СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "О том, что было, не забудем..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный проект направлен на привитие старшим дошкольникам патриотизма и духовных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Проект "О том, что было, не забудем..."»

П едагогический проект

по нравственно-патриотическому

воспитанию старших дошкольников

"О том, что было, не забудем..."


Автор проекта: Казакова Марина Александровна – старший воспитатель

МБДОУ Детский сад №33 «Росинка» г.Осинники

Продолжительность проекта: с января по май

Тип проекта: долгосрочный

По виду деятельности: познавательный, информационно-творческий

По содержанию: интегративный

Целевая группа: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители)

Возраст детей: 5-7 лет.

Место выполнения работы: МДОУ


Актуальность проблемы:

Почему сегодня мы так много и часто говорим о важности патриотического воспитания? Актуальность данной проблемы обозначена тем, что наше подрастающее поколение растет в эпоху таких разительных перемен, которые позволили исказить общепринятые представление о добре и зле, о патриотизме, великодушии, о важном и второстепенном. В современных условиях в обществе установлен приоритет материальных благ перед духовно-нравственными ценностями. Мы утрачиваем веками установленные традиции уважительного отношения к старшему поколению, душевного и трепетного отношения к историческим событиям нашей Великой Державы. Какими могут вырасти сегодняшние мальчишки и девчонки? Кем стать? Кому мы сможем передать борозды правления нашего государства в будущем? И каким будет наша старость? Наступило время радикальных действий в рамках решения данной проблемы. Специализированная государственная программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 - 2023 годы", а также ФГОС ДО диктует нам необходимость формирования и развития у детей социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения. Возрождение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения станет шагом к возрождению России.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным временем для формирования основы духовно-нравственных ценностей и привития патриотических чувств. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Данному этапу характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Все, что усвоено ребенком в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – является особенно прочным и становится в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Как показывает педагогический опыт, работа с детьми в данном направлении должна быть построена системно и планомерно. Перед педагогами ДОУ стоит задача поиска наиболее верных, доступных для восприятия методов приобщения дошкольника к социально-значимым ценностям, гармонично и естественно наполняющих его мировоззрение нравственным содержанием.

Представленный педагогический Проект "О том, что было, не забудем..." позволяет воспитанникам прикоснуться к памятным событиям той далекой Великой Отечественной войны через поэзию, прозу, музыку, продуктивную, конструктивную, творческую деятельность. Система мероприятий позволяет создать благоприятные условия для формирования начальной основы патриотизма через обогащение представлений о подвиге родного Великого народа, через воспитание чувства гордости, уважения, долга и благодарности к старшему поколению за счастливое детство сегодня.























Паспорт проекта


Гипотеза:

Мы предполагаем, что, система целенаправленных

мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств личности детей, тем самым позволит расставить жизненные ориентиры на пути подрастающего поколения.


Целевая направленность проекта: 

Привитие патриотизма и духовных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • обогащать представления воспитанников об исторических событиях нашей страны, о патриотизме;

  • создать благоприятные условия для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников;

  • активизировать работу с родителями (законными представителями) по пропаганде нравственно-патриотического воспитания в семье;

  • развивать познавательную активность, речь детей, расширять их кругозор;

  • воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, традициям, обычаям, к ветеранам ВОВ;

  • прививать духовные ценности и нравственные качества личности.


Предполагаемый результат


На уровне ребенка:

Мы предполагаем, что реализация проекта будет способствовать формированию у старших дошкольников начальных представлений о ВОВ, великом подвиге защитников нашей Родины; проявлению чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в годы Великой Отечественной войны; формированию уважительного отношения к ветеранам и пожилым людям.


На уровне педагога:

Повышение профессионального мастерства, качества методического сопровождения, ответственности за патриотическое воспитание дошкольников, формирование их гражданской позиции.


На уровне родителей (законных представителей) воспитанников:

Приобщение к гражданским ценностям России, развитию духовности, нравственности, повышение уровня ответственности за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

  1. Диагностика: проведение блиц – опроса детей «Что я знаю о войне?» с целью выявления знаний и представлений о ВОВ.

