СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "основы безопасности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект "основы безопасности". Отличный проект, который пригодится каждому учителю!

Просмотр содержимого документа
«Проект "основы безопасности"»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет дошкольного, начального и специального образования

Кафедра педагогики и психологии детства













ПРОЕКТ

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности младших школьников»







Автор: Подгурская Кристина Сергеевна





Омск, 2016









Содержание:

I. Введение……………………………………………………...……………….…3

II. Концепция проекта……………………………….…………………………....5

III. Технологическое описание способа решения проблемы………………..…8

Список литературы………………………………………………………...….....24







































I. Введение

Актуальность проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного начального образования, потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности родителей и всех работников школы. В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для образовательных учреждений. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности.

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

Таким образом, безопасность жизнедеятельности младших школьников является актуальной проблемой в настоящее время. Данный проект направлен на решение этой важной проблемы в процессе воспитания. В рамках данной проблемы предполагается спроектировать программу по формированию безопасности жизнедеятельности младших школьников.

II. Концепция проекта

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.


Задачи проекта:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

- Определить цели и задачи программы;

- Составить тематический план организации воспитательных занятий;

- Разработать три мероприятия воспитательной работы (одно взаимодействие с педагогическим коллективом, одно взаимодействие с родителями, одно взаимодействие с младшими школьниками).


Теоретическое обоснование проекта:

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности, а также охраны и укреплению здоровья участников педагогического процесса, потребовала обучения педагогов, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Младший школьный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Педагогу важно знать, что малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.

Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, в которых существует большая вероятность получения травмы, поэтому необходимо создавать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых, среди которых можно назвать А.С. Вернадского, М.И. Ломоносова, И.Н. Сеченова.

Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения, и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых Б. Паскаля, З. Фрейда и других.

Большую организационную педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

В работах отечественных психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина и других, освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности и жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков основ безопасности детям младшего школьного возраста отражены в научных трудах К.Ю. Белой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной и другими.

Культура личной безопасности подразумевает знание и неукоснительное соблюдение правил безопасности, умение применять их на практике и в экстремальных ситуациях, совокупность моральных и нравственных качеств. Е.В.Бондаревская и С.В.Кульневич видят культуру безопасности в воспитании личности, неспособной причинить вред ни себе, ни людям, ни природе.

Л.И.Шершнева считает, что общество и вся система образования должны заниматься формированием личности человека, неспособностью причинить вред себе и заботящегося о людях, об окружающей среде.

Показательно мнение Т.Ф.Акбашева: «Я выделяю только одну цель образования – готовность к выживанию».

Таким образом, можно констатировать, что культура личной безопасности – ответственное, сознательное отношение к личной безопасности и безопасности других людей, умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, сохраняя жизнь себе и другим, способность оказывать помощь себе и пострадавшим.

Предполагаемый результат:

Для детей:

-Готовность детей самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения

Для родителей:

-Сформированная активная родительская позиция.

-Повышение компетентности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности и здоровья.

-Активное участие родителей в жизнедеятельности класса.

Для педагогов:

-Совершенствование профессионального мастерства педагогов по теме проекта.

-Личный и профессиональный рост и самореализация.

III. Технологическое описание способа решения проблемы:

1. Пояснительная записка

Цель программы: создание условий для формирования основ безопасности жизнедеятельности младших школьников.

Задачи проекта:

-Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;

-Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;

-Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;

-Сформировать у детей ценностное отношение к своему здоровью и понимание собственной ответственности за поддержание своего организма в естественном, здоровом состоянии;

- Повышение профессионального уровня;

- Принятие родителями данной проблемы, в ходе собрания разработать вместе с педагогом «Центр безопасности».

Программа основывается на следующих педагогических принципах:

  1. Принцип социокультурный – предусматривает связь данной темы с окружающей средой.

  2. Принцип научности – выражается в опоре на научные представления, теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о сущности, движущих силах.

  3. Принцип непрерывности - заключается в постоянной корректировке в работе по формированию основ безопасности жизнедеятельности младших школьников.

В программе реализуются 3 направления воспитательной работы:

1. Взаимодействие педагога с детьми

2. Взаимодействие педагога с педагогами

3. Взаимодействие педагога с родителями

2. Диагностический блок

Таблица 1- Критерии и методики диагностики уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге.

Критерии сформированности навыков безопасного поведения на дороге у младших школьников.

(по В.П. Чепикову)

Показатели нравственной воспитанности младших школьников

Методы и методики диагностики

1. Когнитивный

- знания о правилах дорожного движения;

- знания о понятии светофор;

- знания о понятиях : улица, дорога, проезжая часть.

Тестирование детей по методике «Изучение осознания детьми норм и правил поведения на дороге» И. А. Холодовой.

2. Эмоционально-оценочный

-проявления чувства самосохранения у ребенка;

Метод наблюдения за детьми;

Опросный метод по методике «Найди ошибку» Авдеевой И.Н.,Князевой Н.Л.;

Метод неоконченных предложений по методике «Продолжи предложение» (А. И. Замалеева);

Метод анализа продуктов деятельности детей.


