Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя школа №10»
«МИКРОФЛОРА ВОЗДУХА ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ»
Проект выполнили: Чумаченко Лилиана,8класс
Руководитель проекта: учитель биологии-
Гузняева Наталья Геннадьевна
г. Чехов 2020
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………..3
1.Состав микрофлоры………………………………………………………………………...4
2. Краткая характеристика микроорганизмов……………………………………………4
2.1. Актиномицеты……………………………………………………………………………4
2.2. Стрептококки……………………………………………………………………………..4
3. Санитарно-микробиологическое исследование воздуха…………………………….5
4. Методика проведения исследования……………………………………………………5
5. Определение наличия в воздухе микроорганизмов………………………………….6
5.1. Закладка опыта…………………………………………………………………………..6
5.2 Анализ полученных результатов………………………………………………………6
6. Выводы………………………………………………………………………………………8
7. Рекомендации для озеленения МБОУ СШ №10»……………………………………..8
8. Заключение………………………………………………………………………………….9
9. Список литературы……………………………………………………………………….10
10. Приложение………………………………………………………………………………11
«Твое здоровье – чистый воздух»
Геродот Галикарнасский
ВВЕДЕНИЕ
Воздух является средой, содержащей значительное количество микроорганизмов. С воздухом они могут переноситься на значительные расстояния. В отличие от воды и почвы, где микробы могут жить и размножаться, в воздухе они только сохраняются некоторое время, а затем гибнут под влиянием ряда неблагоприятных факторов: высыхания, действия солнечной радиации, смены температуры, отсутствия питательных веществ и др. Наиболее устойчивые микроорганизмы могут долго сохраняться в воздухе и обнаруживаться там с большим постоянством. К такой постоянной микрофлоре воздуха относятся споры грибов и бактерий, сарцины и другие пигментообразующие кокки. Состав микробов воздуха весьма разнообразен. Он зависит от степени загрязнения воздуха минеральными и органическими взвесями, температуры, осадков, характера местности, влажности и других факторов. Чем выше концентрация в воздухе пыли, дымов и копоти, тем больше микробов. Каждая частица дыма или пыли обладает способностью адсорбировать на своей поверхности множество микроорганизмов.
В одном грамме пыли содержится до 1 миллиона бактерий. В окружении больных животных и людей, инфицированных членистоногих и насекомых, в воздухе могут находиться и патогенные виды микробов (гноеродные кокки, микобактерии туберкулёза, сибиреязвенные бациллы, бактерии туляремии и другие).
Для воздуха закрытых помещений санитарными показательными микроорганизмами являются стафилококки, зеленящие стрептококки, а показателями прямой эпидемиологической опасности – гемолитические стрептококки и стафилококки.
Количество микробов в рабочих и жилых помещениях находится в тесной связи с санитарно- гигиеническим режимом помещения. При скоплении людей, плохой вентиляции, слабом естественном освещении, неправильной уборке помещения количество микробов увеличивается. Сухая уборка, редкое мытьё полов, использование грязных тряпок и щёток, сушка их в том же помещении создаёт благоприятные условия для накопления в воздухе микробов.
Через воздух могут передаваться вместе с каплями слизи и мокроты, при чихании, кашле, разговоре возбудители гриппа, кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, стафилококковой, стрептококковой и менингококковой инфекций, ангин, острых катаров дыхательных путей, туберкулёза, оспы, легочной формы чумы и др. заболеваний.
Микробы могут распространяться токами воздуха, воздушно-капельным путём. При чихании, кашле, разговоре больной человек выбрасывает в окружающую среду на расстояние 1-2 м. и более, вместе с каплями слизи и мокроты патогенные бактерии.
Человек в среднем вдыхает за сутки 12000-14000 л. воздуха, причём 99,8% микробов, содержащихся в воздухе, задерживаются в дыхательных путях.
Лабораторные исследования воздуха производят с целью определения количественного и качественного состава находящейся в нём микрофлоры. Это достигается использованием простых и сложных методов. Для более точного исследования микробов воздуха применяют специальные аппараты – бактериоуловитель Речменского, прибор Кротова, прибор Киктенко и др.
