Проект «Первые шаги в науку»
Аннотация проекта
С малых лет человек должен познавать природу, учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Данный проект школы для детей на базе МБОУ «2 Хомустахской средней общеобразовательной школы им.Е.П.Сивцева» при методическом объединении учителей начальных классов «Первые шаги в науку» расширяет образовательные горизонты учащихся начальной школы и 5 класса. Помогает им овладеть начальными формами исследовательской деятельности по изучению природного мира родного края, научиться ухаживать за растениями пришкольного участка, приобрести опыт социальной и межкультурной коммуникации. В его реализации примут участие педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов, родители.
Особенностью проекта является использование различных технологий (ТРИЗ, ИКТ, АРТ- педагогики и т.д.) для комплексного воздействия на сферы личности ребенка, пробуждение его творческого и интеллектуального потенциала.
Проект ориентирован на долгосрочную перспективу, т.к. школьники продолжат обучение на базе МБОУ «2 Хомустахской средней общеобразовательной школы им.Е.П.Сивцева» по программе внеурочного занятия «Я - исследователь».
Описание проекта
Введение ФГОС предусматривает овладение младшими школьниками основами проектной деятельности. В нашей школе нет условий для проведения эколого - биологических занятий с детьми начальной школы. Поэтому разработана новая образовательные программа внеурочных занятий «Я - исследователь», которая направлена на формирование исследовательского поведения, как одного из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Это позволит развить природную любознательность детей, способность самостоятельно мыслить, создаст условия для самореализации личности.
При школе находится база по коневодству, в участке «Үүнэр» есть подсобное хозяйство, где есть утки, коровы, бараны. К сожалению, ни разу не провели туда ознакомительные поездки – экскурсии учащихся начальных классов. Экскурсии позволят познакомить детей с разведением скота, расширили бы кругозор, мотивировали бы учащихся на исследовательскую деятельность. Недостаточно внимания уделяется с ознакомлением работы пришкольного участка.
Данный проект как раз и направлен на решение выше перечисленных проблем, создание условий для развития детской одаренности, исследовательской проектной деятельности учащихся начальной школы.
Целью данного проекта является организация работы МО учителей начальных классов в обеспечении условий для развития личности учащихся начальных классов, в усвоении ими представлений о взаимосвязи природы и человека, в овладении способами взаимодействия с окружающей средой. Эта работа будет осуществляться через исследовательскую поисково-познавательную деятельность, протекающую в форме экспериментальных действий. В процессе разных форм работы, обеспечивается мироведение детей, их личностный рост. Проект рассчитан на 2 года, включает в себя несколько этапов реализации (подготовительный, внедренческий, обобщающий этапы). При подтвержденных позитивных результатах в дальнейшем эта работа будет продолжаться в средних и старших ступенях. Планируется на основе проекта наработать программно-методические материалы по взаимодействию школы с семьей, педагогами дополнительного образования. Для реализации проекта создана инициативная группа МО учителей начальных классов.
Задачи:
1. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
2. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование;
3. Создать и внедрить модель процесса развития устойчивого познавательного интереса и ис-следовательской активности в поисково – исследовательской деятельности школьников;
4. Удовлетворить любознательность детей в процессе активной познавательно исследователь-
ской деятельности;
5. Помочь детям овладеть основополагающими культурными формами упорядочения опыта;
6. Расширить представления детей об окружающем мире;
7. Развивать ученика в социально-личностном направлении;
8. Сформировать у родителей мотивацию к работе с детьми над развитием познавательной активности.
Предполагаемые результаты:
в отношении детей:
положительная динамика интеллектуальной компетентности школьников;
повышение уровня развития любознательности;
обладание исследовательскими умениями и навыками;
повышение уровня развития познавательных процессов;
речевое развитие;
развитие личностных характеристик;
умение представить и защитить проект.
в отношении родителей:
расширение включенности семьи в процесс развития исследовательского поведения детей – как внутреннего ресурса раскрытия их способностей и одаренности;
повышение родительской ответственности за процесс и результаты развития личности
собственного ребенок;
Методические приемы обучения:
информационно-познавательный:
беседа, объяснение, уточнение, сравнение, анализ, вопросы и др.;
игровой:
создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, квест и др.;
наглядный:
иллюстрации, показ, презентации и др. ;
практический:
выполнение практических действий детьми.
