СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "НТР и НТП - части и черты" - География - 10 кл

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "НТР и НТП - части и черты" - География - 10 кл»

Научно –техническая революция .Характерные черты и составные части

Цель: Показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части.

Учебно-воспитательные задачи:

  • Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР.

  • Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.

  • Показать масштабы научно-технических достижений человечества.

Тип урока: изучение нового материала, урок-лекция.

Этапы урока:

  1. Схему лекции, состоящую из блоков и их частей, уч-ся делают в тетради. В ходе урока учащиеся смогут делать на ней пометки.

  2. В ходе урока учащиеся знакомятся с ключевыми словами-терминами:

    • НТР

    • Геоинформатика;

    • Геоинформационные системы.

  3. Слушание лекции сопровождается составлением развернутого конспекта.

  4. В конце урока учащиеся формулируют краткие выводы.

Оборудование: учебники, настенная «Политическая карта мира», карты атласа,   компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Изучение нового материала.

Введение в тему. (Слайд 1)

Определение целей.

Сегодня мы с вами должны выяснить характерные черты и составные части НТР, показать, что НТР – это единая сложная система.

Эпиграф. (Слайд 2)

Знакомство учащихся с этапами урока и с заданием на урок. Слайд 3-4-5 задания цель и задачи

План лекции: (Слайд 6)

  • Научно-техническая революция

  • Характерные черты НТР.

  • Составные части НТР.

  • Понятие о геоинформационных системах.

1. Работа с понятием НТР.  (Слайды 7-8)

Учитель: При изучении данной темы нам предстоит обратиться к одному из наиболее значительных, глобальных процессов развития всего современного мира – к научно-технической революции.

Вся история развития человеческого общества неразрывно связана с научно-техническим прогрессом. Но бывают периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.

Таким был период промышленных переворотов в XVIII-XIX вв. в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США при производстве автомобилей.

Паровой двигатель стал «первичной» клеточкой промышленной революции в позапрошлом веке, а «первичной» клеточкой современной НТР стала ЭВМ. Современная НТР началась в середине XX века. Во всех странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще далеко не завершена. Но в мире зреет уже новая промышленная революция. Какой она будет – покажет будущее.

Беседа с классом

Вопросы:

  • Слово «революция» в различных словарях имеет следующее толкование. (Учащиеся цитируют определение «революция» из разных словарей)

  • Что объединяет все эти определения?

  • Какое бы определение вы дали НТР? слайд -8

  • В  чем отличие понятий научно-технический прогресс и НТР?

Ответ:

Научно-технический прогресс

НТР

НТП – это постепенное, поступательное развитие производительных сил, которое является эволюционным развитием общества.

НТР – Это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Задание: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?





Ответ:

НТП

НТР

Постепенное

Быстрые

Поступательное

Глубокие изменения

Эволюционное развитие общества

Превращение науки в непосредственную производительную силу общества

Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники.

2. Характерные черты НТР(Слайд 9)

1) Универсальность, всеохватность. (Слайды 10–)

НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и т.д.

Всеохватность НТР можно характеризовать географически, т.к. благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова спутник, атом, робот.

Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?

2) Ускорение научно-технических преобразований

Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)

Задание: Ускорение научно-технических преобразований

Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство

  • Проанализируйте  таблицу, сделайте выводы.

Научное открытие

Внедрение в производство

Солнечные батареи

2 года

Транзисторы

3 года

Атомная бомба

6 лет

Телевидение

12 лет

Рентген

18 лет

Радио

35 лет

Телефон

56 лет

Фотография

112 лет

3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. (Слайд 11)

Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.

В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.

4) Военно-техническая революция. (Слайд 12)

Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и  Нагасаки в августе 1945 г., после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.

3. Составные части НТР.  (Слайд 13)

НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.

1) Наука и наукоемкость. (Слайды 14–15)

Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука – одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности. Для многих стран развитие науки – это задача №1.

В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.      

  • В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).

Особенно возрастает связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким (Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции).

Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:

  • Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП;

  • В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.

2) Техника и технология. (Слайд 16)

Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.

Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы.

По производству природоохранной техники и внедрению новейших природоохранных технологий выделяются ФРГ и США. Помимо того, что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных технологий, ФРГ еще является главной страной-поставщиком их на мировой рынок.

