Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования №18 имение Героя Советского Союза
Евгения Федоровича Волкова»
Познавательно – информационный проект
во второй младшей группе
«От зернышка до кашки»
Подготовила воспитатель : Кочетова О.С.
Тула 2023
Проект «От зернышка до кашки» с детьми второй младшей группы
Вид проекта: информационно – практико -ориентированный
Продолжительность проекта: краткосрочный .
Участники проекта: дети , воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: 09.11.23г.- 16.11.23 г.
Введение
Актуальность и проблема:
В последние годы в обществе значительно повысился интерес к здоровому образу жизни. Непременным условием здорового образа жизни в первую очередь является здоровое питание. Основа здорового питания – здоровые продукты, к которым без сомнения относятся блюда из круп.
Сегодня во многих семьях предпочитают «быструю еду»: едят бутерброды, покупают пиццы, чипсы и совсем забывают про кашу. На завтрак в детском саду и дома, большинство детей отказываются её есть. Каша - одно из наиболее распространенных блюд русской кухни, но дети почему-то не разделяют восторга от употребления каш.
Таким образом, у меня возникла проблема, почему дети на завтрак отказываются, есть кашу?
При беседе с детьми: Что ты знаешь о каше? Что бы ты хотел узнать о каше? выяснила, что у детей недостаточно знаний о происхождении злаковых культур, о крупах и приготовление каш.
Проектная деятельность повышает мотивацию познавательной активности, стимулирует речевое развитие дошкольников, мышление, память, внимание. Она дает возможность развивать мелкую моторику рук, т. к. предполагает участие воспитанников в творческой, игровой, исследовательской деятельности.
Так появилась идея создания проекта «От зернышка до каши»
Цель: Расширить представления детей о выращивании круп из злаковых культур, приготовлении из них каш и их пользе, значении для здоровья человека.
Задачи:
Расширить представления детей о продуктах, необходимых для приготовления каши, закрепить названия круп (пшеница, овёс, кукуруза, гречиха, рис).
Дать детям понятие о полезных свойствах каш и их значения для растущего организма.
Познакомить с историей возникновения каши, как о традиционном русском блюде.
Продолжать знакомить с профессиями людей связанных с выращиванием злаковых культур.
Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме. Закрепить умение соотносить существительное с прилагательными; упражнять в подборе слов – действий; развивать у детей связную (монологическую и диалогическую) речь, грамматический строй речи; фонематический слух.
Развивать познавательные и творческие способности, мышление, тактильные и сенсорные ощущения, мелкую моторику.
Формировать навыки сотрудничества при участии в проектной деятельности, умение взаимодействовать друг с другом и педагогом.
Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей дошкольного возраста дома.
Активизировать знания родителей о здоровом питании. Привлечь родителей воспитанников к участию в воспитательно – образовательном процессе согласно плану работы детского сада.
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
- определение объектов изучения;
- подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
- подбор пословиц и поговорок, загадок о каше;
- определение уровня знаний детей о злаках;
- постановка целей и задач проекта.
Основной этап.
Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное
внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех
образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
КАКОВА ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАШИ НА РУСИ?
Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо. Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «кашей».
КАКИЕ БЫВАЮТ КАШИ?
Из литературных источников, узнала, что разнообразию каш нет границ: манная, пшенная, кукурузная, овсяная, геркулесовая, гречневая, рисовая, перловая. А почему
«перловая»? Перл - жемчуг, а что общего у жемчуга с кашей, сваренной из ячменных круп? Но если присмотреться, то, действительно, разваренные крупинки сверкают как бусинки жемчуга. Вот откуда столь красивое название у вкусной каши из ячменной крупы. Каши на Руси делались трех видов в зависимости от соотношения зерна и воды: крутые (рассыпчатые, размазни (вязкие) и кашицы (жидкие).
ЧЕМ ПОЛЕЗНА КАША?
