СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему: "Геометрические узоры и орнаменты на посуде".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Есть декоративные тарелки, которыми украшают стены.Все это создают художники и мастера, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: "Геометрические узоры и орнаменты на посуде".»





Открытый конкурс учебно-исследовательских и проектных работ

«Юный исследователь»



Тип работы: проект

Направление: художественное творчество







Тема: Геометрические узоры и орнаменты на посуде











Автор работы:


Гущина Кира

Место выполнения работы:


МОУ «СОШ № 63», 3 класс

Научный руководитель:

Васильева Валентина Николаевна, учитель начальных классов





Магнитогорск, 2023





Содержание


Введение………………………………………………………………………………..…….3

Основная часть…………...………….…..……………….…………………………………..4

Заключение…………………………………………………………………………………...8

Список использованных источников……………………………………….………………9

Приложения……………………...………………………………………...…………….....10









Введение

Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Есть декоративные тарелки, которыми украшают стены.

Все это создают художники и мастера, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.

С древних времен люди пытались сделать вокруг себя мир прекрасней. Поэтому они украшали всё, что их окружало: стены жилищ, одежду, предметы обихода. Самыми простыми были узоры на посуде, состоящие из повторяющихся геометрических фигур, отрезков, точек. Постепенно в орнаменты стали вплетаться растительные элементы, символически приближенные к геометрическим.

Во время приема пищи я стала обращать внимание на то, как украшена посуда. Сначала я изучала узоры, анализировала их. Затем задумалась над созданеим своих узоров. Так родилась идея моего проекта.

Цель проекта: Самостоятельно создать узоры для посуды.

Задачи проекта:

1. Собрать информацию (рисунки, фотографии) об узорах на посуде.

2. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера и цвета в отобранных узорах и орнаментах.

3. Контролировать выполнения правила, по которому составляется узор.

Гипотеза: если изучить технику выполнения узоров, то можно научиться, самим создавать узоры и расписывать посуду.

Актуальность проекта:

Узоры в нашей жизни встречаются на каждом шагу. Украшая части строений, ландшафта или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.

Узор можно прочесть. Испокон веку с помощью самых разнообразных геометрических линий и форм человек выражал своё мировосприятие, свою культуру, своё отношение к действительности.

Научиться читать узор, значит научиться понимать язык наших предков, не потерять живую связь с прошлым нашего народа.


Основная часть

Дорожная карта проекта

Направление работы/ Сроки

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Изучить, историю происхождения посуды

Я изучала историю происхождения посуды в

Интернете






Изучить принципы построения орнамента


Собирала информацию в Интернете о принципах построения орнамента






Изучить национальные виды росписи посуды



Изучала и собирала

материал из энциклопедий о видах орнамента. В интернете смотрела видео о национальных видах росписи, изучала посуду дома.




Изучить виды орнамента






Провести анкетирование в классе




Провела анкетирование в классе. Обработыла результаты.



Самостоятельно создать узоры для посуды



Вылепила свою посуду из пластилина. Украсили её узорами.

Расписывала готовые элементы посуды и подбирала цвета для узора и орнамента из геометрических фигур. Расписала тарелки геометрической формы собственными узорами.



Оформить работу и отправить на конкурс.






Мы оформили работу и отправили заявку на конкурс.

Готовиться к защите проекта.






Составили презентацию к защите, речь выступления, готовились к защите.


Технологическая карта проекта

1. В первую очередь я нашла в Интернете и изучила историю происхождения посуды. Древним  людям долгое время приходилось обходиться без посуды. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости. Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня. И только в эпоху неолита был изобретен первый искусственный материал - огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду.

Древнейшая посуда проста по форме: дно заостренное, кверху стенки расширяются и напоминают яйцо, у которого срезана верхняя часть. Стенки сосудов толстые, грубые, неравномерно обожженные. Но, уже имея такую посуду, человек смог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, жарить на жиру и масле, отваривать овощи.

Постепенно первобытные гончары совершенствовали свою посуду, она становилась более тонкой и совершенной по форме. Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Грубую посуду покрывали жидкой глиной, расписывали минеральными красками.

2.Затем изучила принципы построения орнамента. На посуде встречаются несколько видов орнамента:

  • Геометрический орнамент — как правило, данный вид имеет самые четкие границы, представляет собой сочетание различных геометрических фигур, линий, точек. Геометрический орнамент на посуде идеально подойдет для дополнения кухни в современных стилях: модерн, сканди — стиль, хай-тек. Очень часто яркие геометрические узоры используют для разбавления лаконичности спокойных оттенков помещения. (Приложение 1).

  • Растительный орнамент. Это может быть цветочный венок, нарисованный по окружности тарелки или мотивы или пейзаж на дне блюдца, заключенный в ограниченное обрамление. (Приложение 2)

  • Животный орнамент. Исходя из названия, не трудно догадаться, что центральной фигурой оформления является животное. В хохломе или гжели это лошади, птицы, в современной росписи — абсолютно любые животные. (Приложение 3)

Узор — это сочетание линий, красок, оттенков, выполненный абсолютно в любом стиле, не имеющий каких — либо закономерностей в расположении (это его главное отличие от орнамента). Также разделяется по тематике на геометрический, растительный и анималистический.

