СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: "Образ Ахиллеса в искусстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект: "Образ Ахиллеса в искусстве"»

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение…………………………………………………………………………3

II.

  1. Глава 1. История жизни Ахиллеса………………………………….……..4

  2. Глава 2. Образ Ахиллеса в искусстве……………………………………..7

    1. Образ Ахиллеса в поэме Гомера «Илиада».…………………………………………………………….7

    2. Образ Ахиллеса в изобразительном искусстве……………………9

    3. Образ Ахиллеса в кино…………………………………………….10

  3. Глава 3. Образ Ахиллеса в XXI веке………………………………...…..11

III. Заключение…………………………………………………………………...12

IV. Список использованной литературы……………………………………….13

V. Приложение…………………………………………………………………...16


















ВВЕДЕНИЕ

Объект: образ Ахиллеса в искусстве.

Предмет: изменение образа Ахиллеса в литературе, живописи, кино.

Цель: изучить образ древнегреческого героя Ахилла в искусстве.

Задачи:

  1. рассмотреть образ Ахиллеса в искусстве;

  2. составить опросник «Образ Ахиллеса» для учеников 5-х классов с целью составления комплексного портрета героя;

  3. проанализировать образ Ахиллеса в искусстве и образ, полученный в результате опроса учеников.

Гипотеза: предполагается, что с течением времени образ Ахилла в искусстве изменился.

Методы исследования: поиск и анализ содержания литературы, посвященной историческим исследованиям древнегреческого героя Ахилла; сравнение разных источников информации.

Греческий герой Ахиллес является одним из самых ослепительных и в то же время наиболее привлекательных фигур в мифах о Троянской войне. Его жизнь, любовь и смерть, как ни у какого другого героя греческой мифологии, была воспета на протяжении веков и до сегодняшнего дня, будь то в литературе, музыке, театре или в изобразительном искусстве.

Как никакой другой герой греческой мифологии, он всегда рассматривается с одной стороны, как восхваляемый герой, а с другой – как необузданный упрямец.

Каждой эпохе свойственно собственное понимание героя Ахиллеса и его снова и снова обсуждают в соответствии с текущими интересами и социальными дискурсами.





Глава 1. История жизни Ахиллеса

Рождение и молодость Ахиллеса

Ахиллес был сыном Пелея и морской нимфы Фетиды. Так как маленький Ахиллес, как и его отец был смертным, его божественная мать окунула его в реку Стикс, чтобы сделать его неуязвимым и даровать вечную жизнь. Но на его ноге осталось место, за которое его держала мать, и на которое не попала вода и, следовательно, оно оставалась уязвимым – это пятка: в результате это место было названо «ахиллесова пята».

Ахиллес с наслаждением обучался Кентавром Хироном, который научил молодого героя верховой езде, охоте и обращению с оружием, а также игре на лире и исцеляющим искусствам.

Поскольку было предсказано, что Ахиллес либо погибнет у стен Трои, либо проживёт длинный, но очень славный жизненный путь, Фетида спрятала своего сына, переодетого в девочку, на острове Скирос. Там он и скрывался среди дочерей царя Ликомеда и влюбился в одну из девушек по имени Деидамия. Однако, хитрый Одиссей обнаружил спрятавшегося на Скиросе героя и попросил его следовать за ним на войну. Так Ахиллес пришел в Трою, где он стал самым выдающимся героем Греции.

Троянская война

Уже на свадьбе родителей, судьба Ахиллеса была предрешена. Богиня раздора, Эрида, не была приглашена и, рассердившись, вызвала ссору среди богинь Афины, Геры и Афродиты.

Молодой принц-троянец Парис должен был выбрать самую красивую из трех богинь. Наконец, он выбрал Афродиту самой красивой женщиной на земле. Однако Парис был влюблён в Елену, и обещал ей титул самой прекрасной женщины на земле. Он обратился к Афродите с просьбой продать её титул красавицы, чем очень разозлил богиню.