Каша, одно из древнейших блюд простое в приготовлении, вкусное и питательное, обладающее многими ценными свойствами, идеальный завтрак для всей семьи. Это полезный, питательный, вкусный и недорогой продукт. Очень полезно есть на завтрак каши. Начиная день с каши, вы насыщаете организм полезными веществами.
Образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | С родителями | |
Социально- коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Магазин»; Дидактические игры: «Помоги Маше сварить кашу» «Волшебное превращение зернышка» «Веселая фасоль» Лото «Каша - сила наша» «Волшебный мешочек» «Найди крупу, назови кашу»». . | Просмотр альбома «Как каша на стол пришла», | Участие в процессе приготовления каши. | |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность: • рассматривание картин и иллюстраций о разновидностях каши; Рисование -«Колосок» «Тарелка каши» Лепка -«Тарелка с гороховой кашей» Аппликация -«Горшочек вари» | Раскрашивание раскрасок. | Подбор иллюстраций о пользе каши. | |
Познавательное развитие | - «О пользе каши и здоровом питании» Занятие: Ознакомление с окружающим «Каша- сила наша» Рассматривание иллюстраций и репродукций: злаковые культуры продукты для изготовления каши, техника профессии людей сельского хозяйства просмотр мультимедиа прослушивание аудио сказок по теме «Чудо – мельница!» русская народная сказка. Исследовательская деятельность: Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Опытно – экспериментальная деятельность: «Проращивание зерен ржи, ячменя, овса» | Рассматривание зерен под лупой. д\и «Кто назовёт больше видов каши?» | Сбор картинок, пословиц, стихов о каше. | |
Речевое развитие | Речевое развитие. Словесные игры: «Образование относительных прилагательных» (упражнение в словообразовании прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу, согласование их с существительными), «Образование родственных слов». Чтение художественной литературы : Загадки, пословицы, скороговорки, приметы, стихи Чтение художественной литературы и просмотр мультимедиа: Н. Носов «Мишкина каша» Братья Гримм «Горшок каши» Р. н. сказка «Каша из топора» Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь» Викторина «Отгадай сказку» Занятие «Откуда каша к нам пришла на стол» | | Составление альбома «О пользе каши», Консультация «О пользе каши» Информация для родителей «Ай да каша пища наша» Совместные поделки с детьми |
Физическое развитие | | Хороводная игра «Раз два три наш горшок вари» | | |
Заключение
Дети получили представления о зерновых культурах, крупах и кашах, получаемых из них, о технологии приготовления каши.
Умеют различать и называть крупы по внешнему виду, на ощупь, каши по внешнему виду, на вкус.
Понимают значение каши в рационе питания человека.
Знают необходимость и важность труда людей, занятых в сельском хозяйстве.
У детей возрос интерес к совместной деятельности, у воспитанников появилось желание проявлять себя в творческой деятельности.
Продукт:
Конспекты занятия
Тактильная книга с элементами экспериментальной деятельности «Все о каше»
выставка детских работ «Умелые ручки»
Д/и «Какая каша»
Оценка результатов:
Считаю, что проект достиг цели. Дети научились узнавать, сравнивать, описывать крупы – тем самым развивая связную речь.
Воспитанники научились рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Познакомились с историей возникновения традиционного русского блюда – каша.
У детей появился интерес к совместной исследовательской деятельности, желание проводить опыты, узнавать больше об окружающем мире.
Сформировалось осознанное бережное отношение к своему здоровью, умение выбирать полезные продукты.
Дети узнали о полезных свойствах каш и их значимости для растущего организма.
Дошкольники приобрели опыт коммуникативного общения.
У родителей повысился уровень знаний в вопросах здоровьесбережения, правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
Список литературы
Иваничкина Т. А. (и др.) Развитие личности ребенка в проектной деятельности: познавательно – творческие, игровые, экологические проекты. [Текст]/Т. А. Иваничкина (и др.) – Волгоград, 2016 г.
Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. [Текст]/Е. А. Сыпченко – СПб., 2012г.
Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. [Текст]/ Т. А. Шорыгина - М., 2012г.
Приложения
Памятка для родителей
«О пользе каши»
Дети во всем копируют своих родителей – в отношении к миру и людям, в манере разговаривать и одеваться, в своих привычках и вкусовых пристрастиях. В том числе и в питании. А так как современный родитель давно полюбил западные блюда, пристрастился к суши, пастам, пиццам, полуфабрикатам и газированным напиткам, то же самое оказывается и в тарелке у детей.
Однако такие гастрономические пристрастия могут привести к самым плачевным последствиям.
Правильное питание – фундамент для здоровья!
Правильное питание – основа здоровья. Л.Н. Толстой писал: «Если бы люди питались только простой, чистой пищей, то они не знали бы болезней». Вспомните русскую пословицу «Щи да каша – пища наша»
Русский народ всегда отличался силой и здоровьем. Самым главным блюдом на столе была каша.Каша любимое блюдо сказочных героев и былинных богатырей.
Любая каша – это чрезвычайно полезный и к тому же диетический продукт. К основным достоинствам каш можно отнести то, что после тепловой обработки белок, содержащийся в крупе, отлично усваивается организмом. В крупах содержится большое количество углеводов, что делает кашу замечательным источником энергии.
Польза гречневой каши
Г
речневая каша обладает великолепным вкусом и имеет высокую питательную ценность.
Гречневая крупа богата витаминами группы В, РР, а также минеральными веществами: калием, фосфором, кальцием, марганцем, магнием и железом. В средне
в ней содержится 67% крахмала, 14% белков и 3% растительного жира.
К тому же гречневая каша имеет антитоксические свойства, и выводит из организма избыточный холестерин и ионы тяжелых металлов, она способна снижать риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, особенно ишемической болезни сердца. Одним словом – не каша, а природная мини-аптека.
Пользу организму приносит не только сама каша, также целебными свойствами обладают цветки и листья гречихи, богатые рутином, каротином и аскорбиновой кислотой.
Польза овсяной каши
К
аша из овсяных хлопьев также очень полезна,она зарекомендовала себя как диетическое средство.
В овсяной крупе содержатся 65% углеводов, около 12% белка и в 2 раза больше полезных растительных жиров, чем в гречневой крупе – 5,8%.
Каша из овсяных хлопьев несет в себе больше пользы, так как при обработке риса, пшеницы, гречки с них снимают оболочки и шлифуют зерна, а иногда и дробят. В результате теряются ценные пищевые волокна и биологически активные вещества.
А овсяные хлопья - это цельные зерна, в которых осталась наибольшая часть оболочки и зародыша.
Поэтому в их составе содержится масса полезных для здоровья веществ: витамины РР, В, С, клетчатка, магний, йод, марганец, калий, фосфор, фтор, железо, хром и другие.
Овсянка оказывает пользу для работы кишечника, и осуществляет контроль усвоения жира организмом. Овсяная каша подходит для питания при сахарном диабете и желудочно-кишечных заболеваниях. Сваренная на воде каша, помогает при диарее. Также овсянка полезна при мочекаменной болезни. С лечебной целью такую кашу едят при заболеваниях сердца и печени.
Диетологи рекомендуют овсяную кашу, так как она имеет низкий гликемический индекс, это означает, что каша усваивается организмом постепенно, позволяя долго не испытывать чувство голода. Специалисты считают, что такое питание наиболее полезно.
Польза каши из ячменя
Ячмень также очень питателен, содержит белки, углеводы, растительные жиры, ферменты, минеральные вещества и витамины А, Е, В,D.
Из ячменя вырабатывается два вида крупы – ячневая и перловая. Для приготовления перловой крупы зерна обдираются, шлифуются и дробятся. Они содержат 73% углеводов, 9% белка и чуть больше 1% жира.