Актуальность темы: Учитывая, что нашей школе обучающиеся учатся в две смены, мы поставили своей целью узнать насколько загрязнен воздух различных помещений в школе. Зная, какое количество микроорганизмов находится в воздухе каждого помещения, какой состав этих микроорганизмов, какова степень их болезнетворности, можно предположить о возможности развития заболеваний, какие заболевания могут возникнуть и какие меры нужно предпринять, чтобы защитить учащихся и персонал от развития заболеваний.
Цель: Выявить уровень загрязненности воздуха школы микроорганизмами.
Задачи:
- познакомиться с общими положениями и методикой работы с микроорганизмами;
- сделать анализ микрофлоры воздуха по количеству колоний на питательной пластинке;
- определить степень загрязнённости воздуха школы микроорганизмами;
- администрации общеобразовательного учреждения предложить рекомендации по устранению причин загрязненности воздуха и озеленению
1. СОСТАВ МИКРОФЛОРЫ
Микроорганизмы представляют собой своеобразную форму организации живой материи. Их отличает беспрецедентная многочисленность, удивительная жизнеспособность, пластичность, повсеместность распространения, обширность сфер взаимодействия с абиогенными и биогенными компонентами. Микроорганизмы способны вступать с организмом человека в самые разные взаимоотношения – от симбиоза до паразитизма.
Микрофлору воздуха можно условно разделить на постоянную, часто встречающуюся, и переменную, представители которой, попадая в воздух из свойственных им мест обитания, недолго сохраняют жизнеспособность. Постоянно в воздухе обнаруживаются пигментообразующие кокки, палочки, дрожжи, грибы, актиномицеты, спороносные бациллы и клостридии и др., т. е. микроорганизмы, устойчивые к свету, высыханию. (илл.1) В воздухе крупных городов количество микроорганизмов больше, чем в сельской местности. Над лесами, морями воздух содержит мало микробов (в 1 м³ — единицы микробных клеток). Дождь и снег способствуют очищению воздуха от микробов. В воздухе закрытых помещений микробов значительно больше, чем в открытых воздушных бассейнах, особенно зимой, при недостаточном проветривании. Состав микрофлоры и количество микроорганизмов, обнаруживаемых в 1 м³ воздуха (микробное число воздуха), зависят от санитарно-гигиенического режима, числа находящихся в помещении людей, состояния их здоровья и других условий. В воздух могут попадать и патогенные микроорганизмы от животных, людей (больных и носителей). Пылевые частицы служат благоприятной средой для жизнедеятельности различных микроорганизмов. В воздухе учеными обнаружено 383 вида бактерий и 28 родов микроскопических грибов. Источниками загрязнения воздуха являются почва, вода, растения, животные, человек и продукты жизнедеятельности живых организмов. Попадая в благоприятную среду, бактерии, микроскопические грибы интенсивно размножаются, образуя видимые невооруженным глазом скопления — колонии. Процесс роста колоний микроорганизмов называется инкубацией. Известно, что на площади 100 см² в благоприятной среде в течение 5 мин осаждается примерно столько бактерий и спор, сколько находится в 1 дм³ (0,01 м³ воздуха). В ходе исследований мы обнаружили, что в каждой чашке Петри выросли актиномицеты и стрептококки. Так как определение до вида не производилось, можно предположить, что некоторые формы могут быть болезнетворными.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРООРГАНИЗМОВ
2.1. Актиномицеты
Актиномицеты - лучистые грибы, представляют собой многочисленную группу микроорганизмов.
Большинство актиномицетов – свободноживущие микроорганизмы, обитающие в почве и других объектах окружающей среды. Многие из них являются продуцентами антибиотиков. Немногочисленные патогенные представители актиномицетов вызывают у человека актиномикоз и нокардиоз.
Основным морфологическим признаком актиномицетов являются ветвящиеся формы клеток, имеющих вид коротких или длинных нитевидных образований.