3. Поведенческий

- опыт поведения ребенка, его соответствие нормам безопасного поведения на дороге.




Метод анализа продуктов деятельности детей:

Анализируются такие работы детей как сочинения на тему: «Моя дорога домой», а также рисунки учащихся на тему: «Правила дорожного движения».

Методика «Изучение осознания детьми норм и правил поведения на дороге» И. А. Холодовой.



Задание 1. Ребенку предлагают прослушать ситуацию, и закончит ее в соответствии со своими представлениями.



1.Мама с Мишей пошли погулять и решили зайти в магазин, чтобы купить корм рыбке. Вдруг, подойдя к дороге, Миша увидел красивую машину. Он бросил мамину руку и...



2.Толя и Вова играли в футбол. Толя ударил по мячу очень сильно, и он попал на дорогу. Тогда мальчики …



Задание 2.Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ему необходимо разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали картинки с положительными поступками, а с другой – с отрицательными.



Отрицательные:



1.Переход дороги на красный свет;



2.Ребенок убегает от взрослого и хочет сам перейти дорогу;



3.Ребенок играет на проезжей части.



Положительные:



4.Ребенок держит взрослого за руку и вместе с ним переходит дорогу;



5.Ребенок играет на игровой площадке;



6.Ребенок и взрослый ждут, когда загорится зеленый свет.

Обработка данных:

1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Методика «Найди ошибку» Авдеевой И. Н., Князевой Н. Л.

(работа с ситуативными картинками на мультимедиа).

Поочерёдно каждый ребёнок, находит ошибку на картинке, отмечает её звёздочкой и объясняет ошибку.

1)



2)

3)

4)



Методика «Продолжи предложение» (А. И. Замалеева).



Цель: выявить сформированности навыков безопасного поведения на дорогах, в частности о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.

Задача детей: продолжить предложения:



1. Пешеходы всегда должны двигаться…



2. Я никогда не нарушаю…



3. Светофор состоит из…



4. Я знаю, что знаки бывают…



5. Плохо, когда взрослые…



6. Регулировщик – это человек, который…



7. Пассажирам автобуса запрещается…

Обработка данных:

4-5 предложений- низкий уровень сформированности знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

6-7 предложений- средний уровень сформированности знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

8-10 предложений- высокий уровень сформированности знаний о правилах безопасного поведения на дороге.





3. Тематический план организации воспитательных мероприятий:


Nп/п

Направления воспитательной работы

Формы воспитательной работы, их тематика

Планируемые результаты

1

Выступление на методическом объединении школы

«Безопасное детство»

Игра «Педагогический забег»

Повышение профессионального уровня.

2

Проведение родительского собрания

«Безопасность наших детей»

Игра «Молекулы и атомы», Кластер, групповая работа.

Принятие данной проблемы, в ходе собрания будет разработан вместе с педагогом «Центр безопасности».

3

Внеурочная работа с детьми

«Наша жизнь в наших руках»

Интеллектуальная игра «Своя игра»;

Викторина «Азбука безопасности»; Проектная деятельность «Чистота-залог здоровья»

появление необходимости заботы о себе и о своем здоровье.


Планируемые результаты реализации программы:

- Повышение профессионального уровня педагогов начальных классов (и студента) ;

-Родители заинтересуются данной проблемой и буду более внимательны к своим детям. В ходе собрания будет разработан вместе с педагогом «Центр безопасности».

- Учащиеся начальных классов заинтересуются основами безопасности жизнедеятельности младших школьников.

4. Проект организации воспитательных мероприятий, заявленных в программе.

Проект взаимодействия с родителями

Родительское собрание на тему: «Безопасность наших детей»

Цель: Сформировать у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка.

Задачи:

1. Обозначение возможной опасности для ребенка.

2. Определение роли родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.

3. Воспитание ответственности за жизнь ребенка.

Методы: Мозговой штурм, Кластер, работа в группах.

Материалы и оборудование: Ватман, фломастеры, карточки с заданиями для родителей, памятка для родителей.

Предварительная работа: анкетирование родителей;

Результат собрания: создание Центра Безопасности.

Ход собрания

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения.

Давайте, мы с вами определим наши ожидания от собрания.

(Свои ожидания родители пишут на листочках, а потом их озвучивают).

Цель: Определить свое личное ожидание от собрания, формулировать свою цель, переводить свои мотивации из внутренней речи во внешнюю.

2. Основная часть

Учитель: Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может, не стоит забивать голову детям правилами поведения при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным.

Что вы понимаете под «безопасностью»?

Кластер «Безопасность»

Кластер в переводе от английского языка (cluster) обозначает гроздь, кисть. Это выделение единиц текста и графическое оформление в виде грозди. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Умение правильно вести

Защита

Предупреждение Охрана

(Далее вывешиваются определение слова «безопасность»,

О важности обучения дошкольников безопасному поведению) .

3. Работа в группах

Для создания малых групп проводится игра «Молекулы и атомы».

