Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №10 «Орлёнок»
г. Коряжма, Архангельская область
ПРОЕКТ
«Неболейка»
(для детей 3 - 4 лет)
подготовила
воспитатель
Шевелева Наталья Витальевна
Коряжма, 2020 год
Проект
Неболейка
вторая младшая группа
2020-2021 учебный год
Актуальность:
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Поскольку в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе нашего детского сада. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребёнка, во многом зависит от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребёнка (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка.
В связи с этим возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходило приобщение родителей к жизни детского сада, сплочение коллектива педагоги-родители – дети, через организацию оздоровительной и образовательной деятельности, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формирования у него привычки здорового образа жизни.
В связи с этим нами был разработан долгосрочный педагогический проект «Неболейка», ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент, азы физического и психического развития человека.
Главное направление проекта – научить ребёнка быть здоровым, воспитать у него потребность в здоровом образе жизни, через применение эффективных методик и технологий оздоровления в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: дети второй младшей группы (3-4 года), воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2020г.- август 2021г.).
Цель проекта. Приобщить детей дошкольного возраста и их родителей к здоровому образу жизни через применение эффективных методик и технологий оздоровления в условиях дошкольного учреждения и семьи. Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей и их родителей через различные формы работы.
Задачи:
Повысить активность родителей в совместной деятельности с педагогом по формированию здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Образовательные: Дать представление о здоровом образе жизни. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Развивающие: Развивать культурно-гигиенические навыки у детей. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные: Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Этапы проекта
Этапы | Формы работы | Сроки реализации |
Первый этап: Подготовительный | Определение цели и задач проекта. Изготовление и приобретение методических пособий. | ноябрь |
Второй этап: Основной | Проведение запланированных мероприятий по плану. | декабрь – май |
Третий этап: Заключительный | Представление отчёта о результатах проектной деятельности (презентация). | Июнь - август |
Материально-техническое обеспечение проекта:
Аудио, видео системы, фотоаппаратура,компьютер, принтер.
Картинки, наглядно - демонстрационный материал.
Спортивный инвентарь.
Картотеки (подвижные игры, пальчиковые игры, физкультминутки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна и т. д.)
Тематический план
Сроки | Название темы, формы работы | Участники |
I квартал (ноябрь) | «В здоровом теле – здоровый дух». 5.Рассматривание илллюстраций к потешкам «Режимные моменты» 6. НОД рисование «Витамины в банке» 7. Рассматривание альбома «Овощи и фрукты» 8. Обновление картотеки по логшоритмике | Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, родители |
II квартал (декабрь-февраль) | «Малыши, крепыши» 1. Беседа «Моем, моем, ладошки», «Полотенце пушистое». 2. Художественная литература «Айболит» К. И. Чуковский 3. Рассматривание иллюстраций к сказке «Айболит» 4. Игровые ситуации «Здоровые глазки» 5. НОД р/р «Наши куклы врачи», НОД аппликация «Фрукты в вазе» 6. рассматривание альбома «Зимние виды спорта» 7. Консультации для родителей в ВК «Гимнастика для глаз», «ЗОЖ в семье – залог здоровья ребёнка» 8. Обновление спортивного уголка в группе. 9. Обновление картотек: «Пальчиковые игры», «Физкультминутки», «Гимнастика после дневного сна». | Дети, воспитатели Дети, воспитатели Дети, воспитатели Дети, воспитатели Дети, воспитатели Дети, воспитатели Воспитатели, родители воспитатели воспитатели |
III квартал (март-май) | «Будешь правильно питаться – с здоровьем будешь знаться» 1. Беседа «Витамины с грядки», «Чистюли», «мыло душистое» 2. Художественная литература «Катя в яслях» З. Александрова 3. Рассматривание иллюстраций к потешкам. 4. НОД познание «Таблетки растут на ветке» 5.НОД аппликация «Строим детскую больницу» 6. Экспериментальная деятельность «Зеленеет лук в воде». 7. конкурс рисунков «Витаминные чудеса» 8. Консультации для родителей ВК «Здоровое питание – здоровый ребенок», «Что может носовой платок», «Вакцинопрофилактика», «Зимние забавы и игры» 9. Памятка для родителей «В каких продуктах живут витамины» 10. Отчет о деятельности проекта. | Дети, воспитатели. . Дети, воспитатели. Дети, воспитатели. Дети, воспитатели. Дети и родители Воспитатели и родители Воспитатели и родители воспитатели |
