СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Образ учителя и отношение ученика к нему"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по литературе в 8 классе. Цель работы - раскрыть нравственный образ учителя и показать отношение учеников к нему на примере произведений русской литературы: В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», В. Распутин «Уроки французского», Д. Фонвизин «Недоросль».

Просмотр содержимого документа
«Проект "Образ учителя и отношение ученика к нему"»

ПЛАН



  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  2. ВИЗИТКА

  3. ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

  4. ГИПОТЕЗА

5. ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЕ УЧЕНИКА С НИМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

5.1. В.Г. Распутин «Уроки французского»

5.2. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

5.3. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

6. ВЫВОДЫ

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ             















1. Тип проекта

Исследовательский

2. Образовательная организация

МБОУ Михайловская ОШ

3. Состав проектной группы (фамилия, имя, класс)

Прохорова Валерия, Иванова Алена

4. Руководитель проекта

Мешкова Валентина Николаевна

5. Цель проекта

Раскрыть нравственный образ учителя и показать отношение учеников к нему на примере произведений русской литературы: В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», В. Распутин «Уроки французского», Д. Фонвизин «Недоросль».

6. Задачи проекта

Проанализировать произведения русской литературы, выявить образ учителя, отношение учеников к нему.

7. Актуальность проекта

Актуальность нашего проекта продиктована временем. Меняются эпохи, меняются требования к образованию и учителю, но во все времена именно учитель является важнейшим элементом в структуре образования. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. И литературный образ учителя – этому подтверждение.

Современное общество должно проникнуться уважением к учителю, признать его важную роль в формировании личности человека.

8. Методы

Теоретический метод, практический метод и обработка полученных данных.

9. Этапы работы над проектом

1. Выбор темы проекта.

2. Обоснование цели, задачи, актуальности проекта.

3. Составление плана проекта.

4. Сбор информации.

5. Анализ полученной информации.

6. Оформление проекта.

10. Продукты проекта

Реферат, презентация





ПАСПОРТ ПРОЕКТА






ВИЗИТКА



Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту,- литература.

Класс: 8

Количество учеников: 2

Время работы над проектом: 4 недели

Режим работы: внеурочная деятельность

Проект:

Вид проекта: исследовательский

Продукт: защита проекта на экзамене по литературе

Цель: Раскрыть нравственный образ учителя и показать отношение учеников к нему на примере произведений русской литературы: В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», В. Распутин «Уроки французского», Д. Фонвизин «Недоросль».

Этапы работы над проектом:

1. Выбор темы проекта.

2. Обоснование цели, задачи, актуальности проекта.

3. Составление плана проекта.

4. Сбор информации.

5. Анализ полученной информации.

6. Оформление проекта.





ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ



Тема нашего проекта: «Образ учителя и отношения ученика к нему».



Мы выбрали этот проект, потому что эта тема актуальна и в наше время. Мы хотели доказать, что личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с учениками  зависят от условий исторической действительности, что и нашло своё отражение в литературе.



 Проектный продукт: Реферат, презентация.



Цель: Раскрыть нравственный образ учителя и показать отношение учеников к нему на примере произведений русской литературы: В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», В. Распутин «Уроки французского», Д. Фонвизин «Недоросль».



План нашей работы:

  1. Выбрали тему проекта.

  2. Прочитали произведения: В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», В. Распутин «Уроки французского», Д. Фонвизин «Недоросль».

  3. Каждый проанализировал образ учителя, ученика и их отношения в своём произведении.

  4. Воспользовались интернет ресурсами.

  5. Каждый выполнил свою основную часть, доказывая верность гипотезы, поставленной нами.

  6. Подвели итоги, исходившие из наших произведений.

  7. Выполнили презентацию.

  8. Сделали общий вывод.





ГИПОТЕЗА



Мы хотим доказать, что настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей

« УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» В.Г. РАСПУТИН



Мы рассмотрим на примере произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» образ учителя и отношения ученика к нему. Главные герои повести - молодая учительница Лидия Михайловна и мальчик, который учится у неё в классе. Действия в произведении происходят в послевоенное время в маленькой деревушке.