Ячневая крупа готовится из дробленого, нешлифованного ячменя, поэтому содержание клетчатки в ней больше. Перловая крупа используется для приготовления вязких и рассыпчатых каш, а ячневая – для жидких и вязких.
Каши из ячменя оказывают пользу для пищеварительной системы. Большое количество клетчатки усиливает перистальтику кишечника. Ячменная каша хорошо справляется с запорами, метеоризмом, пищевыми интоксикациями, так как клетчатка быстро выводит из организма вредные вещества и токсины.
Ячменные каши полезны также при сердечно-сосудистых заболеваниях. Их регулярное применение, благодаря высокому содержанию калия, кремния и витамина В3, нормализует артериальное давление, улучшает работу сердца, является профилактикой атеросклероза.
Также ячмень полезен людям, страдающим ожирением и склонным к полноте.
Целесообразно включить в рацион ячменную кашу при таких заболеваниях, как малокровие, диабет, мочеполовые заболевания, артриты, артрозы, аллергические и грибковые болезни.
Польза пшенной каши
Пшено получают из проса, древнейшей зерновой культуры. Оно считается наименее аллергенной крупой, очень легко усваивается организмом, поэтому пшенная каша подходит даже для людей с очень чувствительным пищеварением.
П
шено содержит около 69% углеводов, 12% белка и 3 % растительных жиров. А также оно богато биологически активными аминокислотами и витаминами РР, В1, В2, богато фосфором и калием.
Пшенная каша оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, и способствует выведению из организма токсинов и антибиотиков.
Она благотворно воздействует при атеросклерозе, сахарном диабете и болезнях печени. А при заболеваниях поджелудочной железы рекомендуется съедать по тарелке пшенной каши в день.
При долгом хранении из-за сравнительно большого содержания жира крупа может прогоркнуть, поэтому перед варкой следует тщательно промывать ее горячей водой или замачивать в холодной воде, чтобы избавиться от характерного привкуса.
Польза манной каши
П
ольза каши из манной крупы неоспорима. Тибетцы утверждают, что после 40 лет необходимо каждый день съедать несколько ложек манной каши. Она отлично воздействует на кожу, мышцы, кости и желудочно-кишечный тракт.
В манке содержится очень много крахмала 73%, 11% белка, 7% жира и почти отсутствует клетчатка - 0,2%. Поэтому такая каша отлично усваивается, но она не подходит для маленьких детей.
В манной крупе содержится много витаминов В1, В2, В6, РР, Е, а также железа и калия.
Манная каша приносит пользу при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, инфаркте, в послеоперационный период, и заболеваниях, требующих легкоперевариваемой пищи.
Польза рисовой каши
По биологической ценности белка и содержанию крахмала рис занимает первое место – 77%. Также он богат витаминами группы В, Е и РР, а содержащаяся в нем фолиевая кислота, осуществляет профилактику малокровия.
Рисовая каша приносит пользу при заболеваниях пищеварительной системы, помогает при расстройстве желудка и диарее.
Какая каша не приносит пользы? Не ешьте кашу из пакетиков. Она не содержит витаминов, поэтому не приносит пользу для здоровья.
Сказки и стихи о хлебе
Сладкая каша
Жила-была бедная богобоязненная девочка; жила она со своею матерью одна, и есть у них стало нечего. Тогда вышла она в лес и повстречалась там со старухою, которая уже заранее знала, в чем ее горе. И подарила та старуха ей горшочек, да такой,
что ему стоило только сказать: «Горшочек, вари!» – и он начинал варить чудесную, сладкую кашу. А скажешь ему: «Горшочек, полно!» – и он тотчас же переставал варить. Принесла девочка свой горшочек к матери домой, и таким образом они от голода и бедности были избавлены и могли кушать сладкую кашу, сколько душе угодно.
Случилось однажды, что девочки не было дома, а ее мать возьми и скажи: «Горшочек, вари!» И стал он варить, и наелась она досыта; затем захотела мать, чтобы он не варил больше, да слово-то и позабыла…
А горшочек-то варит да варит: каша уж и через край вылезает, а он все варит; уж и кухня, и весь домик кашей наполнились, а затем и соседний дом, и вся улица кашей залиты, словно бы горшочек задумал наварить каши на весь белый свет. И беда для всех настала, и никто не мог той беде помочь. Наконец, когда уже изо всей деревни один только домик остался кашей не залит, вернулась девочка домой и только сказала: «Горшочек, полно!» – и перестал горшочек варить…
А наварил он столько, что, если кому надо было в город из деревни ехать, тот должен был себе в каше проедать дорогу!
Каша из топора
Шел старый солдат домой на побывку. Долго шел, притомился. Да и есть захотелось. Дошёл до деревни, постучался в крайнюю избу:
Дверь отперла старуха:
Заходи, служивый…
А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
Старуха богатая, да скупая, зимой льду не выпросишь:
Ох, добрый человек, сама сегодня ещё ничего не ела… Нет ничего!
Ну, на нет и суда нет, — говорит солдат.
Тут он приметил под лавкой топор без топорища:
Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить! Хозяйка руками всплеснула:
Как так из топора кашу варить?
Дай-ка котёл, покажу тебе, как кашу из топора варят.
Принесла старуха котёл. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево, попробовал.
Ну как? — спрашивает старуха.
Скоро будет готово, — отвечает солдат, — жаль, что вот соли нет.
Соль-то у меня есть, посоли. Солдат посолил, снова попробовал:
Эх, кабы сюда да горсточку крупы! Старуха принесла из чулана крупы:
Ну, на, заправь, как надо…
Варил, варил солдат, помешивал кашу. Глядит старуха, оторваться не может.
Ох, и каша хороша! — хвалит солдат, — кабы сюда да чуточку масла, вовсе было бы объедение!
Нашлось у старухи и масло, помаслили кашу.
Ну, бери ложку, хозяюшка! Стали кашу есть, да похваливать.
Вот уж не думала, что из топора эдакую кашу сварить можно! — дивится старуха.
А солдат ест, да посмеивается.
Про кашу
Жили старик со старухой, да так бедно жили, что есть у них было совсем нечего. Старушка возьмёт затопит печку, поставит горшок пустой в печь – большой-пребольшой – и приговаривает:
Лейся, вода, лейся, вода.
Глядь — а у ней уже полный горшок воды сделался. Тут она опять и приговаривает:
Гусни, хрясни, гусни, хрясни (каша чтобы густела, хрястела).
Вот у неё полон горшок и наварится каши-то. Сядут, поедят с дедушкой.
Один раз бабушка ушла в деревню на беседу. Дедушка сидел-сидел на печке — так ему каши захотелось поесть! Взял, затопил печку (как бабушка делала), поставил пустой горшок в печку и заторил:
Лейся, вода, лейся, вода.
До того доторил, что полна изба воды набралась. А второй-то приговор он и забыл. Как вспомнил – заторил сразу:
Гусни, хрясни, гусни, хрясни, – долго он так торил. У него всё в избе- то загусло и захрясло, кашей всё сделалось, испугался он.
Сидит дедка на печи и не знает, что делать. Взял ножик, взял полено для лучин у старухи, сидит на печи, делает лопату: кашу так есть.
А в это время старуха вернулась и колотится у двери (дверь-то он заложил).
Он отвечает:
Подожди, старуха, полну избу каши наварилось. Старуха за дверьми ругается.
Э, старый черт, открывай скорее дверь-то!
Обожди, старуха, вот сделаю лопату – отгребу, и зайдёшь кашу есть.
Ел старик кашу, ел, а она все не убывает. А старуха всё за дверьми сидит. Надоело ждать старухе. Опять кричит за дверью:
Открывай, старый черт, долго ли я ждать-то тебя буду?
Обожди, старуха, отгребу немножко – и зайдешь!
Сколько поел старик, а остальное лопатой отгрёб. Взошла старуха к старику на печку. Сделал старик лопату старухе и стали целую неделю кашу есть.
