Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Солнышко» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«КАЛЕЙДОСКОП ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ»
Руководитель проекта:
Ярыгина С. А.
Музыкальный руководитель
г. Кувандык
2019 г.
«Музыка — это язык души;
это область чувств и настроений;
это – в звуках выраженная жизнь души»
А. Н. Серов
Как возник проект?
В процессе музыкальной деятельности, знакомя детей с выразительной силой музыки, я часто использовала слова «эмоции», «настроение», «чувства», «эмоциональная сфера». И однажды задала себе вопрос: «А знают ли дети, что такое «эмоции?» Так родилась тема нашего проекта, в котором ребята захотели найти ответы на вопросы «Что такое эмоции?», «Какие бывают эмоции?», а также познакомиться с музыкой, которая рассказывает о нюансах настроения и чувствах.
Условия для возникновения проекта.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Но, к сожалению, в наше время взрослые направляют все свои усилия в первую очередь, на развитие интеллектуальной сферы ребёнка, забывая о его эмоциональном развитии и не задумываясь, о том, что обеднённая эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальных способностей ребёнка.
Актуальность.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Плохо развитая эмоционально - волевая сфера дошкольников всё чаще привлекает внимание педагогов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.
В современном мире основу эмоциональных переживаний дошкольника составляют отношения с родителями, сверстниками, а также телевидение, компьютерные игры, которые, к сожалению, оказывают негативное влияние. Нынешние дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В современном мире, музыка и искусство целенаправленно изолируется от общества, занижена их роль в воспитательном процессе.
Отсюда можно сделать вывод, что такие эмоциональные переживания носят негативный характер, это может привести к тому, что у ребенка выработается пессимистический взгляд на жизнь, что очень мешает саморазвитию в будущем.
«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, - отмечал
В. Сухомлинский, - важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения.
Я убеждён, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры».
Тип проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (апрель – май 2019 г.)
Цель взрослого при работе над проектом.
Воздействие на эмоционально – чувственную сферу ребенка для развития музыкальных и творческих способности детей.
Задачи:
• воспитывать у дошкольников любовь и интерес к музыке;
• развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, широко использовать воспитательное воздействие музыки;
• развивать способности воспитанников общаться с помощью пантомимы, мимики, жестов, интонации;
• вырабатывать умение распознавать настроение других, развитие эмпатии;
• развивать коммуникативные способности, воспитывать желание и умение сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях.
Цель детей.
Ознакомление с различными видами эмоций, которые могут передавать характер и настроение человека.
Задачи:
• узнать, что такое эмоции;
• познакомиться с видами эмоций;
• научиться различать положительные и отрицательные эмоции;
• понимать, как влияет музыка на настроение и чувства людей;
• научиться передавать с помощью пантомимы, мимики, выразительных жестов и интонации музыкальный образ.
Гипотеза.
Развитие эмоционально - чувственной сферы влияет на развитие музыкальных и творческих способностей детей.
Инновационная направленность.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя технологии развития эмоционально – личностных особенностей детей. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств детей будет способствовать развитию творческого потенциала личности ребенка, понимаемого, как развитие уникальности, формированию привычки жить в гармонии с самим собой, с другими людьми и окружающим миром.
Степень распространенности.
Представление проекта в МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области».
Публикация на личной странице сайта «Мультиурок».
Адресная направленность.
Данный проект будет полезен как музыкальным руководителям, так и творчески работающим воспитателям, и направлен на развитие эмоциональной сферы дошкольников, развитие способности общаться с помощью пантомимы, мимики, жестов, умения распознавать настроение других, развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать, творчески проявлять себя в разных видах деятельности.
Система работы по развитию эмоционально – личностной сферы ребенка может быть использована в образовательном процессе всех педагогов дошкольного учреждения.
Методы и приемы исследования.
Слушание музыкальных произведений, беседа, передача разных музыкальных образов в рисунке, рассматривание иллюстраций, наблюдение, изготовление пособий и атрибутов, анализ и обобщение результатов.
Модель реализации проекта.
1.
Создание предметной среды.
6.
Анализ
результа-
тов
2.
Взаимодействие с педаго-
гами
Проект
«Калейдоскоп эмоций и чувств»
3.
Работа с детьми
5. Взаимодействие с социумом
4.
Взаимодейст-вие с родителя-
ми
Ход проектной деятельности:
1. Сбор информации
Во время сбора информации мы обратились к нескольким толковым словарям для уточнения значения слова «Эмоция». Из них мы узнали, что:
эмоция – это душевное переживание, волнение, чувство, часто сопровождаемое какими-нибудь выразительными движениями.