(Приложение №1)

  1. Определение целевой направленности и задач проекта.

  2. Составление плана основного этапа проекта.

  3. Подбор материала для реализации проекта.

  4. Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.


 Основной этап:

январь

  1. Оформление патриотического центра в групповой комнате, отражающее приближение даты Великой Победы.

Цель: активизировать интерес воспитанников к теме Великой Победы.

  1. Организация выставки художественной литературы о ВОВ.

Цель обогащать предметно-развивающую среду в групповой комнате.

  1. Знакомство с художественной литературой:

  • Е. Благина «Шинель»;

  • С. Баруздин чтение глав из книги «Шел по улице солдат»;

  • А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?»;

  • Л. Кассиль из книги «Твои защитники».

Цель: продолжать знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова, рассматривая репродукции картин о войне, слушая песни военных лет. Воспитывать уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению.

  1. Беседа "Почему война называется Отечественной?". Просмотр тематического презентационного материала " А назавтра была война" с обсуждением.

Цель: расширить представления детей о страшных событиях начала Великой Отечественной войны.

  1. Продуктивная деятельность. Коллективное изготовление коллажа «Начало Великой Отечественной войны».

Цель: систематизировать полученные знания о начале ВОВ и посредством продуктивной деятельности отобразить полученные впечатления.

февраль

  1. Слушание патриотической песни с просмотром видеоролика «Вставай страна огромная!»

Цель: продолжать знакомить детей с событиями начала второй мировой войны, обогащать эмоционально-чувственную сферу.

  1. Беседа-рассказ «Враг будет разгромлен!».

Цель: помочь детям ощутить дух единства, братства нашего народа в борьбе с фашистскими захватчиками.

  1. Чтение – рассуждение рассказа С.П. Алексеева «Победа будет за нами!» (в сокращении)

Цель: обогащать представления дошкольников о событиях начала ВОВ.

  1. Проведение НОД "Этот день мы приближали, как могли…", "Урок мужества", "Дети войны", с просмотром и обсуждением видеоматериала о событиях ВОВ.

Цель: воспитывать патриотические чувства у детей, уважение к народным героям, а также активизировать интерес к событиям времен Великой Отечественной войны.

  1. Военно-спортивные игры «Меткий стрелок», «Донеси пакет».

Цель: воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными и благородными.

март

  1. Тематические беседы: «Еще тогда нас не было на свете...", "Что такое героизм", "Дети - герои", "Война народная", "Великая Победа!", "Этих дней не меркнет Слава!".

Цель: дать детям знания о героических днях войны, рассказать о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны. Развивать нравственно – патриотические качества у дошкольников. Воспитывать уважение к старшему поколению, любовь к Родине, детскому саду.

  1. Разучивание пословиц и поговорок о мужестве, смелости и стойкости воинов.

Цель: вызвать интерес к  истории нашей Родины, армии, народа. Помочь детям сохранить в памяти этот светлый праздник. Формировать чувство любви и гордости к Родине. Воспитывать стремление быть смелым и отважным.

  1. Демонстрация видеоролика «Эпизоды Великой Отечественной войны» в сопровождении песни «О той весне» (автор и композитор песни А.Плотникова).

Цель: воспитание чувства гордости за весь наш народ, героически защитивший нашу Родину.

  1. Ходьба строевым шагом под сопровождение музыкального произведения «Военный марш» Г. Свиридова.

Цель: воспитание организованности, самоконтроля, формирование навыков строевой ходьбы.

  1. Участие детей в областной акции "Цветок памяти"

Цель: проявить уважение к павшим в войне советским воинам. Привлечь детей к посильному труду по выращиванию и высаживанию рассады цветов - бархатцев, символа восхищения подвигами ветеранов, в память о событиях военных лет.

апрель

  1. Беседа «Невидимые помощники на фронте». Просмотр презентации «История военных песен». Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы», «Катюша». Певческая деятельность: исполнение песни «Бравые солдаты». Рассказ воспитателя о войне с немецко-фашистскими захватчиками.

