СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему "Женщины-математики"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "Женщины-математики"»



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Дзержинский педагогический колледж»

















ПРОЕКТ

на тему: «Женщины-математики»

(учебная дисциплина: «Математика»)

студентки группы ПНК-1А

Щербинской Анастасии Алексеевны





















Руководитель проекта:

Барк Маргарита Юрьевна,

преподаватель математики









Дзержинск -2019





ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Пояснительная записка………………………………….3

Глава 1.Этапы развития женского образования. . . . . .4

Глава 2. Русские женщины – математики……………..5

2.1. Софья Васильевна Ковалевская…………………...5

2.2 Любовь Николаевна Запольская…………………...6

2.3. Софья Александровна Яновская ………………….7

Глава 3. Зарубежные женщины – математики………...8

3.1.Мария Аньези ……………………………………….8

3.2.Мария Кюри …………………………………………9

3.3.  Софи Жермен ……………………………………10

3.4. Лавлейс Ада………………………………………...11

3.5. Мэри Ферфакс Сомервилль……………………….13

Заключение ……………………………………………..14













































Пояснительная записка

Женщины – это очень загадочные и способные люди. В наше время женщины могут занимать абсолютно разные должности: водитель, машинист, учитель, тренер и т.д.

Многие утверждают, что представительницы прекрасной половины человечества не способны к математике, но это лишь не подтверждённая гипотеза.

Исторические данные неопровержимо свидетельствуют: женщины – ученые существовали в каждой культуре на протяжении всей истории развития общества, однако определенных успехов они могли добиваться только в той среде, где имелось позитивное отношение к научным занятиям и система образования, доступная для женщин. [2]

Жизнь женщин – математиков складывалась нелегко. Женщинам было сложно пробивать дорогу к науке, тем не менее преодолевая не простые условия того времени, борьбу между личным и общественным, чувством и долгом они целенаправленно шли к достижению своих познаний в математике.

Известны такие имена: Герта Айртон, Софья Яновская, Лазарева Галина, Софья Ковалевская , Бонни Энн Бергер и многие другие, которые в науке и преподавании достигли больших высот. [1]

Ими были разработаны: статья о параллельных алгоритмах, первая работа в области философии математики «категория количества у Гегеля и сущность математики», разработка новых оптимальных экономичных алгоритмов с максимально возможной степенью параллелизуемости и т.д. [3]

Проблема: современные люди не знают женщин математиков

Цель проекта: изучение роли женщин в сфере математики.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. подобрать литературу и Интернет-ресурсах для изучения данного вопроса.

2.выявить выдающихся женщин-математиков.

3.познакомиться с биографическими и историческими материалами по теме, с научной деятельностью женщин-математиков.

4. Создать буклет с краткими биографиями женщин – математиков .

Методы исследования: Изучение разнообразных источников информации, анализ полученных сведений, поисковый метод.

Объект исследования: женщины-математики.

Предмет исследования: влияние женщин на развитие математики.

Продукт: книжка "Русские женщины – математики ".



Глава 1. Этапы развития женского образования


В 1619  Мэри Уорд открывает первые школы для девочек.
В 1764  в Петербурге открыт Смольный институт благородных девиц – первое в России привилегированное среднее общеобразовательное учебное заведение для женщин. Указом Екатерины Второй было основано Воспитательное общество благородных девиц и при нем училище для мещанок (240 учащихся). Так была начата история известного Смольного института и заложен государственный фундамент женского образования. Благодаря деятельности церкви стало возможным обучение девочек при монастырях. Монастыри были важным каналом сохранения и распространения грамотности на Руси.
В 1826 в США  открыты первые государственные школы для девочек.
В 1851 открывается первый в мире женский медицинский колледж.
В 1857 году в России Открываются первые женские медицинские училища. В XIX – начале XX веков в России возникают медицинские факультеты, отдельные учебные заведения (Женский медицинский институт в Санкт-Петербурге, ныне Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова), за которыми было будущее. В их стенах начинали создавать научные школы выдающиеся представители медицины [1].

В 1882 в  Японии  Открывается первая Высшая женская школа.
В 1884 Великобритания Оксфордский университет начал принимать женщин в качестве студенток, но дипломы выпускницам не выдавались до 1920. г.
В 1886 в Индии  Медицинский колледж в Бомбее начал принимать женщин-студенток.
В 1905 Гейдельбергский и Фрайбургский университеты начинают принимать женщин.

























