СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему:" Составление инструкции «Правила поведения в природе»" (5 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место, но многим из них сейчас угрожает большая опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли.

С каждым годом всё опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.

Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред? Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна.

Актуальность  Человек - часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой.

Цель работы: узнать, что может сделать каждый человек, чтобы сберечь природу.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему:" Составление инструкции «Правила поведения в природе»" (5 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Супоневская средняя общеобразовательная школа №2»

Брянского района







Учебный предмет: география




Тема проекта:

Составление инструкции «Правила поведения в природе»









Выполнил:

учащийся 5 класса: Сочинский Даниил

Руководитель:

учитель географии Бословяк М.И.












с. Супонево 2018



Оглавление:

Введение …………………………………………………………………………3

Основная часть:………………………………………………………………4 - 8

1. Окружающая нас природа в опасности.

2. Правила поведения в природе.

3. «Как стать природе другом?» Результаты исследования.

Заключение ………………………………………………………………………9

Используемая литература………………………………………………………10

Приложение 1. Инструкция Правила поведения в природе …………………11

Приложение 2. Анкета «Как стать природе другом?»……………………12 -13

Приложение 3. Результаты исследования……………………………………14

Приложение 4. Презентация «Правила поведения в природе»





















Введение

Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место, но многим из них сейчас угрожает большая опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли.

С каждым годом всё опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.

Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред? Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна.

Актуальность Человек - часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой.

Цель работы: узнать, что может сделать каждый человек, чтобы сберечь природу.

Задачи:

  1. Изучить информационные источники по вопросу состояния и охраны окружающей среды.

  2. Изучить правила поведения на природе.

  3. Провести анкетирование среди учащихся 4-5 классов МБОУ «Супоневская СОШ №2».

  4. Составить инструкцию «Правила поведения человека в природе».

Гипотеза: если знать правила поведения в природе и соблюдать их, то мы сможем сохранить планету Земля для будущих потомков.

Объект исследования: охрана окружающей среды.

Предмет исследования: действия человека, наносящие вред природе и способы сохранения окружающей среды.

Методы исследования: 

- отбор и изучение информационных источников,

- анкетирование,

- анализ

Этапы работы над проектом:

-Постановка проблемы,

-изучение теории,

-сбор материала,

-анализ и обобщение,

-выводы, оформление работы.

1. Окружающая нас природа в опасности!

Нас окружает фантастической красоты природа, которую мы порой не замечаем. А ведь если приглядеться - леса, поля, озёра, животные… вызывают восторг. Только с каждым годом этой красоты становится всё меньше и меньше. И кто же в этом виновен? Мы – люди.

Сегодня строятся все новые и новые заводы, а они выбрасывают вредные отходы в окружающую среду, загрязняют воздух, водоёмы и почву. Токсичные вещества образуют над большими промышленными городами ядовитые облака смог, действие которого губительно, он повреждает памятники, здания, растения, а главное – отравляет человека. Так, в 1952 г. за четыре дня в Лондоне от ядовитых туманов, образованных смогом, погибло около 4 тыс. чел. Число погибших заставило людей переосмыслить отношение к окружающей среде и загрязнению воздуха, так как было показано, что данная проблема представляет собой непосредственную угрозу жизни людей.

Были приняты новые экологические стандарты, принят закон "О чистом воздухе", что позволило уменьшить загрязнение воздуха. 

Сегодня из городов выводят вредные, в этом отношении, предприятия, на оставшихся строят очистные, пылеулавливающие сооружения.

В крупных городах нашей страны за состоянием окружающей среды следят специальные службы, которые по плану контролируют отдельные объекты, автомагистрали. Ежегодно проводятся десятки тысяч анализов атмосферного воздуха, воды и почвы для чего оборудованы мобильные стационарные пункты во всех районах города.

Однако, вред природе приносит не только промышленность. Порой человек идет по улице и бросает бумажки, бутылки, и не понимает, к чему это может привести. Например, пластиковые бутылки  разлагаются в течение ста лет. Если мы отравили воздух, землю и воду, то будем дышать отравленным воздухом и питаться непригодной пищей. А значит, будем болеть.

Человечество вырубает леса, истребляет животных ради меха и кожи, а то и просто ради развлечения. Многие люди, отдыхая на природе, забывают тушить костры, от которых в дальнейшем страдают гектары леса и сотни животных.

Таким образом, среди основных причин, по которым страдает природа, можно выделить:

- незаконный отстрел животных

- вырубка леса

- незаконный отлов рыбы

- уничтожение растений

- загрязнение окружающей среды (воздуха, воды, почвы).

Мы своими руками уничтожаем свой дом – планету Земля!

