Открытый конкурс учебно-исследовательских и проектных работ
«Юный исследователь»
Тип работы: проект
Направление: художественное творчество
Тема: Геометрические узоры и орнаменты на посуде
Автор работы: | Гущина Кира |
Место выполнения работы: | МОУ «СОШ № 63», 3 класс |
Научный руководитель: | Васильева Валентина Николаевна, учитель начальных классов |
Магнитогорск, 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..…….3
Основная часть…………...………….…..……………….…………………………………..4
Заключение…………………………………………………………………………………...8
Список использованных источников……………………………………….………………9
Приложения……………………...………………………………………...…………….....10
Введение
Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Есть декоративные тарелки, которыми украшают стены.
Все это создают художники и мастера, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
С древних времен люди пытались сделать вокруг себя мир прекрасней. Поэтому они украшали всё, что их окружало: стены жилищ, одежду, предметы обихода. Самыми простыми были узоры на посуде, состоящие из повторяющихся геометрических фигур, отрезков, точек. Постепенно в орнаменты стали вплетаться растительные элементы, символически приближенные к геометрическим.
Во время приема пищи я стала обращать внимание на то, как украшена посуда. Сначала я изучала узоры, анализировала их. Затем задумалась над созданеим своих узоров. Так родилась идея моего проекта.
Цель проекта: Самостоятельно создать узоры для посуды.
Задачи проекта:
1. Собрать информацию (рисунки, фотографии) об узорах на посуде.
2. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера и цвета в отобранных узорах и орнаментах.
3. Контролировать выполнения правила, по которому составляется узор.
Гипотеза: если изучить технику выполнения узоров, то можно научиться, самим создавать узоры и расписывать посуду.
Актуальность проекта:
Узоры в нашей жизни встречаются на каждом шагу. Украшая части строений, ландшафта или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.
Узор можно прочесть. Испокон веку с помощью самых разнообразных геометрических линий и форм человек выражал своё мировосприятие, свою культуру, своё отношение к действительности.
Научиться читать узор, значит научиться понимать язык наших предков, не потерять живую связь с прошлым нашего народа.
Основная часть
Дорожная карта проекта
Направление работы/ Сроки | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель |
Изучить, историю происхождения посуды | Я изучала историю происхождения посуды в Интернете | | | | | |
Изучить принципы построения орнамента | Собирала информацию в Интернете о принципах построения орнамента | | | | | |
Изучить национальные виды росписи посуды | | Изучала и собирала материал из энциклопедий о видах орнамента. В интернете смотрела видео о национальных видах росписи, изучала посуду дома. | | | |
Изучить виды орнамента | | | | |
Провести анкетирование в классе | | | | Провела анкетирование в классе. Обработыла результаты. | | |
Самостоятельно создать узоры для посуды | | | Вылепила свою посуду из пластилина. Украсили её узорами. | Расписывала готовые элементы посуды и подбирала цвета для узора и орнамента из геометрических фигур. Расписала тарелки геометрической формы собственными узорами. | | |
Оформить работу и отправить на конкурс. | | | | | | Мы оформили работу и отправили заявку на конкурс. |
Готовиться к защите проекта. | | | | | | Составили презентацию к защите, речь выступления, готовились к защите. |
Технологическая карта проекта
1. В первую очередь я нашла в Интернете и изучила историю происхождения посуды. Древним людям долгое время приходилось обходиться без посуды. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости. Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня. И только в эпоху неолита был изобретен первый искусственный материал - огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду.
Древнейшая посуда проста по форме: дно заостренное, кверху стенки расширяются и напоминают яйцо, у которого срезана верхняя часть. Стенки сосудов толстые, грубые, неравномерно обожженные. Но, уже имея такую посуду, человек смог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, жарить на жиру и масле, отваривать овощи.
Постепенно первобытные гончары совершенствовали свою посуду, она становилась более тонкой и совершенной по форме. Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Грубую посуду покрывали жидкой глиной, расписывали минеральными красками.
2.Затем изучила принципы построения орнамента. На посуде встречаются несколько видов орнамента:
-
Геометрический орнамент — как правило, данный вид имеет самые четкие границы, представляет собой сочетание различных геометрических фигур, линий, точек. Геометрический орнамент на посуде идеально подойдет для дополнения кухни в современных стилях: модерн, сканди — стиль, хай-тек. Очень часто яркие геометрические узоры используют для разбавления лаконичности спокойных оттенков помещения. (Приложение 1).
-
Животный орнамент. Исходя из названия, не трудно догадаться, что центральной фигурой оформления является животное. В хохломе или гжели это лошади, птицы, в современной росписи — абсолютно любые животные. (Приложение 3)
Узор — это сочетание линий, красок, оттенков, выполненный абсолютно в любом стиле, не имеющий каких — либо закономерностей в расположении (это его главное отличие от орнамента). Также разделяется по тематике на геометрический, растительный и анималистический.
