СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Обучая-обучись"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот проект подготовлен для подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку. Проект состоит из 3 этапов: теоретическая часть, практическая часть, работа над написанием сочинения.Учащиеся выбирают по определенной теме для выступления и готовят задания. После теоретической части все выполняют задания по уровням: базовый, средний, повышенный. Работа над сочинением проводится поэтапно. 

Этот проект подходит для более углубленной подготовки к экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Обучая-обучись"»

Всероссийская открытая научно-практическая конференции школьников и педагогов

«Ларионовские чтения»












Доклад на тему:

«Авторский проект «Обучая - обучись»











Выполнили: Сидорова Т.Е, Павлова В.А,

Пахомова П.А,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «БСОШ с УИОП им.А.Н.Осипова»

Горного улуса РС(Я







Бердигестях 2019

« Через знающего ученика учить незнающего»

Главный результат труда современного педагога старшего звена – это качественная сдача выпускниками экзаменов.

На сегодняшнем этапе развития учащегося учителю мало просто выдать ученику материал, куда важнее развить у ребенка интерес к самостоятельному получению знаний.

В таком случае учитель становится координатором учебной деятельности, направляя внимание учащихся в нужное русло с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Это позволяет даже слабому ученику включиться в учебную деятельность с интересом, самостоятельно овладевая новыми знаниями в ходе решения учебных задач и проблемных ситуаций.

К подготовке к экзамену по русскому языку это особенно актуально, так как позволяет создать условия на самоорганизацию обучающихся - от приобретения знаний, умений и навыков к необходимости научиться обучаться самому и обучать своих одноклассников. В этом и состоит актуальность нашего проекта.

Цель: Создание оптимальных условий на самоорганизацию учебной деятельности в рамках проекта «Обучая - Обучись» для обеспечения успешной подготовки к экзаменам по русскому языку.

Чтобы достичь этой цели мы выделили такие задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу

  • Разработать проект «Обучая-обучись»

  • Адаптировать необходимые приёмы и методы индивидуальной и самостоятельной работы при подготовке к экзаменам.

  • Составить базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем; 

  • Создать индивидуальные маршруты для самостоятельной работы и систематизировать этапы проекта (сбор и обработка данных по показателям, наблюдение фото, отзыв)

  • Апробировать проект «Обучая-обучись» для учащихся 11 «б» класса

Гипотеза: Мы предполагаем, что если ввести углубление по предмету через проект «Обучая-обучись», то ученики смогут эффективно подготовиться к экзаменам и повысить качество сдачи итоговой аттестации.

Методы: наблюдение, тестирование, лекция, самостоятельная работа, сравнительное изучение, анализ, синтез , отзыв, работа с источниками

Проектная (практическая) направленность: заключается в том, что данная технология может быть использована учителями школ для подготовки к ОГЕ, ЕГЭ и ВПР.

« Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное сделаю сам». М. Монтессори


Проект «Обучая - Обучись»

Русский язык – это предмет, который должны знать обязательно все. И это обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать свои пути, свои методики, свои секреты, которые помогут подготовить учеников к трудному экзамену, повысить качество компетенций обучающихся в области языкознания.

Подготовка  к экзамену  в формате ЕГЭ по  русскому языку  требует  особого подхода. Прежде всего - это систематическое повторение  всех разделов лингвистики  и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определенным образом и не выходят за рамки школьной программы, что  способствует освоению приемов  работы  с  тестами.

Главная задача учителя – учить  учиться, сделать  так, чтобы  учащиеся  умели и  хотели самостоятельно добывать знания для подготовки к Единому Государственному Экзамену, который стал нашей неотъемлемой частью  жизни.

Хотим поделиться опытом нашей работы по подготовке к сдаче ЕГЭ  по русскому языку. Наш проект называется «Обучая - обучись». Этот проект, завершающий этап целенаправленной подготовки к экзамену.

Наш проект создавался не сразу. Сначала стремились к тому, чтобы дети не молчали, говорили, чтобы каждый был включён в работу. Нас волновали «средние» и «слабые» ученики. Как и многим нашим коллегам, нам приходилось дополнительно заниматься после уроков.

Но ни нас, ни детей не устраивали дополнительные занятия. И мы стала думать, почему они слабо усваивают материал. Постепенно пришли к выводу, что многим просто не хватает времени для усвоения темы, значит, нужно ребятам дать для прочного и глубокого усвоения знаний, умений время.

