Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г. Севска
Индивидуальный проект
Тема: «Феномен толпы»
Выполнил
ученик 10 класса
Атрошенко Никита Михайлович
Руководитель проекта Ф.И.О.
М.С. Прудковских
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2025 г.
Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)
Севск 2025 г.
Оглавление
Введение 3
Феномен толпы 4
Некоторые высказывания учёных о феномене толпы 5
Отрицательныеэффекты «Феноменатолпы» 7
Положительные свойства феномена толпы 8
Как же можно избавиться от «Феномена толпы»? 9
Вывод 15
Заключение 15
Список литературы 17
Введение
Феномен толпы — это социальное явление, возникающее при скоплении большого количества людей, реагирующих на определённые события или явления. Толпа характеризуется импульсивностью, стихийностью и эмоциональностью. В ней снижаются индивидуальные черты личности, и участники начинают действовать сходным образом.
Существует несколько видов толпы: случайная, экспрессивная, действующая и конвенциональная. Каждая из них имеет свои особенности и характеристики.
Толпа может быть агрессивной или лояльной, в зависимости от ситуации и настроения участников. Она может тянуться к раздражителю или убегать от него, избегать любых контактов с ним.
В толпе часто возникают установки и стереотипы, которые могут влиять на поведение участников. Они могут стать причиной массовых беспорядков, паники или агрессии.
Для управления толпой и снижения её негативного влияния на общество необходимо принимать меры по организации и координации действий участников, а также проводить разъяснительные работы.
Актуальность темы: Данная тема «Феномен толпы» является актуальной в современном мире, поскольку толпа представляет собой сложное социальное явление, оказывающее значительное влияние на поведение и эмоциональное состояние людей. Понимание механизмов функционирования толпы помогает лучше адаптироваться к её воздействию и использовать её в своих интересах.
Задачи проекта:
-изучение данного феномена через литературу
-рассмотрение этого явления на обществе (тестирования на самой толпе).
Объект исследования: общество Предмет исследования: поведение общества. Цель проекта: разобраться и понять, как бороться со стадным эффектом и сделать вывод.
Методы исследования:
-Анкетирование
-Наблюдение
-Сравнение
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что он может быть использования на уроках обществознания в школе для учащихся, в качестве интерактивных дидактических материалов. Также разработанные материалы могут быть использованы на классном часу.
Феноментолпы
Феномен толпы — это необычное сообщество людей, объединённое общей целью, мощным эмоциональным всплеском и изменчивостью поведения. Толпа возникает в разнообразных ситуациях, таких как спортивные матчи, политические митинги, стихийные собрания и культурные мероприятия.
Феномен толпы или как же его ещё называют «Стадное мышление» может возникать в следующих ситуациях:
1.В вынужденных обстоятельствах, когда человек оказывается в толпе. Например, во время стихийного бедствия, массовых мероприятий (митинг, концерт) или в час пик в метро. В таких случаях у людей отключаются внутренние сдерживающие механизмы, снижается логическое мышление и осознанность происходящего.
Рабочие коллективы. Стадное мышление может проявляться и в профессиональной среде, где давление со стороны коллег, менеджеров или корпоративной культуры заставляет сотрудников следовать определённым мнениям и действиям, даже если они противоречат их собственным убеждениям.
Виртуальные сообщества: Социальные сети и онлайн-платформы могут усиливать стадное мышление, когда пользователи следуют за мнением большинства, не анализируя информацию критически. Например, это проявляется в фейковых новостях.
4.В подростковом или раннем юношеском периоде. На ещё формирующуюся и неокрепшую психику подростков оказывается огромное моральное давление социума. Как следствие, их сознание, мысли и поступки на 90% определены мыслями и поступками других людей, и они предпочитают быть как все, а не иметь своей чёткой жизненной позиции и не отстаивать свои интересы. Обычно это очень распространено у подростков, как говорилось выше на них легче повлиять, ведь у них нет такого опыта, как например у взрослого человека.
Однако существует ряд интересных и показательных экспериментов, которые наглядно демонстрируют, как мнение толпы может оказывать значительное влияние даже на отдельного человека. Одним из таких экспериментов является классический опыт с цветом двух конусов, который проводился ещё в советское время и до сих пор остаётся актуальным примером для изучения феномена толпы.
