СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Мы и космос"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие связной монологической и диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи через активизацию их творческого потенциала. Актуализация словарного запаса по теме «Космос».

Просмотр содержимого документа
«Проект "Мы и космос"»


М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 4" города Смоленска

(МБДОУ «Детский сад № 4»)









Педагогический проект

по развитию речи

«Мы и космос»

(групповой, творческий, краткосрочный,

для детей старшего дошкольного возраста)



Учитель – логопед МБДОУ

Первой категории

Денисова Виктория Александровна







Смоленск



Актуальность.

«Детство- это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

В.В. Сухомлинский

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизвестному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему  узнавать новую, интересную информацию про космос? Проект «Мы и космос» позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств, нравственных ценностей.


Педагогическая проблема.

Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей, замена их материальными ценностями, замена живого общения виртуальными играми сказывается на воспитании ребенка. У детей снижена познавательная активность, искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, происходит утрата нравственных и социальных ценностей, теряется уважение к истории, к её героям. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. 2021 год – юбилейный год для Российской космонавтики. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности, развивать лексический словарь.


Цель проекта.

Развитие связной монологической и диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи через активизацию их творческого потенциала. Актуализация словарного запаса по теме «Космос».  Формирование активной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной  личности  в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы  «Космос», развитие мелкой моторики.


Задачи.

Образовательные:

- формировать у детей представления и знания о космосе;

- способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека в изучении космического пространства;

- создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей.


Коррекционно-развивающие:

-обогащать и активизировать словарный запас по теме «Космос»;

- развивать связную речь;

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, познавательно-творческие способности детей, внимание, память, мышление.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к родине, чувство гордости за достижения страны в области освоения космоса, чувство патриотизма.

Участники проекта: дети, логопед, родители.

Тип проекта: творческий, информационный, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный. Срок реализации – 1 месяц

(12 марта -12 апреля 2020-2021 учебный год).

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

-сформировать у детей первичные представления о космическом пространстве, о роли человека в изучении космоса; эмоциональное ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса;

- обогатить активный предметный словарь, словарь прилагательных, глаголов по теме проекта;

-развивать творческую активность детей, воспитать патриотические чувства, желание быть сильным и выносливым.



Новизна

Новизна проекта заключается в том, что в нём представлены новые подходы (игровые методы) в формировании у детей представлений о космосе.

Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит в том, что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.


Основная часть


Этапы реализации проекта «Удивительный космос»:


Первый этап:  Подготовительный, выявляющий первоначальные знаний детей, разработка системы занятий, подбор разнообразных материалов, оформление логопедического кабинета по теме проекта. 

Второй этап:  реализация содержания проекта.

Третий этап: подведение итогов, анализ результатов.


1 этап – подготовительный

1. Раскрытие начальных знаний детей о космосе.

2. Подготовка презентаций о космосе, солнечной системе, космонавтах.

3. Подготовка космической музыки.

4. Подбор фото - коллекции на тему «Космос».                                        

5. Подбор рассказов, стихов, загадок о космосе, ракете, звёздах.                 

6. Подбор материалов для реализации продуктивной деятельности.


2 этап – основной

Беседы с использованием презентаций.

1. «Неизвестная Вселенная»

Цель: сформировать у детей понятие «космос», «Вселенная», ввести понятия «звезды», «галактика», объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

2. «Планеты Солнечной системы»»

Цель: объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия: спутники, кометы, планеты, метеор, орбита.

3. «Сколько звезд на небе?».

 Цель: дать детям представление о звёздах и созвездиях.

4. «Космические корабли»

Цель: рассказать о первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу, какие космические корабли, спутники летали в космос.

5.Изготовление коллективной работы «Удивительный космос».




Непосредственная образовательная деятельность:

Занятие 1

Тема: «Космос».

1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.

2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: картинка с изображением ракеты, счетные палочки для выкладывания ракеты, карточки для игр, мяч («метеорит»).

