СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему "Фразеологизм-единица лексики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фразеологизмы нужны не просто для того, чтобы обогатить и украсить нашу речь,но и точнее высказать мысль,лучше понять собеседника.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "Фразеологизм-единица лексики"»

Центральный округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

"Гимназия №13 имени Э.А. Быкова"

630112 г. Новосибирск, Центральный округ, ул. Достоевского, 77

e-mail: [email protected]

т. 2248377, 2240877



Городская научно-практическая конференция

«Мое первое открытие»

Секция «Русский язык»







«Фразеологизм-единица лексики»



Выполнил: Бояркин Матвей,

ученик 4В класса
МБОУ «Гимназия №13

имени Э.А. Быкова»

Научный руководитель:

Кырченкова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №13

имени Э.А. Быкова»


г. Новосибирск,2022



Содержание:

  1. Введение с.3

Цель

Задачи

Актуальность

Гипотеза

  1. Основная часть с. 4

    1. Что такое фразеологизмы с. 5

    2. Происхождение и виды фразеологизмов с. 5-6

    3. Откуда взялись эти выражения с. 6-11

    4. Значение фразеологизмов в нашей речи с. 11- 12



  1. Практическая часть с.12-17

3.1 Анкета

3.2 Тест-опрос с.14

3.3 Исследование с.14-16

  1. Заключение с.17

  2. Список использованной литературы с.18



























1 Введение

Фразеологические обороты являются одним из выразительных средств русского языка. Они обогащают речь, делают её выразительной и образной.

Актуальность проекта:

В различных текстах, в обычной речи мне часто встречались интересные выражения, типа таких, как «считать ворон», «кот наплакал», «с гулькин нос»…Меня заинтересовало значение этих выражений и их происхождение. Поэтому я решил изучить тему «Фразеологизмы», понять, как часто люди используют их в своей речи и понимают ли их значение.

Цель проекта:

Показать, что фразеологизмы нужны не просто для того, чтобы обогатить и украсить нашу речь, но и точнее высказать мысль, лучше понять собеседника.

Задачи проекта:

  1. Узнать, что же такое фразеологизмы и в чем заключается их главная особенность

  2. Выяснить происхождение фразеологизмов

  3. Узнать точное толкование значений некоторых фразеологизмов

  4. Показать значимость фразеологизмов в нашей речи

Объект исследования – фразеологические обороты.

Предмет исследования-использование и понимание фразеологизмов учениками 4 класса.

Методы исследования – изучение литературы, беседа, анкетирование.





2 Основная часть

2.1 Что такое фразеологизмы

Найти человека, который бы не знал и не использовал бы ни одного фразеологизма, не просто трудно, но и в принципе невозможно. Фразеологизмы используются нами ежедневно, но мало кто знает, зачем же нам нужны фразеологизмы.

Фразеологизм – это устойчивое выражение или сочетание слов. Это выражение имеет определенное значение. Мы употребляем фразеологизмы очень часто в какой-то конкретной ситуации, для того чтобы усилить эмоциональную окраску текста, чтобы он был более выразительным, усиливал эффект от сказанных слов.

По своим свойствам фразеологизмы не похожи на простые словосочетания. Все слова в устойчивых выражениях зависят друг от друга, их нельзя изменить, переставить в другое место или дополнить другими произвольными словами. Например, мы не можем сказать на него все махнули левой рукой или делать из мухи жирафа.

С одной стороны получается, что фразеологизмы ограничивают творческие возможности языка, а с другой - они позволяют заменить одной ёмкой фразой многословное предложение. Одно дело сказать: "На него все махнули рукой". И совсем другое - долго объяснять, что все перестали обращать внимание на слова и поступки определённого человека.

Общение между людьми преследует две цели: передать информацию и поделиться своими чувствами, эмоциями и переживаниями. Именно второй цели позволяют достигать фразеологизмы, среди которых можно найти меткое высказывание на любой случай жизни.







2.2 Происхождение и виды фразеологизмов

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях. Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы» , то есть обороты, выражения.

Учёные выделяют несколько видов фразеологизмов.

1. По происхождению

• Исконно русские. Они возникли в русском языке или унаследованы из более древнего языка (ищи ветра в поле, бить баклуши)

• Заимствованные. Это иноязычные по происхождению устойчивые сочетания слов, часто употребляющиеся в русском языке без перевода. (шерше ля фам (фр. cherchez la femme) -ищите женщину)

2. По символам

• названия животных

Наиболее наглядно это происходило в символизации животных. Наблюдая за ними, люди стали видеть в них человеческие качества. Зайцу приписывалась трусость, лисе – хитрость и т. д. (как рыба в воде, медвежья услуга).