Все участники и участницы собрания становятся в центре зала, а ведущий говорит, что они будут изображать атомы. «Атомы» должны постоянно двигаться, а когда ведущий скажет создать молекулу из 2, 3, 4.5 и т. д. атомов, участники и участницы должны по команде объединиться. Таким образом, объединившись в «молекулы» из «атомов», участники и участницы создают группы.

Затем образовавшимся группам даются задания.

Задача: Обсудить и сформулировать правила безопасности в данных разделах. (время работы в группах 15 мин.)

1 группа: Безопасное общение с незнакомцами

2 группа: Безопасность ребенка на улице

3 группа: Ребенок дома

4 группа: Правила дорожного движения.

4. Обсуждение результатов работы групп.

Презентация работы групп проводится в большом кругу. Представители групп презентуют свою работу, и в ходе обсуждения делают выводы.

5. Подведение итогов

В заключении учитель дает родителям свои рекомендации : не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!

(Для подведения итогов собрания родителям раздаются листочки. На листочках родители пишут, что они узнали на собрании, а затем их озвучивают) .

Самоанализ реализации проекта взаимодействия с родителями:

1.Я считаю, что тема родительского собрания актуальна, так как не все родители имеют возможность забирать детей из школы и существует проблема, заключающаяся в том, что не все дети знают правила безопасного поведения.

2. На подготовительном этапе я изучила необходимую литературу, провела анкетирование родителей, составила конспект родительского собрания.

3. Анализ организованной формы взаимодействия с родителями:

Цель: Сформировать у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка.

Задачи:

1. Обозначение возможной опасности для ребенка.

2. Определение роли родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.

3. Воспитание ответственности за жизнь ребенка.

Родителям такая работа понравилась, все было очень динамично, все родители в классе коммуникативные и со мной давно знакомы, благодаря этому мне было проще в этот раз перед ними выступать. Но не хватило немного времени, соответственно, в следующий раз, необходимо будет больше внимания обратить на этот аспект , так как не все родители смогли уделить мне столько времени, как я планировала.

Проект взаимодействия педагога с педагогами

Ролевая игра «Безопасное детство»

Участники: учителя начальных классов

Цель: повышение профессионального уровня педагогов (и студента) в области данной темы.

Задачи:

1) обосновать актуальность данной темы

2) организовать обмен мнениями между педагогами

3) разработка «Центра безопасности»

Ход работы:

  1. Подготовительный этап.

Изучить научную литературу по данной тематике;

  1. Вступление.

Здравствуйте, Уважаемые учителя! Мое выступление посвящено очень важной теме – безопасности детей . Об этом много говорится, много пишется, но, тем не менее, всем нам свойственно в той или иной степени забывать об этом или думать, что с нами ничего страшного не произойдёт.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Для того, чтобы вспомнить все важные правила безопасности, я предлагаю поиграть с вами в рефлексивно-ролевую игру «Педагогический забег». Для этого нужно поделиться на группы.

  1. Основной этап.

Рефлексивно-ролевая игра «Педагогический забег»

1 дистанция «Эрудиты».

Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и др. известных людей:

Здоровье – это понятие о жизни

Будет здоровье – будет - все

Здоровье за деньги не купишь

В здоровом теле – здоровый дух

Здоровье – это движение

Здоровому и врач не надобен

Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок и т. д.

«Самое большое открытые современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно»  Брегг.

В детях сейчас все! Жизнь бессмертного характера начнется с детей.

П. К. Иванов

Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.

Здоровый нищий счастливее больного короля. Цицерон

Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст

Его берегите, как сердце, как глаз.

2.  дистанция «Продолжи фразу»

Процесс изменения форм и функций организма человека - … (физическое развитие)

Основное специфическое средство физического воспитания - … (физические упражнения)

Детский туризм это - … (прогулки и экскурсии)

Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание - (основные виды движения)

  1. дистанция осторожно, знаки!                                                                                                    

Какой знак может быть обозначен такими словами.

“Шарики без роликов” (Светофорное регулирование)

“Игра на рояле” (пешеходный переход)

“Клад кота Леопольда” (дорожные работы)

“Спи, моя радость, усни” (подача звукового сигнала запрещена)

3. Проблемная ситуация:

Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) и т. п.

  1. дистанция «Физкультурный калейдоскоп».

Ваша задача из предложенных вариантов ответов выбрать правильный. Кто быстрей и правильней справиться, тот получает заветный балл здоровья. Удачи!

1) Максимально допустимая продолжительность непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: а) 15 минут; б) 25 минут; в) 30 минут.

2) Чем знаменательна дата 7 апреля?

а) день шофера; б) день здоровья; в) день матери.

3) Наука о правилах лечения травами:

а) хромотерапия; б) литотерапия; в) фитотерапия

4) Умение согласовывать движения различных частей тела:

а) кооперация, б) координация, в) корпорация.

5 дистанция «Витаминная»

 Одним из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание.

 Важнейший, жизненно необходимый компонент здорового питания – витамины.