IV квартал (июнь-август) | «Мы здоровью скажем да!» 1. Беседа «Быть здоровым просто», «Секреты здоровья. 2. Художественная литература чтение потешек 3. Рассматривание иллюстраций альбома «Летние виды спорта» 4. НОД рисование «В нашем саду растут витамины» НОД познание «Где прячется здоровье» 6. Консультации для родителей: «Я натуральный», «Что такое ЗОЖ», «Игра в жизни ребёнка», «Режим дня в жизни ребёнка» | Дети, воспитатели. Дети, воспитатели. Дети, воспитатели. Дети, воспитатели. Родители, воспитатели, . |
Оздоровительные мероприятия с детьми:
гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
утренняя гимнастика (сюжетная, с предметами, традиционная, игровая на свежем воздухе в теплое время года и т.д.);
непосредственная образовательная деятельность по физической культуре в зале и на свежем воздухе в теплое время года (классическое, игровое, сюжетное, тематическое, интегрированное);
подвижные игры (не менее 3-4 раз в день);
физкультминутки (на НОД интеллектуальной и художественно-эстетической направленности);
гимнастика до дневного сна (включающая гимнастику в постели, упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз);
закаливающие мероприятия - контрастное обливание ног, хождение по дорожкам здоровья
общеукрепляющие мероприятия (витаминизация, чесночно-луковая ингаляция);
использование здоровье сберегающих технологий и методик (дыхательная гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз, технология музыкального воздействия, логоритмика).
Ожидаемый результат
для детей - обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор; повысится интерес детей к физкультурным занятиям и спорту; у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
для педагогов - качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей; повышение профессионального уровня воспитателей; Повысится педагогическая компетентность по вопросам здорового образа жизни у детей дошкольного образа.
для родителей - у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка; родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»; Повысится активность родителей, направленная на формирование здорового образа жизни. Сформируется у детей желание вести здоровый образ жизни.
Снизится уровень заболеваемость у детей дошкольного возраста.
Завершение проекта
- изготовление альбома «Моя семья», «Виды спорта»
- выставка рисунков
- газета «Спортивная семья».
Работа с родителями
- выставка рисунков «Дети и спорт»;
- газета «Спортивная семья»;
- пополнение спортивного инвентаря в центре физической культуры;
- консультации для родителей: «Играем с детьми дома», «Режим дня в детском саду», «Советы по профилактике плоскостопия», «Соблюдаем режим дня», «Гимнастика для глаз», «Семейные традиции», «Подвижные игры с детьми»
Литература:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Подвижные игры для дошкольников. М.: - 2008 г.
Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. М.: 2005.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. Сфера, 2010.
Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М.: - 2006.
Кузнецов С.А. Валелогические подходы к физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. Салехард: - 2003.
Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Метадическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.
Моргунова О.Н. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж: - 2007.
Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики. Изд.: Санкт-Петербург Детство – Пресс 2010 г.
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
Рунова М. А. Движение день за днём. - М.: Линка-Пресс, 2007.
Рунова М.А. Радость в движении. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с.
Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Методическое пособие / Е.А. Тимофеева; - М.: Просвещение, 2008 г.
Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.
Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Издательство «Мозаика-Синтез» 2008
Черенкова Е. Ф. Развивающие игры с пальчиками. Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010.
Шебеко В. Н. Физкультурные праздники в детском саду. Москва, Просвещение 2000.