СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Музыкальные инструменты из природных материалов"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Проекте рассматривается разнообразие необычных музыкальных инструментов, изготовленных из природных материалов: стеблей растений, их семян, кожуры и т.д., а также описывается алгоритм изготовления рейнстика и мараков, и даются рекомендации по их изготовлению.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Музыкальные инструменты из природных материалов"»

Региональная научно-исследовательская конференция

Направление: Гуманитарное




«Музыкальные инструменты из природных материалов»











Работу выполнила:

Гончарова Мария Александровна,

ученица 9 класса, учащаяся т/о «Юный исследователь» МБУ ДО СЮН

Руководитель:

Гундарева Анна Викторовна,

педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮН








Новокузнецк, 2019



Оглавление:

Введение: 3

I. Обзор литературы 4

1.1 Музыкальный инструмент, как объект проектирования 4

1.2 Необычные инструменты 4

1.3 Другие музыкальные инструменты из природного материала 6

III. Результаты и их обсуждения 10

Выводы…………………………………………………………...……………11

Заключение……………………………………………………………………………...…12 список литературы………………………………………………………13

Приложение………………………………………………………………….14
























Введение

В нашем мире много удивительных инструментов, изготовленных из природных материалов. Такие инструменты притягивают внимание к своему особенному звучанию, и заставляют задуматься, почему именно такой звук извлекается исполнителем. Люди даже не догадываются, какие необычные инструменты существуют в нашем мире, и какую историю они имеют. Мне бы хотелось изучить существующие уникальные музыкальные инструменты и на основе этих знаний создать аналоговые музыкальные инструменты из доступных природных материалов.

Цель моего проекта: Изучение существующих необычных музыкальных инструментов из природных материалов и создание аналоговых музыкальных инструментов из доступных природных материалов.

Задачи:

1. Собрать и систематизировать информацию о необычных музыкальных инструментах, изготовленных из природного материала и имеющих необычное звучание;

2. Создать музыкальные инструменты на основе полученных знаний (по аналогии) из доступных природных материалов;

3. Апробировать инструменты и проанализировать работу.

В работе использованы материалы растительного происхождения: засохшие стволы борщевика, плоды и семена растений, засохшие корочки апельсина, а также вспомогательный материал: зубочистки, нитки, перья, воск свечи, клей.

Методы: Анализ информационных источников, проектирование, апробация, анализ деятельности.

Объект исследования: Удивительные инструменты природного звучания.

Предмет исследования: Структура, состав и алгоритм изготовления музыкальных инструментов из природных материалов.









I. Обзор литературы 1.1 Музыкальный инструмент, как объект проектирования

Различные люди представляют теорию о музыкальных инструментах по-разному. Для деятелей искусства это способ выражения чувств и эмоций с помощью передачи превосходной мелодии. Для деятелей науки, это лишь преобразование звуковых колебаний. Для многих людей это просто повод для восхищения и вдохновения.

Я считаю, что музыкальный инструмент это предмет, который создан для переживания эмоций, которые нельзя передать словами, но при этом, как и все вокруг, эта прекрасная область жизни человека, подчиняется законам физики и вполне объяснимы ритмы, высота звука и тембр инструмента.

Так же я думаю, что музыкальным инструментом можно назвать любой предмет, с помощью которого можно создать мелодию или необычный шум, который будет увлекать вас и заставлять восхищаться.

Если окунуться далеко в историю музыкальных инструментов, то мы узнаем, что самые древние музыкальные инструменты это дудки и пищалки которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита найдены на территории Венгрии и Молдавии.

В глубокой древности люди не только умели делать музыкальные инструменты и сочинять музыку, записывали ее нотными знаками на глиняных табличках.

Самая древняя нотная запись, дошедшая до наших дней, относится к XVIII веку до нашей эры.

Глиняная табличка с нотной записью найдена при раскопках шумерского города Ниппура

Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия.

Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки.

Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты.

Итак, музыкальный инструмент — обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

1.2 Необычные инструменты

1. «Рейнстик» (Приложение, рис 1) - музыкальный инструмент древних племен, изобретенный в Чили или Перу, используется, как культовый инструмент для вызова дождя.

Традиционный рейнстик делается из высушенного ствола кактуса. В современности эти инструменты используют при исполнении фолк, этнической, джаз музыки.

С давних пор, пытаясь обрести власть над дождем и научиться управлять этой небесной стихией, люди придумывали различные приспособления. экзотический древний инструмент, известный также под названиями «флейта дождя», «водопад», «шум дождя», «палочка дождя». Этот инструмент с давних пор использовали шаманы Южной и Северной Америки, Африки, Индонезии для управления дождевой стихией и грозовыми тучами.

Посох дождя превосходно имитирует звук падающего дождя, создавая эффект переливания воды или журчания ручья.

Перегородки выполнены в форме спирали, а материалом для них могут быть шипы растений, булавки, зубочистки и т.п. Перевернув посох дождя вертикально, его содержимое сквозь спиральное препятствие пересыпается к противоположному концу, издавая звук, напоминающий шумы дождя. При этом звуком инструмента можно с легкостью управлять, изменяя скорость переворачивания или угол наклона. Длина посоха может быть разной, но для удобства использования в повседневной жизни она варьируется в пределах от 25 до 70 сантиметров.

В России для изготовления посоха дождя традиционно используют стебли борщевика, перезимовавшие суровую зиму, а в качестве перегородок используют обыкновенные зубочистки. В наше время уже редко кто использует посох дождя по его прямому назначению – для управления небесной стихией, но зато у рейнстика появились дополнительные функции. Об его использовании в современной музыке мы уже говорили, но еще «флейта дождя» служит оберегом. Звуки дождя и незначительные вибрации, издаваемые рейнстиком, благотворно сказываются на нервной системе человека и уравновешивают его эмоциональное состояние.


2. «Маракасы» (Приложение 1, рис. 2) древнейший ударно – шумовой инструмент жителей Антильских островов, издают шуршащий звук при потряхивании

Изначально для изготовления маракас использовались высушенные плоды.

Известно, что инструменты сходные с индейскими мураками существовали у африканского народа, они имели различные инструменты, наполненные семенами, землей и другими материалами, они использовались для медитации и обрядов.

Маракас-древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.

Первоначально для изготовления маракас использовались высушенные плоды горлянкового дерева.

Горлянковое дерево — это небольшое вечнозелёное растение, крупные плоды игуэро, покрытые очень твёрдой зелёной оболочкой и достигающие 35 см в диаметре, индейцы употребляли для изготовления как музыкальных инструментов, так и посуды — калебас различной формы, что достигалось искусной шнуровкой ещё молодых плодов.

Для изготовления марак использовались плоды небольшого размера правильной округлой формы. После удаления мякоти через два просверленных в корпусе отверстия и сушки плода внутрь насыпали мелкую гальку или семена растений, количество которых в любой паре марак различно, что обеспечивает каждому инструменту неповторимо индивидуальное звучание. На последней стадии к полученной шарообразной погремушке приделывали ручку, после чего инструмент был готов.

Известно, что инструменты, сходные с индейскими мараками, существовали и у африканского народа йоруба. Они изготавливались из тыкв-горлянок. Неудивительно поэтому, что мараки столь легко были усвоены африканскими невольниками, привезёнными на Кубу, значительная часть которых принадлежала именно к народности йоруба.

В современный симфонический оркестр мараки ввел Прокофьев в балете Ромео и Джульетта и кантате Александр Невский.

Сейчас помимо плодов тыквы и игуэро маракасы изготовливают из орехов кокоса, ивовых прутьев, кожи, а иногда и пластмассы.