 1) Этот витамин улучшает зрение, способствует росту, повышает сопротивляемость заболеваниям, оздоравливает кожу (ВИТАМИН А)

 2) Этот витамин повышает сопротивляемость инфекциям, влияет на наполнение и расходование энергии, укрепляет кровеносные сосуды, способствует заживлению ран, поддерживает в здоровом состоянии десны, зубы, кости, является сильным антиоксидантом

 (ВИТАМИН С)

 3) Этот жирорастворимый витамин необходим для абсорбции и утилизации кальция и фосфора в желудочно-кишечном тракте. Он важен для роста организма и развития костей и зубов у детей, а также для профилактики и лечения остеопороза (ВИТАМИН Д)

 4) Этот витамин – антиоксидант, он имеет большое значение для предотвращения развития рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Помогает усваивать пищу, оздоравливает кожу, активизирует жизненные силы организма, замедляет процессы старения. (ВИТАМИН Е)

 2. Какой витамин содержится в этих продуктах?

 • Черная смородина, шиповник, апельсины, красный перец, помидоры, клюква, капуста, зеленый лук? (витамин С)

 • Ржаной хлеб, салат, морковь, картофель, дрожжи? (ВИТАМИН В)

 • Яичный желток, подсолнечное масло, говяжья и тресковая печень, арахис, облепиха, шиповник, черноплодная рябина (Витамин Е)

 • Морковь, сливочное масло, молоко, яйца, рыбий жир, горох, капуста, щавель, облепиха (витамин А)

 3. Выбери, в каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов, и притом, в самом большом количестве?

 -в хлебе

 -свежей капусте

 -печени

 -молоке (В ПЕЧЕНИ)

  1. Рефлексивный этап.

Вот и подошла наша игра к концу. Спасибо вам за вашу работу, мне было с вами очень интересно. Хотелось бы узнать, полезно ли для вас было наше мероприятие? Узнали ли вы что-то новое или может вспомнили то, что забыли?

Самоанализ реализации проекта взаимодействия с педагогами:

1. Я считаю, что данная тема актуальна, так как в таком возрасте дети очень активные и многие не обращают внимания на дорожные знаки и многое другое.

2. На подготовительном этапе я изучила необходимую литературу, составила конспект проекта взаимодействия с педагогами.

3. Анализ организованных форм взаимодействия с педагогами:

Цель: повышение профессионального уровня педагогов (и студента) в области данной темы.

Задачи:

1) обосновать актуальность данной темы

2) организовать обмен мнениями между педагогами

3) разработка «Центра безопасности»

Все педагоги были увлечены работой и заинтересованы. Форма работы педагогам понравился, все очень активно работали, работа была динамичная, я постаралась дать не много теории, так как для педагогов эта проблема не новая. Уделила больше внимания обмену мнениями между педагогами. Я считаю, что проект взаимодействия с педагогами удался.









Проект взаимодействия с детьми

Игра «Наша жизнь в наших руках»

«Своя игра»

Форма организации: интеллектуальная игра

Участники: ученики 2 класса, классный руководитель класса.

Возраст: 2 класс

Цель: формировать понимание необходимости заботы о себе и о своем здоровье.

Задачи:

1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуаций и способах поведения в них.

2. Развитие умения принимать решения, делать выбор, работать сообща, проявлять смекалку и находчивость, обогащение словаря.

3. Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки, осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска.

1.Подготовительный этап.

На данном этапе я изучала литературу по выбранной теме, составляю конспект воспитательного дела, подготавливается презентация для игры, подбирается музыка. Делю детей на 3 команды, учащиеся выбираю капитана команды и название, повторяют пройденный материал по данной теме.



2. Организационный этап.

  • 1. Вступительное слово.

Приветствуем всех гостей и участников «Своей игры».

Начать нашу встречу я хотела бы стихотворными строчками:

Много правил есть на свете,

Их должны запомнить дети!

В спички лучше не играть!

Дверь чужим не открывать!

Осторожность в гололед

От ушибов сбережет!

Для чего в саду забор,

На дороге светофор?

И, чтоб не было беды

Не шалите у воды!

Не бери без спросу нож!

И запомни, где живешь!

Про пожар, что нужно знать

И кого на помощь звать?

сто один, сто два, сто три

Ты запомни! И звони!

  • 2. Целеполагание.

-Как вы думаете почему я начала именно с этих строк? О чем мы будем сегодня говорить?

-Молодцы, ребята. Вы совершено правы! Мы будем говорить с вами о мерах предосторожностях, о правилах безопасного поведения.

- Тогда какая цель нашего мероприятия? Как вы думаете?

-Все верно. Наша цель- это повторить правила безопасного поведения. А как вы считаете, для чего нам нужно знать правила безопасного поведения?

-Конечно! Если мы будем знать все правила поведения, то будем понимать, как вести себя в сложных ситуация.

Сегодня трём командам придётся побороться за звание лучший знаток по теме «Безопасность». Сразу объясню, что значит своей игры. Это значит, вы сами будете выбирать тему и № вопроса, на который бы вы хотели ответить.

