СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Неделя психологии в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Неделя психологии» является одним из проектов психологического сопровождения, который способствует успешной социализации детей.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Неделя психологии в ДОУ"»

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Управление образования Асбестовского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №25»

город Асбест









Методическая разработка

Проект

«Неделя психологии в ДОУ, как одно из условий успешной социально-психологической адаптации детей»



Галагуцкая Надежда Анатольевна,

педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25» АГО











Асбест (АГО)

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация………………………………………………………………………………………..3

Представление педагогической идеи в виде инфографики…………………………………....4

Основная часть……………………………………………………………………………..………5

Выводы…………………………………………………………………………………………….8

Перечень литературных источников……………………………………………………………..9

Приложения……………………………………………………………………………………….10















































АННОТАЦИЯ

Актуальность проблемы

Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающие технологии» предполагает консолидацию всех усилий образовательного учреждения, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников. Сегодня проблема психологического здоровья дошкольников является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А. Ананьев, Б.С. Братусь, И.Н. Гурвич, Н.Г.Гаранян, А.Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М Степанов, А.Б. Холмогорова и др.) Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В. Дубровиной, В.В. Давыдова, О.В. Хухлаевой, Г.С. Никифорова, Д.Б. Эльконина и др. В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создает множество факторов риска для подрастающего поколения, что ведёт к целому ряду проблем, требующих решения. Важная роль концепции модернизации образования отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях.

У дошкольников преобладает когнитивная сфера: знания есть, но не применяются. Педагоги выбирают репродуктивные методы, недостаточно учитывают индивидуальные особенности детей, редко позволяют выбирать занятия по интересам, ограничивают инициативы, доминируют над детьми. Их знания по социализации отрывочные, а работа не систематизирована.

Проект «Неделя психологии» является одним из проектов психологического сопровождения, который способствует успешной социализации детей. Эффективность процесса социализации, формирования здорового и гармонично развитого ребёнка зависит от тесного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Наличие педагога-психолога в ДОУ позволяет объединить всех участников и внедрить новые педагогические технологии в целях совершенствования системы физического и психического воспитания.

Новизна

Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требуют всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогонистического развития.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказания ими психологической поддержки, создания в семье и дошкольном образовательном учреждении благоприятного психологического климата.

Забота о психологическом здоровье ребенка, а значит, забота о психологическом здоровье родителей и педагогов – не просто модная тенденция сегодня или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный портрет, это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра.

Практическая значимость

Проект «Неделя психологии» способствует повышению психологической культуры взрослых и детей через проведение нетрадиционных мероприятий с целью формирования ценностного отношения участников образовательного процесса к своему психологическому здоровью.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель: создание условий для формирования благоприятного психологического и эмоционального благополучия в группе, путём вовлечения всех участников образовательного процесса в совместную деятельность.

Задачи:

  1. Создать благоприятный микроклимат группы.

  2. Раскрыть возможности психолого-педагогической деятельности в ДОУ и новые формы работы с детьми и взрослыми.

  3. Формировать интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

  4. Повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.

В старшем дошкольном возрасте формируется нравственная сфера человека, воля, самосознание, а межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей [8]. Поэтому в работу включены задачи по развитию коммуникативной сферы ребёнка, преодолению конфликтности, формированию дружеских отношений. Тревожность, страхи также существенно препятствуют адекватному общению, развитию личности ребёнка и являются предметом коррекции. Наблюдения за игровой и повседневной деятельностью детей показывают, что часто дети неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть); имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является существенным барьером в установлении контактов с другими людьми, доброжелательных взаимоотношений, умения конструктивно общаться.

Целевые ориентиры ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования, также предполагают что:

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

На современном этапе методологическими основами системы поддержки психологического здоровья детей может стать проектный метод в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Проанализировав и изучив нормативные документы, психолого-педагогические аспекты, технологии по обозначенной проблеме, свой выбор я остановила на проведении психолого-педагогического проекта «Неделя психологии». За идею был взят проект М.Тимофеевой [10], доработав его и адаптировав для своего ДОУ, успешно реализовала в подготовительной к школе группе. При реализации проекта учитывала условия необходимые для реализации, использовала инновационные технологии, средства и методы.

