СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Музеи мира и мини-музеи в ДОУ как средство приобщения детей к культурно-историческим ценностям" (2018-2020)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Музеи мира и мини-музеи в ДОУ как средство приобщения детей к культурно-историческим ценностям" (2018-2020)»

ПРОЕКТ


«Музеи мира и мини-музеи в ДОУ как средство приобщения детей к культурно-историческим ценностям»



Тип проекта: творческий, познавательный

По количеству участников: коллективный.


Возраст обучающихся: 5 - 7 лет


Срок реализации: 2 года (долгосрочный)


Участники проекта: ПДО по ИЗО, рабочий по обслуживанию здания, педагог-психолог, воспитатели старших и подготовительных групп, родители.



Автор проекта:

ПДО по ИЗО Карцева Жанна Игоревна



























г. Курск

2018г.- 2020г.

Любой музей есть память о веках.

Творенья от начала мирозданья,

Любое человечества созданье

В картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг.

Открыта дверь, музей гостей встречает,

В стенах своих входящих привечает,

Лишь стоит преступить его порог.

Не принято здесь громко говорить,

И строгие глядят с портретов лица,

Ты понимаешь: стоило родиться,

Чтобы узнать, как мастер мог творить.

***

Пройдет и сто, и двести лет,

И триста лет пройдет,

Но каждый снимок и портрет

Любую вещь, любой предмет

Здесь сохранит народ.

(С.Михалков)



Актуальность проекта:

Почему мы приняли решение создать мини-музеи в ДОУ?


Мы задались вопросом - часто ли наши дети бывают в музеях? Ответ очевиден. Причины самые разные.

Как же привлечь внимание родителей и детей к музеям?

Так возникла необходимость создания мини–музеев и в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагогов, детей. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании коллектива ДОУ, детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют их своими поделками. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагога, детей и их семей.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Мини-музеи в нашем ДОУ способствуют полноценному развитию воспитанников, расширяют представления детей о мире, приобщают к культурным и духовным ценностям.

Считаю, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные мини-музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их назвали «мини-музеями». Но в создании мини-музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.


Цель проекта:


Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.


Задачи проекта:


  1. Собрать информацию о мини-музеях, разработать эскизы, организовать сбор экспонатов.

  2. Способствовать вовлечению родителей и коллектива ДОУ в единое образовательное пространство.

  3. Пополнить развивающую среду ДОУ.

  4. Расширить кругозор дошкольников, развивать познавательные способности.

  5. Формировать культурные, художественно-эстетические качества личности ребенка.



Предполагаемый результат:


Создание мини-музеев в ДОУ позволит:


- приобщить дошкольников к миру общечеловеческих культурных и исторических ценностей, расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

- усовершенствовать предметно-развивающую среду в ДОУ;

- поможет в усвоении детьми элементов культуры, расширит словарный запаса путём подбора картотеки к экспозициям: загадок, пословиц и поговорок, методических пособий.

- обогатит предметно – развивающую среду в ДОУ;

- повысит компетентность родителей в вопросах приобщения детей к музейной культуре.



Этапы организации работы над проектом:


Первый этап - подготовительный.

Планирование мини-музея.

Определение перспективы создания мини-музеев и разработка алгоритма по их созданию:

1) выбор темы мини-музея.

2) определение места размещения мини-музея.

3) планирование экспозиций.

4) выбор дизайна оформления мини-музея.

5) подбор экспонатов.

Поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.


Второй этап – практический

Создание мини-музея.

1.Определение места размещения мини-музея, замеры.

Месторасположение мини-музея определяли с учетом пространства и психологической комфортности, безопасности деятельности.

2. Создание экспозиций.

3. Установка, оформление мини-музея.

4. Подбор экспонатов, наполнение мини-музея.

В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.


Третий этап – презентационный.

Представление мини-музея.

На этом этапе происходит презентация-открытие мини-музея.


Четвертый этап – деятельностный.

Функционирование мини-музеев.

Сначала организовано посещение мини-музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию детям – «День мини-музея», родителям можно посетить с детьми действующие музеи и выставки, в дальнейшем запланировано проведение экскурсий в мини-музей и занятий воспитателями с детьми. Экспонаты мини-музеев используются воспитателями на занятиях познавательного цикла, при организации игровой и экспериментальной деятельности.


РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА


Сентябрь 2018г.:

Информация для коллектива ДОУ о решении создания проекта «Мини-музеи». Определение состава творческой группы. Обсуждение проекта на педсовете. Коллективный просмотр презентации «Музеи мира» (ПДО по ИЗО, воспитатели, педагог-психолог). Создание эскизов и сбор информации.