• цвета

Во фразеологии получила отражение и народная символика цвета. У большинства народов отношение к белому и чёрному цвету сходно. Так белый цвет – цвет дня, чёрный – ночи. Отсюда и связь белого цвета с добром, а чёрного со злом (чёрный список, розовые очки)

• наименование частей тела

Такие обороты составляют треть всех представленных выражений во фразеологическом словаре русского языка А.И. Молоткова. Фразеологизм с головы до пят означает человека со всеми его особенностям, целиком и полностью. Существует множество фразеологизмов со словом рука. В русском языке слово рука входит в состав двухсот фразеологизмов. Это связано с тем, что ещё с древнейших времён рука была орудием труда человека, средством общения людей (брать в свои руки, держать себя в руках, прибрать к рукам, и т. п. Фразеология русского языка насчитывает более 50 фразеологизмов со словом «ухо» (держать ухо востро, насторожить уши, держать ушки на макушке, и ухом не поведёт, нашептать в уши и т.д.)



2.3 Откуда взялись эти выражения

Для того, чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать их значение. Здесь может потребоваться справочник, словарь. Например, Школьный фразеологический словарь русского языка под редакцией Жукова В.П. и Жукова А.В. Здесь приведены фразеологизмы, используемые в современном русском языке. Авторы раскрывают значение фразеологизмов, показывают, как следует использовать их в речи.

Перед характеристикой выбранных мной фразеологизмов, я хочу провести опрос среди одноклассников – как они понимают их значение : водить за нос, козел отпущения, заруби-ка себе на носу, не ко двору пришелся, мастер кислых щей, подложить свинью, на воре шапка горит.













1.Водить за нос

Раньше цыгане развлекали народ на ярмарках, выступая вместе с медведями. Они заставляли животных проделывать разные фокусы, при этом обманывая обещанием подачки. Цыгане водили медведя за кольцо, продетое в нос. Именно с тех времён « не води меня за нос» означает «не обманывай».

  1. "Козел отпущения"



«Нашли козла отпущения», «кого на этот раз козлом отпущения сделают?» – такие фразы можно нередко услышать. Под «козлом отпущения» понимается человек, на которого повесили все огрехи, при этом он сам может быть к ним непричастным. У этого выражения есть своя история… Был у древних евреев обряд отпущения грехов, в котором участвовал козёл. Священник возлагал руки на голову козла, при этом как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого несчастного, который к грехам целого народа имел довольно слабое отношение, изгоняли в пустыню. Такие дела. Неизвестно, сколько козлов отправились в суровые странствия за чужие грехи, но, к счастью, обряда больше не существует. А выражение до сих пор живёт.

3. "Заруби-ка себе это на носу"

Это выражение сегодня говорят часто в полной уверенности, что имеется в виду нос. Обыкновенный человеческий нос. Иногда ещё и показывают на нос. Между тем, это ошибка… Носом раньше называлась специальная дощечка для записей. Её носили вместе со специальными палочками, которыми делали разнообразные заметки или зарубки на память. Действительно, в древности, при всей её суровости, на память никто на своём личном носу никакие зарубки не делал .











4"Не ко двору пришелся"

Когда занимаешься изучением пословиц и поговорок, удивляешься, из какой старины они иногда происходят. «Не ко двору пришёлся»– У этой поговорки есть интересная мифологическая основа. Согласно ей на дворе будет жить только то животное, которое понравится домовому. А если не понравится, то или убежит, или заболеет. Что делать… не ко двору…

  1. "Мастер кислых щей"

О том, кто мало, что умеет, мы говорим «мастер кислых щей». Происхождение у поговорки довольно простое. Кислые были самой простой едой: вода да квашеная капуста. Приготовить щи было нетрудно. И если кого-нибудь называли «мастером кислых щей», это означало, что ни на что важное он не годен

  1. Подложить свинью



«Подложить свинью», то есть сделать кому-то что-то плохое, по всей видимости, связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если человеку в пищу незаметно подкладывали свинину, то тем самым делали очень серьёзную пакость.

  1. На воре шапка горит



В одном большом городе, на рынке, начались кражи, люди много раз пытались поймать вора, но безрезультатно, тогда они обратились к одному мудрому православному монаху. Монах сказал, что поможет людям, но это произойдет в день ярмарки. И вот настал этот день. На торговую площадь собрались все жители города и окрестных сел. Православный монах тоже пришел на рынок и стал бродить среди гуляющих людей. В самый разгар праздника мудрец громко крикнул: люди, глядите, на воре шапка горит. Несколько человек схватились за шапки, они и оказались ворами. Когда монаха спросили, почему для разоблачения воров он выбрал день большого праздника, он ответил, что только в этот день можно было поймать всех воров сразу. После такого эффектного разоблачения, выражение «на воре и шапка горит», стало устойчивым речевым оборотом, смысл которого в том, что вор сам себя выдает. Такова психология преступника, находящегося в постоянном нервном напряжении и ожидающим, что в любой момент может быть пойман.



2.4 Значение фразеологизмов в нашей речи

Все мы постоянно употребляем в своей речи фразеологизмы. Порой даже не замечаем этого, потому что они стали привычным выражением наших мыслей и чувств.

Для того, чтобы это проверить, я проведу опрос среди слушателей моего выступления. Я предложу им сформулировать предложенную мною мысль с использованием фразеологизмов и без них. Тем самым я хочу показать, что фразеологизмы позволяют заменить одной ёмкой фразой многословное предложение.

Как вам привычней и удобней сказать?