Поскольку Елена уже была замужем за Менелаем, царем Спарты, он похитил её и увёз с собой в Трою, и тем самым спровоцировал начало Троянской войны, в которой затем принял участие и погиб Ахиллес.

Ахиллес и Пентесилея

В борьбе с греками троянцев поддерживают амазонки. Участвуя в «битве амазонок», он встречает королеву Пентесилею, и влюбляется в неё, прекрасную воительницу. Он убивает ее мечом, и, остаётся со своей любовью, которая так и останется несбывшейся.

Гнев Ахиллеса

После почти десяти лет войны и бесчисленных подвигов, между Ахиллом и царем Агамемноном вспыхнул спор о прекрасной рабыне Хрисеиде. Агамемнон в конце концов победил, и Ахиллес отказался повиноваться, хоть и потерял свою рабыню и пострадала его честь.

Вывод Ахиллеса из борьбы и победа греков, произошли так, как и было предсказано. По этой причине Агамемнон отправляет посла к Ахиллесу, который должен убедить его, чтобы тот вернулся в бой – это не увенчалось успехом. Только смерть Патрокла возвращает Ахиллеса на поле битвы.

Ахиллес и Гектор

Когда Патрокл, ближайший доверенный и близкий друг Ахиллеса, был убит сыном царя Трои Гектором в битве, греческий герой вернулся на войну и призвал Гектора на поединок. Ахиллес победил в ожесточенной схватке между двумя равными противниками и, наконец, убивает троянского наследника. Наполненный ненавистью к человеку, который является убийцей его друга, Ахиллес протащил тело Гектора вокруг неприступной городской стены Трои.

Ахиллес и Гектор

Он притащил тело в лагерь греков, где ему отказали в подобающем захоронении. Но когда Приам, царь Трои и отец Гектора, пришел к Ахиллесу и умолял отдать ему тело своего сына, Ахиллес передумал, и отдал тело отцу, чтобы его можно было похоронить со всеми почестями.

Смерть Ахиллеса

Вскоре после того, как Ахиллес убил своего злейшего противника - Гектора, судьба подготовила для него удар. Парис, брат Гектора и основной виновник Троянской войны, поразил героя в его уязвимую точку – пятку. Поскольку стрела, направленная вмешавшимся богом Аполлоном, была отравлена, это немедленно привело к смерти героя. Так исполнилось пророчество, и Ахиллес умер после славного сражения, прожив выдающуюся, но очень короткую жизнь.

По существующей версии тело Ахиллеса было выкуплено за равный вес золота с золотоносной реки Пактол.

Греки воздвигли Ахиллесу мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи Ахиллеса, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. В «Одиссее» Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде.


















Глава 2. Образ Ахиллеса в искусстве.

2.1. Образ Ахиллеса в поэме Гомера «Илиада».

Ахиллес - одна из самых сложных фигур всей античной литературы. В первой стадии своей трагедии, когда он находится в ссоре с Агамемноном, он ведет себя довольно пассивно. Его действие тут главным образом "гнев" против своего оскорбителя.

В Ахилле прежде всего с самого начала - огромная разрушающая сила, звериная месть, жажда крови и жестокость. Но, с другой стороны, весь смысл этой крови, этого зверства заключается в дружбе с Патроклом, из-за которого он и затевает всю эту бойню. Образ любимого друга живет вместе с звериной яростью и бесчеловечностью. Для Ахилла весьма характерно, например, что после появления рва в диком и свирепом виде и после паники, вызванной у его врагов его страшным криком, он проливает "горячие слезы" над трупом своего верного товарища.