Условия, необходимые для реализации проекта:

  • Учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого ребенка.

  • Индивидуальный подход.

  • Объединение усилий и координация педагога с семьей.

  • Динамичность результата.


В рамках проекта были использованы технологии:

  • личностно-ориентированные технологии;

  • технологии развития совместного творчества;

  • диалоговые технологии;

  • тренинговые технологии.

  • для развития детских склонностей и способностей с учетом возможностей и потребностей возраста наиболее эффективными являются арт-педагогические и игровые технологии.

Основными средствами деятельности педагога-психолога по формированию и сохранению психологического здоровья детей являлись:

  • Дискуссии и развивающие беседы.

  • Этюды.

  • Решение проблемно-практических ситуаций.

  • Телесно-ориентированные упражнения.

  • Психологические игры.

  • Акции.

  • Создание творческих продуктов.

  • Чтение и анализ фольклорных и литературных произведений.



Проект являлся краткосрочным и реализовывался в течение одной недели, в проекте были задействованы все субъекты образовательного процесса. План работы был разработан на неделю. (Приложение 1)

В каждый день недели, проводилось несколько мероприятий, дни проходили насыщенно, активно. (Приложение 2)

Неделя пробежала незаметно, и пришла пора подводить итоги. В ходе проекта были получены следующие результаты:

В группе создан благоприятный микроклимат.

Раскрыты новые возможности психолого-педагогической деятельности в ДОУ и новые формы работы с детьми и взрослыми.

Сформирован интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

Повысилась психологическая компетентность педагогов и родителей ДОУ.

По данным результатам можно сделать вывод, что проект эффективен и у него есть перспективы, а именно:

1) Сделать «Неделю психологии» в ДОУ традиционной.

2) Обхватить все группы старшего возраста.

3) Чаще проводить психологические акции с родителями.

4) Продолжать тренинговые мероприятия с педагогическим коллективом.

5) Распространить полученный опыт среди педагогического сообщества.







ВЫВОДЫ

У детей уровень негативных эмоциональных состояний значительно снизился. К тому же дети этой группы показали изменения в поведении дома и в детском саду, а также и в межличностных отношениях со сверстниками и с взрослыми. Они стали более самостоятельными, активными, решительными, менее боязливыми. Хотя у них пока отсутствует внутренний источник оценки, и они ещё ориентированы на реакцию окружающих, теперь у этих детей нет постоянного ожидания негативной оценки их поведения и результатов деятельности.

По словам родителей, у них повысилась самооценка, появилось чувство, «что нет неразрешимых ситуаций», отмечается появившееся уважение к чувствам ребёнка, принятие его личного пространства.

Опрос педагогов показал, что у родителей повысилась активность, вовлечённость в образовательный процесс в целом.





























Литература

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2003.

  2. Афонькина Ю.А. Детская практическая психология: алгоритмы работы для педагога-психолога ДОО.-М: Аркти,2016.

  3. Борисова М.М., «Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3 – 7 лет», Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

  4. Веракса А.Н. «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника», изд-во: М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

  5. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. «Практический психолог в детском саду», М., 2012.

  6. Возняк И.В. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС.-В:Учитель,2015.

  7. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Спб., 1995.

  8. Лисина М. И. «Общение, личность и психика ребёнка». Из-во МОДЭК, Москва, 1997.

  9. Мартыненко Л.А. «Коммуникативная компетентность дошкольников», сборник игр и упражнений, М.:НКЦ, 2016.

  10. Тимофеева, М.А. Справочник педагога-психолога. Детский сад. //Календарь мероприятий «Неделя психологии». – Ярославль, 2018. С.60-65.

  11. Хухлаева О.В. «Ваш ребёнок. Услышать и понять». Из-во Академический проект, 2018.

  12. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.














Приложение 1



Таблица 1

План работы на неделю

Сроки реализации

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

19.11.2018

«День радости»


Игра «Радуга настроений»


Акция «Что такое радость?»




Акция «Ларец радости»


20.11.2018

«День понимания»


Совместная деятельность «Волшебная страна Психология»



Творческая выставка «Дети - цветы жизни»


21.11.2018

«День дружбы»


Акция «Желтый день»



Акция «Сердце группы»




22.11.2018

«День заботы»


Акция «Улыбнись, малыш!»