Маракасы считаются одним из символов танцевальной латиноамериканской музыки. Ча-ча-ча, сальса, сон, меренге, мамбо, хоропо, самба, босса-нова и множество других: без маракас невозможно представить ни один музыкальный стиль или латиноамериканский ансамбль!

Играть на мараках просто: для извлечения звука достаточно его немного встряхнуть, либо ударить по нему. Как правило, играющий на мараках, использует именно пару инструментов, держа по одному в каждой руке.


3. «Бубен» (Приложение, рис. 2)

Бубен — Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на нем телячьей или ослиной кожей. В отверстия, прорезанные по окружности обруча, нанизаны тонкие звенящие металлические пластинки, по краям же его прикрепляются бубенчики, то есть металлические шарики с дробью. Для извлечения звука проводят по коже пальцем или ударяют по ней кистью руки. Б. употребляется, как сопровождающий инструмент при передаче народных или военных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Это не просто обычный музыкальный инструмент, а средство для вызывания духов и путешествия в параллельные миры. По древним верованиям, на бубне, как на коне, шаман может попасть в верхний мир, где живут добрые духи, или же посетить нижний мир – обиталище злых духов – используя этот инструмент, как лодку для того, чтобы переплыть через подземную реку.

1.3 Другие музыкальные инструменты из природного материала

Существует очень много музыкальных инструментов, созданных из природных материалов, но за основу мы взяли лишь три, со временем мы ходим дополнить этот список, о других инструментах мы расскажем менее подробно.


4. «Губная арфа»

Губная арфа, которая также известная как еврейская арфа — щипковый инструмент, состоящий из прута с тонким язычком из тростника или бамбука.

Инструмент зажимают между зубами и играют на язычке пальцами, а звук можно изменить с помощью движений рта. Впервые о похожем на губную арфу инструменте можно найти в Китае в рукописях 4 века, но его более современный металлический вариант, используемый многими европейскими и азиатскими культурами, как полагают, появился в 13 веке.

Губную арфу использовали в течение многих веков в шаманских ритуалах и заклинаниях монгольские и сибирские племенные народы, чтобы вызвать транс и излечить болезнь.

Её также использовали для духовного исцеления и связи с миром природы в других местах, таких как Малайзия и Индонезия, где её звук помогал общаться с птицами, насекомыми и лягушками дождевого леса, лечил меланхолию и печаль и помогал скоротать свободное время.


5. «Диджериду». (Приложение, рис. 4)

Диджериду - длинный, деревянный, подобный трубе горн

Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1—3 метра, сердцевина которого выедена термитами, мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.

Остается лишь отыскать заготовки, и диджериду почти готов, только немного доделать, украсить. Не всякому аборигену удается найти заготовку, так как для поиска , как говорят, нужно обладать особенным состоянием сознания.

Диджериду изготавливают ещё из бамбука. Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.

На нём играют, дуя в один конец трубы и создавая низкий, жуткий, гармоничный звук. Опытные музыканты используют различные методы дыхания, чтобы поддержать звук более 45 минут.

Говорят, что инструмент воплощает голос самой Земли, и он долго сопровождал церемонии с танцами и песнями, символизируя их связь с природой и невидимой духовной сферой. Согласно исконной традиции, понимающие звуки инструмента природа и животные создают общее сознание между людьми и Землёй. Диджериду (Didgeridoo) – европейско-американское название духового обертонного музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её

голоса можно получать различные варианты мелодического звучания: от рокота до имитации голосов зверей и птиц.

Используя язык, губы и варьируя силу выдоха, можно значительно изменять тембр звука.


7. «Барабаны»

Барабаны среди самых старых и самых интересных музыкальных инструментов, присутствуют почти во всех древних культурах. Простые инструменты изготавливают из древесины, металла или кожи и играют на них с помощью палочек или рук. Барабаны использовались в течение десятков тысяч лет в молитвенных ритуалах, во время воин, для коммуникации и танцев.

