СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Особенности маленького человека в произведении А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект был создан в рамках научно-практической конференции.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Особенности маленького человека в произведении А.С. Пушкина "Станционный смотритель"»

Школьная научно – практическая конференция «Мы исследуем мир»

Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»











Проект

«Станционный смотритель и одноименное произведение А.С. Пушкина. Особенности маленького человека в произведении А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
















Выполнил: Зинуров Динислам Радомирович,

ученик 8д класса.

Руководитель: Беспалая Александра Сергеевна,

учитель русского языка и

литературы








Мегион, 2017 г.





Введение.

Нами для исследования была выбрана тема «Должность «станционный смотритель» и особенности «маленького человека» в одноимённом произведении А.С.Пушкина».

Путешествуя по Петербургской области, я посетил музей «Дом станционного смотрителя». Я узнал, что в России существовала такая должность, и что Пушкин создал одноимённое произведение. Полученные знания позволили мне правильно понять текст. Я решил поделиться этим со своими сверстниками.

Объектом нашего исследования является должность «станционный смотритель» и образ «маленького человека» в литературе.

Предметом исследования является образ «маленького человека» в произведении А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Целью исследования является раскрытие особенностей образа «маленького человека» в произведении Пушкина.

Для реализации данной цели был поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение должности «станционный смотритель» и выявить и описать его обязанности.

  2. Раскрыть особенности образа «маленького человека» в литературе.

  3. Проанализировать произведение А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и раскрыть особенности образа главного героя.


В начале работы была сформулирована гипотеза: если читатель познакомится с особенностями жизни станционного смотрителя как реального существовавшего человека, он сможет понять и объяснить мысли, поступки главного героя произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель» ( + понять авторское отношение к герою ).

Для решения поставленных задач были применены такие методы исследования, как изучение теоретической литературы, классификация, обобщение и анализ художественного произведения.


Глава 1. Должность «станционный смотритель».

В Википедии понятие «станционный смотритель» имеет синоним «коллежский регистратор». «Колле́жский регистра́тор или Станцио́нный смотри́тель» - низший гражданский чин 14-го класса в Табели о рангах в России XVIII — XIX веков, а также чиновник, обладавший таким чином, начальник почтовой станции. (1)

(Табель о рангах. Чины гражданские:
1.Канцлер.
2.Действительный тайный советник.
3.Тайный советник.
4.Действительный статский советник.

5.Статский советник.
6.Коллежский советник. Военный советник.
7.Надворный советник.
8.Коллежский асессор.
9.Титулярный советник.
10.Коллежский секретарь.
11.Корабельный секретарь.
12.Губернский секретарь.
13.Провинциальный секретарь.
Сенатский регистратор.
Синодский регистратор.
Кабинетский регистратор.
14. Коллежский регистратор.) (2)


Издания Манифеста от 11 июня 1845 года чин давал право на личное дворянство, затем – только почётное гражданство. Погоны или петлицы данных чиновников имели один просвет и одну звёздочку 11,2 мм, там же дополнительно закреплялась эмблема служебного ведомства.


Формой титульного обращения к коллежскому регистратору было выражение «Ваше Благородие». Оклад пенсии коллежскому регистратору из государственного казначейства по чинам в военном и морском ведомстве составлял 215 рублей, что являлось небольшой суммой.

В Петербургской области, в деревне Выра, есть первый в России музей «Дом станционного смотрителя», посвященный литературному герою. Место музея выбрано неслучайно, так как в деревне Выра располагалась третья от северной столицы почтовая станция. ( Брошюра стр.2)

Путешествия по почтовым трактам были медлительные, с неизбежными задержками на станциях, они были для современников Пушкина важными событиями в жизни и, естественно, отражались в русской литературе. Характер путешествия позволяет понять состояние путешествующего и его отношения к смотрителю станции.

В музее обстановка почтовой станции воссоздана по архивным документам и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Она представлена комнатой для господ, комнаткой Дуни, местом самого смотрителя, ямщицкой половиной, а также конюшней, почтовым уголком и местом для гужевого транспорта.

