СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему: "Агрессия как доминанта поведения современных подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: "Агрессия как доминанта поведения современных подростков"»



















Проект на тему:

«Агрессия как доминанта поведения современных подростков».



















Выполнила:

ученица 11 класса

МБОУ Ужовской СШ

Рогачева Алёна

Руководитель:

Рогачева Л.Н.





2022-2023


Оглавление:


  1. Введение……………………………………………………………………3

  2. Актуальность…………………………………………………………….....3

  3. Цель……………………………………………………………………........3

  4. Задачи проекта……………………………………………………………. 3

  5. Объект и методы исследования…………………………………………...4

  6. Гипотеза…………………………………………………………………….4

  7. Конечный продукт…………………………………………………………4

  8. Основная часть:

1.1 Теоретические аспекты агрессии, агрессивного поведения и гнева……. 4

1.2 Формы агрессии…………………………………….………………………..5

1.3 Виды агрессии……………………………………………………………..…5

1.4 Причины возникновения агрессии у подростков……………………...…..6

1.5 Исследование агрессивного поведения подростков…………………….....8

1.6 Методы решения проблемы подростковой агрессивности………………12

  1. Рефлексия………………………………………………………………….13

  2. Список литературы…………………………………………………...…..13

























Введение


В наше время цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Подростки забывают о нравственности, этике и моральных ценностях. Современные подростки стали более прагматичными, для них резко возросла значимость материальных ценностей, а для различных категорий трудных подростков – неуспевающих, с аддитивным поведением – характерно отсутствие жизненных целей. Известно, что ценности подросткового социума могут быть негативными и выражаться в отрицании социально одобряемых взрослыми норм, в том числе в сфере здоровья. В этой связи, очевидно, что для нормальной социализации и формирования здорового образа жизни у подростков должны быть сформированы такие идеалы, ценности и жизненные цели, которые способствовали бы позитивному развитию личности. Также естественно, что в переходном возрасте, когда происходит изменение во внешности подростков, практически их всех волнуют проблемы привлекательности и соответствии моде в одежде, значимых факторов во внешности. Множество подростков не всегда могут адаптироваться к социальным требованиям, не могут раскрыть себя в той или иной сфере и начинают искать себе проблемы, которые в первую очередь ведут к низкой самооценке. В связи с этим становится актуальной тема моего исследования:

«Агрессия как доминанта поведения современных подростков».

Актуальность

Подростковая агрессия — это побочный эффект пубертатного периода, который возникает в ответ на непринятие подрастающим ребенком реальности. Это могут быть отдельные ее части (отношение родителей, сверстников, комплексы, влияние социальных сетей и т.д.) или нежелание мириться с действительностью в общем. В любом случае агрессивное поведение подростка — это проблема для всех, кто его окружает и для него самого. Поэтому она требует решения. В последние годы отмечается увеличение показателей, связанных с агрессией, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Эти социально опасные явления, обусловленные как внутренними (личностными), так и внешними (социальными) причинами, вызывают серьезное беспокойство у общественности.


Цель:

Выявить специфику агрессивного поведения подростков и формы его коррекции. На основе изученных данных разработать буклет с рекомендациями на тему: «Профилактика агрессивного поведения.»



Задачи:


  • Провести анализ литературных источников по вопросу психологических особенностей подросткового возраста;

  • Изучить понятия «агрессия», «агрессивное поведение», «гнев»;

  • Проанализировать формы и виды агрессии подростков;

  • Выявить причины агрессии у подростков;

  • Провести анкетирование для выявления факторов агрессивных проявлений школьников

  • Разработать способы снижения агрессии подростков;

  • Разработать рекомендации для родителей и окружающих людей подростка с агрессивным характером;

  • Составить буклет на тему: «Профилактика агрессивного поведения».


Объект исследования: подростковая агрессия.



Методы исследования:


  1. Эмпирический – получение информации путём опроса, беседы.

  2. Теоретический – анализ, синтез, сопоставление фактов.

  3. Изучение методической литературы.

  4. Анкетирование.

  5. Обработка результатов.

  6. Обобщение.


Гипотеза:


Агрессивные действия со стороны подростков происходят из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, тем самым подростки показывают, что они обижены на общество или имеют проблемы в семье или школе.


Конечный продукт:


Анкетирование среди учащихся 9-11 классов МБОУ Ужовской СШ; буклет на тему: «Профилактика агрессивного поведения».



Основная часть

    1. Теоретические аспекты агрессии, агрессивного поведения и гнева.


В нашей жизни происходит множество негативных ситуаций, мы пытаемся изменить ситуацию так, как нам кажется более правильным. Не получается – мы гневаемся. Гнев — отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её. Но от нашего гнева, как правило, тоже ничего не меняется, разве что ухудшается наше настроение. Мы становимся агрессивны.