В игре представлены три темы: «дорожные знаки», «один дома» и «жизнь» (жизнедеятельность человека). В каждой теме есть 4 вопроса или заданий, которые вы должны выполнить. За каждое выполненное правильно задание команда получает баллы. Баллы зависят от № вопроса. 1-10 баллов, 2-20 баллов, 3 -30 баллов и т.д.

А подсчитывать баллы и подводить итог будет уважаемое жюри в составе:…..



3. Проведение игры.

И так, мы начинаем игру! Все готовы? Команды представьтесь, пожалуйста( приветствие команд).

Начинаем с первой команды. Назовите тему и № вопроса (номер вопроса называет капитан команды).

Дорожные знаки

10

20

30

40

Жизнь

10

20

30

40

Один дома

10

20

30

40





1 категория «Дорожные знаки»

10 очков – Что обозначает этот дорожный знак? («Пешеходный переход)

20 очков – Что обозначает этот дорожный знак? («Пункт медицинской помощи» ) 

30 очков – Знаете ли вы название этого знака? («Обязательное направление движения» )

40 очков – Что значит этот знак? («Питьевая вода» )

2 категория «Жизнь»

1. «Назовись» (два человека должны назвать свои ФИО, дом адрес, ФИО родителей). При каких обстоятельствах вы не должны давать такие сведения?

2. «Вопрос - ответ» (допускается не больше одной ошибки)

- Огонь, вышедший из-под контроля человека (пожар).

- Номер вызова экстренной пожарной службы (01).

- Смесь газов необходимых для дыхания человека (воздух).

3. «Подбери действие» (подобрать по 2-3 действия)

Например: дворник - метёт, убирает, чистит, долбит лёд, сбивает сосульки.

Пожарный - тушит, льёт, ломает, помогает, снимает, залазает.

Врач скорой помощи - лечит, оказывает помощь, ставит укол, даёт лекарство.

Спасатель - спасает, бегает, прыгает, ныряет.

4. «Угадай предмет»

- Медицинский прибор - стеклянный, содержит ртуть, на нём есть деления, цифры, измеряет температуру (градусник).

- Кусок ткани в виде длинной ленты для лечебной повязки (бинт).

3 категория «Один дома»

- Можно ли пускать в дом малоизвестного, малознакомого человека, если он общался с твоими родителями?

- Как нужно поступать, если человек представляется почтальоном, милиционером, сантехником, работником телефонной или газовой службы?

- Какой номер нужно набрать в трудной ситуации?

- Как поступить, если кто-то ломает или копошится в замке?

-Молодцы, ребята!

У нас осталось одно задание. Вам необходимо назвать виды дорожных знаков и привести примеры таких знаков.

Дорожные знаки делятся на:

  1. предупреждающие знаки (ремонтные работы и т.д)

  2. запрещающие знаки (въезд запрещен и т.д)

  3. информационно-указательные (предписывающие) знаки (пешеходный переход и т.д)

  4. знаки сервиса (пункт медицинской помощи, пост ДПС и т.д)

  5. регулирование движения (светофор, регулировщик)

  • 1. Подведение итогов

И так, ребята, вы сегодня отлично по работали! Со всеми заданиями мы справились, и наша игра подошла к концу. Теперь я передаю слово нашему уважаемому жюри для подведения итогов нашей с вами встречи. (вручение грамот командам)

4. Рефлексивный этап.

Давайте сделаем выводы.

-Какая цель была нашей встречи? Мы ее достигли?

-Узнали ли вы сегодня что-то новое? Что именно новое вы узнали для себя?

-Понравилась ли вам игра?

-Мне тоже было приятно с вами работать! Наша встреча подошла к концу. До новых встреч!

Рефлексивный этап для студента.

1. Какую цель перед собой ставили? Достигли ее?

2. Что не получилось?

3. Какие затруднения появились в процессе?

4. Что в следующий раз необходимо исправить?

Самоанализ реализации проекта взаимодействия с детьми:



1. Я считаю, что тема воспитательного дела актуальна, так как соответствует возрастным особенностям и сейчас в школах существует проблема, заключающаяся в том, что не все дети знают правила безопасного поведения.

2. На подготовительном этапе я изучала литературу по выбранной теме. составляла конспект воспитательного дела, подготавливала презентация для игры, подбирала музыку. Делю детей на 3 команды, учащиеся выбирают капитана команды и название, повторяют пройденный материал по данной теме.

3. Анализ организованной формы взаимодействия детьми:

Форма организации: интеллектуальная игра

Цель: формировать понимание необходимости заботы о себе и о своем здоровье.

Задачи:

1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуаций и способах поведения в них.

2. Развитие умения принимать решения, делать выбор, работать сообща, проявлять смекалку и находчивость, обогащение словаря.

3. Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки, осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

Детям воспитательное дело понравилось. Не все учащиеся активно работали, так как у каждой команды был свой капитан, который должен был после совещания с командой, ответить на вопрос, но некоторые дети в обсуждении не участвовали.