В ходе этого эксперимента участникам предлагалось определить цвет двух конусов, которые на самом деле были одинаковыми, но располагались в разных условиях освещения. Когда участники начинали обсуждать свои наблюдения в группе, их мнения часто приходили к общему знаменателю, даже если изначально они были разными. Это происходило потому, что влияние коллективного мнения заставляло людей сомневаться в своих собственных ощущениях и принимать точку зрения большинства.
Данный эксперимент ярко иллюстрирует, как социальное давление и желание быть частью группы могут перевесить индивидуальное восприятие и логику. Он также подчёркивает, что даже в ситуациях, где правильный ответ очевиден, человек может поддаться влиянию толпы, что делает этот опыт особенно ценным для понимания механизмов коллективного поведения.
3.В повседневных ситуациях. Например, склонность осуждать кого-то, отличного от группы, не вникая в суть, навязывать свой образ мышления. Ведь и вправду многие люди могут просто начать осуждать/обсуждать кого-то, не вникая во всю суть происходящего, зачастую это происходит, чтобы поддержать диалог, или же «Все осуждают, почему я тоже не могу.
Социальные движения: Когда группы людей объединяются для достижения общей цели, их поведение и мнение могут расхождаться с индивидуальными убеждениями. Например, протесты и митинги могут приводить к агрессии, что меняет нормальное поведение участников.
Некоторые высказывания учёных о феномене толпы
«Не имеет значения, кто перед вами:
Толпа академиков или толпа водовозов.
И то и другое — толпа»
Гюстав Лебон
Учёный полагал, что толпа работает по своим особым законам, независящим от её человеческого состава. Эти слова поднимают важные философские и социальные вопросы о природе человеческого общества и о том, как мы воспринимаем людей в зависимости от их статуса, интеллекта и профессии. Важно отметить, что автор подчеркивает равенство всех людей в контексте массового поведения. Независимо от их знаний, профессий или социальных статусов, когда люди собираются в толпу, они зачастую утрачивают индивидуальность. Это явление можно наблюдать на митингах, массовых мероприятиях или даже в повседневной жизни, где люди могут действовать необдуманно под воздействием группы.
При наличии толпы, индивиды могут терять свою индивидуальность и независимое мышление. Академики, по общему мнению, должны обладать высоким уровнем критического мышления и анализа, тогда как водовозы могут ассоциироваться с более простыми повседневными задачами. Однако в контексте толпы все эти различия нивелируются: люди начинают действовать как единое целое, что может как давать силу, так и порождать хаос. Сравнение «толпы академиков» и «толпы водовозов» также затрагивает вопросы о том, что мы ценим в обществе. Образование и профессии могут сильно варьироваться в зависимости от культурных и социальных контекстов. Но необходимо задаться вопросом: имеют ли эти различия реальное значение, когда речь заходит о человеческих чувствах, эмоциях и мотивациях? Возможно, автор этим делает акцент на том, что ценность человека не измеряется его образованием или профессией, а скорее его человечностью, способностью взаимодействовать с другими и осмысленно действовать.
«В толпе люди мыслят иначе,
Чем действуя индивидуально»
Зигмунд Фрейд:
С его точки зрения, разумы людей объединяются в коллективный разум, в котором начинают эмоционально воспринимать происходящее вокруг, вместе с тем становятся менее способны к критическому анализу. Эта мысль отражает идею о том, что в группе или толпе индивидуальные мнения и поведение человека могут изменяться под воздействием окружающих. В толпе люди могут поддаваться эмоциям, настроению, социальным нормам и общему мнению, в результате чего их поведение становится менее предсказуемым и более импульсивным. Это явление может приводить как к позитивным, так и к негативным последствиям — от единства и поддержки до агрессии и паники.
Феномен толпы изучается в социологии, психологии и других науках, и его можно наблюдать в различных ситуациях, от массовых мероприятий до социальных движений. Важно помнить, что индивидуальное мышление часто более взвешенное и осознанное, тогда как в толпе может преобладать эмоциональная реакция.