Ширина клеток актиномицетов – 0,2-0,5 мкм., длина может широко варьироваться.
2.2Стрептококки
Стрептоккоки - являются возбудителями многих заболеваний человека.
В определителе Берги род Streptococcus включает 21 вид.
Впервые стрептококки в тканях при рожистом воспалении обнаружил в 1874 году Т. Бильрот, а при гнойных заболеваниях и сепсисе – в 1879 году Л. Пастер. В чистой культуре стрептококки были выделены и изучены в 1884 году Ф. Розенбахом.
Бактерии рода Streptococcus имеют шаровидную или овальную форму, диаметр их менее 2 мкм., размер клеток варьирует у разных видов. Стрептококки как правило неподвижны. Культивируются на питательных средах с добавлением глюкозы, сыворотки или крови. По характеру роста на кровяном агаре стрептококки делят на три типа:
В- гемолитические стрептококки.
А- гемолитические стрептококки.
Негемолитические стрептококки.
Стрептококки вызывают ангину, скарлатину, рожистое воспаление, ревматизм, острые заболевания кожи и подкожной клетчатки, гнойное осложнение.
В организме человека стрептококки обнаруживаются в полости рта, верхних дыхательных путях, на коже, в кишечнике. Основной путь распространения возбудителя – воздушно-капельный.
3. САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДУХА
Воздушная среда, как объект санитарно-микробиологического исследования имеет целый ряд специфических особенностей. Как правило, среди них в первую очередь выделяют:
-отсутствие питательных веществ и, как следствие, невозможность размножения микроорганизмов; -кратковременное нахождение микроорганизмов в воздушной фазе и их самопроизвольная седиментация;
-невысокие концентрации микроорганизмов в воздухе;
-относительно небольшое число видов микроорганизмов, обнаруживаемых в воздухе.
Микроорганизмы находятся в воздухе в форме аэрозоля. Микробный аэрозоль – это взвесь в воздухе живых или убитых микробных клеток, адсорбированных на пылевых частицах или заключенных в «капельные ядра». Он включает частицы размером от 0,001 до 100 мкм (мкм - микрометр). Размер частиц определяет 2 важных параметра аэрозоля:
1. Скорость оседания (седиментации) – для частиц размером от 10 до 100 мкм составляет 0,03 – 0,3 м/сек. Частицы указанного размера оседают на поверхности за 5-20 минут. Частицы с размером 5 мкм и менее формируют практически не седиментирующий аэрозоль постоянно взвешенных в воздухе частиц;
2. Проникающая способность частиц – наиболее опасны частицы с размером от 0,05 до 5 мкм, так как они задерживаются в бронхиолах и альвеолах. Именно эта фракция пылевых частиц принимается во внимание в современной классификации чистых помещений согласно ГОСТ Р 50766 – 95. Частицы с размером от 10 мкм и более задерживаются в верхних отделах дыхательных путей и выводятся из них. Опасность микробного аэрозоля для здоровья людей обусловлено не только существованием аэрозольного механизма передачи при ряде инфекционных заболеваний. Микробный аэрозоль может также явиться причиной развития аллергии, а также интоксикаций (отравлений), связанных с ингаляцией эндотоксинов грамотрицательных бактерий, грамположительных бактерий и микотоксинов плесневых грибов. Кроме того, присутствие в воздухе микробных аэрозолей нежелательно при осуществлении ряда технологических процессов.
4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Для изучения различных свойств микробов в микробиологии разработан метод искусственного выращивания их на специальных средах. Микроорганизмы в природных условиях обычно находятся в виде сообществ различных видов. Точное изучение отдельных видов возможно только при выделении их в чистых культурах, то есть в культурах, содержащих лишь один вид микробов. Пастер впервые разработал специальные методы исследования микробов. Дальнейшее усовершенствование методов бактериологического исследования принадлежит крупнейшему немецкому ученому Р. Коху.