В повести «Уроки французского» с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка. В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную задачу.  Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность: «Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь. - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел». 
Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому. 
Главный герой произведения «Уроки французского» — мальчик из бедной семьи. С одиннадцати лет он живёт отдельно от родителей в райцентре. Здесь он ходит в школу и живёт на квартире у знакомой тёти Нади. Он скромный, умный и молчаливый мальчик. Хорошо учится и с удовольствием ходит в школу. Вначале ему трудно даётся ладить с ребятами, он очень тоскует по дому. И единственным спасением для него явилась его учительница французского языка. Она сразу заметила мальчика, сидящего на первой парте и сильно отличающегося от остальных ребят: «Перед ней корчился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий». Молодая учительница очень добра. Это становится ясно при виде того, как искренне она хочет помочь мальчишке. Она начинает приглашать его в гости, чтобы после занятий чем-нибудь угостить. Но мальчик очень горд, поэтому наотрез отказывается садиться за стол вместе с Лидией Михайловной. Ему мучительно тяжело бывать в ее чистой и уютной квартирке. И уж тем более кажется ему невозможным принять приглашение и поужинать. Мальчик относился к учительнице с любовью, но всё же он возмутился поступком Лидии Михайловны, когда она передала ему посылку от имени матери. Но, несмотря ни на что, мальчик относился к учительнице с теплотой и пониманием, что она особенная. «Не было на её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становиться с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких». Учительница по праву классного руководителя относилась внимательно к своим ученикам. А когда узнала, что мальчик играет на деньги, вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик из гордости не ел, да и стеснялся очень. У Лидии Михайловны к этому парню было состраданье, она хоть немного хотела окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Она стала для него не только учительницей французского, но и другом, даже мамой, и игру в «замеряшки» придумала специально, чтобы дать возможность мальчику иметь свои деньги. Но счастливая пора продлилась недолго. Молодой учительнице пришлось уехать, когда директор увидел, как она играла с учеником на деньги. И даже когда Лидия Михайловна уехала к себе на родину, она не забыла о мальчике "А в середине январских каникул мальчику пришла посылка. В ней были макароны и три красных яблока. Мальчик догадался, что это от Лидии Михайловны"

Лидия Михайловна вызывает у меня глубокую симпатию. Она по-настоящему любит детей, тонко чувствует чужие беды и искренне сопереживает другим. Находчивая и сообразительная учительница, как смогла, поддержала мальчишку и одновременно показала ему, насколько добрыми и понимающими могут быть окружающие люди. Не случайно свою повесть Валентин Григорьевич посвятил учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой: «Глядя в глаза этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой». 
Также у меня вызывает симпатию главный герой произведения. По натуре своей это хороший, умный мальчик, честный и справедливый, с добрым сердцем, с чистой душой, любящий свою семью, уважающий окружающих его людей, проявляющий заботу и сочувствие к страдающим от нищеты и голода. А идти на не совсем хорошие поступки его заставляет лишь крайняя необходимость.


Проанализировав это значимое, на мой взгляд, произведение об учителе, можно сказать, что образ педагога в литературе характеризуется положительно и взаимоотношения ученика и учительницы показывают с хорошей стороны. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

« ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ» В.П. АСТАФЬЕВ
Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». 
Автор подчёркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет « Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл его до сих. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, калёнными ветром, грубо тесанными лицами. Причёска под «политику» - волосы зачёсаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали…» (30-х годов): «Он был главным затейщиком, заводилой в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, ставили смешные пьесы и не гнушались представлять в них попов и буржуев, участвовал во всех сельских торжествах». 
В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение. Так и в рассказе "Фотография, на которой меня нет" .

Учитель делает всё возможное, для того чтобы научить детей чему-нибудь. Он тратит свои средства и силы, и не только для детей, а для всей деревни. "Учителей уважают за вежливость, за то, что они​ здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходок. Ещё уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу. Пожаловаться на кого угодно..." Учитель всё делает бескорыстно, не для себя. Взрослые понимали это, но они хотели отблагодарить учителя за всё и делали это тайком, так как они знали, что он не возьмёт с них ничего. "Тишком , бочком просочатся деревенские бабы в избу к учителю и забудут там кринку молока либо сметанки, творогу, брусники туесок. Ребёночка доглядят..." В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника. Ведь им было так интересно узнать что-либо. Даже учитель не знал как помочь, он всё равно делал что угодно, чтобы помочь или даже спасти детей, как в случае со змеёй.

Витя – главный герой рассказа. Живёт с бабушкой. Она играет огромную роль в его жизни. Мальчик не отличался хорошей учёбой и поведением « ни в ту зиму, ни во все последующие мы с Санькой не удивляли мир прилежанием и поведением…» Он так же как и все уважает и ценит учителя. Евгения Николаевича он запомнил на всю свою жизнь, хоть и только потом узнал его имя. 
Учителей очень уважали и ценили тогда« Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово « учитель»! И каждый человек , мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя чтоб раствориться в памяти народа , с которыми и для которых они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька,». Сейчас же не каждый уважает учителей. Считают, что они специально ставят плохие оценки и ругают, и только когда вырастают понимают, что учитель не зря ругает, он делает всё что угодно, чтобы дети выросли хорошими, вежливыми, умными и добрыми людьми.