В ходе проведения воспитательного дела допустила ошибки такие как:

  1. Сначала вручила грамоты детям, а после провела рефлексию. Дети, которые заняли 3 место, уже расстроились и не были настроены на рефлексивный этап.

  2. Необходимо было включить в воспитательное дело больше вопросов на нравственность, так как нравственный аспект всегда должен присутствовать, не зависимо от темы.

  3. Так как заранее не подписала грамоты, воспитательное дело получилось «разорванное», дети в это время работали с первоклассной газетой.





Проект взаимодействия с детьми

Проект «Чистота- залог здоровья»

Форма организации: проектная деятельность.

Участники: ученики 2 класса.

Возраст: 2 класс

Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки и эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста;

Задачи:

1. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о строении своего тела ;

2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными, опрятными, веселыми, дружелюбными.

3. Развивать связную речь; прививать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска.

1.Подготовительный этап.

На данном этапе я изучала литературу по выбранной теме, составляю конспект воспитательного дела, подготавливается презентация, разделила класс на группы по 4 человека.

2. Организационный этап.

- Вступительное слово.

Каждый раз перед едой

Нужно фрукты мыть водой!

Чтобы быть здоровым, сильным

Мой лицо и руки с мылом!

Будь аккуратен, забудь лень!

Чисти зубы каждый день!

- Целеполагание.

- Ребята, как вы думаете, почему я начала нашу встречу именно с таких строчек? О чем мы с вами сегодня будем говорить?

-Молодцы! Вы совершенно правы, мы будем говорить с вами о правилах гигиены.

- Тогда какая цель нашего мероприятия?

- Все верно. Наша цель – повторить правила гигиены.

-А как вы думаете, соблюдать правила гигиены — это важно? Почему?

- Для чего нам необходимо знать правила гигиены?

-Конечно! Если мы соблюдать все правила гигиены, то мы будем сильными и здоровыми!

Читаю строки из " Мойдодыра"




МОЙДОДЫР

Одеяло 

Убежало, 

Улетела простыня, 

И подушка, 

Как лягушка, 

Ускакала от меня. 




Я за свечку, 

Свечка - в печку! 

Я за книжку, 

Та - бежать 

И вприпрыжку 

Под кровать! 




Я хочу напиться чаю, 

К самовару подбегаю, 

Но пузатый от меня 

Убежал, как от огня. 




Боже, Боже, 

Что случилось? 

Отчего же 

Всё кругом 

Завертелось, 

Закружилось 

И помчалось колесом?  

  • Из какой сказки эти строки? (слайд)

А можно сказать, что наш герой знает пословицу «Чистота - залог здоровья»?

  • Кто написал эту сказку? (слайд)

  • Почему от мальчика все убежало? (слайд)

  • Кто помог мальчику? (слайд)

  • Что посоветовал Мойдодыр мальчику? (слайд)

 Показываю грязную куклу.

- Ребята, вам нравится эта кукла?

- Как можно назвать эту куклу? (грязнуля, неряха )

- Ребята, кто помнит четверостишье про неряху? (слайд)

У неряхи растеряхи
Все ни этак , все не так.

И рубашка на распашку
И без пуговиц пиджак

- А в нашем классе есть грязнули и неряхи ?

- Почему плохо быть “грязнулей”?

– Как часто следует мыть руки, лицо, шею, уши? (утром, после сна)

– Где больше всего скапливается грязи на теле человека? (на руках)

- Когда надо обязательно мыть руки? (после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте)

- Что помогает нам победить микробов? (мыло и вода)

- Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки?

И сейчас мы с вами будем делать плакаты на тему «Чистота -залог здоровья»

3.Создание плакатов (основная часть).

Я вам сейчас раздам вспомогательный материал, но сначала послушайте, какая задача перед вами стоит. В памятках, которые я вам раздам, написаны правила гигиены, о которых мы с вами только что говорили. Вам необходимо нарисовать плакат, в котором будут отражены хотя бы несколько правил гигиены. После чего мы их повесим у себя на стенды, чтобы всегда помнить о таких очень важных правилах.

- Все поняли, что мы сейчас будем делать? Нет вопросов? Тогда приступаем к работе.

Памятка для учащихся

Соблюдение правил личной гигиены – часть общей культуры человека.  Образ современной девочки немыслим без выполнения этих правил.

Основное – это чистота!

Мойте руки правильно:

  • Хорошо намыливайте руки с образованием пены

  • Особенно тщательно мойте между пальцами

  • Смывайте мыло проточной водой

  • Обязательно повторяйте действие дважды

Чистите зубы два раза в день

  • Перед завтраком

  • Перед сном

Мойте ноги с мылом

  • Каждый вечер перед сном

  • Поочередно тёплой и прохладной водой – это полезно!

Одевайтесь по сезону

  • Нижнее белье должно быть из хлопчатобумажной ткани и меняться ежедневно

Важно!

Не пользуйтесь чужими предметами личной гигиены!

Не надевайте не принадлежащие вам вещи!

Не забывайте и чередуйте труд и отдых!

Избегайте плохого настроения и большой усталости при физической нагрузке!

