ПРОЕКТ
«Музеи мира и мини-музеи в ДОУ как средство приобщения детей к культурно-историческим ценностям»
Тип проекта: творческий, познавательный
По количеству участников: коллективный.
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года (долгосрочный)
Участники проекта: ПДО по ИЗО, рабочий по обслуживанию здания, педагог-психолог, воспитатели старших и подготовительных групп, родители.
Автор проекта:
ПДО по ИЗО Карцева Жанна Игоревна
г. Курск
2018г.- 2020г.
Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах.
Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.
Не принято здесь громко говорить,
И строгие глядят с портретов лица,
Ты понимаешь: стоило родиться,
Чтобы узнать, как мастер мог творить.
***
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.
(С.Михалков)
Актуальность проекта:
Почему мы приняли решение создать мини-музеи в ДОУ?
Мы задались вопросом - часто ли наши дети бывают в музеях? Ответ очевиден. Причины самые разные.
Как же привлечь внимание родителей и детей к музеям?
Так возникла необходимость создания мини–музеев и в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагогов, детей. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании коллектива ДОУ, детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют их своими поделками. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагога, детей и их семей.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Мини-музеи в нашем ДОУ способствуют полноценному развитию воспитанников, расширяют представления детей о мире, приобщают к культурным и духовным ценностям.
Считаю, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные мини-музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их назвали «мини-музеями». Но в создании мини-музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Цель проекта:
Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Задачи проекта:
Собрать информацию о мини-музеях, разработать эскизы, организовать сбор экспонатов.
Способствовать вовлечению родителей и коллектива ДОУ в единое образовательное пространство.
Пополнить развивающую среду ДОУ.
Расширить кругозор дошкольников, развивать познавательные способности.
Формировать культурные, художественно-эстетические качества личности ребенка.
Предполагаемый результат:
Создание мини-музеев в ДОУ позволит:
- приобщить дошкольников к миру общечеловеческих культурных и исторических ценностей, расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
- усовершенствовать предметно-развивающую среду в ДОУ;
- поможет в усвоении детьми элементов культуры, расширит словарный запаса путём подбора картотеки к экспозициям: загадок, пословиц и поговорок, методических пособий.
- обогатит предметно – развивающую среду в ДОУ;
- повысит компетентность родителей в вопросах приобщения детей к музейной культуре.
Этапы организации работы над проектом:
Первый этап - подготовительный.
Планирование мини-музея.
Определение перспективы создания мини-музеев и разработка алгоритма по их созданию:
1) выбор темы мини-музея.
2) определение места размещения мини-музея.
3) планирование экспозиций.
4) выбор дизайна оформления мини-музея.
5) подбор экспонатов.
Поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
Второй этап – практический
Создание мини-музея.
1.Определение места размещения мини-музея, замеры.
Месторасположение мини-музея определяли с учетом пространства и психологической комфортности, безопасности деятельности.
2. Создание экспозиций.
3. Установка, оформление мини-музея.
4. Подбор экспонатов, наполнение мини-музея.
В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.
Третий этап – презентационный.
Представление мини-музея.
На этом этапе происходит презентация-открытие мини-музея.
Четвертый этап – деятельностный.
Функционирование мини-музеев.
Сначала организовано посещение мини-музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию детям – «День мини-музея», родителям можно посетить с детьми действующие музеи и выставки, в дальнейшем запланировано проведение экскурсий в мини-музей и занятий воспитателями с детьми. Экспонаты мини-музеев используются воспитателями на занятиях познавательного цикла, при организации игровой и экспериментальной деятельности.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Сентябрь 2018г.:
Информация для коллектива ДОУ о решении создания проекта «Мини-музеи». Определение состава творческой группы. Обсуждение проекта на педсовете. Коллективный просмотр презентации «Музеи мира» (ПДО по ИЗО, воспитатели, педагог-психолог). Создание эскизов и сбор информации.
Октябрь, ноябрь 2018г.
Создание первого мини-музея "Русская изба" - коллекция предметов старинного русского быта. Сбор экспонатов. Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея является возможность увидеть старинные редкие экспонаты-достопримечательности.
