11
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«ЭТОТ БОЛЬШОЙ МИР»
«Тайны эвенкийского бубна»
Автор: Самкова Есения Константиновна,
учащаяся 3 А класса МАОУ «СОШ № 5»
Руководитель: Мельникова ТатьянаФедоровна,
Учитель технологии МАОУ «СОШ №5»
Усть - Илимск
2023 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
I.Основная часть | 4 |
1.1Эвенки бассейна Подкаменной Тунгуски | 4 |
1.2 Гулкое сердце земли | 5 |
1.3 Бубен шамана | 5 |
II.Практическая часть | 7 |
2.1 Технология изготовления | 8 |
2.2 Технологическая карта | 9 |
III.Заключение | 10 |
Список литературы | 11 |
Введение
I Основная часть
Велика наша Сибирь. Мого разных народов проживает на данной территории. Самые известные в нашем краю, эвенки. Внуки медведя, как они себя называют. Многие века проживает население народа, на своей земле, земле своих предков. Бережно сохраняя обычаи и традиции прошлого. И сегодня очень почитаемыми представителями родов являются шаманы. Их необычные наряды не забыть, если хоть раз увидишь. А такой атрибут как бубен, не назовешь частью костюма или музыкальным инструментом. Для эвенков это духовный символ культуры народа, переданный через предмет.
Актуальность:
Традиции эвенков многогранны и неповторимы. Прикоснуться к их вековой истории, ощутить силу воли в борьбе за свое выживание и благополучие рода стоит каждому. Тем более, можно не только гордиться, что такой народ живет с вами в одной стране, но и беспрепятственно увидеть его рост и развитие своими глазами.
Цель:
Выполнить украшение макета бубна в соответствии с мировозрением
эвенкийского народа
Задачи:
- Познакомиться с ролью бубна в эвенкийской культуре;
- Познакомиться с культурой Эвенкийского народа;
- Сделать аппликацию на бубне из кожы, по мотивам эвенкийских легенд.
I.I Эвенки бассейна Подкаменной Тунгуски
Кежемский район бассейн Красноярского края – один из районов заселения Восточной Сибири. С проникновением русских на Средний Енисей в 20 гг. XVII в. началось присоединение к Енисейскому уезду приангарских тунгусов (эвенков) – аборигенных жителей этого края. До прихода русских территорию Приангарья населяли преимущественно кочевые племена эвенков.
Г.М.Василевич изучавший быт и культуру эвенкийского народа пишет о нескольких эвенкийских родах, кочевавших на этой территории: «Но раз уж заикнулся об Эвенкии, нельзя не сказать об её людях, коренных жителях-эвенках, непревзойденных знатоках тайги и её законов, об этом гостеприимном и вольнолюбивом народе».
Секрет эвенков Секрет эвенков в том, что они стоят гораздо ближе иных народов к природе, к Солнцу,к богам –духам. Не зря герб Эвенкийского автономного округа представлял собой шаманский бубен, символ Вселенной, место сбора духов – помощников, которые оберегают эвенкийский народ. [1]
Само слово – шаман, тунгусское. У эвенков сам бубен символизировал голову: верхняя его часть называлась “макушка”, нижняя — “подбородок”, а резонаторы или отверстия под ними — “уши учителя шамана”. Итак, этот образ наиболее полно выражал идею связи камлающего шамана. Со всем мирозданием через посредничество его мифологических и реальных предков.
I.II Гулкое сердце земли
Бубны делали с крестовиной из дерева. На отдельные бубны подкаменнотунгусских эвенков наносились изображения кругов неба со светлыми духами, похожими на оленей. Эти народы представляли бубен оленем, уносящим волшебника шамана в невидимый мир, или лодкой для плавания по невидимой реке. Обтяжку представляли лодочным дном, а обечайку – ее бортами. Соответственно деревянная колотушка символизировала весло.Какое шаманство без эвенкийского бубна? Его незабываемые вибрации называют гулким сердцем земли. Инструмент лечит душу и сердце. И этому феномену есть обьяснение. Колдовские звуки, исходящие от бубна эвенков приводят в баланс энергетические потоки человека. При совпадении ритмов инструмента и сердца организм обогащается кислородом. И это не просто легенда, а подтвержденные исследования медицинских работников.
I.III Бубен шамана
Пожалуй, один из самых известных атрибутов шамана — бубен. Этот музыкальный инструмент воспринимался как шаманское верховое животное, переносившее исполнителя в иные миры. Чаще всего таким зверем оказывался олень или конь. Буряты, монголы, хакасы, якуты считали, что душа шамана путешествует верхом на чудесном белом коне-бубне.
Несомненно, образ коня — относительно поздний. Он сформировался под влиянием коневодства. Более архаичен образ оленя, что подтверждается многочисленными этнографическими наблюдениями и археологическими данными.
Эвенки нередко изготавливали бубны, называвшиеся конями, но имевшими два деревянных рога и уши. На Алтае в древности коню, положенному в могилу вместе с хозяином, придавались характерные оленьи черты. Естественно, что на обод бубна натягивалась кожа того животного, на котором должен был путешествовать шаман.