Вывод: Люди не заботятся о состоянии окружающей среды должным образом, не умеют наслаждаться её красотой и ценить те богатства, которые дарит нам природа. Если человечество сегодня не задумается о том, к каким плачевным последствиям это может привести, то завтра мы можем потерять нашу Землю.



  1. Правила поведения в природе

Согласно толковому словарю Ожегова «правило» – 1.положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений; 2. постановление предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь: «поведение» -1.образ жизни и действий: «природа» -1.всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир; 2. места вне городов.

Исходя из вышесказанного «правила поведения на природе» - это предписание, устанавливающее порядок образа действий на местах вне города (лес, поляна и.т.д.)

Проанализировав все материалы, я пришёл к выводу, что правил поведения в лесу и на природе значительно больше и у меня их получилось 10 (Приложение 1).

Основные правила:

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании и фотосинтезе растения.

2. Не повреждай кору деревьев, собирая берёзовый сок! Через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева. Помни, что это вредит дереву.

3. Не рви в лесу, на лугу цветов. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения. Привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми (сон-трава, венерин башмачок и др.)

4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. Шмели являются единственными опылителями бобовых растений. Без них не было бы в лесах и на лугах клевера, люцерны, чины, горошка и других бобовых.

5. Не разоряй муравейники. Муравьи, поселившиеся в отмершей древесине, ускоряют её разложение, «муравьи санитары леса».

За летний сезон обитатели муравейника освобождают лес от пяти миллионов вредных насекомых. Муравьи являются распространителями семян многих растений.

6. Не лови диких животных и не уноси их домой. Часто попытки одомашнивания заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Помните, что лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д.

7. Не разоряй птичьи гнезда. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

8. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.

9. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им.

10. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек


3. Результаты исследования

Чтобы понять, актуальна ли эта проблема среди обучающихся МБОУ «Супоневская СОШ №2», я провёл анкетирование среди обучающихся 4 - 5 классов, на тему: «Как стать природе другом?» (знают и соблюдают ли они правила поведения в лесу и на природе?), в которой приняли участие 50 человек. В анкете было предложено ответить на 2 вопроса.

Результаты показали, что 30% опрошенных (20 человек) затрудняются самостоятельно сформулировать правила, 56% (23 человека) сформулировали правила частично, и лишь 14% (6 человек) - правильно сформулировали все предложенные правила. Данные можно посмотреть на диаграмме (рис. 1) Приложение 2

Во втором вопросе было предложено 13 правил, надо было отметить кружочком, какие правила поведения на природе соблюдают ребята.

Проведя анализ результатов, оказалось, что 3 человека (5%) не соблюдают никаких правил поведения на природе, частично соблюдают правила – 31 человек (47%), соблюдают все предложенные нами правила поведения на природе – 32 человека (48%) (рис. 2.) Приложение 2

К сожалению менее 50% опрошенных ребят соблюдают все правила поведения на природе, это может свидетельствовать о том, что в нашей школе низкая экологическая грамотность обучающихся. И я решил разработать инструкцию по правилам поведения на природе и раздать их ребятам (Приложение 2), а также создал презентацию, которую можно использовать на уроках окружающего мира, географии, биологии и внеурочной деятельности (Приложение 3).

Изученная информация по данной проблеме по Интернету позволила мне найти игры по правилам поведения на природе, которые также можно использовать во время изучения данной темы:

1. Хранители воды (настольная)

2. Игра «Безопасность в лесу»

3. «Правила поведения на природе в стихах!»

4. «Кто найдёт самую безопасную и короткую дорогу из леса»?

Игры, книги и Интернет содержат полезную информацию, советы для родителей и учеников по правилам поведения на природе.











Заключение

В ходе работы я выяснил, что существует множество правил поведения на природе, которые необходимо знать и соблюдать.

Получив сведения и дополнительную информацию, по правилам поведения на природе, я надеюсь, что ученики нашей школы знают правила и будут соблюдать их, чтобы не нанести вред природе.

Я выполнил задачи проекта:

  1. Изучил литературу по данной теме;

  2. Провел анкетирование обучающихся и сделал анализ ответов;

  3. Создал презентацию и инструкцию «Правила поведения в природе»

Проведя исследование, я доказал гипотезу

1.Можно изучить правила поведения на природе, потому что есть потребность в этом.

2. Если есть правила поведения на природе, то их надо соблюдать.

Таким образом, цель проекта достигнута.

Человек – самое разумное существо на планете Земля. Он строит корабли, осваивает Луну, готовится полететь на Марс, однако нельзя забывать о том, что только в содружестве с природой человек сохранит планету Земля для будущих потомков.


Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей

Внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя





Используемая литература


  1. Ануин М., Паркер Д., Хоукс Н.: Мир вокруг тебя. Энциклопедия экологии для детей. М.: Махаон, 2011. – 128 с.

  2. Википедия. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Великий_смог_1952_года

  3. Мелихова Н., Скалдина О. Красная книга. Растения России. М.: - Эксмо, 2013. – 240 с.

  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: - Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. – 1376 с.

  5. Напоминаем вам правила поведения на природе, которые обязан знать и соблюдать каждый уважающий себя человек// http://nkama-park.ru/index/0-7

  6. Новая детская энциклопедия. Москва. 2013. – 320 с.

  7. Скалдина О. Красная книга. Птицы России. М.: - Эксмо, 2013. – 240с.

  8. Скалдина О., Слиж Е. Красная книга Земли. М.: - Эксмо, 2013. – 320 с.

  9. Экологический портал Санкт – Петербурга [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.infoeco.ru/

  10. Уолтер Лора. Тайна исчезающей воды. 2007

1. Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение, 1986. 

2. Князева Е. Л. Карточки-символы «Правила поведения на природе – «девять нельзя»/ География в школе. - № 3, 2008.

3. http://straha.ru/journal/. Nasha--hizn-v-nashikh-rukakh.htm/

4. http://pptcloud.ru/prezentatsii/ekologija/Neft/011-

Приложение 1.


ИНСТРУКЦИЯ № 1

по охране природы

«Правила поведения учащихся в природе»



1. Общие положения


1.1. Инструктаж «Правила поведения учащихся в природе»

проводят не реже двух раз в год (весной и осенью). Охрана природы – конституционное право и обязанность всех людей.

1.2. Отдыхая на природе, человек не всегда задумывается, что он находится в гостях у природы. А в гостях, как известно, не принято вести себя плохо и невоспитанно. Поэтому данные правила поведения в природе необходимо соблюдать каждому.


2. Общие правила поведения


2.1. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании и фотосинтезе растения.

2.2. Не повреждай кору деревьев, собирая берёзовый сок! Через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева. Помни, что это вредит дереву.

2.3. Не рви в лесу, на лугу цветов. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения. Привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми (сон-трава, венерин башмачок и др.)

2.4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. Шмели являются единственными опылителями бобовых растений. Без них не было бы в лесах и на лугах клевера, люцерны, чины, горошка и так далее.

2.5. Не разоряй муравейники. Муравьи, поселившиеся в отмершей древесине, ускоряют её разложение, «муравьи санитары леса».

За летний сезон обитатели муравейника освобождают лес от пяти миллионов вредных насекомых. Муравьи являются распространителями семян многих растений.

2.6. Не лови диких животных и не уноси их домой. Часто попытки одомашнивания заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Помните, что лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д.

2.7. Не разоряй птичьи гнезда. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

2.8. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.

2.9. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им.

2.10. Не жги весной траву на лугу. Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, некоторые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц.


3. Правила поведения на отдыхе


3.1. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Выбрасывая мусор в водоемы, или даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья другим людям.

3.2. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек 3.3. Помни, лес, луг, речка являются частью живой природы планеты Земля.


4. Заключительные положения


4.1. За нарушение настоящих Правил к учащимся применяются меры дисциплинарного и административного воздействия, предусмотренные статьёй 58 Конституцией РФ, которая гласит: « обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».















Приложение 2

Анкета

«Как стать природе другом?»


  1. Сформулируйте правила поведения на природе:

А) не срывать……..

Б) не подходить…

В) не разжигать…

Г) не уносить….

Д) не ломать….

Е) не разорять….

Ж) не ловить….

З) не убирать…..

И) не собирать….

К) не трогать….

2. Из указанных правил (отметьте кружочком): какие правила поведения на природе ты соблюдаешь.

1. Не шуми в лесу.

2. Не плюй в костер, в реку.

3. Не мусори

4. Разводи костёр только на кострище. Если это невозможно, то смотри, чтобы рядом не было сухой травы, хвои, кустарника. Проследи, чтобы над пламенем не склонялись ветви деревьев (особенно хвойных пород).

5. Не руби живых деревьев для костра или шалаша.

6. Не подходи близко к животным.

7. Не ешьте незнакомые ягоды и грибы

8. Стоять под деревом в грозу запрещается

9. Без взрослых в лес ходить нельзя!

10. Находясь на природе, нельзя срывать растения для букетов. Букет можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

11. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

12. Не лови, не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей.

13. если у тебя есть собака. Не бери ее с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

Результаты исследования

Приложение 3

Рис. 1 – Формулировка правил поведения в природе

Рис.2 – Соблюдение правил поведения в природе.

14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!