Классический рисунок дает более широкое поле для выражения художественных идей. Рисунки бывают сюжетные, абстрактные и комбинированный.

Современные технологи нанесения позволяют изобразить на посуде абсолютно любые изображения — от героев любимых мультфильмов до семейных фотографий и портретов.

3.Следующим этапом было изучение национальных видов росписи посуды.

У каждого народа есть традиционный вид искусства, который передаются от потомков к потомкам и становится со временем целым направлением в искусстве. К таким масштабным стилям относятся:

  • Гжель - один из самых популярных традиционно русско-украинских видов росписи. Синий, голубой и белый цвет — традиционные для этой техники. Чаще всего это цветочные мотивы, злаки, замысловатые завитушки. Помимо растительного принта, в гжели могут быть выполнены и сюжетные рисунки.

  • Хохлома. Ее основой является черный фон, на котором изображены различные рисунки красного, золотого, зеленого цвета. Чаще всего это растительная тематика — ягоды, цветы, грибы. Зачастую на посуде, оформленной в технике хохломы, присутствуют абстрактные птицы, собаки. Традиционно роспись выполняется на деревянной посуде, однако сейчас можно приобрести и керамическую посуду в этом стиле.

  • Прочие техники традиционной русской росписи. В России насчитывается более 20 видов художественной росписи. Все они возникли примерно в одно время в различных уголках нашей Родины. Мезенская роспись, Жостово, Федоскино — все они имеют свою характерную особенность в виде определенной цветовой гаммы, манеры написания и изображенных на них предметов.

  • Восточная роспись — китайский, японские мотивы обычно выполнены на контрастном фоне: ярко — красный, зеленый, черный, белый. На рисунках присутствуют разнообразные узоры, цветы или герой известных восточных сказаний — драконы, змеи. Особое внимание следует уделить восточным узорам — они имеют геометрическую основу, чаще всего симметричны и имеют сходство с орнаментом — циклично повторяющиеся предметы;

  • Традиционная узбекская роспись в своей основе кроет тайный смысл — виноградные лозы, деревья — символ плодородия. Сложные, переплетающиеся узоры — знаки цикличности и бесконечности.

4. Изучила принципы построения орнамента:

РИТМ – чередование элементов (мотивов) узора в определенной последовательности. Ритм – убывающий, возрастающий. Для орнамента  характерно повторяемость мотивов, наклонов, поворотов, просветов между элементами, мотивами.

ПОВТОРЕНИЕ  -  элементы повторяются через определенное расстояние, что создает чувство покоя, уверенности.

ЧЕРЕДОВАНИЕ  – элементы  чередуются через определенное расстояние по горизонтали, вертикали, диагонали.

ИНВЕРСИЯ  – элементы располагаются по обе стороны оси или имеют обратное расположение узора.

СИММЕТРИЯ – соразмерность, пропорциональность в расположении частей, располагаются по обе стороны от середины центра, мотив располагается по обе стороны оси.

5.Я провела анкетирование среди своих одноклассников, по вопросам есть ли дома посуда с геометрическими фигурами, пользуются или они ей. Так же предложила составить им орнамент самостоятельно с чередованиями формы, размера и цвета в отобранных узорах и орнаментах.

На вопрос, есть ли дома посуда с геометрическими фигурами, все ответили - да.

На вопрос, пользуются ли они этой посудой, все ответили - да.

Все с удовольствием согласились составить свой орнамент для посуды с чередованиями формы, размера и цвета.

Работая над проектом, я попробовала себя в роли дизайнера и художника.

Я вылепила свою посуду из пластилина. Украсили её узорами. (Приложение 4)

Я была художником: расписывала готовые элементы посуды и подбирала цвета для узора и орнамента из геометрических фигур. Расписала тарелки геометрической формы собственными узорами. (Приложение 5)

Я создала свой геометрический узор.


Заключение

В конце проекта моя гипотеза подтвердилась: я научились создавать узоры и расписывать посуду. И, как выяснилось, самые простые геометрические фигуры, украшающие изделие, придают ему неповторимый вид.

Я выяснила, что в основе построения орнамента  и узора лежит наука математика. Поняла, что математика – это не только счёт, цифры, задачи, но и уникальное средство познания красоты.

Работая над проетом, мне захотелось заняться керамикой. Чтобы самой создавать посуду, потом ее расписывать. Свои работы я буду дарить своим родным и близким.


Список использованных источников
  1. Ивановская В.И. «Русские орнаменты» Издательство Стрекоза, 2014 г.

  2. Лоренц В.И. «Орнамент всех времен и стилей» Издательство: Лабиринт, 2012 г.

  3. Неустроев Б.Ф. «Узоры и орнаменты» Издательство: Бичик, 2010 г.

  4. Симаков Н. С. «Русский орнамент» Издательство: Москва, 2002 г.

  5. Степанова Л.И. «Рисуем всё, что угодно» Издательство: Москва, 2000 г.

  6. Юрова Е.С. «Сокровища русского орнамента» Издательство: Этерна, 2010 г.


Приложение 1


Геометрический орнамент


Приложение 2


Растительный орнамент





Приложение 3

Животный орнамент













Приложение 4

Посуда из платилина



Приложение 5



Скачать

© 2024 286 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя