СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «От Мелекесса до Димитровграда: история одного города»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «От Мелекесса до Димитровграда: история одного города»

Просмотр содержимого документа
«Проект «От Мелекесса до Димитровграда: история одного города»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»



педагог дополнительного образования

Мякишева Анастасия Андреевна



Проект «От Мелекесса до Димитровграда: история одного города»



Населенный пункт: Ульяновская область, г. Димитровград

Пояснительная записка

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Проблема: Замыслом проекта является приобщение ребёнка к культуре своего народа, пополнение знаний о родном городе, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей младшего школьного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой ребёнок проживает, с известными людьми, прославившими город. Кроме того, при ознакомлении младших школьников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям города Димитровграда.

В современное время даже коренные жители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая её не важной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой родине.

« Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой родиной, городом Димитровградом, в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, и чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Актуальность проекта: В процессе формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте важно давать детям знания о Родине, представления о нашей стране, о родном городе. Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры, Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает корней. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее.

И наша задача помочь узнать, чем красив и богат наш город, который носит такое гордое имя.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край, необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, его истории, культуре, природе.

Младший школьник должен прежде осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

Гипотеза: Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Типология проекта:

- по виду – творческий;

- по типу – открытый;

- по количеству участников – коллективный;

- по характеру содержания – педагогический;

- по длительности – средней продолжительности;

- участники проекта – педагоги, дети и родители.

 

1 раздел

Целевая направленность.

Цель: Формирование представлений о малой родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Задачи:

Образовательная: Сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях, знакомить с символикой и архитектурой города, расширять кругозор и словарный запас детей. Знакомить с ближайшим окружением, основными объектами городской инстраструктурой: дом, улица, дорога, остановка общественного транспорта, магазин, парикмахерская. Знакомить с некоторыми городскими профессиями. Знакомство с родным городом. Ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Развивающая:Развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в ближайшей местности. Расширение представлений о видах транспорта и его назначении, элементарных правилах дорожного движения

Воспитательная: Воспитывать у детей любовь к родному городу. Воспитывать умение видеть прекрасное в природе, достопримечательностях города, гордиться своим городом. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к родному городу, патриотических чувств.

 

2 раздел

Организационные формы работы

1. Беседы: « Мой родной город»

« История возникновения родного города»

« Улицы города»

« Достопримечательности родного города»

«Где родился, там и пригодился».

2. Игровые формы:

Интеллектуальная игра: «Умники и умницы» по теме «Мой любимый город».

Настольно – печатные: «Город», «Безопасность», «Собери свой город», «Собери герб нашего города из частей», «Собери достопримечательные места г.Димитровграда».

Дидактические игры: «Подумай и отгадай», «Назови улицу», Узнаешь ли ты свой город», «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Найди герб нашего города среди других».

Сюжетно – ролевые игры « Путешествие по городу», «Прогулка в парк».

Подвижные игры: «Где мой герб», «Чья команда быстрее построит свой дом», эстафета «Сильные, ловкие, смелые», игра-соревнование «Перетягивание каната».

3. Продуктивная деятельность:

1.Рисование: «Мой родной город», «Улица, на которой я живу»,« Природа родного края».

2. Рассматривание плакатов, энциклопедий, иллюстраций, фотографий о родном городе.

3. Чтение художественной литературы(стихов и небольших рассказов).

4. Просмотр видеоматериала: «Экспонаты Краеведческого музея», «Мелекесс – Димитровград. Истоки», видеоэкскурсия «Памятники города»,

« Исторические здания города Димитровграда».

5Презентации: «Наш город Димитровград», «Мы на улицах города», «История родного города».

6. Проектная деятельность: «Мой город», «А я люблю места родные».

7.Музыкальная форма: прослушивание: гимн города Димитровграда, музыка народов Поволжья.

Музыкальная викторина: « Песни народов Поволжья», «Угадай мелодию».

8Викторины: «История развития города Димитровграда», « Мой любимый город Димитровград», «Знатоки родного края».

9.Экскурсии по городу: «Городская библиотека», «Городской парк»,

« Памятники города».

10. Фотовыставка «Красивые места нашего края», Выставка рисунков «Природа родного края».



3 раздел

Обогащение предметно – развивающей среды

(средство решения задач)

1. Художественная литература:

Книга – альбом «Димитровград», П. Воронько «Лучше нет родного края», С. Есенин «Береза».