В настоящее время пользуются естественными и искусственными средами, жидкими и плотными. К естественным средам относятся: обезжиренное молоко, неохмеленное сусло, отвары гороха, кусочки картофеля и другие. Искусственных сред очень много. Для гетеротрофных бактерий пользуются средами с пептоном. Пептон – продукт неполного расщепления животных белков. Такова пептонная вода (1г пептона, 0,5 поваренной соли на 100 мл воды). В мясопептонном бульоне тоже количество пептона и соли прибавляется к мясному бульону, из которого осаждены белковые вещества. Эти жидкие среды можно сделать плотными, если прибавить к ним 1-3% пищевого агара. Агар – это вещество, добываемое из морских водорослей. Ценность его в том, что агаровая среда застывает в виде прозрачного студня и не разжижается, если нагревать его не до кипения. Среда должна иметь определенную реакцию (рН), должна быть стерильной. Посевы выращиваются при определенной температуре. Мясо-пептонный агар очень широко применяется в микробиологии, так как практически все виды микроорганизмов растут на этом субстрате, и поэтому, он применим для первичной идентификации бактерий воздуха. При исследовании воздуха закрытых помещений большое значение имеет способ выделения микроорганизмов из воздуха. В зависимости от принципа улавливания бактерий, микробиологические методы исследования воздуха разделяют на седиментационные, фильтрационные и аспирационные. Метод естественной седиментации основан на осаждении микроорганизмов под действием силы тяжести на поверхность плотной питательной среды. Открытую чашку Петри с питательной средой оставляют на горизонтальной поверхности на определенное время. Затем чашку закрывают и после инкубации в термостате проводят подсчет выросших колоний. Следует отметить, что получаемые в этом случае результаты оказываются заниженными, по сравнению с данными, получаемыми при использовании прибора Кротова в среднем в три раза, так как фракции с частицами менее 100 мкм практически не оседают. В связи с этим неоднократно принимались попытки откорректировать схему расчета, однако они не завершились разработкой общепризнанного метода расчета. В настоящее время многие авторы, приводя результаты замеров, произведенных с помощью седиментационного метода, ограничиваются указанием количества колоний, времени пробоотбора и диаметра чашки Петри. Для определения вида микробов решающее значение имеют: особенности поверхности колоний (гладкая, шероховатая, выпуклая, бугристая), ее краев (ровные, зубчатые), цвет, размеры колоний. (илл.2)
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ В ВОЗУХЕ МИКРООРГАНИЗМОВ
Для определения наличия в воздухе микроорганизмов мы пользовались методом выращивания их на культуральных средах, производя посев непосредственно на питательную среду.
Санитарная оценка воздуха в помещениях школы
Исследования были проведены на базе МБОУ СШ №10 города Чехова. Исследования проводились в 2 этапа:
5.1. Закладка опыта.
Этап 1. Приготовление питательной среды МПА по общепринятой методике.
Работа выполнялась в декабре. Сначала приготовили мясопептонный бульон из говяжьего мяса(500 г мяса без костей и жира пропустили через мясорубку). Фарш в эмалированной кастрюле залили водой(1 литр) и оставили на 24 ч при температуре 7°С. Затем фарш кипятили 30 мин. Остудили и отфильтровали. Затем добавили 1 г соли и 1 г пептона в 100г бульона, снова довели до кипения и отфильтровали второй раз. Добавили 10% раствор питьевой соды, для нейтрализации бульона до слабощелочной реакции. В полученный МПБ добавили 20 г желатина. Получили мясопептонный желатин. (илл.3)
Простерилизовали чашки Петри в духовке при температуре 200 градусов в течение 40 минут, разлили в них одинаковое количество МПЖ и закрыли их, оставили для застывания. Взятие проб проводилось в дневное время. Чашки Петри в количестве четырех штук, наполненные мясопептонным желатином, заранее пронумерованные маркером, разместили в следующих точках: классная комната на солнечной стороне здания школы (каб.№400), классная комната на северной стороне здания школы (каб.№56), школьный коридор , гардеробная комната. (илл.4,5,6,7,8)
При заборе воздуха в классной комнате (каб. №10), чашка Петри находилась на подставке среди комнатных цветов, в кабинете №12-на шкафу. В школьном коридоре чашка была поставлена на столик. В гардеробной комнате - на полочку, под одеждой. Время забора воздуха во всех помещениях было одинаково и составляло 5 минут. Затем все четыре пробы завернули в бумагу и поместили в теплое место (не менее 20 °С) рядом с батареей отопления для инкубации на 7 дней. (илл. 9,10,11,12)
5.2. Анализ полученных результатов.
