местах Днепра. Отсюда неожиданно и ударили  20 тяжелых скорострельных орудий. Приказ на открытие огня на уничтожение отдал командир дивизиона капитан-лейтенант А.Е. Остроухов. Этот неожиданный обстрел вызвал у врага дикое озлобление, ведь позади был проклятый Смоленск, где в двухмесячной обороне вязли  лучшие немецкие части. 7 и 8 октября фашисты бросили многочисленную авиацию на подавление позиций. Отражать налеты авиации было нечем: бесконечные бомбовые удары стирали все с лица земли. Зенитчикам пришлось отойти на новые рубежи, с немецких самолетов уже сыпались не только бомбы, но и листовки, в которых говорилось, что Красная Армия разбита, что сопротивление бесполезно, и всем, кто хочет остаться в живых, нужно сдаться в плен. «Наши части около Москвы»,- вещали тысячи этих листовок.


Слайд 23. 8 октября орудия моряков расстреляли разгружающиеся немецкие эшелоны с техникой и живой силой  на станции Дурово, что явилось полной неожиданностью для немцев. Врагу были нанесены большие потери.

Слайд 24. Моряки разгромили около двух дивизий фашистов, а в ночь с 8 на 9 октября взорвали оставшееся орудие и стали прорываться из окружения по направлению к Москве.

Нет сомнения, что потери моряков были тоже значительными. Герой Советского Союза капитан первого ранга Терковский в книге «Военные моряки в битве за Москву» пишет: Краска горела на стволах орудий, флотские артиллеристы били до последнего снаряда. Стрельба велась 24 часа  непрерывно. Были сброшены бушлаты, дымом, копотью и кровью покрылись матросские  тельняшки. Более 5 тысяч снарядов израсходовано моряками».

Слайд 25. Как бьются ребята – представить страшно!
Кидаясь в двадцатый, тридцатый бой
За каждую хату, тропинку, пашню,
За каждый бугор, что до боли свой...

И нету ни фронта уже, ни тыла,
Стволов раскаленных не остудить!
Окопы – могилы... и вновь могилы...
Измучились вдрызг, на исходе силы,
И все-таки мужества не сломить.

Звучит песня Д. Лунёва «Вечный огонь»
Слайд 27

Успех достался дорогой ценой. Из 639 краснофлотцев и командиров, оставивших 9 октября свои позиции у Днепра, через вражеские боевые порядки удалось прорваться лишь 350, остальные погибли в бою или пропали без вести.

Слайд 28. По старой дороге на запад, за Вязьмой,

В кустах по оборкам смоленских лощин,

Вы видели, сколько там наших машин,

Что осенью той, в отступленье, завязли?


Иная торчит, запрокинувшись косо,

В поломанном, втоптанном в грязь лозняке,

Как будто бы пить подползала к реке -

И не доползла. И долго в тоске,

Во тьме, под огнем буксовали колеса.

Слайд 29. Жертвы, принесенные в боях, не были напрасными. В самые трудные дни 7-14 октября, когда на пути к Москве практически никаких войск не было, именно геройская борьба в окружении частей 16,19,20,24,32 армий и группы генерала Болдина приковали к себе значительные силы группы армии «Центр», не позволив тем самым, продолжить наступление к столице СССР. Пока шли тяжелые бои под Вязьмой, пока немецкие дивизии тратили драгоценное время и силы на ликвидацию вяземского котла, советское командование смогло подтянуть резервы и встретить врага с новым упорством и стойкостью.

11 ноября 200-й ОМАД был расформирован. 35 участников боевых действий дивизиона награждены орденами Боевого Красного Знамени, в том числе пять человек – посмертно.

Слайд 30. Памятный знак был установлен в сентябре 2013 года на рубеже у реки Днепр в районе деревни Никулино, где моряки-балтийцы в грозном 1941-м стояли насмерть. На сохранившемся доте, расположенном в 200 метрах от указателя, появились мемориальные доски с профилем артиллерийских установок, громивших врага в 1941-м; увековечена память бойцов 200-го отдельного Морского артиллерийского дивизиона, многие из которых сложили голову на защите Отечества.

Слайд 31. Инициатором создания памятных знаков был краевед-любитель, дачник деревни Никулино, Альберт Иванович Бакакин. Предложение А. И. Бакакина об увековечивании памяти моряков-балтийцев, которые сражались на Сафоновской земле, было поддержано советом ветеранов, Сафоновской организацией “Боевого братства”.

Слайд 32.

Звучит песня «Нам мир завещано беречь»

(муз. Ю. Чичкова, сл. . М. Пляцковского)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!