И ведь очень часто так оно и есть, в критических ситуациях особенно связанные с эвакуацией, люди чаще смотрят не на саму ситуацию, пытаясь её всячески оценить, вспомнить технику безопасности, что и как нужно делать. Они смотрят за народом, за всеми людьми, куда они туда и тот человек, ведь один из самых главных проблем здесь также может являться паника, которую может разжечь каждый человек находящийся в толпе, а успокоить гораздо труднее. Также в такой толпе находится человек, который едёт толпу, но так бывает далеко не всегда.
А когда человек находится один, ему не за кем следовать, не на кого смотреть он старается сам проанализировать ситуацию и сам выбраться из неё.
Раздумывая над цитатами и высказываниями многих учённых можно придти к выводу что феномен толпы, имеет очень отрицательный эффект.
Но какие именно отрицательные эффекты?
Отрицательные эффекты «Феномена толпы»
Групповое мышление: В толпе люди иногда принимают решения, не учитывая индивидуальные мнения или критику. Это может привести к нерациональным или даже опасным решениям.
Агрессия и насилие: В больших группах люди могут терять чувство ответственности и становиться более агрессивными, что иногда приводит к насилию, беспорядкам или даже массовым столкновениям.
Дискриминация и предвзятость: Толпа может усиливать стереотипы и предвзятые мнения, приводя к дискриминации определённых групп людей.
Влияние на поведение: Люди могут вести себя иначе в толпе, чем они бы вели себя индивидуально, что может привести к негативным последствиям, таким как рискованные действия или преступления.
Психологическое давление: Индивиды могут ощущать давление со стороны группы, что может привести к стрессу, тревоге и другим психологическим проблемам.
Распространение дезинформации: В рамках толпы легко распространяются слухи и недостоверная информация, что может вызвать панические настроения и неправильные действия.
Снижение личной ответственности: В больших группах люди часто ощущают снижение ответственности за свои действия, что может привести к нарушениям норм и законов.
Стресс, тревога и депрессия: феномен толпы может негативно сказаться на психологическом состоянии человека, вызывая стресс, тревогу и депрессию.
Эти негативные эффекты подчеркивают важность понимания психологических механизмов, действующих в группах, и необходимость управления групповой динамикой.
Также феномен толпы может включать себя положительные свойства (в определённых толпах)
"Феномен толпы" — это сложное явление, изучающее поведение людей в группе.
Положительные свойства феномена толпы
Могут включать следующие аспекты:
Социальная поддержка: В толпе люди могут чувствовать себя более уверенно и безопасно. Это может быть особенно важно в стрессовых ситуациях, где поддержка других помогает справиться с эмоциональным грузом.
Коллективная Интел лекция: Группы могут демонстрировать высокий уровень интеллекта, когда объединенные усилия множества людей приводят к более качественным и рациональным решениям. Это явление наблюдается в различных сферах, от научных исследований до бизнеса.
Стимулирование инноваций: Собрание разнообразных мнений и идей может способствовать креативности и инновациям. В условиях группы возможно появление новых перспектив и подходов к решению проблем.
Движение и активизм: Толпы могут служить катализатором социальных изменений, например, в рамках мирных протестов или акций. Коллективное выражение мнений может значительно усилить влияние и добиться изменений.
Эмоциональное вовлечение: В толпе люди могут испытывать сильные эмоции, такие как радость, счастье или удовлетворение. Это часто происходит на массовых мероприятиях, таких как концерты или спортивные соревнования, где общее настроение может усиливать положительные чувства.
Психологическая разрядка: Активное участие в массовых мероприятиях может помочь людям выразить свои эмоции и избавиться от стресса, что улучшает общее психическое состояние.
Формирование идентичности: Взаимодействие в группе помогает людям формировать и укреплять социальную идентичность. Чувство принадлежности и общности может быть важным для личного благополучия.
Активация ресурсов: Толпы могут мобилизовать ресурсы и усилия для решения общих задач — например, в случае стихийных бедствий, когда сообщества объединяются для помощи пострадавшим.
В общем, хотя феномен толпы может также иметь отрицательные аспекты, такие как возникновение паники или агрессии, его положительные свойства могут играть значительную роль в социальных процессах и повседневной жизни людей.
Мы с вами разобрали положительные и отрицательные стороны «Феномена толпы». Но стоит теперь вопрос.
Как же можно избавиться от «Феномена толпы»?