« НЕДОРОСЛЬ» Д.И. ФОНВИЗИН

А теперь рассмотрим всеми известную комедию Дениса Фонвизина «Недоросль». В ней автор обращает внимание на две главные проблемы: воспитание и образование детей в дворянской семье. Также составим образ учителей Митрофанушки (сына помещицы), попробуем передать отношение недоросля к ним.

Итак, помещица Простакова всерьез озабочена тем, чтобы ее любимый сынок Митрофанушка получил достойное образование и воспитание: «Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь». И дабы ее сыночек не показался невеждой среди образованного окружения, Простакова не жалеет денег и нанимает для него учителей. Рассмотрим каждого учителя, составим образ.

Самым достойным и небезразличным из них, я считаю, является отставной солдат Пафнутьич Цыфиркин, ставший учителем арифметики. Именно благодаря роду деятельности, его речь изобилует военными терминами и постоянными подсчетами. Вот что Цыфиркин отвечает на вопросы Милона о своей жизни: «Малу толику арихметике маракую, так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел. Не всякому открыл господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь; праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю». Учитель со всей ответственностью относится к своему делу, но испытывает постоянные притеснения со стороны помещицы и «коллеги» Вральмана, да и сам Митрофанушка не жалует науку, всячески уклоняясь от занятий и обзывая учителя «гарнизонной крысой». С досадой и сожалением Цыфиркин понимает, что ничему не смог научить недоросля Митрофана («В иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете») и в финале отказывается брать деньги за свою работу, чем вызывает расположение Стародума и других положительных персонажей комедии. Этим поступком Цыфиркин тронул меня. Мало в то время (да и в настоящее тоже) было по-настоящему честных людей, все извивались как ужи, подставляли друг друга, «шли по головам», в общем, делали все, чтобы добиться своей цели. Я проникся неподдельным уважением к этому герою комедии.

Грамматике Митрофанушку обучает недоучившийся семинарист епархии Сидорыч Кутейкин. О себе он говорит с достоинством, отмечает, что происходит «из ученых», «ходил до риторики», но подал в консисторию челобитье с прошением об увольнении, т.к. «убоялся бездны премудрости». Очень ироничен ответ, полученный Кутейкиным: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами». Именно по-свински он и поступает: всячески поддерживает и разделяет негодование Цыфиркина по поводу бестолкового обучения Митрофана, но при этом не прикладывает особых усилий, чтобы улучшить положение дел. Вся жадность и алчность Кутейкина проявляются в финале, когда он просит не только оплатить ему полгода работы, но и добавить денег за изношенную обувь и простой («что сюда прибредешь, бывало, по-пустому…»). В общем, Кутейкин – тот самый среднестатистический человек тогдашнего общества. Ничему не научил, деньги взял.

Для более разностороннего развития Митрофанушке не хватало бы еще учителя географии, но о такой науке в семье Простаковых и знать не знали, а когда получили толкование, сочли ее «недворянской», а извозчичьей, что, разумеется, очень глупо.

А что можно говорить об отношении Митрофанушки учителям? Он ленивый невежда, который ничего не хочет делать.

Об образовании и воспитании, которое могут дать такие учителя «митрофанушкам», очень метко выразился Стародум: «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин».

ВЫВОД



      В соответствии с целью и задачами, поставленными нами, мы постарались раскрыть образ Учителя на примере конкретных произведений русской литературы, написанных в разное время и отражающих события разных исторических эпох.

       Мы увидели, что личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с учениками  зависят от условий исторической действительности, что и нашло своё отражение в литературе. 

       Мы доказали верность гипотезы, что настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей. А это означает, что изменения в образовании  и в отношении учителя к педагогической деятельности просто необходимы!

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога  и  среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить её, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит  наше будущее.

       Считаем, что наш  проект имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут  быть использованы   на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ

  1. Художественное произведение В.Г. Распутин «Уроки французского».

  2. Художественное произведение Д.И. Фонвизин «Недоросль».

  3. Художественное произведение В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

Интернет-ресурсы.  Образ учителя в литературе http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=&



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!