Через 7 дней подсчитали количество колоний бактерий и грибов в чашках. Если колоний немного, их считают на всей поверхности агар-агара чашки Петри. При большом количестве колоний чашку Петри кладут на лист бумаги, разделенный на 4—6 секторов, и считают количество колоний в каждом секторе. При подсчете и рассмотрении колоний рекомендуется использовать лупы. (илл. 13,14)
Описание колоний микробов, выросших на питательной среде, проводят по следующим показателям: форма (округлая, неправильная); поверхность (гладкая, блестящая, шероховатая, сухая, складчатая); край (ровный, волнистый, городчатый); цвет; размер (диаметр).
Следует отметить, что метод подсчета колоний в чашках Петри с посевом из воздуха дает лишь приблизительные данные. Учитываются лишь микробы быстро оседающей пыли, кроме того, на твердой поверхности агар-агара прорастут только аэробные формы микроорганизмов.
Учет посева бактерий из воздуха производят путем подсчета выросших колоний бактерий отдельно. Зная площадь чашки Петри, можно определить количество микроорганизмов в 1м³ воздуха. Для этого: 1. Определили площадь дна (S, м² чашки), в которой находилась питательная среда по формуле:
S = πd2/4, где π = 3,14; d — диаметр чашки, т. е.
3,14x100: 4 = 78,5 см²
2. Подсчет количества единиц бактерий на 100 см³ (0,01 м³) воздуха проводили по правилу В.Л. Омелянского: на площадь (S) 100 см² за 5 мин. оседает такое количество микробов, которое содержится в 10 литрах воздуха.
Х=А*100*100/S
S – площадь чашки Петри
Х-количество микробов в 1м³
А-количество колоний в чашке Петри
В кабинете №400 обнаружено 12 колоний, зная площадь чашки Петри мы рассчитали количество микроорганизмов, содержащихся в 1 кубическом метре воздуха. (илл.15)
В кабинете №400 обнаружили 12 колоний. Х=12*100*100/78,5=1528
В кабинете №56 обнаружили 22 колонии. Х=22*100*100/78,5=2802
В коридоре – 15колоний. Х=15*100*100/78,5=1910
В гардеробе - 31колония. Х=31*100*100/78,5=3949
Нормативов по оценке бактериальной загрязненности воздуха в настоящее время нет. Критерием для оценки чистого и загрязненного воздуха в жилых помещениях приняты показатели, предложенные А.И.Шафиром. (илл. 16)
Результаты данного исследования сравнили с критериями для санитарной оценки воздуха жилых помещений и представили в таблице №2 (см. прил.), где ясно выражена динамика уровней микробной загрязненности. Наиболее загрязненным микроорганизмами помещением являет гардероб.