Кроме того, Ахиллу у Гомера вообще свойственны мягкие и нежные черты, которые нельзя забывать при его характеристике. Он благочестив и часто обращается к богам (возлияние и моление Зевсу за вступающего в бой Патрокла), он сдержан, например, когда имеет дело с вестниками Агамемнона, считая их совершенно ни в чем не повинными, его поражает начавшийся на греческих кораблях пожар, он любящий сын, часто обращающийся к своей матери и около нее плачущий, как, например, после оскорбления, полученного от Агамемнона или после извещения о смерти Патрокла. Эта антитеза - самая характерная особенность Ахилла. С одной стороны, он гневлив, вспыльчив, злопамятен, беспощаден на войне, это - зверь, а не человек, так что Патрокл вполне прав, говоря ему

Сердцем жесток ты. Отец тебе был не Пелей конеборец,

Мать - не Фетида богиня. Рожден ты сверкающим морем.

Твердой скалою, - от них у тебя жестокое сердце.

Однако вот как он реагирует на гибель своего друга:

Черное облако скорби покрыло Пелеева сына.

В горсти руками обеими взяв закоптелого пепла,

Голову им он посыпал, прекрасный свой вид безобразя.

Весь благовонный хитон свой испачкал он черной золою,

Сам же, большой, на пространстве большом растянувшись, лежал он

В серой пыли и терзал себе волосы, их безобразя.

Эта антитеза сурового бойца и нежного сердца - основное, что мы находим у Ахиллеса. В опыте Ахилла совпадает веление рока и собственное бушевание жизни. Он знает, что ему не вернуться из-под Трои, и тем не менее, предпринимает сложный и опасный поход. Перед решительным боем кони предсказывают ему близкую кончину, назначенную роком, но это его нисколько не останавливает:

Что ты, Ксанф, пророчишь мне смерть? Не твоя забота!

Знаю я сам хорошо, что судьбой суждено мне погибнуть

Здесь, далеко от отца и от матери. Но не сойду я

С боя, доколе войны не вкусят троянцы досыта!

У Ахилла тайное знание, тайное видение своей судьбы.















2.2. Образ Ахиллеса в изобразительном искусстве

В зависимости от эпохи и культуры, на картинах показаны всегда разные эпизоды жизни Ахиллеса, подчеркиваются различные аспекты его героизма, придавая новый колорит и различные качества и формы его телу и фигуре, по-разному оценивая его в обсуждениях.

В то же время образы Ахиллеса ищут в новых контекстах жизненных аспектов: так в древней Греции образ Ахиллеса встречается в основном на выдающихся полотнах, где изображены мужские застолья.

Здесь можно отметить героя как выдающегося воина, который в равной степени отличается своей силой и храбростью, а также он отличается своей жестокостью, которая превосходит все человеческие и божественные барьеры.

Римляне всегда украшали картинами Ахиллеса свои жилища и гробницы. Однако, в отличие от Греции, на первом плане в этих полотнах Ахиллес был изображён значительно реже как воин, скорее, тут были выбраны эпизоды из его детства и юности, которые показывают его как юного прекрасного мальчика или в ослепительно-мужественном образе.

Более поздние эпохи еще раз подчеркнули совершенно другие стороны Ахиллеса: в придворной культуре Средневековья, в связи с тем, что многие правящие династии ссылались на их предполагаемое происхождение от троянцев, они показывали Ахиллеса как жестокого противника Трои, особенно излюбленными были изображения низвергнутого образа благородного рыцаря.

В период Барокко Ахиллес, прежде всего, предстаёт перед нами как мужественный герой, красивый в свой смертный час. XVIII и XIX столетие представило его разумным, сентиментальным, почти трагическим и незабытым героем.

Эта история непрерывного переосмысления Ахиллеса продолжается и сегодня: по сей день мы представляем его через призму собственных взглядов. Но в отличие от древних греков, для которых их герой Ахиллес был ни хорошим, ни плохим, но всё, что он делал, было просто выдающимся для них, нам же нужна точность. Так Ахиллеса сегодня мы видим в кино, в комиксах или компьютерных играх. В современном мире обращают особенное внимание на его внешность и фигуру.