Глава 2. Русские женщины – математики



2.1.Софья Васильевна Ковалевская

Годы жизни: 1850—1891

Русский математик, первая женщина член-корреспондент Петербургской академии наук . Софью Ковалевскую называли принцессой науки.

В 1869 году Ковалевская училась в Гейдельбергском университете у Кенигсбергера, а с 1870 по 1874 год в Берлинском университете у К. Т. В. Вейерштрасса. По правилам университета женщины не могли слушать лекции. Но Вейерштрасс, заинтересованный в раскрытии математических дарований Софьи, руководил её занятиями.

В 1874 году Гёттингенский университет, по защите диссертации «Zur Theorie der partiellen Differentialgleichungen» (с нем. — «К теории дифференциальных уравнений в частных производных»), присвоил Ковалевской степень доктора философии по математике.

В 1879 году Ковалевская сделала сообщение на 6 съезде естествоиспытателей в Санкт-Петербурге. В 1881 году была избрана в члены Московского математического общества (приват-доцент).

После самоубийства мужа в 1883 году, который запутался в своих коммерческих делах, Ковалевская, оставшаяся без средств с пятилетней дочерью, приехала в Берлин и остановилась у Вейерштрасса. Ценой огромных усилий, используя весь свой авторитет и связи, Вейерштрассу удалось выхлопотать ей место в Стокгольмском университете в 1884. 

 Под именем Соня Ковалевски она стала профессором кафедры математики в Стокгольмском университете с обязательством читать лекции первый год по-немецки, а со второго — по-шведски. В скором времени Ковалевская овладела шведским языком и печатала на этом языке свои математические работы и литературные произведения (роман «Семья Воронцовых») [2].

В 1888 году Ковалевская стала лауреатом премии Бордена Парижской академии наук за открытие третьего классического случая разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. Вторая работа на ту же тему в 1889 году была отмечена премией Шведской академии наук, и Ковалевская была избрана членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук.

В 1891 году на пути из Берлина в Стокгольм Софья узнала, что в Дании началась эпидемия оспы. Испугавшись, она решила изменить маршрут. Но кроме открытого экипажа для продолжения путешествия не оказалось ничего, и ей пришлось пересесть в него. По дороге Ковалевская простудилась. Простуда перешла в воспаление лёгких.

Софья Ковалевская скончалась в возрасте 41 года 29 января 1891 года в Стокгольме «от плеврита и паралича сердца». Похоронена в Стокгольме на Северном кладбище.



Софья Ковалевская



2.2 Любовь Николаевна Запольская

Годы жизни:1871-1943

Русский и советский математик, одна из первых женщин-математиков в России.
Родилась в селе Бигильдино (Сурки) (Рязанская губерния).Окончила Петровскую женскую гимназию при институте императрицы Марии. Далее проходила Бестужевские курсы в Петербурге до 1894 года. Продолжила обучение в Гёттингенском университете, где в 1902 году под руководством Давида Гильберта защитила диссертацию по проблемам высшей алгебры, получив степень доктора философии.Спустя два года, защитила еще одну диссертацию, и становится в один ряд значимых персон российской науки, теперь она - «магистр чистой математики» [3].



Любовь Запольская



2.3. Софья Александровна Яновская

Годы жизни: 1896-1966

Советский математик, философ, педагог, создатель советской школы философии математики.

Софья Неймарк родилась в еврейскомместечке Пружаны Гродненской губернии (ныне — Брестская область) в семье общественного раввина Сендера Ицковича Неймарка, вскоре семья переехала в Одессу.[5]

В 1914 году по окончании одесской гимназии № 2 поступила на естественное отделение Высших женских курсов при Новороссийском университете. Проявленные ею успехи в математике побудили педагогов предложить ей перевестись на математическое отделение. В 1917 году прервала обучение и включилась в революционную борьбу [2].

В 1929 году окончила Институт красной профессуры. В 1930 году опубликована работа «Идеализм в современной философии математики».

В 1931 году Яновской присуждено звание профессора, она избрана в Московское Математическое Общество (ММО).

В годы Великой Отечественной войны, с 1941 по 1943 годы, работала в Пермском государственном университете. В это время увлекла математикой многих студентов, в частности будущего академика О. А. Олейник.

В 1943 году организовала на механико-математическом факультете МГУ научно-исследовательский семинар по математической логике, которым руководила совместно с И. И. Жегалкиным и П. С. Новиковым. 