В древней Месопотамии, более 8000 лет назад, барабаны использовали для создания священных звуков во время племенных встреч, церемоний и сражений. Кроме того, в различных частях Африки "говорящие барабаны" использовали в качестве коммуникационных инструментов, создавая музыку, которая могла путешествовать на большие расстояния между деревнями и через обширные равнины.

Люди, играющие на этих барабанах, использовали различные методы, чтобы подражать человеческому голосу, создавая звуки, которые соответствовали словам и фразам. Эту альтернативную форму речи часто использовали в ритуалах, где звуки, созданные определёнными барабанами, представляли собой различных богов.


8.«Авлос»

Язычковый инструмент, пара отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости, позже из металла. Каждая из трубок имела с 3-5 (позднее более) пальцевых отверстий. Существовало несколько разновидностей авлосов, из которых известны такие названия как бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим. Авлос широко использовался для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время погребальных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов, а также в театре.

Например, спартанское или македонское войска двигалось в бою под звуки парных авлосов.


9.«Флейта Пана»

Многоствольная флейта, в конструкции которой было несколько скреплённых между собой трубок из бамбука. Согласно мифу её создал страстно влюблённый в нимфу Сирингу бог лесов Пан. Убегая от Пана, Сиринга просила сестёр превратить её в тростник, Пан же сделал из этого тростника многоствольную флейту, которая стала его любимым инструментом.

Предшественником современных медных духовых можно считать длинный рог, прямой или закрученный спиралью, с расширяющимся раструбом в конце. Звучал во время ритуальных церемоний и на поле боя.


10.«Ксилофон Гузикова»

Ксилофон имеет древнее происхождение - простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века: Арнольт Шлик в трактате о музыкальных инструментах упоминает подобный инструмент. Ксилофон был достаточно примитивным инструментом, состоявшим из примерно двух десятков деревянных брусков, связывавшихся в цепочку и для игры раскладывавшихся на ровной поверхности. Удобство переноски такого инструмента привлекало к нему внимание бродячих музыкантов.

На современном ксилофоне бруски расположены в два ряда наподобие клавиш фортепиано, снабжены резонаторами в виде жестяных трубок и размещены на специальном столике-стенде для удобства передвижения.


11. «Клаве»

Простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения: две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Музыкант держит одну из палочек в руке таким образом, чтобы ладонь образовывала своего рода резонатор, а другой палочкой наносит по первой ритмичные удары, извлекая чёткие звуки высокого тона.


12. «Флейта»

Костяная флейта эпохи палеолита, древнейшей формой флейты является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 — 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом, флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов.


13. «Клюка»

Калюка - духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью продольной обертоновой флейты, поскольку во время исполнения игры на этом музыкальном инструменте выдувают натуральные обертоны. Представляет собой полый цилиндр со специальными отверстиями, изготовленный из стебля татарника колючего или некоторых других растений.




III. Результаты и их обсуждения

Рейнстик

Я сделала два музыкальных инструмента: 1) рейнстик - из высохших прошлогодних стволов борщевика, который можно легко найти в окрестностях нашего города, с добавлением гречневой крупы; 2) рейнстик - с добавлением манной крупы- он уже по диаметру.

Для начала наметила рисунок из точек с наружной стороны по всей длине трубки. Эти точки обозначают места расположения отверстий под перегородки, которые я вставила в трубку. (Приложение, рис. 7) Точки нанесены по спирали обвивающей трубку, такой узор создает достаточно препятствий для наполнителя, который будут перемещаться внутри трубки и создавать шелестящий звук от ударов о перегородки и удлинят ход крупе по стволу.

Для того чтобы определится со звуком, я взяла разные крупы (гречка, манная крупа). В итоге наполнителем послужила смесь риса, манки, гречки и круглого перца. (Приложение, рис. 8)

Сколько нужно крупы для гармоничного шуршания определила эмпирическим путем. Рекомендуют заполнять трубку на 1/8 - 1/4 от всего объема, но не стоит использовать слишком много материала.