Пластическое искусство древности неоднократно воспроизводило образ Ахиллеса. Изображение его дошло до нас на многих вазах, барельефах с отдельными сценами или целым рядом их, также на группе фронтона из Эгины (хранится в Мюнхене), но нет ни одной статуи или бюста, который можно было бы отнести к нему с уверенностью.

Один из лучших бюстов Ахиллеса хранится в Петербурге, в Эрмитаже. Голова увенчана шлемом, который оканчивается нависшим вперёд гребнем, укреплённым на спине сфинкса; сзади этот гребень вьётся длинным хвостом. По обе стороны гребня изваяно в плоском рельефе по грифу, их разделяет пальметка.

Образ героя часто встречается в произведениях художников эпохи классицизма:

Никола Пуссен, «Ахиллес и дочери Ликомеда» (1656).

Жан-Батист Реньо, «Обучение Ахиллеса» (1782).

Жан Огюст Доминик Энгр, «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801).

Бенджамин Уэст, «Тетис приносит доспехи Ахиллесу» (1806).

Жак-Луи Давид – Гнев Ахиллеса (1819).













2.3. Образ Ахиллеса в кино

В фильме «Елена Троянская» 1956 года режиссёра Роберта Уайза роль Ахилла сыграл Стэнли Бейкер.

В сериале «Доктор Кто» Ахилл появился в эпизоде «Создатели мифов» (The Myth Makers, 1965), где его сыграл Каван Кендалл.

В мини-сериале «Одиссея» (1997) роль Ахилла исполнил Джейсон Льюис.

В 2003 году вышел двухсерийный телевизионный фильм «Елена Троянская», где Ахилла играет Джо Монтана.

Брэд Питт исполнил роль Ахилла в фильме «Троя» 2004 года.

В этом фильме режиссёр и сценаристы сумели передать характеры героев «Илиады»: неистовый Ахилл, ни о чем, кроме славы, не мечтающий, благородный Гектор, сражающийся за свой народ, за жену и сына, простодушный гигант Аякс Теламонид - храбрый воин и неважный оратор, и властолюбивый Агамемнон, легкомысленный Парис, старый наивный Приам, глубоко любящий своих детей и свой народ.

Дэвид Гяси был выбран на роль Ахилла в мини-сериале «Падение Трои» 2018 года.














Глава 3. Образ Ахиллеса в XXI веке

В результате проведенного исследования, была составлена следующая таблица:

Эпитеты, описывающие Ахиллеса

Гомер «Илиада»

Искусство

Современность

Положительные качества

преданность другу, добро с мечом в руках, непобедимый воин; благочестив и часто обращается с молитвой к богам, любящий сын

Храбрый, мужественный

Храбрый, смелый, хороший друг, самоотверженный

Отрицательные качества

разрушающая сила, звериная месть, жажда крови и жестокость, «гневлив, вспыльчив, злопамятен, беспощаден»

Жестокий, жаждущий власти

Хитрый, коварный, самоуверенный, неверный

Внешняя характеристика

Высокий, стройный

Сильный, красивый

Высокий, стройный



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследований, мы приходим к следующим выводам:

В поэме Гомера в Ахилле сосредоточена прежде всего огромная разрушающая сила, звериная месть, жажда крови и жестокость, но в тоже время ему свойственны мягкие и нежные черты, преданность другу.

Итак, воин, боец, богатырь, бесстрашный рыцарь и часто зверь — это раз; и нежное сердце, любовь, частая внутренняя наивная беспомощность — это два.

Психика Ахилла в основе своей является стихийной; и стихийность эта очень здоровая, мощная, поражающая своей примитивной свежестью. В духовном опыте Ахилла совпадает то, что редко вообще кто-нибудь умеет совмещать, это — веление рока и собственное бушевание жизни. Он знает, что ему не вернуться из-под Трои, и тем не менее предпринимает сложный и опасный поход. Перед решительным боем кони предсказывают ему близкую кончину, назначенную роком, но это его нисколько не останавливает (XIX, 420 слог).

В живописи с течением времени образ претерпевает изменения:

  1. В Древней Греции можно отметить, что Ахиллеса изображают как героя, выдающегося воина, который в равной степени отличается своей силой и храбростью, а также он отличается своей жестокостью, которая превосходит все человеческие и божественные барьеры.

  2. В период Средневековья, в связи с тем, что многие правящие династии ссылались на их предполагаемое происхождение от троянцев, Ахиллеса показывали как жестокого противника Трои, особенно излюбленными были изображения низвергнутого образа благородного рыцаря.

  3. В период Барокко Ахиллес предстаёт перед нами как мужественный герой, красивый в свой смертный час.

  4. XVIII и XIX столетие представило его разумным, сентиментальным, почти трагическим и незабытым героем.

  5. С течением времени происходит непрерывное переосмысление Ахиллеса, которое продолжается и сегодня: по сей день мы представляем его через призму собственных взглядов. Но в отличие от древних греков, для которых их герой Ахиллес был ни хорошим, ни плохим, но всё, что он делал, было просто выдающимся для них, нам же нужна точность. Так Ахиллеса сегодня мы видим в кино, в комиксах или компьютерных играх. В современном мире обращают особенное внимание на его внешность и фигуру. В кино наш герой - неистовый Ахилл, ни о чем, кроме славы, не мечтающий.

Проведя опрос среди учеников 5 класса, которые изучили историю Древней Греции и поэму Гомера «Илиада», мы сформировали следующий образ Ахиллеса: он храбрый, смелый, хороший друг, самоотверженный, в тоже время, он - хитрый, коварный, самоуверенный и неверный. Внешне он представляется высоким и стройным.

Эта антитеза сурового бойца и нежного сердца — самое первое и основное, что мы находим у Ахилла. Она показывает нам, что в Ахилле мы имеем действительно нечто стихийное. И зверство, и нежное сердце перемешаны в нем как в природе пасмурная и ясная погода.

От этого глубокого и сложного образа Ахилла веет некоей печалью, некоей грустью, той особенной античной благородной печалью, которая почила и на всем многовековом мироощущении античности. Сладострастие боя, нежнейшая дружба и любовь, преданность воле судьбы, абсолютное личное бесстрашие перед ликом пустой и томительной вечности Аида и, наконец, чувство человечества и человечности, — все это слито у Ахилла в один жизненный порыв. Ахилл — сложная натура, в подлинно античном смысле, в подлинно гомеровском смысле сложная и богатая натура.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Апресян Р. Г. Динамика образа героя в «Илиаде» Гомера // Философский журнал 2015. Т. 8. № 4. С. 31–46.

  2. Гомер. «Илиада». Художественная литература, 2000

  3. Есикова Е. Происхождение образа гомеровского Ахиллеса // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2002. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proishozhdenie-obraza-gomerovskogo-ahillesa-1 (дата обращения: 09.02.2022).

  4. Обидина Ю.С. Герой и смерть: проблема идентификации личности (на примере гомеровского эпоса) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geroy-i-smert-problema-identifikatsii-lichnosti-na-primere-gomerovskogo-eposa (дата обращения: 09.02.2022).

  5. Источник: https://www.solidarnost.org/thems/kultura/kultura_905.html

  6. Источник:http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bilety/obraz-ahillesa-v-iliade.htm














Приложение 1

Опросник «Образ Ахиллеса»

  1. Знаете ли вы, кто такой Ахиллес? (ответ записать ниже)

_______________________________________________________________

  1. Как, по вашему мнению, выглядел Ахиллес?

  • Высокий, стройный, атлетичный

  • Средний рост, крепкое телосложение

  • Низкий, полный, сутулый

  • ________________________


  1. Какими качествами обладает Ахиллес?

  • Храбрый, смелый, самоотверженный

  • Трусливый, лживый, лицемерный

  • Хитрый, коварный, неверный

  • _________________________


  1. Знаете ли вы слабое место Ахиллеса?

  • Сердце

  • Ладонь

  • Пятка