2. Стихи:

 

Есть, возможно,

Уголки красивые,

Есть богаче, шире

Больше град.

Только мне из всей

Моей России

Ближе к сердцу

Наш Димитровград!

  •  

В большом городе живу,

Очень я его люблю.

Улицы широкие,

Все дома высокие.

  •  

Дома бывают разные:

Зеленые и красные,

Высокие и низкие,

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные –

Вроде бы обычные.

Дошкольные, лечебные,

Торговые, учебные,

Театры и жилые,

Красивые такие,

Полезные, прекрасные,

Дома бывают разные.

 

 

  •  

Мы растем

В нашем городе родном.

Для кого – то он большой,

А для нас – огромный!

Пусть живет!

Пусть растет!

Городок наш скромный!

  •  

Люблю тебя, мой город чудный,
Мой славный град Димитровград!
Лесов твоих узор ажурный
И их предпраздничный наряд.

Люблю твои аллеи, скверы,
Красивых улиц ясный блик.
Я так люблю тебя, мой город,
К тебе я всей душой приник.

Люблю театры и музеи,
Соцгород, "Клару", порт, Химмаш,
Как не остаться здесь навеки?
Ты самый лучший город наш.

Люблю и Черемшан родимый,
И тихий шёпот берегов...
Будь славен мой Димитровград великий
Во славу малых русских городов.


*****

Серо-зеленый город в дожде...
Димитровград - это мой город!
Стекла в мутной-мутной воде,
Город, где в воздухе холод.
Коробки старых серых зданий,
И шумящие деревья зеленые,
Город, полный воспоминаний,
Там, где гуляют влюбленные.

 

*****

Мой город состоит из неба,
Мой город состоит из сосен,
Стоящих как перед парадом...
Бродить по Димитровграду.

А небо держиться на трубах,
На корпусах больших заводов,
На куполах церквей нарядных...
Бродить по Димитровграду.

Конечно в городе есть люди,
Они приветливы, учтивы,
Они порой чему то рады...
Бродить по Димитровграду.

Мой город - ряд многоэтажек,
Мой город - ветер Черемшана,
Мне городов других не надо!
Бродить по Димитровграду.



3. Загадки

Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы.

Ответ: Дом

 

Он огромный, городской,

Часто он с большой трубой.

Здесь машины собирают

Или нефть перегоняют.

Ответ: Завод

 

Тут на каждом этаже

Побывали мы уже.

Вот внизу - регистратура,

А повыше - логопед.

Врач лечебной физкультуры

И массажный кабинет.

А пройдете коридор -

Там табличка "Доктор ЛОР".

Ответ: Поликлиника

 

В городе деревьев мало

И гулять стремятся все,

Уходя на два квартала

От проспектов и шоссе.

Тут прохладно средь аллей

И зеленых тополей.

Ответ: Сквер, парк

 

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, —

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…

Ответ: Магазин

 

Стоит кошка

О четырех ножках.

Ответ: Скамейка

 

 

 

Шагаешь — впереди лежит,

Оглянешься — домой бежит.

В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд,

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

Ответ: Улица

 

То, где стыкуется

Улица с улицей.

Ответ: Перекресток

 

От начала улицы каждый

Имеет свой номер.

Ответ: Дома

 

Постоянно то да се

Из него домой несем,

Но уходим налегке,

Если пусто в кошельке.

Ответ: Магазин

 

Продавцы в её отделах

За стеклом в халатах белых,

Заболевшие всегда

От врача идут сюда.

Ответ: Аптека

 

В ней книжек видимо-невидимо,

А что невидимо, то выдано.

Ответ: Библиотека

 

В нем предметы старины

До сих пор сохранены,

Любознательный народ

Поглазеть на них идет.

Ответ: Музей

 

Там присутствующим надо

Поддержать свою команду,

И когда забьется гол,

Воцарится гул кругом.

Ответ: Стадион

 

 

 

4. Пословицы

- Города строят не языком, а рублём да топором.

- Что ни город, то норов, что изба, то обычай.

- Смелость города берет.

- Сиденьем города не берут.

- Своя земля и в горсти мила

- В городе места много, на любом посиди, да и вперед иди.