Как мы увидели раньше, главная часть стадного мышления состоит в том, что человек, который состоит в группе, просто соглашается с мнением большинства. И чаще всего, это происходит необдуманно, поэтому одним из советов по борьбе с «Феноменом толпы» будет:
Повышение осознанности
Образование и тренинги: Проведение семинаров, которые помогают людям осознать, как коллективное поведение может влиять на их личные решения.
Индивидуальная рефлексия: Поощрение участников к анализу своих действий и мыслей в групповой среде может помочь сохранить чувству индивидуальности.
Стимулирование критического мышления
Вопросы и обсуждения: Создание ценности для индивидуального мнения через структурированные обсуждения и дискуссии.
Поддержка разнообразия мнений: Поощрение людей, которые имеют различные точки зрения. Это поможет предотвратить унификацию мнений в группе.
Установление ясных норм и правил
Организация: Установление четких правил поведения на массовых мероприятиях или в пределах группы может помочь снизить хаос и неопределённость, которые способствуют феномену толпы.
Лидерство: Эффективные и осознанные лидеры могут помочь направить группу и поддержать индивидуальность участников.
Использование технологий
Социальные сети: Практика использования онлайн-платформ для обсуждения и распространения информации может уменьшить давление, испытываемое в физической толпе.
Анонимность в интернете: Позволяет людям высказывать свои мысли, не теряя свою индивидуальность, что может перенестись и на физические встречи.
Психологические и социальные интервенции
Психологическая помощь: Обучение навыкам само регуляции и эмоционального интеллекта поможет людям лучше справляться с давлением группы.
Социальные кампании: Проведение кампаний, которые сосредоточены на важности индивидуального мнения и действий.
Исследования и практика
Анализ кейсов: Изучение случаев, когда люди успешно противостояли давлению толпы, и распространение этих историй.
Эксперименты: Проведение научных исследований для более глубокого понимания факторов, способствующих феномену толпы и методам его снижения.
Умение управлять своими эмоциями. Это очень полезный навык, так вы будете спокойнее, а главное где может пригодиться спокойствие это в стрессовых ситуациях, где всегда лучше держать голову свежей.
В процессе работы над проектом было проведено анкетирование среди учащихся и взрослых с целью понимания мнений людей о влиянии толпы на принятие решений. Анкета включала десять вопросов, направленных на исследование личного опыта участников в контексте группового давления и воздействия эмоциональной атмосферы.
Результаты опроса показали следующие результаты:
Таблица1
В
лияние толпы: На вопрос о том, влияет ли толпа на принятие решений, 9 из 11 участников ответили положительно. Это подтверждает широкое признание существования давления со стороны группы. Л
ичное давление: На вопрос о том, испытывали ли они когда-либо давление со стороны толпы при принятии решений, положительно ответили 6 из 11 участников. Это указывает на наличие личного опыта, когда влияние группы мешало индивидуальному усмотрению.
Таблица2
Нетрадиционные решения: 10 из 11 опрашиваемых согласились с тем, что люди в толпе склонны принимать решения, которые они не приняли бы в одиночку. Это подчеркивает тенденцию к изменению поведения под воздействием окружающих.
Таблица3
Таблица4
Д
оверие к лидерам: Вопрос о доверии к лидерам в толпе (например, организаторам митингов или ведущим концертов) выявил, что лишь 2 из 11 участников доверяют таким личностям. Это может свидетельствовать о скептицизме по отношению к влияющим фигурам и их мотивации.
С
опротивление влиянию толпы: Все участники (11 из 11) выразили мнение, что могут сопротивляться влиянию толпы, что указывает на уверенность в своей способности принимать самостоятельные решения.
Таблица5
6.Эмоциональная атмосфера: Полное единодушие (11 из 11) среди участников на вопрос о том, усиливает ли эмоциональная атмосфера влияние толпы, отмечает важность контекста в принятии решений в группе.
Таблица6
7.Опасности толпы: На вопрос о том, может ли толпа быть опасной, 9 из 11 участников согласились. Это подчеркивает восприятие потенциальных рисков, связанных с коллективным поведением.
Таблица7
Таблица8
8
.Позитивное использование влияния толпы: Несмотря на угрозы, 9 из 11 участников считают, что влияние толпы может быть направлено в позитивное русло.
9.Поддержка мнения большинства: Лишь 3 из 11 участников поддерживают мнение большинства в толпе, что может отражать склонность к независимому суждению.