Составлены конспекты образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по теме «Русская изба», «Предметы народного быта».
Декабрь 2018 г.
Экскурсия в мини-музей. Знакомство детей с убранством русской избы. Рассматривание старинных предметов быта. Беседы на тему – «Русская изба», «Русская печь» и т. д.
«Заинтересованность семьи в работе по музейной педагогике» -
консультация для родителей старших и подготовительных групп.
Проведение занятий по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по теме «Русская изба», «Предметы народного быта».
Январь, февраль, март 2019г.
В дополнение к мини-музею «Русская изба» был организован «Музей хлеба».
Подготовка и создание экспонатов для организации мини-музея: муляжи хлебобулочных изделий, методический материал «Детям о хлебе», изготовление макета старинной мельницы.
Экскурсия в мини-музей. Проведение с детьми занятий по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по теме «Хлеб».
Апрель, май 2019г.
Создание мини-музея «Музей XX века» общими усилиями, преемственность в работе ДОУ и семьи - подготовлен информационный тематический материал для родителей, анкетирование по оказанию помощи в создании музея.
Сбор экспонатов для организации мини – музея «Музей XX века». Экскурсия в мини-музей.
Проведение воспитателями беседы с детьми старших групп по теме «Вещи из прошлого».
Сентябрь, октябрь, ноябрь 2019г.
Подготовка экспонатов и наглядного материала для организации мини–музея: «В гостях у сказки». Наполнение мини-музея новыми экспонатами – создание избушки на курьих ножках, бабы-Яги, баннерное панно «Сказочный город» и др.
Экскурсия в мини-музей. Проведение воспитателями недели сказок – чтение сказок, рассматривание иллюстраций, создание «книжки-малышки» с детьми. Выставка рисунков с ПДО по ИЗО «Мой любимый персонаж из сказки».
Декабрь 2019г., январь, февраль 2020г.- создание МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА «Боевой Славы». Подготовка экспонатов и наглядного материала: макет танка Т-34, «Вечный огонь», военные самолеты, роспись стен по теме музея. Включен региональный компонент – собран методический материал по теме «Курская битва» - создание «Книги памяти»: всем родителям необходимо подготовить информацию о своих родных, которые приняли участие в годы войны: на фронте или в тылу.
Торжественное открытие мини-музея, приуроченное к празднованию «Дня защитника Отечества». Экскурсия в мини-музей: воспитатели с детьми, была проведена беседа с детьми старших и подготовительных групп по теме ВОВ, просмотр презентаций.
В течение 2018-2020 учебного года были проведены:
Беседы с детьми «Что такое музей?», «Какие бывают музеи?», показ презентации «Музеи мира», «Правила поведения в музее», «Что мы видели в музее?» и т.п.
Составлены конспекты образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по темам созданных мини-музеев.
Проведены открытые занятия и утренники с использованием экспонатов из мини-музеев.
Дети рассматривали иллюстрации книг, воспитатели провели экскурсии в музей, дети посмотрели видеофильмы, мультимедийные презентации «Музеи мира», состоялись занятия и беседы по теме «Музей хлеба», «Музей народных промыслов и ремесел», «Герои Великой Отечественной войны» и т.д.
Активизировалось взаимодействие с родителями, ими была оказана посильная помощь в оснащении и пополнении экспонатами мини-музеев.
В процессе создания мини-музеев мы учитывали следующие принципы:
- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в особенности художественно-эстетической и познавательной направленности;
- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты во время занятий, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
- гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый – ребенок»;
- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
- разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
- регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, что способствует формированию чувства патриотизма.
Подводя итоги проекта хочется сказать, что нами была проведена большая и увлекательная работа. Но это еще не окончание! Интересная работа по созданию музейного пространства в нашем ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада пополняют свои экспозиции. Педагоги и воспитатели ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие пособия по тематике мини-музеев, даны рекомендации родителям о пользе посещения с детьми различных музеев и т. д.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками коллектива детского сада, воспитанников и родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Встреча с экспонатами мини-музеев в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится интересной и познавательной для детей.
Благодарю за внимание!