Софья Яновская

Глава 3. Зарубежные женщины – математики

3.1.Мария Гаэтана Аньези

Годы жизни: 1718-1799

Итальянскийматематик, философи филантроп.

Её отец был профессором математики и с детства поддерживал математические способности дочери, озаботившись хорошим образованием Марии Гаэтаны. В 21 год Мария Гаэтана пожелала уйти в монастырь, но столкнулась с сопротивлением отца и, подчинившись его воле, занялась математикой.

Первую работу «Философские суждения» Мария опубликовала в 20–ти летнем возрасте. Далее Мария пишет работу « Основы анализа» на итальянском языке, состоящую из двух томов. Посланные во Французскую Академию наук 10 экземпляров были приняты с восторгом, книгу называли наиболее полным учебником по математике. Папа римский, реформатор и просветитель Бенедикт XIV в 1750 году назначил Марию Аньези профессором кафедры математики новооткрытого женского факультета Болонского университета [3].

Кроме чистой математики, Мария Гаэтана занималась ботаникой и астрономией.

Она стала второй женщиной со степенью профессора после Лауры Басси.

Мария Аньези



3.2.Мария Кюри



Годы жизни:1867-1934

Французский физик Мария Склодовская-Кюри (урожденная Мария Склодовская) родилась в Варшаве (Польша). Она была младшей из пяти детей в семье Владислава и Брониславы (Богушки) Склодовских. Мария воспитывалась в семье, где занятия наукой пользовались уважением. Ее отец преподавал физику в гимназии, а мать, пока не заболела туберкулезом, была директором гимназии.

В 1898 году Мария вместе с мужем открыли радий и полоний – последний именовали в честь родины Мари. Между 1898 и 1902 годами Кюри опубликовали, совместно и по отдельности, в общей сложности 32 научных статьи.

В 1910 г. у Марии и французского ученого Андре Дебьерну получилось выделить чистый металлический радий. После 12 лет экспериментов, ученым, наконец, удалось подтвердить, что радий - это самостоятельный химический элемент.

 В годы Первой Мировой войны для лечения раненых Кюри изобрела мобильные рентгенографические установки.

В 1903 г. Королевская академия наук Швеции наградила чету Кюри и Анри Беккереля Нобелевской премией по физике за достижения в исследованиях явлений радиации [2].

В 1911 году Мари получила Нобелевскую премию по химии и стала первым в мире дважды лауреатом этой премии. Мари - первая женщина, получившая Нобелевскую премию.

4 июля 1934 года 66-летняя Мари скончалась в санатории Санселлемос в Пасси, на востоке Франции.

























Мария Склодовская-Кюри







3.3. Софи Жермен

годы жизни:1776-1831

Софи Жермен родилась в Париже 1 апреля 1776 года, за 10 лет до Французской революции и спустя столетие после Научной революции.

С самого детства родители Софи не понимали её увлечения математикой, считая её интересы удивительными для её возраста и несовместимыми с её полом, а сама девочка не понимала интереса её родителей к политике.

Жермен служила прогрессу математики и физики и решительно боролась с барьерами, преграждавшими женщинам путь к научной деятельности.

Софи вела переписки со многими великими математиками. С учёными Лангранжем и Лежанлром ей удалось встретиться лично. Они заинтересовались талантливой ученицей, стали направлять и поощрять её обучение.

В 1808 году Софи Жермен написала мемуар о колебаниях тонких пластинок («Mémoire sur les vibrations des lames élastiques»), за который получила премию Академии наук.

Софи становится первой женщиной, получившей право участия в заседаниях Парижской академии наук. Работы по теории упругости Софи продолжала и в дальнейшем.

Перед смертью она набросала вчерне философское эссе, которое также не успела закончить. Оно было опубликовано посмертно под заголовком «Общие рассуждения о науках и литературе» («Considérations générales sur l'état des sciences et des lettres aux différentes époques de leur culture»). В Париже в 1807 году были опубликованы её «Философские труды» [3].

































Софи Жермен





3.4.Лавлейс Ада

годы жизни:1815-1852

Английский математик. Известна прежде всего созданием описания вычислительной машины,проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем.

Мисс Байрон (мать девочки) пригласила для Ады своего бывшего учителя — шотландского математика Огастеса де Моргана и знаменитую Мэри Сомервилль, которая перевела в своё время с французского « Трактат о небесной механике» математика и астронома Пьера — Симона Лапласа. Именно Мэри стала для своей воспитанницы примером для подражания.