Сказка о гречневой каше
Один раз сел поросенок за стол и хотел тарелку гречневой каши съесть. К нему сзади потихоньку подкрался волк, который хотел съесть поросенка с гречневой кашей.
А к нему сзади неслышно подполз тигр, который хотел съесть поросенка и волка с гречневой кашей.
А к нему сзади подошел медведь, который хотел съесть поросенка, волка и тигра с гречневой кашей.
А к нему сзади подобрался слон (с подушками на ногах, чтобы не топать), который хотел съесть поросенка, волка, тигра и медведя с гречневой кашей.
А к нему сзади подлетела маленькая пчелка, села слону на хобот и глаза страшные сделала.
Ой, кто это?! — затрубил слон.
Ой, кто здесь?! — обернулся и заревел медведь.
Ой, кто здесь?! — обернулся и рявкнул тигр.
Ой, кто здесь?! — обернулся и взвыл волк.
Ой, кто здесь?! — обернулся и взвизгнул поросенок.
Ой, мамочки! — испугалась гречневая каша. Ой! Ой! Ой!
И все они кинулись от испуга в разные стороны. Так в тот день никто никого и не съел.
Дидактическая игра
«Помоги Золушке»
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимание. Оборудование: тарелки с разной крупой (горох и фасоль) Ход игры
Необходимо помочь Золушке выполнить задание злой мачехи, чтобы попасть на бал - мачеха перемешала всю крупу. Нужно её рассортировать (классификация, развитие мелкой моторики, внимания).
Хороводная игра
« Раз, два, три нашу кашу горшок вари».
Дети встают в круг. Это горшок. Молоком будет Степа, солью — Даша, сахаром
— Варя, крупой — Костя.
Как только услышите называние своего продукта — выходите в центр круга. Да смотрите не зевайте, а то каша у нас невкусная получится, если чего-то не добавим в нее.
Дети ходят по кругу взявшись за руки, воспитатель говорит слова:
Раз, два, три, кашу нам горшок вари!
Мы внимательными будем, ничего не позабудем! Наливаем молоко...
Мы внимательными будем, ничего не позабудем! Сыплем соль...
Мы внимательными будем, ничего не позабудем! Сыплем сахар...
Мы внимательными будем, ничего не позабудем! Насыпаем крупу...
Мы внимательными будем, ничего не позабудем! Все продукты поместили, каша варится «пых-пых!» Для друзей и для родных.
А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом! И попробуем-ка нашу вместе сваренную кашу!
Ее вместе поедим, всех, всех кашей угостим.
Ведь варилась-то «пых-пых!» для друзей и для родных.
Воспитатель: Молодцы, детишки, девчонки и мальчишки показали, как надо кашу варить.
Викторина «По сказкам».
Цель: вспомнить и закрепить название сказок, авторов и героев детских сказок; обогащать и активизировать словарь детей, воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку? ( Братья Гримм; «горшочек вари» и
«горшочек не вари»)
Сколько детей было у сороки - белобоки? (Пять)
Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с. )
4) Чем угощала Лиса Журавля? (манной кашей)
Из чего сварена каша, которой поп из сказки А.С, Пушкина кормил своего работник (Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы-с ломким колосом, т.е. пшеничная каша)
Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов? (ячменной, т.е. перловой.)
Пальчиковая гимнастика:
«Варись, каша»
Варись, варись, каша! Варись поскорее! (Водим указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Будем кушать кашу,
Станем мы сильнее. (Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки)
Пых-пых! Пых-пых! Станем мы сильнее. («Полочка» поднимаем, опускаем 2 р.
Показываем кулачки)
Угостим мы кашей Мышек под окошком, (Протягиваем ладошки вниз - в стороны. Показываем ушки)Песика Аркашку (Показываем лапки песика).