Техника игры на рейнстике крайне проста: рейнстик медленно переворачивают на 180° по вертикали, позволяя сыпучему наполнению постепенно перемещаться, создавая звуковой эффект, похожий на шум ливня. Звуком рейнстика можно управлять, меняя скорость и угол наклона, медленно вращая его вокруг оси, а также используя его как шейкер для создания ритмических рисунков.

Марак, или маракас

Для начала я подготовила основу для марака - апельсиновые корки.

Апельсин разрезала пополам, отделила от мякоти и высушила.

После сушки выбрала содержимое.

В маракасы можно засыпать разное содержимое: камни, апельсиновые корки, гречневую крупу или манную и получить разные звуки. засыпать содержимого: примерно 1/3 объема .











Выводы

В результате работы я пришла к следующим выводам:

Необычные свойства растений помогли мне в этой работе создать свои музыкальный инструменты: рейнстики из борщевика и маракас из апельсина.

Полученные знания при анализе литературы расширили мое представление о давних самодельных инструментах, сделанных из природных материалов.

Ошибок, возникших при создании инструмента - рейнстика в следующий раз можно избежать, если учесть некоторые моменты работы:

1. Резать основу нужно очень аккуратно потому, что можно испортить и разломать весь стержень.

2. Не следует, не наметив рисунка – спирали, вставлять в ствол борщевика зубочистки, тем самым портить структуру инструмента.

3. Перед тем как закупорить инструмент необходимо убедиться, что семена не застревают и плавно перетекают. Объем зерна - 1:4 всего инструмента.

4. В процессе работы нужно учитывать точный размер основы инструмента, чтобы избежать нежелательных трещин и неровности стекания зерен по поверхности.

5. При большем диаметре инструмента семена не будут застревать, и звук будет более продолжительным и звонким.

7. По структуре нужно выбирать объемные и не сглаженные семена, чтобы звук был более ярким и насыщенным.

Было создано два инструмента с разным наполнением: из смеси круп: риса, манки и гречки и из манки.

С добавлением смеси звук оказался более глухим и походил на «звук дождя», а тот, что был сделан из манки, напоминал нам звук песка, мы назвали его « звук перетекания часов».

Был создан еще один интересный инструмент из природного материала - маракас, или марак.

При изготовлении маракасов стоит учесть следующие моменты:

1. Резать основу нужно очень аккуратно потому, что можно испортить и разломать корку.

2. Не стоит украшать красками инструмент, ведь он выглядит необычно и красиво без не нужных дополнений потому, что структура инструмента натуральна.

3. Перед тем как закупорить инструмент убедитесь, что семена не тесно расположены друг к другу. Это значит, что 2:3 инструмента должны оставаться свободными.

Звуки, издаваемые созданными инструментами, очень напоминает музыку природы – музыку дождя, песков и уравновешивают его эмоциональное состояние.

Заключение


Работа оказалась очень интересной и увлекательной! К тому же она имеет практическое применение, теперь я могу медитировать под музыку дождя или играть на мараках на праздниках, поддерживать танцевальный ритм, и не смотря на то, что я живу в городе, находиться чуть ближе к природе.











































Список литературы:


1. Аудиотеатр. Рейнстик. Технология изготовления и примеры звучания. Режим доступа: http://www.ateatr.pro/txt/stor-hm-rain_stick.htm

2. Купинский К.М. Школа игры на ударных инструментах - Москва - Музыка2000 г. - 208 с. 

3. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. 1 год обучения. М. Шорникова, 2007;

4. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 5).

5. Этнический и музыкальный клуб. Режим доступа: http://www.melma.ru






































Приложение

Рис.1 «Рейнстик» Рис 2. «Маракас»

















Рис.3 «Бубен» Рис. 4 «Диджериду»



Рис. 5 - 8 «Создание рейнстика»






























13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!