В 1833 году 16-летняя Ада познакомилась с профессором математики Кэмбриджского университета Чарльзом Бэббиджем. Эта встреча и определила ее жизненный путь.

Основание называть Аду Лавлейс первым в мире программистом дает созданный ею труд, состоящий из перевода на английский язык статьи, описывающей изобретение Бэббиджа. Однако это был не просто перевод. Ада дополнила текст подробными комментариями, увеличив его объем более чем в три раза [2].

Скончалась Ада Лавлейс в 1852 году. Причиной смерти стал рак матки.











































Лавлейс Ада

















































3.5.Мэри Ферфакс Сомервилль



годы жизни: 1780-1872

Ш отландский популяризатор науки и эрудит, специалист в области математики и астрономии. Её деятельность относится ко времени, когда участие женщин в научной деятельности было крайне ограниченным.

По просьбе лорда Брума Мэри взялась за перевод для «Общества распространения полезных знаний» работы П.-С. Лапласа «Mécanique Céleste». Ей удалось представить идеи, изложенные в этой работе, в доступной широким кругам читателей форме, и публикация этой книги в 1831 году под названием «Небесная механика» [3].



Мэри Ферфакс Сомервилль







Заключение



В своём проекте я рассмотрела, что не только мужчины но и женщины внесли весомый вклад в математику как в науку. Несмотря на огромные трудности, общественное непонимание, запреты и различные законы, очень частое самопожертвование великие женщины — математики шли к своей цели и добивались многих успехов.

Математика- это не только формулы и теоремы. Это люди, которые всю душу вкладывают в развитие этой прекрасной науки.

Нельзя забывать имена тех, кто посвятил и отдал свою жизнь изучению математики. Ведь они трудились ради нас, ради своих потомков.

В истории математики женщины занимают достойное и существенное место. Они внесли не менее большой вклад, чем мужчины. Наш долг- это не забывать о таких великих людях.

А самое главное помнить, что не только мужчины, но и женщины, преодолев множество препятствий внесли множество формул и теорем в такую науку, как математика.

К сожалению, имен женщин, внесших существенный вклад в математику и двигавших ее вперед, встречается очень мало. Чаще всего доступные нам о них исторические сведения состоят из имени и даты рождения и смерти. Сведений о жизни и научной деятельности практически нет и найти их сложно.







































Список используемых источников



  1. Женщины- математики биографии [Электронный ресурс] / режим доступа: https://present5.com/zhenshhiny-matematiki-biografii-samyx-izvestnyx-zhenshhin/

  2. Реферат «Женщины-математики» [Электронный ресурс] / Авраменко А.А. – режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-90766.html

  3. Самые известные женщины-математики [Электронный ресурс] / режим доступа: https://www.nastroy.net/post/samyie-izvestnyie-jenschinyi-matematiki-imena-i-biografii















































































Паспорт проекта



Название проекта

«Женщины- математики» (Учебная дисциплина: «математика»)

Руководитель проекта,

проектная группа

Руководитель проекта: Барк Маргарита Юрьевна, преподаватель математики

Автор проекта: Щербинская Анастасия Алексеевна, группа ПНК-1А, специальность — преподавание в начальных классах, 1 курс

Координаты

Автор проекта: +7 930 276 60 23

Организация

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Срок реализации проекта

5 месяцев

Краткая аннотация

Проект преследует цель ознакомится с известными женщинами- математиками, узнать о их достижениях и рассмотреть какой вклад они внесли в такую наукуЮкак математика

Описание проблемы,на решение которой направлен проект

Проблема проекта заключается в том, что современное поколение не знает женщин- математиков

Основные этапы разработки проекта и способы достижения результатов:

Подготовительный

Выбор темы, обоснование актуальности, формирование цели и задач, определение методов исследования

Проектировочный

Изучение литературы, интернет – ресурсов о достопримечательностях Греции.

Аналитический

Анализ собранной информации.

Контрольно-корректировочный

Контроль над выполнением работы осуществлялся руководителем проекта; коррекция проводилась самостоятельно.

Заключительный

Подготовка защитного слова, показ презентации, защита проекта.

Ресурсное обеспечение проекта

Электронные ресурсы, справочный материал, дополнительная литература

Формы представления результатов проекта

Реферат, презентация, буклет.



2