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Действительно, агрессивностью страдают все люди. Умеренная агрессивность – качество скорее положительное, чем отрицательное. Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.

Агрессивные проявления у подростков рождаются в первую очередь от того, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст.

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран. Агрессивное поведение – это отклонение, с которым нужно и можно бороться. Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков справляется довольно успешно. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это может быть, как визиты к психологу на профилактические беседы, так и медикаментозное лечение. Если в детском возрасте агрессия не была устранена, то в подростковом с ней бороться будет намного сложнее. А вот когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает от серьезного гормонального дисбаланса в организме, а также болезни Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно, если оно проявляется в подростковом возрасте. Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть, как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует. Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и корректировка (лечение) дает очень хорошие прогнозы.


    1. Формы агрессии.


Что касается форм агрессивных реакций у подростков, встречающихся в различных источниках, необходимо выделять следующие:

  • Физическая агрессия - подросток использует физическую силу против другого лица

  • Прямая агрессия – направлена непосредственно на человека.

  • Косвенная агрессия - совершение таких действий агрессивного характера, которые направлены на кого-либо окольными путями (топанье, крик, сплетни, злобные шутки и т.д).

  • Вербальная агрессия - использование подростом в качестве выражения своих негативных эмоций словесных форм (угроза, визг, ругань и т.д).

  • Раздражительность - подросток по малейшему поводу проявляет резкость, вспыльчивость, грубость.

  • Негативизм - выражается в оппозиции против законов и обычаев.

  • Обида - зависть и ненависть подростка к окружающим, что обусловлено чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

  • Подозрительность - раскрывается в недоверии и настороженности подростка к окружающим, вследствие убеждения в том, что они могут причинить ему вред.

  • Скрытая агрессия - систематическое давление на кого-либо, однако без открытого проявления враждебности.


Большое влияние на человека оказывает так называемая вербальная агрессия: жертву могут подтолкнуть к суицидальным мыслям, в том числе и с помощью интернета. Она выражается в криках, оскорблениях, сплетнях, клевете. К сожалению, этот способ негативного воздействия обрел второе дыхание благодаря популяризации социальных сетей, и особенно отчаянно на него реагируют, вплоть до самоубийства, подростки и молодые люди.


    1. Виды агрессии.


В зависимости от того, какой стимул имеет агрессор, и какую реакцию он ожидает от жертвы, выделяют восемь видов агрессии:


  • Спровоцированная — атакующего человека спровоцировали на такое поведение;

  • Неспровоцированная — жертва никак не провоцировала атакующего;

  • Наступательная — человек первым причинил насилие, а не оборонялся;

  • Защитная — ответ на насильственные действия;

  • Ответная — отмщение за нанесенные повреждения;

  • Агрессия, вызванная раздражением — действия, которые помогают снять раздражение;

  • Побудительная — причиной таких действий является желание получить стимул для чего-то;

  • Санкционированная — поддерживает социальные нормы общества.


    1. Причины возникновения агрессии у подростков.


Для того чтобы понять проблему агрессивного поведения подростков и выработать пути её решения, прежде всего, нужно понять почему, под влиянием каких факторов она возникает. Так сказать, найти причины данного явления. Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым или трусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в которой развивается личность. В процессе развития личности возникают те или иные качества личности.

Подростковый возраст — это условная разделительная полоса между

детством и взрослой жизнью. Пересекая ее, подросток претерпевает

изменения на физическом, физиологическом и психологическом уровне. То

есть меняются не только его внешность, но и внутренние установки, «фильтры» восприятия окружающего мира. Такие изменения — большой

стресс для ребенка. Поэтому при неблагоприятных для него обстоятельствах

он просто «ломается» и становится агрессивным. В зависимости от того,

какие их этих обстоятельств преобладают, причины подростковой агрессии

условно делят на несколько групп: семейные, биологические, личностные.


К основным семейным причинам подростковой агрессии относятся:

Крайности в воспитании. В этом случае наиболее значимыми являются

система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания. Причем

одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его

недостаток. В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом

свое право на свободу выбора — что одевать, с кем общаться и т.д. Во

втором — выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения

внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил,

устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на

вседозволенность.

Социальный статус и уровень жизни. Как и в случае с воспитанием,

негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность,

либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей

может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то,

что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная

одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную

агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у

ребенка есть абсолютно все, что он захочет. В этом случае избалованный

подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он

думает) вести себя вызывающе.

Насилие в семье. Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий: первый — он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника, второй — он его копирует. Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми.

Ревность. Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию

вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности

может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый

избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети.

Семейные традиции. Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка

проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор

профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения

подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки.


Главные биологические причины агрессии в пубертате:

Юношеский максимализм. В подростковом возрасте ребенок отчаянно

ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие

окружающего мира имеет две оценки — либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности

придуманным им самим «нормативам».

