Проект «Образование для всех» Создание инклюзивной среды в МБОУ «ЗСШ»
Автор-разработчик Дудник Наталья Васильевна учитель начальных классов МБОУ «ЗСШ г. Евпатории Республики Крым»
Проблема
Как организовать обучение таких детей , чтобы они могли максимально адаптироваться в социуме,реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами.
Цель проекта
Сформировать эффективную систему интегрированного включения детей-инвалидов в образовательную среду и социум с обеспечением успешной психологической адаптации и социализации детей с ОВЗ на доступном и качественном уровне. Создать систему работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей,психических и физических возможностей
З адачи проекта
- Создание условий для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и социализации детей –инвалидов и их родителей в образователбном пространстве МБОУ»ЗСШ».
- Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
- Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
- Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей.
- Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, имеющим различнгые нарушения.
Правовая основа обучения детей с ОВЗ
Всеобщая Декларация прав человека 1948г., Всемирная Декларация об образовании для всех 1990г., Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов 1993г., Конституция РФ;
Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.); Конвенция ООН о правах инвалидов ( 2005г.),
Национальная Образовательная инициатива “Наша новая школа” (в частности, направления “Переход на новые образовательные стандарты”, “Развитие системы поддержки талантливых детей”, “Сохранение и укрепление здоровья школьников” (04 февраля 2010г. Пр-271)
Закон РФ от 21.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”; Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 №1082 “Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии”.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”.
Актуальность проблемы
Сегодня , около 5% детей дошкольного и школьного возраста , проживающие в России, относятся к категории детей с ОВЗ, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждающиеся в специальном образовании,отвечающем их особым образовательным потребностям.В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании в РФ» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Актуальность проблемы
Право человека на образование
Востребованность данной проблемы
Право родителей и детей на выбор форм обучения
Адаптация и интеграция детей с ОВЗ к жизни в обществе
Социализация детей с ОВЗ
Ожидаемые результаты:
Будут созданы условия для получения качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их нервно-психических и физических особенностей.
- Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ОВЗ.
- Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.
- Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах,соревнованиях,выставках творческих работ и получение возможных положительных результатов.
- Учащиеся приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья.
- Родители получат необходимые знания для выстраивания отношений с детьми с ОВЗ,возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе.
Факторы, влияющие на создание модели инклюзивного образования
Благоприятные
Неблагоприятные
1. Финансовые ресурсы:
выделены целевые средства на создание безбарьерной среды
1. Непроработанность правовых норм, определяющих механизмы обеспечения инклюзивного образования.
2. Кадровый ресурс:
высокий профессионализм педагогов и медицинского работника, их подготовка, желание работать с детьми.
2. В обществе не сформирована культура отношений к людям с ограниченными возможностями
3. Создана рабочая группа, занимающаяся разработкой модели.
3.Консерватизм системы образования
4. Система психолого-педагогического сопровождения процесс инклюзивного образования.
4.Дефицит научно-методических материалов по организации образовательного процесса детей с ОВЗ.
5. Нормативно-правовое обеспечение (Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенция ООН о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов и др.)
5.Необученность родителей правовым, психологическим и педагогическим вопросам, связанным с включением детей с ОВЗ в образовательную среду школы
6. Достаточное материально-техническое обеспечение
6.Недостаточное развитие социального партнерства.
7.Ограниченная техническая доступность школы.
Ресурсное обеспечение проекта
Методический. Подготовка программно-методических материалов
Кадровый.
Создание команды, способной решать поставленные задачи и работать на результат
Ресурсы
Информационный.
Пропаганда идей инклюзивного образования среди окружающего сообщества
Нормативно-правовой.
Создание пакета нормативных документов
Материально-технический.
Обеспечение доступности и комфортности образовательной среды
Социально-педагогический.
Организация психолого-педагогического сопровождения всех участников ОП
Финансовый. Обеспечение финансирования проекта
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (август 2016г.-январь2017г.)
2 этап – основной (август 2016г.- май 2017г)
3 этап – рефлексивный (апрель-июнь 2017г.)