«Чистая половина для господ путешествующих» - это продолговатая гостиница. Большая часть помещения предназначалась для ожидания лошадей проезжающими. Она рассчитана на долгое сидение: залавок, подобие дивана, скамейки, обитые кожей банкетки, - типичная мебель почтовых станций. «Здесь прибрано, уютно. Стены украшены лубочными картинками «История блудного сына». На окнах горшки с бальзаминами, будто выращенные самой героиней», - писал А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель». На стене помещены правила и постановления: «Для всеобщего сведения касающиеся», «Какому чину и по скольку выдавать лошадей», «О подорожных и сборе с оных», «В какое время и по скольку лошадей и в какие экипажи запрягать должны». У окон дорожные вещи, которые брали с собой путешествующие, отправляясь в дальний путь. Путники ожидали перемены лошадей у голландской печи за столом, на котором стоит чайная посуда. В красном углу – рабочий стол станционного смотрителя. На нём бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для записи подорожных, здесь же копия подорожной А.С.Пушкина от 5 мая 1820 года, в которой говорится, что «коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю колонистов южного края России генерал-лейтенанту Инзову».

За перегородкой комнатка Дуни - это девичья светёлка. У окна – столик для рукоделия, сундук для приданого. За пёстрой занавеской аккуратно прибранная девичья кровать. На спинке кровати – платье, на двери комнаты – подкова на счастье. На комоде портреты литературных героев в стиле альбомных зарисовок пушкинского времени.


Глава 2. Образ «маленького человека» в литературе.

Известно, что в произведениях литературы существует образ «маленького человека». Само понятие «маленький человек» появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале так называли людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы.

"Маленький человек" - ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 века, объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило, не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека», открытый А. С. Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф. М. Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский (Бальзаминов, Кулигин), А. П. Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и другие русские писатели 19–20 вв. (3)

Таким образом, «маленький человек» - тип героя в литературе, чаще всего это бедный незаметный чиновник, занимающий маленькую должность, судьба его складывается трагично.

В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года  «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века.

Глава 3. Особенности маленького человека в произведении А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

В повести очень заметно чувство «соразмерности», так свойственное Пушкину-художнику и большим художникам вообще. Здесь нет злых и недобрых (как это чаще всего бывает в сентиментальных повестях), по существу, здесь нет и прямого зла – но оттого горе простого человека не становится меньшим, оно обретает все черты истинно трагического. (2, стр.144)

Станционный смотритель, «маленький» человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд «униженных и оскорблённых» героев в русской литературе. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на  свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.

   Повесть   «Станционный смотритель» учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом. (3, ????)

А.С.Пушкин начинает повесть «Станционный смотритель» с выражения отношения путешествующих к коллежским регистраторам: «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто… не требовал от них…» (4, 216) Такое отношение позволяет современному читателю сделать вывод о том, что оно было привычным, общепринятым в ту эпоху, которую описывает А.С.Пушкин.

Автор дает свое определение понятию «станционный смотритель», ключевым словом в котором является слово «мученик»: « Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда…»(4,217).

Автор, рисуя образ станционного смотрителя заставляет читателя проникнуться состраданием: «Вникнем…, и наше сердце исполнится искренним состраданием».(4, 217).

Рассказчик отмечает, что обществу представлены смотрители в самом ложном виде, и обращает внимание, что они «люди мирные», «услужливые», «скромные», «не слишком сребролюбивые», да и разговоры их интересны.

Рассказчик объясняет, по какому принципу в России выстраиваются отношения между людьми, - «чин чина почитай».

Читатель может увидеть обстановку жилища смотрителя: оно отличалось чистотой и скромностью. Стены украшали картинки, среди которых была история блудного сына. Это не случайно, эта пушкинская деталь подготавливает читателя к финалу произведения и показывает, что у Дуни был «знак», которым она не воспользовалась.

А.С.Пушкин называет ещё одну черту характера смотрителя – общительность («…мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы»).