Духи говорили в грезах кому, когда и из какого дерева следует изготовить обод, кожу какого именно зверя натянуть на него. К дереву для обода предъявлялись особые требования: оно должно было быть неоскверненным, расти вдали от жилья, в каком-либо месте, определенном духами. Интересно, что шаман получал бубен не сразу, а нужно было изготовить его самостоятельно из материала, которое наиболее точно подойдет для конкретного шамана и его роли в обществе. Поэтому, инструмент мог олицетворять душу шамана. Эвенкийские шаманы находили в тайге дерево с заброшенным дуплом, из этого дерева вырубали входное отверстие. И обтягтвали кожей лося. Бубен олицетворял того животного, кожей которого был обтянут обруч. И того животного ,которому покланялись данные народы.
Колотушка к бубну так же наделялась магическими свойствами и выполняла функцию «погоняла» ездового животного. На рукояти обычно вырезалось изображение зверя. Изготавливали колотушку из оленьего рога или дерева. В последнем случае ее обтягивали шкурой с ноги лося, марала.
В обереговых целях эвенки воссоздавали в орнаменте модель мира своего народа. Например, в орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ Верхнего мира – Солнце. Оно изображается в виде концентрических кружков или кругов с точкой в центре. Эти же образы могли символизировать у эвенков звёзды и планеты (полярная звезда и Луна). Образ солнца часто располагается у эвенков на головной повязке, в области середины лба, на груди (нагрудный оберегающий талисман), наверху одежды (шея и грудь) и в других важных местах.
Верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует у эвенков целый ряд символических мотивов и орнаментов.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Материалы и оборудование:
Кожа искусственная, клей момент, мех натуральный, бисер, кожа.
Ножницы.
Бубен делаем из кожи и деревянных палочек. Сначала у деревянных палочек нужно найти середину и ножом углубить середину.
Палочки соединяем бечевкой, совмещая выемки. Получается крестовина. По длине окружности закрепляем берестянные ленты или ленты из другого подходящего материала. У меня нашлось немного пластика. Из них я сделала ленты. Далее выкроила кожу по окружности бубна, добавила припуски на ширину ленты. Натянула кожу на основу бубка, при помощи бечевки. Хорошенько облила кипятком, чтобы кожа прижалась к ободку при высыхании.
Технологическая карта проекта
Разработка эскиза оформление бубна;
Перевод деталей кроя на кожу;
Приклеивание аппликации к бубну;
Украшение мехом и бисером
Практическая часть проекта
На кружке «Художественный труд», я увидела почти круглый предмет,обтянутый кожей. Преподаватель обьяснила мне, что это макет бубна, Мне захотелось украсить данный предмет. Оформлять свою работу буду в технике «Аппликация», я уже приклеивала бумагу на основу и у меня все получилось. Теперь сделаю аппликацию из кожи. Для этого прочитала информацию о народе эвенков использующих данный предмет. Познакомилась с наскальными рисунками «писанинами». Нарисовала эскиз на бумаге и вырезала шаблоны. Перевела шаблоны на белую кожу и выкроила детали из кожы. Смазала места для приклеивания по эскизу клеем «момент». Крепко прижала к месту приклеивания и придавила грузом до полного высыхания. По краям добавила мех и бисер.
Заключение
Итогом моей работы является эвенкийский национальный бубен, который изготовлен, опираясь на данные исследования.
При изготовлении выяснилось, что наш край населяют очень интересные народности, с богатой историей и своим неповторимым развитием. Но сохраняется интерес к истории своего края, своей Родины. Изучая шаманские атрибуты, можно научиться понимать духовный мир народов Сибири и изучать их прошлое и настоящее. Есть у эвенков пословица «Огонь не имеет конца». Её смысл: жизнь вечна. Ибо сначала огонь в доме поддерживает отец, за ним сын и последущее поколение – из рода в род. Этот древний народ верит в свое историческое бессмертие. Например, шаманизм не исчез и оказывает влияние на современную культуру. Больше того, наблюдается возрождение шаманства: как и в древние времена в Сибири проводятся камлания, посвящения, а на байкальском острове Ольхон регулярно проходит шаманский «слет».
Список литературы
1.Большая Энциклопедия Кежемского района Красноярск «БукваСтатейнова» 2017[1,205,204]
2.Василевич Г.М. Эвенки. Историко - этнографические очерки (XVII–XX вв.) –Л., 1969.
3.Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII- начало XXв.). – Красноярск. Изд.дом «Сибирские промыслы», 2014.
4.Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. Для учащихся старших классов. – М: Просвещение,1980.
5.Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков орочонов (XIX – нач. вв.). Новосибирск: Наука, Сибирское отделение.1984.
6.Николаев С.И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии – Якутск: Якутское книжное издательство, 1964.
7.www.yakutskhistory.net.интернет – источник.
8.www.nyaski.r. интернет – источник.
9.В.М.Шурасев; М.В.Баранова;Е.А.ЧугуноваСтраницы Истории земли Кежемской 2007 Издательство «Бизнеспрессинформ»
стр 20,
ПРИЛОЖЕНИЕ
Этапы изготовления практической работы
Этапы работы | фотографии |
Эскиз будущего оформления | |
Шаблоны закрепленные на | |
| |
| |
| |