СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект открытого урока по изобразительному искусству на тему: «ОБРАЗ ПРАЗДНИКА – МАСЛЕНИЦА»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект открытого урока по изобразительному искусству  на тему: «ОБРАЗ ПРАЗДНИКА – МАСЛЕНИЦА»

Просмотр содержимого документа
«Проект открытого урока по изобразительному искусству на тему: «ОБРАЗ ПРАЗДНИКА – МАСЛЕНИЦА»»

МБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю.Н.












ПРОЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

в 5 «А» классе

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 НА ТЕМУ:

«Образ праздника – МАСЛЕНИЦА»

Дата проведения: 02.03.2021 г.









Разработала учитель технологии

Чепрасова Наталья Викторовна
















г. Сорск – 2021

45 минут

02.03.2021г.


Тема урока: Сюжетная композиция.

Образ праздника - «Масленица»


Предмет: Изобразительное искусство

Возраст учащихся: 5А класс

Тема урока: Сюжетная композиция. Образ праздника - «Масленица»

Цель урока:  создание художественного образа русского народного праздника Масленица.

Форма урока: получение новых знаний;  тип урока - комбинированный

Цели: а) обучения – ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

б) развития – создавать условия для активизации учащихся в поиске индивидуальных вариантов композиции «Широкая масленица».

в) воспитания – прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся представлений о народных праздниках.

2. Развивать умения построения сюжетной композиций по впечатлению.

3. Воспитывать интерес к русской народной культуре и традициям русского народа.

Оформление доски: репродукция Б. М. Кустодиева «Масленица», рисунки учащихся, новые слова.

Оборудование: презентация «Масленица», таблички со вспомогательными словами, проектор, экран, магниты.

Материалы: лист А4, простой карандаш, гуашь, кисти, баночка с водой.


Ход урока:

  1. Орг. Момент (1-2 мин.) Отметить отсутствующих на уроке.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости!

На прошлом уроке мы с Вами ребята выполняли «сюжетную композицию», познакомились с работами известных художников на тему героизма. Тема подвига «Они сражались за Родину» Вспомним картину художника Александра Александровича Дейнеки «Оборона Севастополя», и мы с Вами выполнили карандашом наброски, зарисовки с картины…

Сегодня у нас очень интересная тема и мы поговорим о замечательном празднике.

А о каком, вы  узнаете, когда послушаете такие строки:


Как на этой на неделе из печи блины летели.

С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!

Угощайся, угощай! Всем блиночков подавай!

С пылу с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте!


Так какой же это праздник, который широко праздновали на Руси? Правильно, Масленица.

  1. Новая тема (10-15 мин.)

Тема нашего урока: Образ праздника - «Масленица». Откроем учебник страницу 100-101,

!!! (первая страница презентации)

У нас в стране отмечают много замечательных праздников. Есть праздники государственные (День защитника Отечества, День Победы, День Рссии, День народного единства и т.д), национальные (2021 год в РХ объявлен годом хакасского эпоса), религиозные (церковные праздники - Рождество Христово, Пасха и т.д. ), Семейные ( дни рождения, именины, свадьбы.). Многие из них нашли своё отражение в картинах художников. Один из любимых праздников на Руси Масленица – проводы Зимы.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)!!!!..........................................................................................


(Понедельник – встреча - делали куклу Масленицу наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями дети. Начиная с этого дня,  дети каждый день катались с гор.

Вторник – заигрыш – дети и взрослые ходили от дома к дому поздравляли с праздником и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.

Среда – лакомка – в этот день тёщи приглашали зятьёв на блины. С этого дня катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга целыми семьями.

Четверг – широкий, разгуляй – четверток – в этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощались блинами.

Пятница – тёщины вечера – тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели песни и плясали.

Суббота – проводы масленицы – куклу Масленицы провозили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых все пели. Шутили, плясали.

Воскресенье – прощённый день – это были проводы масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Многие думают, что сжигают чучело масленицы, но это не так, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! А пепел развевали над полями – «богатый урожай». Просили прощения и прощали друг другу все обиды. В прощённое воскресенье,  просили прощения даже если никого не обидели и у незнакомых тоже. Так заканчивалась масленичная неделя. Открываем словари, запишем новые слова: Масленица, Комоедица, седьмица. 

А чтобы она на следующий год пришла, пели песню:

                 Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!

        Масленица, воротись! В новый год покажись!)


Посмотрите, какими яркими красками изобразил художник Б. М. Кустодиев «Масленицу» на своей картине как (весело отмечали праздник. стр 100 -101)

  1. Практическая работа. (20 -25 мин.)

Итак, сейчас ребята вы должны составить композицию о праздновании этого праздника, где можете показать любой сюжет, который вам больше всего понравился во всём праздновании Масленичной неделе. В помощь вам на партах лежат изображения различных сюжетов, вы можете их использовать в своих эскизах. (Можно нарисовать чучело Масленицы. Рисуем круг, пояс, юбку, фартучек, руки в разные стороны именно из слоломы…Раскрашиваем яркими цветами желтым цветом-символ Масленицы, оранжевым…Рисуем яркий рисунок…)

Сегодня вы сделаете карандашный рисунок, подберёте цветовую гамму (взаимосвязанные оттенки цветов) и колорит (гармоничное сочетание, взаимосвязь цветов, тональное объединение различных цветов в картине…), соответствующие праздничному настроению. Напоминаю у вас должно быть два плана передний, где главные герои вашей композиции (например Масленица) и задний  - дальний (деревья, может быть деревня…), не забудьте на переднем плане предметы больше по размеру, а в дали меньше. Приступаем к работе...


Выполнение учащимися практической работы под веселые русские народные песни.

Включить в компьютере музыку не громко ……

Помощь ученикам в выполнении задания…


Учитель: А сейчас проверим, какие вы были внимательные на уроке:

  1. С какими новыми словами вы познакомились? (масленица, Комоедица, седьмица)

  2. Как называли понедельник- встреча

Вторник – заигрыш

Среда – лакомства

Четверг – широкий разгуляй

Пятница – тёщины вечера

Суббота – проводы Масленицы

Воскресенье – прощёное воскресенье (прощённый день).

--А зачем мы с вами изучаем традиции нашего народа. Зачем мы празднуем праздники, которые придумали наши предки?

Дети: ………

Учитель:

-- И действительно, без праздников нам бы жилось скучно и неинтересно. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляем мы его, может быть, и чуточку по-другому, но остается самое главное – радость, чувство общности с людьми и память о наших корнях.



Вы сегодня прекрасно поработали, а теперь посмотрите у Вас ребята на краю парты лежат ДВА РАЗНЫХ КРУЖОЧКА…. Зеленый кружочек означает, что Вам понравилось не всё на уроке; Желтый кружочек – если Вам понравился урок, было интересно и узнали много нового….

Теперь покажите мне и поверните друг к другу.

Учитель: - Замечательно!

  1. Итог урока (1 – 2 мин.)

Учитель: - Значит, урок Вам понравился? Да? Молодцы! Спасибо за урок! До свидания!

Оценки за урок.

На следующий урок не забыть краски для работы цветом.

Всем спасибо! Урок окончен…