Акция «Лестница заботы»

Собрание-встреча «Воспитываем добротой»

23.11.2018

«День пожеланий»


Опрос детей «Я желаю своим родителям…»


Книга «Приветствий и пожеланий»


Выставка продуктов деятельности









Приложение 2

Содержание проведённых мероприятий

1й день.

Игра «Радуга настроений»: в группе повесили плакат с изображением радуги. Это «Радуга настроений». Рядом повесили плакат с обозначениями, какой цвет, какому настроению соответствует. Предложили педагогам, детям и родителям утром при входе в группу отметить своё настроение на одном из цветов радуги. Игра помогла изучить настроение детей и взрослых.

Акция «Ларец радости»: в специальный ящик в группах собрали записки с пожеланиями. Предложили родителям взять свиток со словами и пожеланиями удачного дня. Игра помогла создать благоприятный эмоциональный настрой.

Акция «Что такое радость?»: провела беседу «Что такое радость?». Спросили детей: «В какие минуты человек чувствует себя радостным, счастливым?», «Какие события можно назвать радостными?». «Что может сделать человека радостным?». Ответы оформили на листе.

2й день

«Волшебная страна Психология»: рассказала дошкольникам о психологии, что она изучает и как помогает людям. Объяснила на примерах, как важно понимать друг друга, а для этого ставить себя на место другого человека. Рассказали, что людям приятно, когда к ним обращаются ласково, называют по имени. Беседа помогла исследовать психоэмоциональное состояние детей, способствовала сплочению группы.

Выставка «Дети цветы жизни»: предложила родителям красочно оформить цветок из бумаги, а в середине поместить фото своего ребёнка. На лепестках написать семейные ласковые производные имени ребёнка. Попросили посадить бабочку или коровку на лепесток, где написана форма имени, которая больше всего нравится ребёнку. Игра поможет выявить предпочтения детей в отношении своего имени, сформировать у них позитивное отношение к себе, организовать взаимодействие между родителями, детьми и воспитателями.

3й день

Акция «Желтый день»: пришли в детский сад в одежде желтого цвета. Допустимо, если на одежде другого цвета будут желтые элементы или аксессуары. Этот цвет влияет на психоэмоциональное состояние. Оказывает стимулирующее воздействие на мозг.

Акция «Сердце группы»: Из ватмана вырезали большое сердце, а каждому из детей дали задание вырезать из цветной бумаги маленькое сердечко и украсить большое сердце. Игра помогла детям осознать причастность к группе.

4й день:

Акция «Улыбнись, малыш!»: Совместно с воспитанниками подготовить поделки для детей младших групп. Организовали вручение подарков.

Акция «Лестница заботы»: на лестничных площадках развесили листочки с надписями-рекомендациями.

Собрание-встреча: «Воспитываем добротой!». Была организованна дискуссия на данную тематику, познакомили с техниками активного взаимодействия. Реализовали их на практике. Вручили памятки по тематике собрания.

5й день:

Опрос «Я желаю своим родителям…»: проведите опрос детей на тему: «Я желаю своим родителям…». Результаты опроса оформить на стенде группы. Игра способствует взаимодействию «родитель-ребёнок-воспитатель».

Книга приветствий и пожеланий: положили лист бумаги и предложили родителям совместно с детьми написать на листах любое приятное пожелание или приветствие. А также оставить отзыв о «Неделе психологии».









































Приложение 3

«Радуга настроений»

Мы все такие разные, поэтому и настроение всех цветов радуги.



Организация выставки «Дети – цветы жизни»

Родители постарались и изготовили цветы для своих детей.

У каждого ребёнка была возможность продемонстрировать свой цветок, было волнительно, но и приятно рассказать друзьям о том, какие ласковые производные имени существуют





Акции «Желтый день» и «Сердце группы»

Подняли настроение и позволили почувствовать причастность к группе, сплотили детский коллектив.



Акции и собрание-встреча активизировали родителей и педагогов. Вот такое замечательное «дерево добра выросло» в группе.

«Неделя психологии» прошла не зря!

«Пусть в нашей жизни всегда будет место друг для друга!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!