Высокая загрязненность классной комнаты (каб. №56) объясняется тем, что кабинет небольшой, температура воздух +26°С , учащиеся обучаются в две смены. На уроках используют швейные машинки и утюги, уборка проводится один раз в день, вечером. Через гардеробную комнату проходят 420 учеников (8-9 классы) и забор воздуха проводили во время одевания, большая загрязненность объясняется большой интенсивностью движения людей, из-за чего усилена циркуляция пыли - главного переносчика микроорганизмов. Исходя из того, что микроорганизмы обильно размножаются в теплой и влажной средах, на остатках пищевых продуктов, на частицах пыли в затемненных местах помещений, мы можем сказать, что высокая микробность, выявленная в помещениях является закономерной. Но уровень микробной загрязненности, исходя из нормативов, во всех помещениях кроме гардероба, не превышен. Воздух школьного коридора, по сравнению с другими помещениями оказался более чистым, это объясняется тем, что уже прошла уборка с хлорсодержащими препаратами. Малое количество колоний микроорганизмов в кабинете №400 говорит о том, что там нет благоприятных условий для их развития, температура воздуха в нем 12-14 градусов, много окон и солнечного света, большое количество комнатных растений. (илл. 17)
Многие комнатные растения могут служить эффективными «живыми фильтрами», активно очищающими воздух в замкнутых помещениях.
Согласно последним исследованиям, "озеленение" рабочего пространства не только улучшает воздух, но и повышает работоспособность. Все комнатные растения условно можно разделить на несколько групп, по тому воздействию, которое они оказывают на окружающую среду и организм человека. (илл. 18)
Учитывая такую специализацию видов комнатных растений по очистке воздуха закрытых помещений, мы составили списки коллекций растений, которые целесообразно иметь в жилых, детских, учебных, производственных и иных интерьерах.
Растения, обладающие антимикробной активностью: Агава Американская, Пеларгония душистая, Сансивиера, Аукуба японская, Гибискус китайский, Алоэ древовидное. (илл. 19)
Растения, фитонциды которых обладают лечебным действием: Монстера (благотворно влияет на людей с нарушением деятельности нервной системы, устраняет головную боль), Розмарин лекарственный (оказывает противовоспалительное и успокаивающее действие, повышает иммунитет, показан при заболеваниях дыхательной системы, хронических бронхитах и астме), Лимон (запах листьев лимона дает ощущение бодрости, снижает артериальное давление). (илл. 20)
Растения, очищающие воздух от вредных газов: Хлорофитум Хохлатый, Циссус антарктический (поглощают и частично или полностью нейтрализует значительное количество газообразных углеводородов). (илл.21)
6. ВЫВОДЫ:
В ходе проведения данного исследования были сделаны следующие выводы:
1.Уровень микробной загрязненности в помещениях школы, кроме гардероба, не превышает норматива.
2. Количество микроорганизмов в закрытых помещениях зависит от их вноса из внешней среды и интенсивности движения людей.
3. Микроорганизмы быстрее размножаются в теплой и влажной средах , в затемненных местах помещений.
4. Во – время уборки помещения с применением дезинфицирующих средств уничтожается огромное количество микроорганизмов.
5. Поскольку микроорганизмы и их споры попадают в воздух вместе с пылью, то годятся все методы, уменьшающие ее содержание – влажная уборка и проветривание помещений; хороший результат даёт метод уничтожения микроорганизмов солнечными лучами, поэтому лучше не затенять окна шторами и высокими вьющимися растениями. В школе необходимо переобуваться в раздевалках, т. к. большинство микроорганизмов заносится вместе с пылью с верхней одеждой и обувью с улицы. Нельзя бегать по коридорам, т. к. при этом поднимается в воздух большое количество пыли с микроорганизмами и спорами. Озеленение помещений вызывает гибель микроорганизмов под действием выделяемых растениями фитонцидов.
6. Даны рекомендации администрации школы для озеленения школьных помещений.
7. РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Обязать дежурных на большой перемене открывать форточки.
2. Чаще проводить уборку помещений с применением дезинфицирующих средств.
3. Одежду должен выдавать работник гардероба через окно или дверь.
4. При входе в школу разложить коврики, снимающие механическую грязь с обуви.
5.При озеленении следует принимать во внимание фитонцидные свойства растений, подбирая ассортимент, который наиболее обеззараживает воздух.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Охрана воздуха — ключевая проблема оздоровления окружающей природной среды. Атмосферный воздух занимает особое положение среди других компонентов биосферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды — пять дней, а без воздуха всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определенную чистоту и любое отклонение от нормы опасно для здоровья.