Два пути развития техники технологии в условиях современной НТР:

  1. Эволюционный путь

  2. Революционный путь

(Слайд 17)

a) Эволюционный путь (Дальнейшее совершенствование техники и технологии)

Вопрос к классу: Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.

Ответ:

Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века – автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда.

Например, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал до 50 тыс. тонн нефти, в 60-е годы – 100, 200, 300 тыс. тонн, в 70-х гг. появились суда танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн. Крупнейшие из морских танкеров построены в Японии и во Франции.

Однако подобная гигантомания не всегда себя оправдывает, так как не все морские порты могут принять и обслужить столь крупный транспорт. Ведь длина судна достигает 480 м, ширина – около 63 м, осадку с грузом такой танкер имеет до 30 метров.  Гребной винт равен высоте трехэтажного дома, палуба занимает – 2,5 га)

(Слайд 18-22)

b) Революционный путь (Переход к принципиально новой техники и технологии).

Наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Если раньше говорили о» веке текстиля», «веке автомобиля», то сейчас говорят о «веке электроники».

Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70-х гг. называют микроэлектронной революцией, т.к. изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить с изобретением колеса, паровой машины или электричества.

Задание: Проанализировать текст учебника на стр. 94, а также дополнительный материал на с.115.

Вывод (ученики делают самостоятельно): Революционный путь – главный путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.

Вопрос: по тексту учебника стр-95-96. Назовите основные направления развития производства.



3) Производство: шесть главных направлений развития.

Слайд 23-24

a) Электронизация означает насыщение всех областей человеческой деятельности средствами ЭВТ. Электронная промышленность – детище НТР.

Например:

  • в образовании – компьютеризация школ, подключение их к Интернет;

  • в медицине – УЗИ, компьютерная томография, развитие микрохирургии, компьютерная рентгенография;

  • в связи – сотовые телефоны.

Электронная промышленность – в полном смысле детище НТР. Она во многом определят весь ход НТР.

В каких странах на ваш взгляд данное направление более развито? слайд 25

Наибольшего развития эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, НИС Азии.

b) Комплексная автоматизация. (Слайды 26–27)

Началась в 50-е годы в связи с появлением ЭВМ. Новый виток развития пришелся на 70-егоды XX века, и связан он с появлением микропроцессоров и микро ЭВМ. Страны лидеры в автоматизации? Слайд 28- 29-30

Бурно развивается робототехника, особых успехов в этой области достигла Япония. В стране на каждые 10 тысяч рабочих, занятых в автомобильной промышленности, приходится 800 роботов, тогда как в США – 300. Сфера применения роботов в наше время – безгранична.

c) Перестройка энергетического хозяйства.  (Слайды 31–)

Перестройка энергетического хозяйства связана с постоянно растущими потребностями стран мира в электроэнергии. Вспомните из курса 9 класса типы электростанций и какие, из них более мощные. ? слайд 32 Существующие традиционные электростанции уже не справляются с нагрузкой. Поэтому наибольшее внимание в мире уделяется строительству атомных электростанций.

В мире к началу XXI века было задействовано более 450 ядерных энергоблоков. Страны лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина. Слайд 33 лидеры Плюсы и минусы атомной энергетики? Однако в последние годы, в связи со сложностями использования АЭС, многие страны опасаются экологических последствий, а развитые страны мира обратили внимание на альтернативную энергетику.

d) Производство новых материалов. (Слайды 34 -35)

Требования современного производства к черной и цветной металлургии, а также к химической промышленности, которая выпускает синтетические полимеры, неуклонно возрастают. Но оно вызвало к жизни принципиально новые композиционные, полупроводниковые, металлокерамические материалы. В химической промышленности осваивается выпуск оптического волокна.

Особая роль в производстве новых материалов отводится «металлам XX века»: бериллию, литию, титану. Титан, а настоящее время является металлом №1 для аэрокосмической промышленности, атомного судостроения, так как это легкий и тугоплавкий металл.

e) Ускоренное развитие биотехнологий. (Слайды36–)

Направление возникло в 70-е годы и развивается опережающими темпами. Биотехнология применяет традиционные знания и современную технологию для изменения генетического материала растений, животных и микробов в целях создания новых продуктов.