5. Поговорки

- В городе порука, на воде перевоз

- Отвага города берет.

- В городе не пашут, да калачи едят.
- В городе жить, так по городу и слыть.
- Хорош город домами, да плох головами

- Смелость города берет

- На родной сторонке и камушек знаком

- Всякому мила своя сторона

- На своей улице и собака – тигр.

6. Музыкальные произведения

- Гимн Димитровграда

Текст гимна

Тебе, мой город, славу я пою!

Тебе вручаю я судьбу свою.

Ты в сердце Родины, о город мой,

Объединил нас дружною семьей.

Твоих героев знают имена,

Тобой гордится вся моя страна,

Мы достиженья Миру посвятим,

Во имя жизни подвиги вершим!

Город, мой Димитровград!

Я прославляю всюду твое имя.

И пусть бегут века неумолимо,

Ты будешь молод, как весенний сад!

Любимый город, мой Димитровград! (музыка и стихи А.Егорова)

- Песня «Мой горд Димитровград», «Матрешки» В.И.Байтуганов, «Песня о родном крае» Е.Истомина

- Аудиозапись с музыкой, песнями народов живущих в Димитровграде (русские, татары, чуваши, мордва)

7.Карты, иллюстрации, фотографии, плакаты, энциклопедии

Карта города Димитровграда, карты с силуэтным изображением архитектурных зданий и памятников города Димитровграда, плакаты, иллюстрации, фотографии с изображением достопримечательностей Димитровграда, Фотографии, иллюстрации родного города в старину и сегодня, «Улицы нашего города», папки – передвижки «Памятники Димитровграда», «Старинные здания Димитровграда».

8. Материалы и оборудование для игр

 

4 раздел

Методы работы с детьми

Словесные методы

1.Рассказ педагога

«История города»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения города, его названия, вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

2. Беседы

« Мой родной город»

« История возникновения родного города»

« Улицы города»

« Достопримечательности родного города»

«Где родился, там и пригодился».

Цель: Познакомить детей с историей возникновения города, с празднованием дня рождения города. Знакомить с достопримечательностями родного города ( памятники, старинные здания). Пополнять и активизировать словарь детей. Воспитывать понимание того, что в городе необходимо соблюдать чистоту.

3. Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, стихов

Книга – альбом «Димитровград», П. Воронько «Лучше нет родного края», С. Есенин «Береза».

Цель: Учить видеть красоту родного города. Уточнить знания детей о том, что у нашего города есть имя, как оно появилось. Формировать у детей элементарные правила дорожного движения.

4. Загадывание загадок

Цель: Закреплять знания детей о городе

5. Сочинение загадок о городе

Цель: Углублять знания детей о родном городе.

6. Прослушивание аудиозаписи

- Песня «Мой горд Димитровград», «Матрешки» В.И.Байтуганов, «Песня о родном крае» Е.Истомина

- Аудиозапись с музыкой, песнями народов живущих в Димитровграде (русские, татары, чуваши, мордва)

- гимн Димитровграда

Цель: Познакомить с музыкой разных народов проживающих в городе Димитровграде. Вызвать эмоциональный отклик.

8. Вопросы детям

А) На берегу какой реки расположен город Димитровград? (Черемшан)

Б) Как изначально назывался наш город? (Мелекесс)

В) В каком году был основан наш город? (1623)

Г) Строили сразу город или нет? ( нет, небольшая чувашская деревушка)

Д) Какие улицы города вы знаете?

Е) На какой улице вы живете?

 

Наглядные методы

 

1. Рассматривание плакатов, энциклопедий, иллюстраций, фотографий о родном городе.

Цель: Расширять и закреплять представления детей о родном городе , его достопримечательностях, памятниках. Познакомить с архитектурными особенностями родного города.

 

 

2. Рассматривание географической карты города Димитровграда

Цель: Уточнить знания детей о том, где находится город Димитровград, на каких реках он стоит.

3. Использование карты – схемы

Цель: уточнить названия рек, между которыми расположен город.

4. Просмотр видеоматериала.

«Экспонаты Краеведческого музея», «Мелекесс – Димитровград. Истоки»

Видеоэкскурсия «Памятники города», « Исторические здания города Димитровграда».

Презентации: «Наш город Димитровград», «Мы на улицах города», «История родного города».