Занятие 2

Тема: «Космодром»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; первый, космический, орбитальный; осваивать, летать, запускать). Совершенствование навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки по теме «Космос», картинка В. М. Каратая «Строительство космической станции» (1   Все работы хороши. Детям о профессиях,— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), тетради  по числу детей, контейнер с карандашами, плоскостные изображения звезд с написанными на них словами и ракет, маленькие предметные картинки со звуком [р] в названиях, мяч.

Занятие 3

Тема: «Тайна красной планеты»

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными мужского и женского рода, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Магнитная доска, карточки для организационного момента, тетради «Занимаемся вместе» по числу детей, фишки, колокольчик, мяч, алгоритм для составления рассказа о профессии, картинка с изображением космонавта, картинка с изображением космического корабля на орбите Земли, плоскостные изображения звезд.


Занятие 4. 

Тема: «Путешествие к далеким планетам»

Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план. 

Задачи:

— уточнить и активизировать словарь детей по теме «Освоение космоса человеком»; словарь антонимов;

— учить детей составлять рассказы о неизученных планетах и их жителях по опорному картинному плану;

— упражнять детей в подборе слов-определений к каждой планете;

— развивать внимание, память детей;

— развивать произвольное внимание, логическое мышление и фантазию детей.

Оборудование: картинки с изображениями планет Солнечной системы, звездного неба, видов из космоса, портрет Ю.А. Гагарина, три конверта с лежащими в них изображениями неизведанных планет, опорный картинный план; «космическая музыка» (на выбор логопеда), мяч, магнитно-маркерная доска.


Физкультминутки:

«Ждут нас быстрые ракеты»

«Космическая эстафета»       

«Ракетодром»

«Невесомость»                                                                                                              

«Солнце – чемпион».


Сюжетно-ролевые игры:

«Космическое путешествие».

Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Развитие фонематического слуха  "Галактическое собрание" 

Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:

ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;

ПА–НА–РА–КА–ДА.

В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение.

Дидактические игры:

- «Восстанови порядок в солнечной системе»

- «Найди лишнее» 

- «Подбери созвездие».

- «Найди недостающую ракету»

- «Добавь словечко»

-«Куда летят ракеты»


Третий этап – заключительный:

Развлечение «Как? Зачем? Почему?»

Задачи:

1.Познавательное развитие: познакомить детей с днем космонавтики и первопроходцами, покорившими воздушное   пространство; закрепить у детей понятия «космос»; расширить знания детей о строении Солнечной системы; формировать коммуникативные навыки через работу в группах. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения; доставить детям радость, поднять настроение.

2.Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности; развивать у детей навыки выразительного чтения, артистические умения.

3.Физическое развитие: способствовать развитию двигательных возможностей детей.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос».

2. Расширенные знания детей о космосе, космонавтах; обогащение словаря, компонентов речи.

3. Обобщение и распространение опыта, развитие речи.























Список литературы

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. Грамматика в картинках.- СПб., 2005.

2.Николаева О.В., Дьяковская М.А. Создание детско-родительских проектов в начальной школе. Логопед. 2011. № 3.

3.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М., 2005.

4.О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании. Скоролупова О., Федина Н.. //Дошкольное воспитание, 2010. №5. - С40-45.

5.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М., 2010.

6.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Покорение космоса". М., 2003.

7.Скоролупова О.А. Большое космическое путешествие: Игровая неделя в ДОУ. - М., 2003.

8.Энциклопедия для детей. Космонавтика. Т. 25 М., 2005.

9.Энциклопедия для детей. Астрономия. Т. 8 М., 2004


10.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Астрономия. М., 2005.


11.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Космос. М., 1999.


















Приложение

Фотостенд «Мы изучаем космос»


На подгрупповых занятиях





На индивидуальных занятиях по автоматизации звука Р

























Наши аппликации «Космический корабль»












Раскраска в цифрах






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!