Занимайтесь физкультурой и спортом!

Употребляйте в пищу больше овощей и фруктов, разных молочных продуктов!

Не злоупотребляйте сладостями, пряностями, жирной, жареной и мучной пищей!

Будьте здоровы!



- Подведение итогов

И так, ребята, вы сегодня отлично по работали! Давайте повесим наши рисунки на стенд и посмотрит, что у нас получилось.

4. Рефлексивный этап.

Давайте сделаем выводы.

-Какая цель была нашей встречи? Мы ее достигли?

-Узнали ли вы сегодня что-то новое? Что именно новое вы узнали для себя?

-Понравилась ли вам игра?

-Мне тоже было приятно с вами работать! Наша встреча подошла к концу. До новых встреч!

Рефлексивный этап для студента.

1. Какую цель перед собой ставили? Достигли ее?

2. Что не получилось?

3. Какие затруднения появились в процессе?

4. Что в следующий раз необходимо исправить?

Самоанализ реализации проекта взаимодействия с учащимися:



1. Я считаю, что тема воспитательного дела актуальна, так как соответствует возрастным особенностям и сейчас в школах существует проблема, заключающаяся в том, что не все дети знают правила гигиены либо не соблюдают их.

2. На подготовительном этапе я изучала литературу по выбранной теме. составляла конспект воспитательного дела, подготавливала презентация. Делила детей на команды по 4 человека, подготовила памятки для детей и альбомные листы.

3. Анализ организованной формы взаимодействия детьми:

Форма организации: проектная деятельность.

Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки и эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста;

Задачи:

1. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о строении своего тела ;

2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными, опрятными, веселыми, дружелюбными.

3. Развивать связную речь; прививать навыки здорового образа жизни.

Детям воспитательное дело понравилось. Все дети активно работали, такая форма их очень привлекла.

В ходе проведения воспитательного дела возникла проблема. Времени для такой формы работы оказалось мало, и поэтому некоторые дети дорисовывали свои работы дома.





Проект взаимодействия с детьми

Викторина «Азбука безопасности»

Форма организации: викторина.

Участники: ученики 2 класса.

Возраст: 2 класс

Цель: углубить знания учащихся о правилах дорожного движения.

Задачи:

1. Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

2. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно -транспортного травматизма.

Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, макеты дорожных знаков.

1.Подготовительный этап.

На данном этапе я изучала литературу по выбранной теме, составляю конспект воспитательного дела, подготавливается презентация, разделила класс на 2 группы.

2. Организационный этап.

- Вступительное слово.

Первое правило помни всегда: 
Рядом с дорогой играть нам нельзя! 
Мяч на дорогу покатиться быстро

Резко машине не остановиться! 

Второе правило помни всегда: 
Переходим дорогу мы очень внимательно 
Сначала налево посмотрим сознательно, 
Чтоб все машины остановились
И пешеходов они пропустили, 
На светофор ты тогда посмотри 
И на зеленый смело иди! 

Третье правило тоже учи: 
Когда ты под вечер идешь из бассейна 
Дорогу переходить не спеши, 
Пешехода в темное время не видно 
Значок отражающий лучше носи! 

Ну и четвертое правило помни! 
Чтоб пешеходом грамотным быть 
Правила эти ты должен учить, 
Знать должен каждый без исключенья 
Правила ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!



- Целеполагание.

- Ребята, как вы думаете, почему я начала нашу встречу именно с таких строчек? О чем мы с вами сегодня будем говорить?

-Молодцы! Вы совершенно правы, мы будем говорить с вами о правилах дорожного движения.

- Тогда какая цель нашего мероприятия?

- Все верно. Наша цель – повторить правила дорожного движения.

-А как вы думаете, соблюдать правила дорожного движения — это важно? Почему?

- Для чего нам необходимо знать правила дорожного движения?

Сегодня, ребята, у нас необычный классный час - викторина, который покажет, как вы усвоили правила дорожного движения.

Одним из основных помощников современного человека является автомобиль. Для передвижения автомобиля существуют дороги. А чтобы пешеходы и автомобили не мешали друг другу, созданы правила дорожного движения. Вот о них мы сегодня поговорим.

 нас две команды – «Пешеходы» и «Пассажиры».

Сейчас я задам вам вопрос. Команда, которая первая даст ответ, и будет начинать первой.

Что общего имеет птица и велосипед? Это есть и у машины. На вопрос кто даст ответ? (крыло)

3.Проведение викторины.

Разминка.

Вопросы для команды «Пешеходы»

  1. Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?

  2. Какие светофоры вы знаете?

  3. В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?

  4. Где нужно стоять в ожидании автобуса?

  5. Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?



Вопросы для команды «Пассажиры»

  1. Как нужно переходить улицу при выходе из общественного транспорта?

  2. Можно ли перебегать через улицу, дорогу?

  3. Сколько сигналов у пешеходного светофора?

  4. Как нужно ходить по улице группой?

  5. Почему нельзя играть на мостовой?