С самого рождения мы живем в окружении микроорганизмов. Споры плесени, бактерии, вирусы. Мы знаем, что многие их виды опасны и даже смертельны для живых существ. Почему же в большинстве случаев они не причиняют нам абсолютно никакого вреда? Микробы - древнейшие обитатели планеты, и эволюция позаботилась о том, чтобы люди, как биологический вид появившиеся на Земле значительно позднее, научились жить в содружестве, или, как говорят биологи, в симбиозе с этими крохотными существами. Микрофлора организма – целый мир, особая экосистема, живущая по своим правилам и законам. Здесь можно встретить сотни видов бактерий, общая численность которых достигает триллионов.
С целью предупреждения микробного загрязнения воздуха проводят комплекс мероприятий по обеспечению правильной планировки основных и вспомогательных помещений, организации эффективной приточно-вытяжной вентиляции, ультрафиолетового облучения воздуха, регулярной уборке помещений с применением дезинфицирующих средств, соблюдению мер личной гигиены и др.
Данная работа помогла нам оценить состояние воздуха в нашей школе. Теперь мы знаем, что воздух, которым мы дышим в течение всего дня, не везде чист настолько, насколько нам бы хотелось. И мы можем предложить комплекс мероприятий для очищения воздуха и повысить экологическую грамотность среди учащихся нашей школы.
Мы считаем школу своим Домом и хотим, чтобы этот дом был прекрасен!
Мы уверены, что данный проект будет развиваться, ибо нет предела творчеству и фантазии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусев М. В., Минеева Л. А. Микробиология. Третье издание. _М.: Рыбари,2004
2. Денисова А.Н. Образовательный проект: Пресная вода: Учебно-методическое пособие / Отв. Ред. Докт. Филос. Наук, проф. Э. В. Гирусов. Улан-Удэ: «Бэлиг»,2003.
3. Кашкин П.Н., Лисин В.В. Практическое руководство по медицинской микологии. – Л.: Медицина, 1983.
4. Лабинская А. С. Микробиология с техникой микробиологических исследований, М, Медицина, 1978.
5. Мустафин А. Г. ,Лагкуева Ф. К., Быстренина Н. Г. И др.; Биология. Пособие для поступающих в вузы / Под ред. В. Н. Ярыгина. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. Шк.,2000.
6. Мамонтов С.Г. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. - 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
7. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология, 9 кл. – М.: Дрофа, 1998.
8. Справочник. Санитарная микробиология, Министерство здравоохранения ГМА им. Мечникова И.И., С-П, 1998.
9. http//www.webmedinfo.ru/library/mikrobiologija.php
ПРИЛОЖЕНИЕ
Илл. 1 Группы настоящих бактерий
Илл.2 Описание микроорганизмов
Илл. 3 Приготовление питательной среды
Илл.4 Приготовление питательной среды
Илл. 5 Закладка опыта - кабинет №400
Илл. 6 Закладка опыта – коридор
Илл. 7 Закладка опыта – кабинет № 56
Илл.8 Закладка опыта – гардероб
Илл.9 Полученные результаты - кабинет № 400
Илл.10 Полученные результаты – коридор
Илл.11 Полученные результаты – кабинет № 56
Илл.12 Полученные результаты – гардероб
Илл.13 Подсчет колоний
Илл. 14 Подсчет колоний
Илл. 15 Результаты исследования
№ | Место исследования | Число микроорганизмов в 1 куб. метре воздуха |
1 | Классная комната № 400 | 1528 |
2 | Классная комната № 56 | 2802 |
3 | Школьный коридор 3 эаж | 1910 |
4 | Гардеробная комната | 3949 |
Илл. 16 Критерии для санитарной оценки воздуха жилых помещений
Оценка воздуха | Число микроорганизмов в 1 куб. метре воздуха |
Летний режим | Зимний режим |