Проект разработан для учащихся физико-математического класса. В классе 25 учащихся. Сдают ЕГЭ - 22 ученика, 3 ученика сдают традиционный экзамен. Уровень класса выше среднего. Класс при изучении русского языка делится на 2 подгруппы. В классе обучающиеся с разными данными и уровнями развития. Есть такие, которые схватывают «всё на лету», с ними легче работать, они заинтересованы в этом. А как быть с теми, которым необходимо время для прочного и глубокого усвоения знаний и умений? За один урок их никак невозможно обучить, на них нужно потратить больше времени, которого нет. И исходя из этого положения, мы стали искать пути решения этой проблемы.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. Поэтому ознакомившись с технологией Софьи Николаевны Лысенковой и технологией Марии Монтессори, мы решили применить к этому проекту частично приемы и методы известных ученых. У С.Н Лысенковой мы взяли приемы опережающего обучения, а у Марии Монтессори для себя подогнали технологию саморазвития, создав оптимальные условия для развития обучающихся.

Проект включает в себя 3 этапа:

Этап I. Теоретический. Рассчитан на обобщенное повторение теории школьного курса

русского языка.

Этап II. Практический. Тесты. Рассчитан на выявление пробелов в знаниях

обучающихся и ликвидацию их путем практических занятий, на формирование навыков

работы с тестами по русскому языку.

Этап III. Сочинение-рассуждение. Рассчитан на формирование умений анализировать

предложенный текст, выявляя его особенности, высказывать свое мнение и создавать

сочинение.

Особенности проекта «Обучая - обучись»: 

Этап I. Теоретический (Опережение программы). На консультациях, внеурочных занятиях мы ввели опережение программы для рассредоточенного усвоения наиболее сложного учебного материала, который обеспечивает его осознанное восприятие, прочное запоминание и ускоренное формирование навыка практического действия. В итоге мы не испытывали недостатка времени, а в некоторых случаях получали даже его избыток, позволяющий дольше и всесторонне работать с каждой темой. Для этого практиковали ведение  тетради – справочника, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, алгоритмы рассуждения по ним, таблицы, опорные схемы, образцы разборов, особенности типов и стилей речи. Эта тетрадь является хорошим помощником при подготовке к экзаменам

Этап II. Практический. Проект саморазвития «Обучая-обучись».

Это завершающий этап нашего проекта, который включает поэтапную углубленную работу по подготовке к ЕГЭ. Принцип работы этого проекта таков:

Каждый ученик выбирает для изучения одно задание ЕГЭ, готовит презентационный материал и доводит этот материал до учащихся, также разрабатывает задания к теоретическому материалу, близким к заданиям ЕГЭ. Он выступает в роли учителя:

  • Он выбирает тот материал, который он знает хорошо и хочет поделиться с другими.

  • Он может выбрать тот материал, который дается наиболее трудно, разбирается, изучает его и делится своими познаниями с остальными. Обучая других, он учится сам.

При постоянном выступлении перед своими одноклассниками у них развивается речь, появляется уверенность, исчезает страх перед сценой, они учатся правильно, грамотно и лаконично излагать свою позицию.

После окончания теоретической части обучающиеся выполняют задания, взятые из интернет - сайта РЕШУ ЕГЭ. Каждое теоретическое задание включает 10 заданий. Дети работают исходя из своего времени, когда они готовы. Учитель не должен ничего навязывать обучающемуся, тот сам решит, что ему интересно, сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании. То, что он сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.

Все данные фиксируются в специальную таблицу, и в итоге выявляется «Лучший знаток теории»

Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время подготовки к итоговому контролю знаний.



Вывод

Таким образом, разработка проекта «Обучая - обучись» подразумевает углубленную подготовку к сдаче итоговой аттестации и предполагает изменение главной задачи – от приобретения знаний, умений и навыков к необходимости научиться обучаться самому и обучать товарищей.

В рамках проекта предусмотрены и адаптированы необходимые приёмы и методы индивидуальной и самостоятельной работы при подготовке к экзаменам.

При подготовке в прохождении трудных тем целесообразно составление опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем и сбор их в тетрадь-справочник

Для того, чтобы детям осознавать, осмысливать все происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия очень полезны индивидуальные маршруты для самостоятельной работы.


Апробация данного проекта «Обучая-обучись» для учащихся 11 класса, бесспорно, поможет учителям с большей отдачей работать с детьми, эффективнее использовать особенности личности каждого ребенка, стимулировать активность и познавательный интерес учеников. В результате все ученики будут уметь хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнении грамматических упражнений.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!