Чтобы пешеходы могли заранее видеть места и лучше соблюдать правила, на дорогах и улицах устанавливаются дорожные знаки. Давайте проверим, как вы знаете дорожные знаки.



Дорожные знаки.

Дети по очереди берут макет знака и называют его и группу к которой он относится.



Трамвай – информационно-указательный знак.

Стоп – (движение без остановки запрещено) знак приоритета.

Заправка – знак сервиса.

Кирпич – (въезд запрещён) запрещающий знак.

Стоянка – информационно-указательный знак.

Мойка – знак сервиса.

- Физминутка.



Игра на внимание «Светофор»

Красный свет - ученики тихо стоят.

Жёлтый свет - ученики хлопают в ладоши.

Зелёный свет – ученики топают ногами.

Сейчас я прочитаю вам вопросы, а вы, если поступаете так, как здесь говорится, кричите: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если же какие-либо из правил не соответствуют норме, тогда вы молчите.



-Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?



-Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?



-Кто бежит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?



-Знает кто, что свет зелёный

Означает: путь открыт?



-А что жёлтый свет всегда

Нам о вниманье говорит?



- Кто, пусть честно говорит,

На трамвае не висит?



- Знает кто, что красный свет-

Это значит: хода нет?



Вы уже знаете главные правила поведения на улицах и дорогах. Но иногда всё-таки вы замечаете, как другие нарушают правила дорожного движения. В результате неправильного поведения происходят дорожно-транспортные происшествия. Люди получают различные травмы, иногда тяжёлые. Причина этого – нарушение правил.



Ситуации.

1. Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на зебру посмотреть?» Саша схватил Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы…

Почему мальчики пошли смотреть зебру не в зоопарк, а на улицу?



2. Каждый раз, когда мы подходим к оживлённому перекрёстку, он нас встречает. То зелёным светом моргнёт, то красным засияет.



Объясни, для чего этот предмет находится на перекрёстке.



3. Однажды Петя переходил проезжую часть улицы на зелёный сигнал светофора. И вдруг зелёный огонёк быстро-быстро заморгал и переключился на жёлтый. Что должен делать пешеход в такой ситуации: идти вперёд на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?



4. Подошли школьники к перекрёстку и замерли от удивления. Светофор, как всегда моргал, но только одним своим глазом – жёлтым, подавая сигналы для водителей и пешеходов. «Наверное, сломался», - подумали школьники.



Как ты думаешь, что случилось со светофором?



5. Как правильно переходить дорогу на остановке – перед автобусом или за ним? Почему?



6.Шёл Миша как-то с ребятами по тихой улице. Машин на ней мало, перекрёсток без светофора. Подошли к перекрёстку и только собрались переходить улицу, как Миша сказал: «Подождите, пропустим машину». И действительно, поворачивает автомобиль. Удивились ребята, спрашивают: «Как ты догадался?»



Как автомобили могут «разговаривать» с пешеходами?



7. Дети ехали в автобусе. Их места располагались у задней двери. Когда автобус остановился, они приготовились выходить через заднюю дверь. Правы ли дети?

Как входить в общественный транспорт и выходить из него?



8. Оля вышла из автобуса и сразу побежала на другую сторону улицы. Правильно ли поступила Оля? Где и как надо переходить улицу, выйдя из транспорта?

На этом наша викторина подошла к концу. Вы большие молодцы. Давайте подведем итоги.

4. Рефлексивный этап.

-Какая цель была нашей встречи? Мы ее достигли?

-Узнали ли вы сегодня что-то новое? Что именно новое вы узнали для себя?

-Понравилась ли вам игра?

-Мне тоже было приятно с вами работать! Наша встреча подошла к концу. До новых встреч!

Рефлексивный этап для студента.

1. Какую цель перед собой ставили? Достигли ее?

2. Что не получилось?

3. Какие затруднения появились в процессе?

4. Что в следующий раз необходимо исправить?

Самоанализ реализации проекта взаимодействия с учащимися:



1. Я считаю, что тема воспитательного дела актуальна, так как соответствует возрастным особенностям и сейчас в школах существует проблема, заключающаяся в том, что не все дети знают правила дорожного движения, но при этом некоторые из них ходят домой со школы совершенно одни.

2. На подготовительном этапе я изучала литературу по выбранной теме. составляла конспект воспитательного дела, подготавливала презентация. Делила детей на 2 команды, подготовила макеты знаков ПДД.

3. Анализ организованной формы взаимодействия детьми:

Форма организации: викторина.

Цель: углубить знания учащихся о правилах дорожного движения.

Задачи:

1. Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

2. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно -транспортного травматизма.

Детям воспитательное дело понравилось. Все дети активно работали, каждый ученик поучаствовал в обсуждении.

В ходе проведения воспитательного дела возникла проблема. Времени для такой формы работы оказалось мало, и поэтому детей пришлось задержать на перемене, что негативно отражается на их здоровье. Такого допускать нельзя, в будущем, я это обязательно учту. На некоторые вопросы дети не могли ответить, но я думаю, что это не плохо, так как я им, благодаря такой ситуации, смогла рассказать что-то новое.