Таблица9
Таблица10
1
0.Правильные решения: Аналогично, только 3 из 11 участников считают, что толпа чаще помогает принимать правильные решения, что может указывать на пессимистичное восприятие коллективного разума.
Вывод
Таким образом, результаты анкетирования ясно демонстрируют, что участники осознают влияние толпы на процесс принятия решений. Численный перевес однозначных согласий по ряду вопросов указывает на реальное существование давления со стороны группы, а также на возможные опасности, связанные с этим. Вместе с тем, большинство респондентов уверены в своей способности противостоять данному влиянию и считают, что эмоциональная атмосфера играет значительную роль в формировании коллективного поведения. Результаты также поднимают важные вопросы о доверии к лидерам и роли мнения большинства, что может быть предметом дальнейшего анализа.
Заключение
В ходе выполнения нашего проекта, посвящённого исследованию феномена толпы, нами были достигнуты основные цели и задачи, определённые в начале работы. Провиденный анализ подтвердил, что динамика и поведение больших групп людей подвержены множеству факторов.
Изучение литературы позволило нам глубже понять психологические механизмы, действующие на уровне массового сознания. Важно отметить, что феномен толпы имеет свои негативные аспекты. Изучив различные источники, мы пришли к выводу, что толпа может вести к агрессивному поведению, панике и даже насилию. Стадное мышление часто приводит к утрате индивидуальной ответственности и критического мышления, что может стать причиной катастрофических последствий, особенно в кризисных ситуациях.
Наконец, проведенное анкетирование среди знакомых позволило нам собрать реальный опыт и мнения о том, как каждый из респондентов воспринимает феномен толпы. Результаты анкетирования выявили разнообразие взглядов и пониманий, а также позволили понять, насколько стратегия индивидуального поведения может различаться в зависимости от контекста и окружения.
В качестве итогов, исследование "Феномена толпы" не только подтверждает существование многообразных факторов, влияющих на поведение людей в группах, но и подчеркивает важность индивидуального осознания и активного участия в социальном взаимодействии. Для противодействия негативным последствиям этого феномена необходимо развивать критическое мышление и осознанность, что в свою очередь будет способствовать созданию более гармоничной социальной среды.
В целом, наш проект оказался успешным и полезным, предоставив ценную информацию для дальнейших исследований в области психологии и социологии, а также для практического применения в ситуациях, где вовлечены большие группы людей.
Список литературы
Изображения
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f16397445eed31ce3d780a9abd6377f49218c814-7086231-images-thumbs&n=13
https://wonkhe.com/wp-content/wonkhe-uploads/2017/11/wonkhe-leadership-arrow.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dd2803446684235e9a95d185a0a3c856429d99cc5882d731-12421995-images-thumbs&n=13
Статьи из интернета
20 лучших цитат ГюстовГебон
https://bbf.ru/quotes/author/30013/
Феномены толпы и публики в современности
https://vk.com/@afirelynx-fenomeny-tolpy-i-publiki-v-sovremennosti
https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnyy_fenomen_tolpy/
https://studfile.net/preview/7663706/page:3/
Приложение(анкета)
Анкета
Анкета проводится в целях выяснения мнения людей
как толпа влияет на принятие решений.
Часть 1.
Укажите ваш возраст_ Пол_
Часть 2.
Ответьте на вопросы словами да/нет в отведённых для этого местах.
Постарайтесь отвечать максимально честно
Вопрос | Ответ |
Считаете ли вы, что толпа может влиять на принятие решений? | |
Испытывали ли вы когда-либо давление со стороны толпы при принятии решения? | |
Считаете ли вы, что люди в толпе склонны принимать решения, которые не приняли бы в одиночку? | |
Доверяете ли вы лидерам в толпе (например, организаторам митингов или ведущим на концертах)? | |
Считаете ли вы, что можно сопротивляться влиянию толпы? | |
Считаете ли вы, что эмоциональная атмосфера усиливает влияние толпы? | |
Считаете ли вы, что толпа может быть опасной? | |
Считаете ли вы, что влияние толпы можно использовать в позитивных целях? | |
Поддерживаете ли вы мнение большинства в толпе? | |
Считаете ли вы, что толпа чаще помогает принимать правильные решения? | |
Приложение (Презентация)