Цель: вовлечение детей в атмосферу музыкального сопровождения жизни советских бойцов на передовой.

  1. Беседа-рассуждение «Почему война называется Великой Отечественной?»

Цель: формировать умение отстаивать свою позицию, уметь излагать свою точку зрения.

  1. Рассматривание и описание детьми иллюстраций «Родина-мать зовет» , «Москва военная» , «Танковая атака», «После боя»).

Цель: познакомить детей с музыкальным репертуаром военных лет.  Обогащать духовный мир детей через обращение к легендарным песням. Формировать положительное отношение к славным защитникам нашей Родины.

  1. Организация и оформление тематического мини-музея в ДОУ "Знать, чтобы помнить" с привлечением участия родителей воспитанников.

Цель: расширять и обобщать знания и представления детей об историческом прошлом страны связным с Великой Отечественной войной 1941-1945годов. Предоставить возможность для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности, развивать творческие способности детей в рамках реализации проекта, продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.

  1. Изготовление тематического коллажа «Миру – мир, войны не нужно!».

Цель: воспитывать патриотические чувства у детей, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны.

май

  1. Организация продуктивной деятельности. Проведение НОД «Вставай страна огромная!», «Победа глазами детей", "Поздравительная открытка к празднику 9 Мая", "Спасибо деду за Победу!".

Цель: воспитывать чувства патриотизма, уважения к ветеранам, способствовать развитию творческих способностей детей через продуктивную деятельность, развивать умение планировать свою деятельность, развитие зрительного восприятия, глазомера, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.

  1. Экскурсия в выставочный зал городского музея для ознакомления с тематической экспозицией, посвященной событиям ВОВ.

Цель: формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны, познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны, подвести детей к выводу о том, что война — это плохо, а мир - хорошо.

  1. Экскурсия на площадь торжеств, возложение цветов к памятному мемориалу воинов-осинниковцев, погибших в Великой Отечественной войне.

Цель: познакомить детей с памятником, погибшим героям в Великой Отечественной Войне; расширить представления детей о воинах-защитниках; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; прививать уважение к памяти павших бойцов, воспитывать патриотические чувства.

  1. Участие в городском песенном фестивале.

Цель: помочь детям ощутить на эмоциональном уровне причастность к великому событию празднования Победы. Воспитывать чувство гордости, ответственности, собранности, организованности. Развивать певческие и артистические способности.

  1. Участие вместе с родителями (законными представителями) в городском конкурсе рисунков на асфальте "Великий Май! Победный Май!".

Цель: воспитывать патриотизм, чувства национальной гордости и уважения к подвигам ветеранов Великой Отечественной войны, повышать уровень интереса детей и подростков к изучению истории Великой Отечественной войны, значения Победы в истории России ее влияние на формирование национального самосознания, осуществление связи поколений.

  1. Торжественное мероприятие "Подарили наши деды славный праздник - День Победы!"

Цель: расширять знания детей о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны, закреплять представления о празднике Дне победы, формировать патриотические чувства у детей.

  1. Организация и проведение тематического флешмоба "Катюша"

Цель: донести до детей дух Великого праздника Победы, воспитывать патриотизм.


Заключительный этап:

1.Блиц – опрос «Что нового и интересного вы узнали о Дне Победы».

2. Презентация проекта.


Взаимодействие с родителями

  • Беседа о совместной деятельности в рамках реализации проекта.

  • Рекомендации и советы "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне".

  • Оформление информационного тематических стенда для родителей.

  • Привлечение родителей (законных представителей) в оформлении мини-музея "Знать, чтобы помнить!".

  • Организация выставок детско-родительских творческих работ в преддверии празднования Великой Победы.




























Приложение №1


Блиц – опрос детей

1. Какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?

2. Что случилось летом в 1941 г.

3. Что такое война?

4. Кто напал на нашу Родину? Зачем?