Октябрь, ноябрь 2018г.

Создание первого мини-музея "Русская изба" - коллекция предметов старинного русского быта. Сбор экспонатов. Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея является возможность увидеть старинные редкие экспонаты-достопримечательности.

Составлены конспекты образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по теме «Русская изба», «Предметы народного быта».






Декабрь 2018 г.

Экскурсия в мини-музей. Знакомство детей с убранством русской избы. Рассматривание старинных предметов быта. Беседы на тему – «Русская изба», «Русская печь» и т. д.

«Заинтересованность семьи в работе по музейной педагогике» -

консультация для родителей старших и подготовительных групп.

Проведение занятий по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по теме «Русская изба», «Предметы народного быта».



Январь, февраль, март 2019г.

В дополнение к мини-музею «Русская изба» был организован «Музей хлеба».

Подготовка и создание экспонатов для организации мини-музея: муляжи хлебобулочных изделий, методический материал «Детям о хлебе», изготовление макета старинной мельницы.

Экскурсия в мини-музей. Проведение с детьми занятий по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по теме «Хлеб».




Апрель, май 2019г.

Создание мини-музея «Музей XX века» общими усилиями, преемственность в работе ДОУ и семьи - подготовлен информационный тематический материал для родителей, анкетирование по оказанию помощи в создании музея.

Сбор экспонатов для организации мини – музея «Музей XX века». Экскурсия в мини-музей.

Проведение воспитателями беседы с детьми старших групп по теме «Вещи из прошлого».




Сентябрь, октябрь, ноябрь 2019г.

Подготовка экспонатов и наглядного материала для организации мини–музея: «В гостях у сказки». Наполнение мини-музея новыми экспонатами – создание избушки на курьих ножках, бабы-Яги, баннерное панно «Сказочный город» и др.

Экскурсия в мини-музей. Проведение воспитателями недели сказок – чтение сказок, рассматривание иллюстраций, создание «книжки-малышки» с детьми. Выставка рисунков с ПДО по ИЗО «Мой любимый персонаж из сказки».





Декабрь 2019г., январь, февраль 2020г.- создание МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА «Боевой Славы». Подготовка экспонатов и наглядного материала: макет танка Т-34, «Вечный огонь», военные самолеты, роспись стен по теме музея. Включен региональный компонент – собран методический материал по теме «Курская битва» - создание «Книги памяти»: всем родителям необходимо подготовить информацию о своих родных, которые приняли участие в годы войны: на фронте или в тылу.

Торжественное открытие мини-музея, приуроченное к празднованию «Дня защитника Отечества». Экскурсия в мини-музей: воспитатели с детьми, была проведена беседа с детьми старших и подготовительных групп по теме ВОВ, просмотр презентаций.







В течение 2018-2020 учебного года были проведены:

Беседы с детьми «Что такое музей?», «Какие бывают музеи?», показ презентации «Музеи мира», «Правила поведения в музее», «Что мы видели в музее?» и т.п.

Составлены конспекты образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по темам созданных мини-музеев.

Проведены открытые занятия и утренники с использованием экспонатов из мини-музеев.

Дети рассматривали иллюстрации книг, воспитатели провели экскурсии в музей, дети посмотрели видеофильмы, мультимедийные презентации «Музеи мира», состоялись занятия и беседы по теме «Музей хлеба», «Музей народных промыслов и ремесел», «Герои Великой Отечественной войны» и т.д.

Активизировалось взаимодействие с родителями, ими была оказана посильная помощь в оснащении и пополнении экспонатами мини-музеев.


В процессе создания мини-музеев мы учитывали следующие принципы:


- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в особенности художественно-эстетической и познавательной направленности;

- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты во время занятий, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

- гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый – ребенок»;

- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

- разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

- регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, что способствует формированию чувства патриотизма.


Подводя итоги проекта хочется сказать, что нами была проведена большая и увлекательная работа. Но это еще не окончание! Интересная работа по созданию музейного пространства в нашем ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада пополняют свои экспозиции. Педагоги и воспитатели ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие пособия по тематике мини-музеев, даны рекомендации родителям о пользе посещения с детьми различных музеев и т. д.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками коллектива детского сада, воспитанников и родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Встреча с экспонатами мини-музеев в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится интересной и познавательной для детей.


Благодарю за внимание!