Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
Проект
Нестандартный классный час
«Русские народные игры на Масленицу».
Автор проекта:
Демидова Светлана Викторовна
учитель высшей квалификационной категории
Воронеж 2018
Пояснительная записка
Программа классного часа « Русские народные игры на Масленицу » является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений "Спортивно – оздоровительный час в школе». Эта программа адаптирована для детей 8-10 лет.
Цель данного курса – способствовать
воспитанию национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры,
духовному совершенствованию физически здоровой личности учащегося начальной школы,
расширению его историко-культурного кругозора.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены;
развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса;
повышение физической и умственной работоспособности школьника;
формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
привить учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение русских народных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Роль и место данного классного часа.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми:
Безусловно, содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, трудовое, нравственное, эмоциональное и эстетическое воспитание учащихся начальных классов.
Программа классного часа способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жизни через занятия физическими упражнениями и активности, самостоятельности в двигательной активности, в частности, игры.
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при современных усилиях школы и семьи.
Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасения материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.
Русские народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Русские народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Особенности классного часа.
Предлагаемая учебная программа по физической культуре знакомит учащихся с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка.
Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам:
по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителю планирование занятий с младшими школьниками и наглядно обозначить соответствие народных игр разделу программы классного часа.
Прогнозируемые результаты применения программы классного часа направлены:
на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.
введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).
Универсальные учебные действия.
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
представлять русские народные игры, как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками русские народные игры;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения русских народных игр;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Проект «Русские народные игры на Масленицу» коллективный, творческий, оздоровительный, открытый.
Актуальность проекта:
Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья школьников. В связи с этим в число основных приоритетов современной школы входит оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся. Для решения данной проблемы было решено провести теоретическое и практическое исследование и организовать различные мероприятия, направленные на укрепления здоровья и расширение знаний учащихся о здоровом образе жизни.
Сроки реализации: январь-апрель 2014г
Участники проекта: учащиеся 3 класса «в» МБОУ СОШ №2, учитель начальных классов Демидова С.В., родители, бабушки, дедушки.
План мероприятий
Этапы проектирования | Проектные мероприятия | Сроки исполнения | Промежуточные результаты |
Подготовительный | Устный журнал | Январь 2014г | Обогащение и расширение знаний детей о народной культуре и традициях русского народа. |
Основной | Масленица | Февраль-март (24.02.-01.03.2014г) | Содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности растущего организма и профилактике заболеваний |
Аналитический | Анкетирование | Март 2014г | Полученные результаты анкетирования позволят классному руководителю сделать вывод о положительных и отрицательных моментах данного проекта и учесть мнение детей для будущей оздоровительной работы в классе. |
Заключительный | Презентация | Апрель 2014г | Практические советы помогут в какой-то степени сохранить здоровье и улучшить настроение учащихся. |
 |  |  |
Прищеп Анна | Соломкин Даниил | Заргарян Артем |
 |  |
Дмитриева Анастасия | Рябоволова Раиса Дмитриевна |
Ожидаемые результаты проекта:
1. Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
2. Включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
3. Снижение заболеваемости школьников.
4. Снижение психоэмоциональных расстройств.
5. Повышение уровня физической подготовки школьников.
6. Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
7. Снижение последствий умственной нагрузки.
8. Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.
Учебно – методическая литература для учителя:
Воронина Г.А. Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО, 2007 г.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, М.: Просвещение, 2011г.
Ковалько В.И. « Здоровьесберегающие технологии в школе 1-4 классы», Москва, Издательство « Вако»,2005г.
Смирнов Н.К. « Здоровьесберегающие технологии в современной школе», Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2013г.
Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии», Ростов-на Дону, Издательство « Феникс»,2007г.
Тимофеева В.П. Исследовательская работа в начальной школе. Начальная школа,№2, 2012г.
Якубовская Е.И.,Еремина Н.В. « Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях». Санкт- Петербург,2005г.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. Издательство: Просвещение,2009г.
Интернет - источники:
http: // www. openclass.ru/io/9/ kostenko
http: // www.strana- sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html.
http: //maslenica. best-party.ru/articles/298
Приложение №1
Анкета
Вопрос | Да | Нет | Свой ответ |
Как вы считаете, должен ли школьник знать традиции своего народа? | | | |
Какие традиции вы знаете? | | | |
Какие еще русские народные игры вы знаете? | | | |
Нужно ли в школе проводить такие мероприятия? | | | |
Хотите ли вы быть участником русских народных игр? | | | |
Когда еще желаете поиграть в русские народные игры? | | | |
Как влияют русские народные игры на ваше здоровье? | | | |
Какие эмоции вы получили при игре? | | | |
Приложение №2
Русские народные игры
Игра «Русская метла»
Игра «Ручеек»
Игра «Салки»
Игра «Алёнушка и Иванушка»
Игра «Гуси»
Игра «Горелки»
Хороводная игра «Ровным кругом»
Игра «Снежная баба»
Игра «Петушиный бой»
Игра «Филин и пташки»
13