Чистый | Менее 1500 | Менее 4500 |
Грязный | Более 2500 | Более 7000 |
Илл. 17 Диаграмма «Санитарная оценка воздуха в помещении»
Илл. 18 Основные группы растений по их воздействию на окружающую среду
Группа растений | Виды | Значение |
кондиционеры | Нефролепис | Увлажняют воздух |
Циперус |
Абутилон |
Гибискус |
Фатсия |
фильтраторы | Хлорофитум | Поглощает из воздуха формальдегид, угарный газ, бензол, этилбензол, толуол, ксилол. |
Диффенбахия | Очищает воздух от токсинов, идущих от дорог; поглощает формальдегид, ксилен, трихлорэтилен, бензол |
Драцена. | Поглощает из воздуха бензол, ксилен, трихлорэтилен, формальдегид. |
Сансивьерия | Поглощает из воздуха бензол, формальдегид, трихлорэтилен |
Спатифиллюм | Поглощает из воздуха бензол, формальдегид, фенол, толуол. |
Алоэ. | Поглощает формальдегид из воздуха. |
Пеперомия | Поглощает из воздуха формальдегид. |
Шеффлера | поглощает в сутки около 10 л углекислого газа, выделяя в 2 — 3 раза больше кислорода. Загрязнения обезвреживают не только листья, но и земля |
Фикусы | эффективно очищают воздух от ядовитых формальдегидов, причём они не только связывают ядовитые вещества, но и питаются ими, превращая их в сахара и аминокислоты.отфильтровывают из воздуха продукты испарения бензола, трихлорэтилен, пентахлорфенол |
Плющ обыкновенный | успешно справляются с бензолом: |
Пылесосы | Аспарагус | поглощает частицы тяжелых металлов. |
Алоэ древовидное | Поглощают пыль, формальдегид и фенол, выделяющиеся из новой мебели |
Драцена |
Шеффлера |
Хлорофитум |
Фикус |
Плющ |
Хамедорея |
Традесканция |
Ионизаторы | Цереус | Улучшают ионный состав воздуха, наполняют атмосферу отрицательно заряженными ионамикислорода. А ведь именно эти ионы снабжают энергией организм человека |
Кодиеум |
Пеларгония |
Сенполия |
Хвойные |
Озонаторы | Папоротники | Выделяют озон |
Фитонцидные | Лимон | Фитонцидные свойства очень сильные |
Мирт | Обладает антисептическими свойствами, значительно снижая количество микробов в воздухе (до 50% в радиусе до 5 м). |
Герань (пеларгония) | Фитонцидные свойства не очень сильные, однако, в присутствии герани количество колоний простейших микроорганизмов снижается приблизительно на 46%. |
Циперус | обладает фитонцидными свойствами. |
Алоэ | Значительно снижает численность простейших микроорганизмов в воздухе (до 3,5 раз) |
Фикусы | от антибактериальных свойств некоторые бактерии погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока. |
Маранты |
Аспарагус |
Хлорофитум | обладает и значительным бактерицидным эффектом, за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов |
Ароматерапевты | Пеларгония | выделяют в воздух пахучие эфирные масла, снижают нервное напряжение, давление |
Лимон |
Лекари | Диффенбахия | уничтожают стафилококковую инфекцию |
Мирт |
Бегонии | уничтожают стрептококковые микроорганизмы |
Аглаонема |
Лавр благородный | борются с кишечной палочкой |
Мята, лаванда, иссоп, шалфей | способны победить клебсиеллу, которая вызывает воспаление легких, менингит, гайморит |
Алоэ древовидное | Ожоги, воспаления кожи |
Гибискус, Каланхоэ | Раны, воспаления |
Камнеломка | Снимает жар, воспаление |
Илл. 19 Растения, обладающие антимикробной активностью
Сансивиера Агава американская
Пеларгония душистая Аукуба японская
Гибискус китайский Алоэ древовидное
Илл. 20 Растения, фитонциды которых обладают лечебным действием
Монстера Розмарин лекарственный
Лимон
Илл. 21 Растения, очищающие воздух от вредных газов
Хлорофитум хохлатый
Циссус антарктический
25