Половое взросление. Буйство гормонов также часто сказывается на

поведении тинейджеров, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно

контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда

способны усмирить свое влечение. Поэтому важно вовремя и правильно

перенаправить эту молодую энергию в полезное русло — в танцы или спорт.


Самые важные личностные причины формирования подростковой агрессии:

Неуверенность в себе. Довольно часто за маской агрессивного, бросающего вызов всему миру подростка прячется ребенок, отчаянно нуждающийся в поддержке и понимании. Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными.

Чувство вины. Этот фактор может сопровождать уже упомянутую

неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство

вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не

значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство

своей неполноценности именно под агрессивным поведением.

Обидчивость. Еще одна черта характера, которая провоцирует у

сверхчувствительного человечка в период пубертата острую реакцию даже

на самые безобидные вещи.

Пессимистическое настроение. Недоверие к людям и жизни в целом,

пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут

существенно повлиять на его поведение. Ощущение того, что он (или она) не

отвечает ожиданиям окружающего мира (родителей, близких, друзей,

учителей и других, значимых для ребенка людей), также может сделать

подростка агрессивным. В этом случае внутренняя агрессия на себя самого

проецируется на окружающих.


Ситуативные причины подростковой агрессии

Агрессия при неполноценности подростка. Нередко агрессия в

подростковом возрасте может провоцироваться определенной ситуацией,

которая оказала значимое влияние на психику ребенка. Это может быть

событие, связанное с физиологией подростка: серьезное заболевание или его

последствия, травма, физический дефект, которые ограничивают

полноценную жизнь. Ощущение своей неполноценности в таком случае

может выливаться в агрессивное поведение.

Во многих случаях на агрессивное поведение влияют присутствие и действие других людей. Однако агрессию могут вызвать не только слова и поступки людей, но и другие причины. Ими могут стать:

  • Сильная боль, которая вызывает агрессивное поведение.

  • Алкоголь и психотропные вещества нередко являются причиной агрессии.

  • Если человека поместить в тесное помещение через некоторое время

  • возникает агрессивное поведение.

  • Если на человека агрессивно действует другой человек, то ответ будет

  • таким же.

  • Возбуждение может провоцировать такое же поведение.

  • Ученые утверждают, что климатические условия (жара) могут вызвать

агрессию.

  • Гнев могут вызвать плохие, резкие запахи, табачный дым и т.п.


1.5 Исследование агрессивного поведения подростков.

Диагностика агрессивного поведения подростков проводится специалистами – психологами, психотерапевтами. Для этого разработано ряд программ и тестов, которые за пару минут позволяют определить, должна ли агрессивность данного подростка подвергаться корректировке, или же у него просто сегодня плохое настроение. Зачастую подростки отказываются признать агрессивность своего поведения, не хотят общаться с психологами, проходить тесты. Убедить их в необходимости диагностики – задача родителей и психолога.

Методы диагностики агрессивного поведения подростков:

Для определения уровня агрессивности у учащихся используются следующие методы диагностики:

- наблюдение

- интервью

- проективные методики

- тесты


Метод наблюдения – самый древний метод сбора психологической информации, он играет немаловажную роль в исследовании поведения ребенка, по крайней мере, по двум основаниям.

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Хороший результат в диагностике агрессивности дают проективные методики: одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивных детей – методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ). Другой достаточно распространенный проективный диагностический метод для изучения агрессивности и причин нарушения поведения у детей является методика «Дом-дерево-человек»

Одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии – «Опросник Басса-Дарки». Согласно известным представления, агрессия является одним из наиболее распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность. А.Бассом и А. Дарки был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике.


    1. Диагностика агрессивности среди подростков (анкетирование).


1.Я провела анонимный опрос в социальной сети «ВКонтакте», в котором

приняли участие 70 человек. Участникам был задан вопрос «Как выдумаете, какими качествами обладают современные подростки?» В качестве вариантов ответов было предложено 5 положительных качеств (доброта, милосердие, честность, толерантность, открытость) и 5 отрицательных (агрессивность, жестокость, равнодушие, цинизм, инфантилизм).

Результаты опроса таковы:

 агрессивность – 28 человек (40%)

 жестокость – 24 человек (34%)

 открытость – 21 человек (30%)

 равнодушие - 39 человек (56%)

 цинизм – 20 человек (29%)

 доброта – 15 человек (21%)

 милосердие - 11 человек (16%)

 честность - 16 человек (23%)

 инфантилизм - 25 человек (36%)

 толерантность – 20 человек (29%)


Таким образом, мое предположение об агрессивности и жесткости как

доминанте поведения современных подростков, к большому сожалению,

подтвердилась.


2. Я провела второй анонимный опрос в своей школе, среди учащихся 9-11 классов, в котором приняли участие 29 человек.