И кота Тимошку. (Выставляем лапки вперед по очереди) Да, да! Да, да! (4 хлопка)
И кота Тимошку (Лапки кота)
Кушайте на здоровье! (Развернутые руки вниз - в сторону)
«Угощение кашей»
Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.) К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)
Всех друзей угостим, (В правой ладошке мешают По тарелке дадим. указательным пальцем левой руки.)
Птичке-невеличке, (Загибают по одномуЗайцу и лисичке, пальчику на обеих руках.) Кошке и матрешке,
Всём дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)
«Мышкина каша»
Мышка-норушка Наварила кашки в кружке, По тарелкам разложила, Всю семейку пригласила. Раз, два, три, четыре, пять, Все мышата есть хотят!
«Сорока – Белобока»
Сорока - белобока кашку варила, деток кормила.
Этому кашки дала, этому дала,
этому дала,
этому дала, а этому не дала! Ты в лес не ходил,
дрова не рубил, печку не топил!
Загадки:
1 Эта каша витаминов полна, Хоть на вид она черна. (гречневая)
2.Ее любят маленькие дети,
Самая вкусная на свете. (манная) 3:Называют ее кашей красоты, Полюби ее и ты. (овсяная)
4 Белые зернышки во рту тают, О Китае вспоминают (рисовая)
5: Разваренные крупинки Сверкают словно жемчуга
Эта каша любимая моя (перловая)
6: Мелкие зернышки Напоминают солнышко,
Желто в горшке, сытно в горшке. (пшенная)
Игра «Доскажи словечко»
Отгадай загадку нашу
Не испортишь маслом (кашу)
Любимая и желанная Всем детям каша (манная)
Всем детям рост обеспечивает Полезная каша (гречневая)
Не спеша пережевываем Желтую кашу (пшенную)
За обе щеки уписываем Белую кашу (рисовую)
Силу дает и вес Богатырь (геркулес)
Я бегом бегу в столовую Кашу я люблю (перловую)
Завтрак мы заканчиваем Кашей вкусной (ячневой)
Ложки дружно облизали И спасибо всем (сказали)
Пословицы
Гречневая каша - матушка наша, а хлеб ржаной - отец наш родной.
Кашу маслом не испортишь
.3. Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
Гречневая каша сама себя хвалит.
Как заварил кашу, так и расхлебывай.
Разговорами каши не сваришь.
Семейная каша гуще кипит.
Щи да каша - пища наша
Скороговорка
Угощает Пашу Маша – Кушай, кушай Паша кашу
После каши простоквашу Станешь, крепче станешь краше
Приметы о каше
Всякое семя знает свое время.
Ранний пар родит пшеницу, а поздний метличку. 3.Сей ячмень, когда загудит слепень.
4.Молодые грачата кричат- -пора сеять овёс. 5.Когда на ёлке шишки красные сей ячмень. 6.Гречиху сей, когда трава хороша.
7.Когда распускается дуб – сей горох.
Стихи про кашу
Гречневая.
Это гречневая каша. Эту кашу любит Саша. Не бывает в поле тихо Если там растет гречиха.
Пчёлки на неё летят, Взять нектар они хотят .
Манная.
Наша каша хороша Для любого малыша. С маслицем, румяная, Наша каша манная.
Пшённая.
До чего вкусна она. Эта каша из пшена! Из чего взялось оно- Желтоватое пшено?
Проще нет для нас вопроса.
Знай: пшено – крупа из проса!
Овсяная.
Он не в дальних странах рос- Замечательный овёс!
Рос овёс у нас в округе,
А не где – ни будь на юге!
Рисовая
Сладкая, приятная Вкусная, пахучая
Белая, сыпучая, Гостья дорогая наша. Рисовая каша.
Фото занятий
П
роращиваем зерно
Занятие по рисованию «Колоски»
Рисование «Тарелка каши»
Лепка «Тарелка с гороховой кашей»
Аппликация «Горшочек вари»
Выставка творческих работ
Дидактическая игра «Какая каша»
Раскраски про кашу