Тематический проект «Осень - дивная пора»
средняя группа
Автор проекта:
Катанаева Марина Геннадьевна
г. Белово
2022 год
Тип проекта – информационно – творческий, исследовательский, групповой
Продолжительность – среднесрочный (сентябрь - октябрь 2022 год).
Участники – дети средней группы 4-5 лет, родители и воспитатели.
Актуальность: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы.
Еще Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник разума»
Кузбасс (Сибирь) есть за что любить, но одной любви мало. Дети воспринимают природу очень эмоционально, как живое. Нам предстоит приложить немало усилий, чтобы воспитать у поколения, идущего за нами, новое экологическое мышление. Человечество, наконец, осознало, каким хрупким является природный мир нашей планеты, как легко нарушить равновесие окружающей среды. Теперь нужно прийти к ясному пониманию каждым человеком того, что природа – источник жизни, красоты и добра. Дети воспринимают природу очень эмоционально, как живое. Поэтому, мне, воспитателю, очень важно помочь детям увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, бережно и заботливо относится к ней.
Цель: активизация исследовательской деятельности по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы; создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта:
формировать основы экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;
расширять представления детей об изменениях в природе осенью;
развивать умение видеть красоту окружающей природы;
развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе;
способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в живой и неживой природе;
воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время общения с природой;
привлечь родителей к участию в жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.
Предполагаемый результат:
расширятся знания детей об осени, её признаках и «дарах»;
увеличится словарный запас;
дети научатся устанавливать простейшие причинно - следственные связи между изменениями в природе;
дети смогут использовать знания, накопленные в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе как детей, так и родителей.
Подготовительный этап:
Определение темы, постановка цели и задач.
Выбор методов и приемов работы с детьми и родителями.
Подбор методической литературы, дидактического материала.
Подбор материалов для творческой деятельности.
Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.
Продукт проектной деятельности:
Создание картины «Осенний ковер».
Осенние наблюдения в природе.
Рисование ладошками «Берёза».
Лепка овощей и фруктов.
Рисование нетрадиционной техникой кляксографией и аппликацией из сухих листьев «Красочный и загадочный лес».
Рисование ватной палочкой (методом «тычка») «Осеннее дерево», «Кисть рябины»
Осенний утренник «Золотая ярмарка».
Осеннее развлечение «Осень, осень, в гости просим
Выставка работ (рисунки, поделки), изготовленных детьми вместе с родителями «Осенние пейзажи».
Основной этап.
На основном этапе была проделана работа по разработке модели проектной деятельности по пяти образовательным областям.
План работы по осуществлению проекта «Осень – дивная пора»
Образовательные области | Формы работы с детьми | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Цикл наблюдений на прогулках. Экскурсия на берег Беловского водохранилища. Наблюдение за рябиной, березой. Беседы: «Дерево – дом и столовая для животных»; «Как звери осенью к зиме готовятся», «Осень – дивная пора» Упражнения ФЭМП: «Пересчитай листики»; «Сколько грибков», «Чего больше – овощей или фруктов?» Просмотр мультипликационного фильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Осень». | Сбор иллюстраций и фотографий на осеннюю тематику. |
Речевое развитие | Творческое рассказывание по темам. «Как я ездил с родителями в лес». «Что я видел (а) на берегу водохранилища». Составление описательных рассказов по мнемотаблицам. Рассматривание иллюстраций об осени. Загадывание загадок про осень. Рассматривание альбома «Дары осени» Разучивание пословиц. Словесные игры. «Опиши словами осень». «Один - много». «Какой - какая». «Назови детенышей». «Назови ласково» Пальчиковые игры. «Времена года». «Капуста». «Листья». «Компот Карлсону» «Вышел дождь погулять» Чтение художественной литературы. Н. Сладков «Осень на пороге» А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование» А. Майков «Осенние листья по ветру кружат» М.Пришвин «Осенние листики» Ю. Тувим «Овощи» Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся» и т.д. | Консультация «Учите детей наблюдать». Совместное оформление альбома «Дары осени» Чтение рекомендованных произведений про осень |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. «Найди такой же листок». «Отгадай, что за кустарник?» «Третий лишний» «Овощи и фрукты» «Чудесный мешочек» «Что изменилось?» «Угадай, что в руках?» Игры – драматизации. «Репка». «Под грибом» «Сбор овощей». Настольно-печатные игры. «Времена года». «Осенний урожай «Деревья и кустарники». Труд. Уборка участка от опавшей листвы. Сбор природного материала на участке и в парке. Беседы по ОБЖ. «Как вести себя в лесу». «Съедобные и несъедобные» «Почему в лесу нельзя пробовать ягоды». | Субботник по уборке листвы на участке совместно с родителями. Вскапывание грядок и цветников. |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация. «Лес, точно терем расписной». «Осенний ковер» Рисование. «Листья». «Золотая осень». «Осеннее дерево». «Кисть рябины». Конструирование из природного материала «На лесной полянке» Лепка. «Овощи» «Фрукты» «Грибы». Самостоятельно-художественная деятельность. «Деревья осенью». «Ветка рябины». Слушание музыки. Разучивание песен. «Осень, осень наступила» Музыка и слова С. Насауленко «Что такое осень» Музыка и слова А. Комарова Хороводные игры. «Огородная - хороводная». Что нам осень принесла?» Досуги и развлечения. «Осень, осень, в гости просим!». Утренник «Золотая ярмарка» Совместная деятельность с воспитателем. Создание картины «Осенний ковер» (оттиск листьями) «Красочный и загадочный лес». (рисование в технике кляксография, аппликация из сухих листьев) | Приобретение раскрасок «Осень». Изготовление работ для выставки «Осенние пейзажи». Участие во Всероссийском конкурсе рисунка по экологии. Участие выставке поделок, организованной детским садом «Осенние дары» |
Физическое развитие | Беседы. «Советы доктора Неболейко» «Как одевать ребенка осенью». Подвижные игры. «К названному дереву беги» «Попади в цель» (метание шишками) «Листопад» «Огуречик» «У медведя во бору» Физкультминутки. «Листопад» «Раз – два- три – четыре – пять, будем листья собирать» | Пешие походы в парк вместе с детьми. |
Заключительный этап:
Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта:
Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Способствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Используемая литература:
1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика», издательство «Астрель», 2006 год
2. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада», издательство «Учитель», 2002 год
3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», ООО «Карапуз - дидактика», 2007 год
4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», издательский дом «Цветной мир», 2014 год
5. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», АРКТИ, 2006 год
6. Николаева С.Н. «Юный эколог», Москва, «Мозаика Синтез», 2006 год