Результаты опроса:



88% ответили, что существует, 6% ответили, что не существует, 6% ответили, что затрудняются в выборе ответа.


56% ответили, что будут, 14% учеников ответили, что не будут, 30% учеников затрудняются ответить.





При ответе на вопрос: «Часто ли вы проявляете агрессию» большинство учеников 62% ответили - нет, 24% ответили – да, 14% затрудняются в выборе ответа.







При ответе на вопрос: «Вызывает ли у вас жалость брошенная собака или кошка» большинство учеников 92% ответили да, 6% учеников ответили - нет, 2% учеников затрудняются в выборе ответа

При ответе на вопрос: «Будите ли вы оказывать помощь незнакомцу, если вас попросят» большинство учеников 54% ответили, что помогут, 18% ответили нет, 28% учеников затрудняются в выборе ответа.


Вывод: опрос, проведенный среди учеников 9-11 классов показал, что в школе присутствует агрессивное поведение. Из наблюдений видно, что почти половина опрошенных не готова защитить «жертву». Вместе с тем большая часть опрошенных считает, что сами лично они не способны на агрессию, а также они жалостливо относятся к брошенным животным и готовы оказать помощь незнакомцу. Из всего этого возникает парадоксальная ситуация, при которой все считают, что вокруг много агрессии, но они сами лично к этой агрессии не причастны. А может люди боятся признаться и принять то, что они агрессивны?



    1. Методы решения проблемы подростковой агрессивности:


Рекомендации родителям:


  • Не отвечайте агрессией на агрессию. Даже если поведение ребенка заставляет изрядно нервничать, не стоит ему уподобляться, иначе ситуация совсем выйдет из-под контроля. Также не стоит ругаться при ребенке, так как он может копировать такое поведение.


  • Главная задача - постараться найти общий язык с ребенком, исключая навязчивость и контроль. Важно показать подростку лучшие качества его личности - лидерство, стремление к цели, умение добиваться своего и др. Мотивировать на развитие положительных черт характера.


  • Старайтесь направить энергию подростка в мирное русло. Для этих целей прекрасно подойдут различные кружки, секции, возможно помощь по дому и др.


  • Всем своим поведением дайте возможность ребенку ощутить себя полноправным членом семьи, с мнением которого считаются и которого уважают. Подросток должен чувствовать себя нужным и понятым.


  • Уважайте взгляды подростка на жизнь, не старайтесь навязать ему свое мнение. Помните, что он тоже личность, пусть еще не зрелая


  • Ограничите просмотр телеканалов, содержащих большое количество сцен жестокости и насилия в своих программах и фильмах.


  • Старайтесь переориентировать ребенка на другие виды деятельности (хобби, увлечения, занятия спортом, посещение секций, кружков и т.п.) которые помогут избавиться от пагубного влияния СМИ на психику подростка.


Рекомендации подросткам:


  • Важно правильно оценивать своё состояние, вовремя остановить себя. Поэтому необходимо научиться понимать, что происходит с тобой, управлять своим поведением.


  • Расширьте свой поведенческий репертуар. Найдите ещё приемлемые способы, которыми можно достичь желаемого, взаимодействовать с другими, общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте варианты выхода из конфликтных ситуаций.


  • Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Найдите тот способ, который позволит разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом или труд. Любая физическая работа хорошо помогает.


  • Иногда может помочь и уместная шутка. Переведите отрицательную энергию в позитив.


  • Чаще всего гнев направлен на другого человека. Необходимо найти разные способы как можно выяснить отношения, не задев чувства, не оскорбляя и не критикуя. Наблюдайте вокруг, снимайте лучшие примеры, как надо вести себя в подобных ситуациях.




Рефлексия


В результате изучения имеющихся в моем распоряжении источников и опираясь на собственный жизненный опыт, я выявила основные причины, порождающие подростковую агрессивность, изучила виды и формы агрессии, провела анкетирование и опрос и разработала буклет на тему: «Профилактика агрессивного поведения».

Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.

Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте. Но в современном мире на данный момент невозможно определить точно, выступает ли агрессия как доминанта поведения у современной молодежи.



Список литературы:


  1. Леонард Берковиц Агрессия. Причины, последствия и контроль.- Прайм-Еврознак, 2007.

  2. Отто Кернберг Агрессия при расстройствах личности.-класс, 2001.

  3. https://psylogik-ru.turbopages.org/psylogik.ru/s/36-agressija.html

  4. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции – М.: Речь, 2014.

  5. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2012.

  6. https://psylogik.ru/36-agressija.html

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Агрессивное_поведение

  8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - М.: Академия, 2008.

  9. Большой психологический словарь Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.

  10. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Лань, 1999.

  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гнев

  12. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2018/08/24/oprosnik-urovnya-agressivnosti-bassa-darki

  13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рисунок_несуществующего_животного