Дуня покидает своего отца, и наступают изменения не только в его внутреннем мире, но и во внешнем облике жилища: «…на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение», а «…бодрый мужчина превратился в хилого старика».(4, 220) Теперь смотритель отвечал не дружелюбно, а угрюмо.

Смотритель считает уезд Дуни своим горем, хотя она повзрослела и вышла замуж. Когда дочка смотрителя была с отцом, то ему удавалось избегать многих неприятностей (ею дом держался, при ней и разговаривали мягко).

Приезжий гусар был вовсе не болен, смотритель догадывался об этом, но не нашёл в себе силы сказать об этом и противостоять такому ухаживанию за Дуней. При этом гусар «полюбился» смотрителю и отец сам просит Дуню сопроводить гусара до края деревни. Таким образом, Пушкин раскрывает ещё одну черту смотрителя – чрезмерная доверчивость, даже легкомысленная (гусар был всё-таки посторонним человеком, более того смотритель уже убедился в его лукавстве о болезни).

Пушкин показывает, как обеспокоен смотритель пропажей Дуни. Самсон Вырин поспешил в церковь, и, узнав оттуда, что Дуня проехала это место, начал надеяться на лучшее – что она поехала к своей крёстной матери. Но дочь так и не вернулась. После этого бедного смотрителя сразила болезнь. То ли от осознания того, что теперь Дуня не «защитит» своего отца своей красотой, ведь, как мы знаем, посетители станции были мягки при разговоре со смотрителем и с Дуней, так как были поражены красотой этой молодой девушки. Или от потери родительского характера, ведь ни один родитель не отдаст своё дитя чужому человеку и не отпустит его в незнакомое, полное тайн место («Старик не снёс своего несчастия; он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик»; «Бедняк занемог сильной горячкой …»). (2; 223)

В подорожной гусара было написано, что тот направлялся из Смоленска в Петербург. Туда-то и отправился наш герой. Ямщик сказывал смотрителю, что «всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте». (2; 224) Здесь автор доносит до нас мысль, что Дуня тоже была по характеру «маленьким человеком». Видимо, плакала она всё-таки оттого, что обманом взял её гусар. Ведь Дуня думала, что она и правда доедет только до церкви, а не пустили её домой. Она могла противостоять желанию Минского, но у неё не хватило силы отказать ему.

Но мы возвращаемся к нашему герою. Остановившись в доме своего старого сослуживца, отставного унтер-офицера, Самсон начал поиски. Он узнал, что ротмистр Минский проживает в Демутовом трактире. Попытаясь войти в пристанище гусара, его остановили и сказали, что барин спит и велел никого не принимать до одиннадцати часов. Смотритель вернулся в назначенное время и его встретил Минский. Тут же смотритель начал умолять гусара вернуть ему дочь. И опять Пушкин показывает в Самсоне «маленького человека». Так ведёт себя человек слабый духом, человек же имеющий данную черту характера не побоялся бы и с твёрдыми намерениями явился бы к барину и потребовал вернуть своё дитя. И не какие бы преграды не помешали бы этому сильным духом человеку. Даже брак с этим барином.







(Маленькие люди -  небогаты, незаметны, судьба трагична, они беззащитны.

Пушкин «Станционный смотритель». Самсон Вырин.

Труженик. Слабый человек. Теряет дочь – её увозит богатый гусар Минский. Социальный конфликт. Унижен. Не может постоять за себя. Спился. Самсон потерялся в жизни.

Сочувствие автора. Бедный станционный смотритель. Из бодрого мужчины превратился в хилого старика. Унижение. Смирение. Одинокая старость. Смерть). (3)

Источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80


  1. http://www.madamam.ru/blog/kto-takoi-stantsionnyi-smotritel-materialy-k-izucheniyu-povesti-aspushkina-stantsionnyi-smotrit


  1. Е.А. Маймин «Пушкин. Жизнь и творчество» - М.- «Наука», 1982



  1. http://charushina-lit.ucoz.ru/load/obraz_malenkogocheloveka_v_russkoj_literature/1-1-0- 1



  1. А.Пушкин. Драматические произведения, романы, повести. ООО «Издательство АСТ», 2000