Цель: Расширять знания детей о родном городе. Формировать позитивное, уважительное отношение к городу.

5. Рассматривание символики Димитровграда (флаг, герб)

Цель: Познакомить с символикой города.

6.Организация фотовыставки «Красивые места нашего края», Выставка рисунков «Природа родного края».

Цель: Знакомство детей с достопримечательностями города и любимыми уголками самих детей. Воспитывать чувства любви к городу и патриотизма.

7. Оформление уголка «Любимый город Димитровград».

Цель: Познакомить детей и родителей с родным городом.

 

Игровые методы

 

1.Настольно – печатные: «Город», «Собери свой город», «Собери герб нашего города из частей»,

«Собери достопримечательности нашего города».

Цель: Учить собирать одну картинку из частей. Продолжать знакомить с символикой города. Формировать навыки безопасного поведения на дороге.

2. Дидактические игры: «Подумай и отгадай», «Назови улицу», Узнаешь ли ты свой город», «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Найди герб нашего города среди других».

Цель: Закреплять знания детей о родном городе его символике. Закреплять название городского транспорта, улиц города.

3.Сюжетно – ролевые игры: « Путешествие по городу», «Прогулка в парк», «Больница»,«Мы шоферы», «Парикмахерская», «Я – пешеход», «Мы – экскурсоводы»

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх знания о городе. Закрепить знания детей о предприятиях и учреждениях города, о профессиях.

4. Подвижные игры: « Цветные автомобили», «Машины и пешеходы», «Мой друг – светофор», «Где мой герб», «Чья команда быстрее построит свой дом».

Цель: Закреплять знания детей о символики города. Развивать конструктивные способности. Формировать элементарные правила поведения на дороге.

5. Музыкально – дидактические игры

«Угадай, что звучит», «Мелодии народов Поволжья»

Цель: Совершенствовать музыкальную память через узнавание музыки по отдельным фрагментам.

 

 

Практические методы

1.Экскурсии по городу: «Городская библиотека», «Городской парк»,

« Памятники города».

Цель: Вызвать у детей интерес к истории города. Учить видеть красоту природы родного края. Воспитывать чувство гордости за город.

2. Проектная деятельность: «Мой город», «А я люблю места родные».

Цель: Знакомить детей с родным краем, С достопримечательностями города, памятниками, архитектурой. Познакомить с природой города, местами для отдыха парками, скверами, пляжами, театром и т.д

3. Детский проект «Путешествие по городу».

Цель: Побуждать детей использовать свои знания о городе в творчестве.

4. Викторины: «История развития города Димитровграда», « Мой любимый город Димитровград», «Знатоки родного края».

Цель: Закрепить знания детей о родном городе.

5.Изготовление макетов «Улица Димитровграда», «Уголок родного города»

Цель:Побуждать детей использовать свои знания о городе в творчестве.

Цель: Показать детям, какой был наш город в прошлом.

6. Консультации для родителей

« Детям о родном городе», «Прогулки по Димитровграду», «Семейный маршрут выходного дня».

Цель: Побуждать родителей рассказывать детям о городе, посетить с детьми памятники, показать детям исторические здания.

 

Список литературы

 

1.От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез 2015.-368 с.

2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью/В.Н.Алешина.-М.:ЦГЛ, 2004 . — 112 с.

3. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир/ О.В.Дыбина.-М.: Мозаика-Синтез

4. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина/ Г.А.Ковалева.- Издательство: АРКТИ-2005

5. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/Л.В. Коломейченко, Г.И. Чугаева, Л.И.Югова. –М.: ТЦ Сфера, 2015.

6. Маханева, М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание. Методические рекомендации/М.Д. Маханева.-М., 2004

7. Морзова,Л.Д. Сюжетные игры – занятия и подвижные игры в детском саду/Л.Д.Морозова.-АРКТИ, 2016

8.Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой Родиной: Методическое пособие/Н.Г.Пантелеева .-М.:ТЦ Сфера,2016

9. Прохорова, Н, Петрова, А, Карацуба, Д книга – альбом «Димитровград»/ Н.Прохорова, А. Петрова, Д, Карацуба. – Ника, 1998

10. ТихоноваА.Ю., Волкова, П.И. Занимательное краеведение/ А.Ю.Тихонова, П.И.Волкова.- Ульяновск : УИПКПРО, 2007.