  1. Ты что язык проглотил?/ ты что не имеешь желания разговаривать?

  2. Я не хочу ударить в грязь лицом / я не хочу осрамиться перед кем-либо.

  3. На уроке он снова считал ворон / на уроке он зевал и был невнимательным на что –либо.

  4. Я не хочу менять шило на мыло / я не хочу менять одно бесполезное на другое.

  5. Зачем ты подливаешь масло в огонь? / зачем ты намеренно провоцируешь и обостряешь конфликт?

  6. Наша команда утерла нос соперникам / наша команда доказала свое превосходство и одержала победу над соперниками.

  7. Все это вилами по воде писано / все это только теоретически и неизвестно, что будет дальше.

  8. Тебе нужно держать ухо востро /тебе нужно быть внимательным во избежание чрезвычайной ситуации.

3. Практическая часть

Фразеологические обороты присутствуют в нашей речи, в литературных произведениях. Я провел анкетирование среди одноклассников, чтобы выявить, где они чаще всего встречают их.



3.1 Анкета

  1. Что такое фразеологизм?

  2. Сколько часов в неделю вы читаете?

  3. Встречаются ли вам в произведениях, которые вы читаете, фразеологизмы? Если да, то какие?

  4. Употребляют ли фразеологизмы ваши друзья, родители?







3.2 Тест-опрос

Выбери, пожалуйста, правильное на твой взгляд объяснение.

1. Кот наплакал

1) мало 2) налить воды 3) пошел дождь

2. Брать себя в руки

1) сдерживать свои чувства 2) обниматься 3) одеваться

3. Встать не с той ноги

1) быть раздражительным 2) упасть с кровати 3) встать на руки

4. Гора с плеч свалилась

1) избавления от забот 2) отряхнуть плечи 3) снять куртку

5. Сидеть на иголках

1) неудобный стул 2) сесть на ежа 3) быть в ожидании, нетерпении

6. Как угорелый

1) париться 2) красный 3) очень спешить

7. Уши вянут

1) уши мерзнут 2) уши ничего не слышат 3) стыдно слышать

8. Когда рак на горе свистнет

1) весной 2) никогда 3) в скором времени

9. Морочить голову

1) вводить в заблуждение 2) кричать 3) шептать на ухо

10. Глаза на лоб лезут

1) засыпать 2) удивляться 3) носить очки

12. Лить крокодиловы слёзы

1) обижаться 2) горько плакать 3) ложные слёзы

После прохождения теста, выяснилось, что ребятам известно значение фразеологизмов.

Как показал опрос, многие дети знают, что такое фразеологизмы. Понимают значения и знают даже происхождение некоторых из них, но не часто используют их в своей повседневной речи. На смену устойчивым выражениям в разговорной речи моих одноклассников пришли новые слова, новые «устойчивые выражения». Но, как показал опрос среди взрослого поколения, они знают значения фразеологизмов, но совершенно не понимают значений некоторых новых слов, хотя некоторые из них обозначают одно и то же.

3.3 Исследование

Мое исследование направлено на то, чтобы найти фразеологизмы , которые заменили новые слова в разговорной речи. Другими словами, эти фразеологизмы и новые слова имеют одинаковое значение.

Далее представлена сравнительная таблица:

Фразеологизм

Значение

Новое слово

Бить баклуши

Лениться, бездельничать

Батонить

Как дважды два

Без сложностей, легко

Изи

Ад кромешный

Пугающий, ужасный

Криповый

Не разлей вода

Очень дружные

ЛП

Сесть в калошу

Оказаться в глупом положении, стыд

Кринж

Запасть в душу/ Без памяти любить

Очень сильно нравиться

Краш

Выйти из себя

Раздражаться

Агриться

Вытерать ноги

Унижать достоинство

Хейтить

Вывести на чистую воду

Разоблачить, найти доказательство

Пруф

Выматывать душу

Придирками и упреками отнимать силы, провоцировать, задевать

Байтить

Злые языки

Враждебные люди

Токсики

Втаптывать в грязь

Грубо отзываться, оскорблять

Буллить

Выкидывать шутки

Шутить

Рофлить



Таким образом, получается ,что в повседневной речи детей и взрослых встречаются одни и те же выражения, но звучат они по-разному.

Опрос показал, что дети знают значение многих фразеологизмов, а взрослые не смогли объяснить почти ни одного нового слова.

Мы решили сделать книгу фразеологизмов нашего класса, в которой разместили самые известные и часто используемые выражения (представлена в выступлении и в презентации)





4 Заключение

Таким образом, считаю тему «Фразеологизмы – единица лексики» актуальной для исследования и изучения. Т.к. устойчивые выражения сменяются новыми, дополняются, но все так же продолжают использоваться в нашей речи.



























  1. Список литературы

  1. htpps://ru/sumgups.ru

  2. htpps://ru/wikipedia.org

  3. htpps://ru/деньсловаря.рф

  4. www.culture.ru

  5. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2003.

  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.

  7. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: Учебное пособие. — М.: Из-тво МГУ, Издательство «ЧеРо», 1997. — 480 с.



12