5. Кто встал на защиту нашей Родины?

6. Кто такие солдаты, что они делают?

7. Когда закончилась война?

8. Кто победил в этой войне?

9. Что такое парад?

10. Что такое памятник павшим воинам?

11. Как страна празднует День Победы?

12. Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?

13. Тебе читают книги о ВОВ?

14. Ты смотришь фильмы о ВОВ?

15. Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Что нужно для этого?





















 Приложение №2


«Как рассказать ребенку о войне»

(Рекомендации родителям)

Приближается великий и светлый праздник – День Победы! Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру. Дорогая  цена этого праздника – многочисленные жертвы фашизма,
слезы жен, матерей и детей. Наши деды и прадеды смогли выстоять и победить в самой жестокой войне XX века, они остановили беду, грозившую всему миру – фашизм.

Фильмы о Великой Отечественной Войне, познавательные занятия в ДОУ, встречи с ветеранами, утренники и выступления для ветеранов - всё это заставляет ребенка задуматься: что же это была за война, что её окончание празднуется вот уже семьдесят пять лет?

Самый надежный источник, из которого ребенок может почерпнуть знания об этом таинственном событии - семья. И вот перед Вами неожиданно встает важная и сложная задача: как объяснить юному человечку, что такое Великая Отечественная война, и чем она отличается от остальных войн.

На первый взгляд задача эта кажется простой только, на  самом же деле, мировосприятие и мироощущение ребенка очень сильно отличается от мировосприятия взрослого. Поэтому многие вещи, ребенку необходимо объяснять отдельно, чтобы он смог осознать суть и смысл Вашего рассказа.

О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и выбудете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше.

  Дети хорошо воспринимают информацию, приведенную на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпать изобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-героев (для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры). Если в живых есть бабушки и дедушки, видевшие войну своими глазами, можно совместить приятное с полезным – навестить их и выслушать их воспоминания о военных днях. Таким образом, Вы не только расширите кругозор своего ребёнка, но и дадите возможность ему гордиться и уважать своих бабушек и дедушек.

В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить о ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для переживаний, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Первое, что Вам следует объяснить ребенку - это то, что специального места для проведения военных действий нет. Полем боя может стать любое место на земле, будь то ненаселенное место или населенный пункт. Фронт - это совокупность всех полей боя.

Фронт сдвигается в ту или иную сторону в зависимости от того, чья армия наступает, а чья, соответственно, отступает. Линией фронта называют линию на карте, которая разделяет территории, контролируемые армиями. Но в реальности никаких линий, прочерченных на земле, либо обозначенных столбиками нет. Тыл - это территории, расположенные далеко от линии фронта.

Ребенок уверен, что сражаются на войне только солдаты и партизаны. Расскажите ребенку, что солдаты, уходящие на фронт - это и есть самые обычные граждане страны, которые отправились защищать свои семьи. Что партизаны - это люди, которые, вместо того, чтобы бежать прочь, когда линия фронта приблизилась к их жилищам, 
спрятались в окрестных лесах и вносили свой вклад в борьбу с врагом.

Что по всей стране - хоть в тылу, хоть в прифронтовых областях - люди работали изо всех сил, чтобы обеспечить армию необходимым оружием, снаряжением, припасами. Работали не только взрослые и старики, но даже дети постарше. Объясните, что вся страна, от мала до велика, в меру своих сил и возможностей, приняла участие в этой войне.

Именно поэтому и победа является заслугой не только армии, но всей страны. 

Раз война велась с Германией, значит все жители страны - враги.

И их потомки - современные немцы - тоже враги, только наказанные и присмиревшие. Ребенку невдомек, что Германия как раз и была первой страной, захваченной и порабощенной нацистами, что как раз именно Германия больше всего пострадала от нацистских зверств.