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
У.Джеймс
Мероприятия по реализации проекта Создание «безбарьерной среды»
- Оснащение кабинетов лабораторно - учебным оборудованием и наглядными пособиями
- Оборудование гардероба и туалетов на 1 этаже
- Оборудование столовой специальными умывальниками
- Оборудование специальной мебелью читального зала,учебных кабинетов
- Обеспечение школы необходимым техническим оборудованием
- Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным ,в т.ч. реабилитационным , учебным компьютерным оборудованием читального зала и кабинетов
- Оснащение спортивного зала и медицинского кабинета специализированным оборудованием
- Доступные классы
Мероприятия по реализации проекта Работа с родителями
- Диагностика , анкетирование
- Организация родителей в «Родительский клуб»
- Составление / коррекция плана работы «Родительского клуба»
- Консультации, тренинги
- Родительские конференции, собрания
Мероприятия по реализации проекта Организация образовательного процесса Обучающиеся
Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях
Диагностика , анкетирование
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
Коррекционно-развивающая работа
Организация дополнительных консультатинных и индивидуальных занятий
Мероприятия по реализации проекта Организация образовательного процесса Педагоги
Формирование банка данных передового опыта,имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе.
Диагностика с целью выявления педагогического коллектива для работы по данному направлению,прохождение курсовой подготовки
Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов
Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях
Индивидуальное планирование работы учителями,которые включены в работу по инклюзивному образованию
Консультирование участников интегративного пространства:учителей,специалистов,родителей
Источники
- https://yandex.ru/images/search?text= инклюзивное%20образование& clid=9403&img_url=http%3A%2F%2Fwww.slit.uspb.ru%2Fjpg%2Fdostepne.jpg&pos=2&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fhnu.docdat.com%2Fpars_docs%2Frefs%2F197%2F196133%2Fimg1.jpg&_=1452169152939&p=6&text= инклюзивное%20образование& clid=9403&pos=196&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?text= инклюзивное%20образование& clid=9403&img_url=http%3A%2F%2Fedu.mouhta.ru%2Fabout%2Fnews%2F1111.jpg&pos=3&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?text= инклюзивное%20образование& clid=9403&img_url=http%3A%2F%2Fxn--80adjmkqz7bb6g.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F08%2F12.png&pos=4&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fsibkray.ru%2Fupload%2Fiblock%2F4fb%2F2b01e43182497ec049523d89c48855bf.jpg&_=1452169124732&p=2&text= инклюзивное%20образование& clid=9403&pos=87&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?text= инклюзивное%20образование& clid=9403&img_url=http%3A%2F%2Fcso-central.asia%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F10%2Fmaxresdefault.jpg&pos=9&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fdroplak.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F10%2F191.jpg&_=1452169124732&p=2&text= инклюзивное%20образование& clid=9403&pos=89&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.radugazvukov.ru.images.1c-bitrix-cdn.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F95f%2FInklusion_Titel-2.jpg%3F1399986960132328&_=1452169132259&p=3&text= инклюзивное%20образование& clid=9403&pos=114&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.koiro.edu.ru%2Fupload%2Fiblock%2Fa19%2FImage00006.jpg&_=1452169132259&p=3&text= инклюзивное%20образование& clid=9403&pos=94&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fb1.m24.ru%2Fc%2F152759.jpg&_=1452169517026&p=9&text= инклюзивное%20образование& clid=9403&pos=281&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fstatic.norma.uz%2FNovoe%2520v%2520zakon%2F16.09.2013%2F1355304089_785844_99.jpg&_=1452169137170&p=4&text= инклюзивное%20образование& clid=9403&pos=142&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fkafanews.com%2Fnew%2Fimages%2Fimge7757801288d3a93e90e808ce51024d9.jpeg&_=1452169132259&p=3&text= инклюзивное%20образование& clid=9403&pos=117&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fold.gluxix.net%2Fimages%2Fstories%2Fnews%2Fpic0349.jpg&_=1452169592055&p=11&text= инклюзивное%20образование& clid=9403&pos=338&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fscope.delo.ws%2Ffiles%2F2014%2F01%2F31.jpg&_=1452169593116&p=12&text= инклюзивное%20образование& clid=9403&pos=371&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?text= инклюзивное%20образование& clid=9403&img_url=http%3A%2F%2Fkafa-info.com.ua%2Fnews_thumbs%2Fknf83dfa500b5641f590cb458abbb95a2b1_800.jpg&pos=0&rpt=simage