Классический рисунок дает более широкое поле для выражения художественных идей. Рисунки бывают сюжетные, абстрактные и комбинированный.
Современные технологи нанесения позволяют изобразить на посуде абсолютно любые изображения — от героев любимых мультфильмов до семейных фотографий и портретов.
3.Следующим этапом было изучение национальных видов росписи посуды.
У каждого народа есть традиционный вид искусства, который передаются от потомков к потомкам и становится со временем целым направлением в искусстве. К таким масштабным стилям относятся:
-
Гжель - один из самых популярных традиционно русско-украинских видов росписи. Синий, голубой и белый цвет — традиционные для этой техники. Чаще всего это цветочные мотивы, злаки, замысловатые завитушки. Помимо растительного принта, в гжели могут быть выполнены и сюжетные рисунки.
-
Хохлома. Ее основой является черный фон, на котором изображены различные рисунки красного, золотого, зеленого цвета. Чаще всего это растительная тематика — ягоды, цветы, грибы. Зачастую на посуде, оформленной в технике хохломы, присутствуют абстрактные птицы, собаки. Традиционно роспись выполняется на деревянной посуде, однако сейчас можно приобрести и керамическую посуду в этом стиле.
-
Прочие техники традиционной русской росписи. В России насчитывается более 20 видов художественной росписи. Все они возникли примерно в одно время в различных уголках нашей Родины. Мезенская роспись, Жостово, Федоскино — все они имеют свою характерную особенность в виде определенной цветовой гаммы, манеры написания и изображенных на них предметов.
-
Восточная роспись — китайский, японские мотивы обычно выполнены на контрастном фоне: ярко — красный, зеленый, черный, белый. На рисунках присутствуют разнообразные узоры, цветы или герой известных восточных сказаний — драконы, змеи. Особое внимание следует уделить восточным узорам — они имеют геометрическую основу, чаще всего симметричны и имеют сходство с орнаментом — циклично повторяющиеся предметы;
4. Изучила принципы построения орнамента:
РИТМ – чередование элементов (мотивов) узора в определенной последовательности. Ритм – убывающий, возрастающий. Для орнамента характерно повторяемость мотивов, наклонов, поворотов, просветов между элементами, мотивами.
ПОВТОРЕНИЕ - элементы повторяются через определенное расстояние, что создает чувство покоя, уверенности.
ЧЕРЕДОВАНИЕ – элементы чередуются через определенное расстояние по горизонтали, вертикали, диагонали.
ИНВЕРСИЯ – элементы располагаются по обе стороны оси или имеют обратное расположение узора.
СИММЕТРИЯ – соразмерность, пропорциональность в расположении частей, располагаются по обе стороны от середины центра, мотив располагается по обе стороны оси.
5.Я провела анкетирование среди своих одноклассников, по вопросам есть ли дома посуда с геометрическими фигурами, пользуются или они ей. Так же предложила составить им орнамент самостоятельно с чередованиями формы, размера и цвета в отобранных узорах и орнаментах.
На вопрос, есть ли дома посуда с геометрическими фигурами, все ответили - да.
На вопрос, пользуются ли они этой посудой, все ответили - да.
Все с удовольствием согласились составить свой орнамент для посуды с чередованиями формы, размера и цвета.
Работая над проектом, я попробовала себя в роли дизайнера и художника.
Я вылепила свою посуду из пластилина. Украсили её узорами. (Приложение 4)
Я была художником: расписывала готовые элементы посуды и подбирала цвета для узора и орнамента из геометрических фигур. Расписала тарелки геометрической формы собственными узорами. (Приложение 5)
Я создала свой геометрический узор.
Заключение
В конце проекта моя гипотеза подтвердилась: я научились создавать узоры и расписывать посуду. И, как выяснилось, самые простые геометрические фигуры, украшающие изделие, придают ему неповторимый вид.
Я выяснила, что в основе построения орнамента и узора лежит наука математика. Поняла, что математика – это не только счёт, цифры, задачи, но и уникальное средство познания красоты.
Работая над проетом, мне захотелось заняться керамикой. Чтобы самой создавать посуду, потом ее расписывать. Свои работы я буду дарить своим родным и близким.
Список использованных источников
-
Ивановская В.И. «Русские орнаменты» Издательство Стрекоза, 2014 г.
-
Лоренц В.И. «Орнамент всех времен и стилей» Издательство: Лабиринт, 2012 г.
-
Неустроев Б.Ф. «Узоры и орнаменты» Издательство: Бичик, 2010 г.
-
Симаков Н. С. «Русский орнамент» Издательство: Москва, 2002 г.
-
Степанова Л.И. «Рисуем всё, что угодно» Издательство: Москва, 2000 г.
-
Юрова Е.С. «Сокровища русского орнамента» Издательство: Этерна, 2010 г.
Приложение 1
Геометрический орнамент
Приложение 2
Растительный орнамент
Приложение 3
Животный орнамент
Приложение 4
Посуда из платилина
Приложение 5