(Толковый словарик школьника Ушаковой, стр. 92)
эмоция – это душевное переживание, чувство.
(Электронный словарь Ожегова, http://www.mirslovozhegova.ru/show_termin/85150/)
Мы также узнали, что эмоции помогают нам видеть мир во всех его красках. Через эмоции человек выражает свои чувства, ощущения.
Существует одиннадцать основных эмоций человека: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе (страдание), стыд, интерес (волнение), вина, смущение. Это положительные и отрицательные эмоции.
2. Эмоции в музыкальных произведениях.
В ходе проектной деятельности мы познакомились с каждым видом эмоций более подробно. Познакомились с музыкальными произведениями, которые выражают настроение, чувства и характер людей, а также образы природы.
3. Эмоции в театральной деятельности.
Большой интерес у нас вызвали театрализованные этюды и игры - драматизации, благодаря которым, мы узнали, какие выразительные жесты и мимика соответствуют той или иной эмоции.
Провели театрализованную игру «Теремок», где образы персонажей озвучивали с помощью музыкальных инструментов.
4. Изобразительное творчество.
Мы узнали, что настроение можно выразить не только музыкой, мимикой или словами, а еще можно нарисовать. Каждому настроению соответствует свой цвет. Слушая музыкальные произведения, мы рисовали, стараясь цветом показать, какое настроение выражает наш рисунок.
5. Экспериментальная деятельность.
Чтобы ответить на вопрос «Какие эмоции нам помогают дружить?», мы решили провести эксперимент. Используя различные эмоции, мы попытались подружиться с ребятами подготовительной группы.
Эксперимент показал, что положительные эмоции (радость, интерес, сочувствие) помогают быстро найти друзей, а отрицательные эмоции (гнев, злость, презрение, отвращение, упрямство) делают нас неприятными и не интересными для окружающих.
6. Танцевальное творчество.
Свои эмоции и чувства от прослушанных произведений мы старались передать в танце, который, так же, как и музыка, и художественное творчество может нам рассказать о настроении человека.
Воспитанники второй старшей группы участвовали в постановке танца «Ангел летит» для выступления на ежегодном творческом фестивале «Весёлые нотки».
Результаты:
Мы узнали о существовании различных эмоций, которые могут передавать характер и настроение человека.
Мы изучили каждую эмоцию, и определили, какая из них является положительной и отрицательной.
Мы познакомились с музыкальными произведениями, выражающими настроение и чувства людей.
Мы исследовали влияние эмоций на общение между людьми.
Мы научились передавать с помощью пантомимы, мимики, выразительных жестов и интонаций музыкальный образ.
Мы изготовили атрибуты (пиктограммы) к игре для развития эмоций.
Продукты проекта.
Аудиопапка с музыкальными произведениями для слушания музыки, рассказывающей о чувствах и настроениях.
Картотека игр на развитие эмоций.
Выставка рисунков «Музыка и настроение».
Открытое занятие с детьми II старшей группы «Чувства и настроение в музыке»
Заключение.
В ходе проектной деятельности воспитанники узнали о разнообразии эмоций, усвоили, насколько эмоции важны в жизни человека, что знание эмоций помогает лучше понимать окружающий нас мир и людей в нем.
При прослушивании классической музыки воспитанники научились чувствовать, сопереживать и понимать настроение музыки, расширились их знания о ней.
Эта деятельность дала возможность самостоятельно узнавать что-то новое и интересное, используя индивидуальные творческие способности, знания, а также показать публично достигнутый результат.
Перспектива.
Эта тема мне показалась очень интересной и многогранной. В ходе работы над одним проектом осветить её довольно сложно. И поэтому, считаю возможным продолжить изучать данную тему дальше для того, чтобы узнать, какие эмоции и чувства могут скрываться в музыкальных спектаклях и сказках, как эмоции и чувства помогают нам развивать свой внутренний мир.
Так как проект был краткосрочным, мы можем видеть лишь начало результатов работы, и планируя деятельность в дальнейшем, есть необходимость продолжить творческие поиски в данном направлении, а также шире привлечь родителей в совместную деятельность.
Информационные ресурсы.
Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: АйрисПресс, 2004-160с.
Запорожец А.В., Неверович А.Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1986-172с.
Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста и пути ее развития и коррекции в условиях системы дошкольного воспитания. /сост. Ораничева Л.И. -Комсомольск на Амуре: Изд-во пед. университета, 2003-83с.
Чуковский К.И. Сказки Корнея Чуковского. Изд-во Оникс, 2008 год.
Ильина М.В. Чувствуем – познаём – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоциональной сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.