Вам придется четко разграничить Германию как страну и нацистов как приверженцев безумной и страшной идеи. Объясните ребенку, что даже сами жители Германии пытались, как могли, сопротивляться нацистам во главе с их вождем Гитлером, что много хороших людей погибло, пытаясь остановить его и не дать развязать страшную войну со всем остальным миром. Что многие солдаты шли на фронт не потому, что были злобными и плохими, а потому, что их заставили, угрожая убить их семьи. Ребенок должен понять: Германия - обычная страна, немцы - обычные люди. А вот нацисты - плохие, они и есть настоящие враги. И именно с ними воевал весь мир, даже сами немцы.

Именно поэтому говорится не о победе над «Германией» а о победе над «Фашистской Германией», это два совершенно разных понятия.  Ребенок уверен, что какие-то особые причины для того, чтобы начать войну, не нужны. Враги нападают потому, что они враги.

Набрали достаточно оружия и солдат - и напали. Это естественное поведение для врага, по-другому враг не может. Цель любого врага - завоевать другие страны. Ради чего ведется это завоевание, ребенок не задумывается. Вам придется, прежде всего, объяснить ребенку, что любая война ведется не просто так, а ради какой-то цели. А эта война была особенная, потому что нацистов возглавлял сумасшедший правитель, который хотел вовсе не богатств, земель и власти. Он собирался убить всех людей, которые выглядят не так, как он считал правильным. Людей убивали за цвет глаз и волос, за форму носа. За имя. За национальность. Именно из-за того, что нацисты убивали людей тех национальностей, которые считали недостойными жить, они и получили свое название. А в результате опасность угрожала всему миру. В каждой стране были люди, которых нацисты захотели бы убить. Поэтому победа в этой войне так важна для всего мира и для нашей страны в частности.

И, наконец, последний - по порядку обсуждения, но не по значимости - вопрос, который следует разъяснить ребенку. Почему война носит название Великая Отечественная. Хотя ответ очевиден для взрослого, ребенку нужно объяснить происхождение каждого слова. Постарайтесь не объяснять происхождение названия сами, а, разъяснив ребенку значение слова «отечество», предложить ему подумать, почему война называется именно так. Это очень хороший способ закрепить результаты беседы и убедиться, что ребенок понял Ваш рассказ правильно.

Посетите мемориалы и памятники павшим солдатам в городе, возложите цветы вместе с ребёнком на их могилы. Не забудьте поздравить бабушек и дедушек праздничными открытками, которые ребёнок может изготовить самодельно или с Вашей помощью. Ну и конечно обязательно посетите вместе с ребёнком торжественный парад, посвящённый 9 мая и Дню Победы. Ну а вечерний салют в честь победителей заключит Ваш рассказ о войне и военном времени.

 Пройдут годы. Ваш повзрослевший ребёнок посадить на колени своих детей и расскажет им о войне. История будет продолжать жить в наших детях.











Беседы о Войне

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА


Дорогие ребята,  вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.

Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на сто­роне России).

Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет с 1 сентября 1939г. по 9 мая 1945г.

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.

Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята , могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.



Почему война называется Великой Отечественной?


ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Вопросы:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Почему она так называется?

3. Какая страна развязала войну?

4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?

5. Кто встал на защиту Отечества?











































ДЕТИ И ВОЙНА


Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.

Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Война - не место для детей

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,—вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.

Вопросы:

1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.

2. Как помогали дети взрослым в тылу?

3. Что посылали школьники бойцам на фронт?

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»


По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистских войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии — Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгром­лена.

Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.

9  мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.

Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.

Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.

Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.

Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Великая победа

Великой войны победу

Мы не должны забывать!

В боях отстояли деды

Священную Родину-мать.

Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей.

Она помогала молитвой

И праведной верой своей.

В великой войне победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь, и Родину-мать!

9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.

По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.

Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.

В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.

С тех пор праздник Победы — 9 мая — стал поистине всенародным торжеством!

Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.

В памятных местах столицы — на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!

Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше.

Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?

2. Расскажите о героях войны.

3. Как отмечается День Победы в нашей стране?

4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?


ПОБЕДА


По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли.
Враг был разбит!

9 мая 1945 года мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к бомбежкам, взрывам, вою сирен, грохоту орудий.

Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города.

Первый день мира

Душистая густая тишина,

Ни выстрел не звучит, ни взрыв.

Сегодня утром кончилась война,

И хоть кругом чужая сторона

Я чудом уцелел, я жив!

Друзей я вспомнил тех, кто никогда

Не выйдет в час рассветный на покосы

Кто не забросит в реку невода,

Кого не обдадут весною росы.

Я не хотел ни убивать, ни жечь,

Я ощущал лишь зов родной земли,

Но в памяти поклялся я сберечь Друзей,

что на чужбине полегли!

Звучит песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем день Победы над фашистской Германией?

2. Попросите маму, папу, бабушку рассказать вам о том, кто из вашей, семьи принимал участие в Великой Отечественно войне.

3. Какова их судьба?


«Символы Победы - ордена, медали и знамена»


Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Оборудование: сборник рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»; стенд с фотографиями орденов и медалей; изображение Знамени Победы, наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» (издательство «Мозаика-Синтез»), репродукции картин О. Пономаренко «Победа», В. Богаткина «Штурм Рейхстага», музыкальные записи песен времен Великой Отечественной войны.

Ход занятия.

В начале занятия слушаем фрагмент песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова).

Воспитатель: О каком празднике говорится в этой песне? (Этот праздник называется День Победы.) Что это была за победа? (Это была победа в войне.)

Как называют эту войну? (Эту войну называют «Великой Отечественной».)

Как вы думаете, что означает слово «отечество»? ( Страна, в которой мы родились и живем. Страна наших родителей — отцов и матерей и наших предков. Наша родина — Россия.)

Воспитатель: Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот день на улицах города можно встретить ветеранов — воинов той далекой войны. Майский праздник — День Победы — Отмечает вся страна. Надевают наши деды. Боевые ордена. Сегодня мы увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. (Рассматривание фотографий с орденами.)

Воспитатель: Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война.

Много бед и горя она принесла русским людям — в руины превратились многие города и села, погибли тысячи людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались, не жалея жизни.

Воспитатель: Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?

В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».(Рассматривают иллюстрации.)                                                                                            

В ходе боев требовалось выделять подвиги бойцов, отмечать искусство военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского и др.

Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы».

Даже дети награждались орденами и медалями (фотографии детей).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги? Были ли женщины-героини среди защитников Отечества? Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда.

Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и поселках установлены памятники, у Кремлевской стены в столице нашей Родины городе-герое Москве у могилы Неизвестного солдата горит Вечный огонь. Это — огонь нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях. Есть еще один очень важный символ — это Знамя Победы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы .

Какого цвета знамя Победы? (Знамя Победы красного цвета.)

Что изображено на знамени? (На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот, надписи.)

В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Совет­ского Союза был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот — это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда — символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.

События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце Великой Отечественной войны. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освободили свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австрию, — и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии — город Берлин.

В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно тяжелым был штурм здания фашистского правительства — Рейхстага. Чтобы преодолеть упорное сопротивление фашистов, приходилось сражаться за каждый этаж, за каждую комнату. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином — это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.

Предлагаю нарисовать Знамя Победы.

 











ЛИТЕРАТУРА

1. Закон «Об образовании» в редакции Федерального закона от 11.12.2007 №309 Ф.З.

Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009г №655 «об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

2.Федина Н.В. Дошкольное образование в Федеральной программе // Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». 2008- выпуск 1(16).-С.4.

Федина Н.В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: история вопроса и проблемы разработки // Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 4-5 июня 2008 года, Москва / Сост.Н.А.Песняева. – М.: АПКиППРО, 2008. – С.25-29.

3. Федина Н.В. Основные концепты проекта федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // Региональное образование: современные тенденции. Информационный и научно-методический журнал. 2010. - № 1. – С.104-109.

4. Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. - № 5. – С.40-45.

5. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешиа Н.В.–М.,2008.
6.   Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.

Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.

 Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., 2008.
7.       Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.

 8. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
9.   Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.

Интернет- ресурсы.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!