Биотехнология вносит существенный вклад в улучшение здравоохранения, увеличение производства продуктов питания, восстановление лесов, повышение производительности в промышленности, обеззараживания воды, очистки опасных отходов.

Результаты биотехнологий можно видеть уже сейчас. Это и создание клонов, и модифицированных продуктов. Все чаще мы слышим об открытиях ученых-медиков в сфере генной инженерии. Слайд-37

Лидеры в биотехнологии слайд 38

Огромное значение имеют биотехнологические программы, которые используются при добыче минеральных ресурсов. Особенно успешно развиваются биотехнологии в США, Японии, ФРГ, Франции.

f) Космизация. (Слайд 39)

Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли – аэрокосмической промышленности. Использование космоса только в военных целях закончилось с «холодной войной».

Космос все больше становиться местом, где страны мира сотрудничают. Он используется для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума.

Именно космические снимки подтвердили теорию Вегенера «О движении литосферных плит». Результаты космических исследований оказывают огромное влияние на развитие фундаментальных наук.

4) Управление: на пути к высокой информационной культуре. (Слайд40)

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению современным производством. Оно невероятно усложнилось и требует специальной подготовки.

Например: при осуществлении космических программ, таких как высадка лунохода, на Луну, исследование и посадка спускаемых аппаратов на планеты Солнечной системы, высадка человека на Луну, бывает завязано по несколько десятков тысяч различных фирм, которые должны работать в согласованном режиме.

Руководить такими программами могут только люди, в совершенстве владеющие наукой управления. В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика. Одновременно это наука об информации.

Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной. Появились новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.

Мы живем в эпоху «информационного взрыва». В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большая роль в его создании отводится Интернет.

Это настоящая телекоммуникационная «паутина», которая окутала весь мир. Применение Интернет полным ходом идет в образовании. Не обошла она стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика. Слайд 41

4. Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем.

(ГИС – представляет собой комплекс взаимосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.)

Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической       науки с достижениями современного этапа НТР.

III. Итоги урока:

1) Проверка схемоконспекта. Выборочно

2) Закрепление: самооценка урока

Задание по теме НТР: Определите место перечисленных ниже положений в таблице: слайд 42

  1. Производство новых материалов.

  2. Комплексная автоматизация.

  3. Перестройка энергетического хозяйства.

  4. Ускоренное развитие биотехнологии.

  5. Ускорение научно-технических преобразований.

  6. Космизация.

  7. Повышение требований к уровню квалификации.

  8. Зарождение НТР как военно-технической революции.

  9. Универсальность и  всеохватность.

  10. Электронизация.

Главные черты НТР

Главные направления развития производства в эпоху НТР

5, 7, 8, 9

1, 2, 3, 4, 6, 10

В конце лекции должно остаться время для вопросов. Вопросы, получаемые на лекции, нужно записывать, собирать, систематизировать и изучать.

IV. Домашнее задание слайд 43

  • Тема 4, §1 в учебнике В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»

  • Подготовить презентации по темам:

  • «Использование достижений НТР в географии»,

  • «Развитие биотехнологий в современном мире», «Космос и НТР»

Интересные факты

В первой половине XX века объем научной информации удваивался каждые 50 лет, в середине века – 10 лет, в 70–80 годы – 5–7 лет, в XXI веке – 3–5 лет.

В 1900 году издавалось во всем мире 10 тысяч журналов, а вначале XXI века – более 1 миллиона.

Только по географии в наши дни издается 700 журналов и публикуется 10 тысяч наименований книг в год.

А всего в мире ежегодно издается 800 тысяч названий книг и брошюр общим тиражом более16 млрд. экземпляров.

Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой.

Однако надо отметить, что наиболее успешно развивается НТР в развитых странах мира, тогда как большинство стран Африки, Океании, некоторые страны Азии и Латинской Америки еще далеки от развития в своей стране достижений НТР.

Литература

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.:Просвещение, 2006.

  2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. – М.:Просвещение, 2001.

  3. Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира» – М.: Просвещение, 2006.

  4. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. – М.: Дрофа, 1999




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!