Этапы работы:
I этап. Подготовительный (организационный):
Изучение и анализ методической литературы по теме;
Составление планирования детской экспериментальной деятельности;
Подбор основного оборудования и материала
II этап. Внедренческий
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности;
Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей
III этап. Обобщающий
Определение эффективности проведённой работы;
Анализ полученных результатов;
Обобщение результатов деятельности на педагогическом совете, презентация.
На 1 этапе работы будут изучаться материалы, в которых даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности. Анализ методической лите-
ратуры по данной теме, выявил ряд предполагаемых достоинств экспериментальной деятель-
ности с детьми, а именно:
более глубокое усвоение предметного содержания;
высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
развитие творческого мышления;
большое количество идей, их глубина, оригинальность;
эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.
Будет составлен план детской экспериментальной деятельности. Будет осуществляться подбор основного оборудования и материала. Было решено - в работе использовать обычное бытовое, игровое и лабораторное оборудование.
На 2 этапе реализации опыта будет проводиться комплекс мероприятий с детьми и родителями по экспериментальной деятельности и реализоваться комплекс мероприятий с детьми и родителями по экспериментальной деятельности.
Мероприятия
1. Занятия – эксперименты.
2. Выставка «Изучаю, экспериментирую, делаю» (детско-родительское творчество).
3. Консультации родителей по детскому экспериментированию: «Организация эксперименталь-
ной работы».
4. Походы, экскурсии.
3 этап включает в себя анализ эффективности реализации опыта.
Мониторинг овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Создание сборника-альбома по детскому экспериментированию (сотворчество родителей и педагогов), исследовательских проектов.
Целевая группа проекта
Проект направлен на учащихся 3-5 классов, часть которых занималась во внеурочных занятиях «Я - исследователь» (1 -2 кл) и детей, не посещавших эти занятия. Выгоду от проекта получат не только дети, но и их родители и учителя.
План выполнения проекта
Матрица проекта (План выполнения проекта) |
Элементы стратегии проекта | Стратегия проекта | Индикаторы достижения |
1. Стратегическая цель | Формирование научно- познавательного интереса школьников к эколого- биологическим наукам через исследовательскую и творческую деятельность | |
2. Цель проекта | Проведение внеурочных занятий учащихся 3-5 классов «Первые шаги в науку» | Внеурочные занятия для учащихся 3-5 кл. «Первые шаги в науку». |
3. Задачи проекта | 1. Подготовить и оснастить учебный кабинет для проведения занятий – лабораторных практикумов. | За период 2017-2018 учебного года приобрести оборудование для внеурочных занятий «Я - исследователь» . |
2. Открыть летнюю эколого- биологическую школу «Первые шаги в науку» для учеников начальной школы. | К 5 июня 2018 г. будет проведена 2-х недельная профильная летняя эколого- биологическая школа |
3. Провести конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Первые шаги в науку». | В апреле 2018-2019 уч. г. провести конкурс проектов младших школьников «Первые шаги в науку» с вручением Дипломов. |
4. Выпустить сборник - альбом исследовательских проектов учащихся начальных классов и 5 кл. «Юный исследователь». | К 20 апреля 2019 г.провести презентацию сборника-альбома исследовательских проектов учащихся начальных классов и 5 кл. |
4. Деятельность по проекту | Задача 1. Провести конкурс исследователь ских работ и творческих проектов младших школьников «Первые шаги в науку». Будет разработано Положение о конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Первые шаги в науку». Регистрировать заявки на участие в конкурсе. Будет проведен конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Первые шаги в науку. | Подготовить Положение о проведении конкурса, март 2019 г. К 5 апреля 2019 г. будут получены заявки от участников проекта и распределены по номинациям конкурса. 10 апреля 2019 г. Будет проведен конкурс проектов младших школьников «Первые шаги в науку» с вручением Дипломов. |
Задача 2. Подготовить и оснастить учебный кабинет проведения занятий – лабораторных практикумов Приобрести оборудование для использования ИКТ в исследовательских работах, опытах, экспериментах.. Приобрести лабораторное оборудование (покровные и предметные стекла, чашки Петри, наборы для препарирования и настольные лампы для проведения наблюдений на микроскопах. Проведести рабочие совещания о проектной деятельности младших школьников для педагогов- участников проекта, родителей | . До марта-апреля 2018 г. приобрести лабораторное оборудование на основе заказа 2017-2018 уч.г. |
Задача 3. Провести летнюю эколого- биологическую школу «Первые шаги в науку» для учеников начальной школы Будет проведено праздничное открытие профильной группы. Проведены на основании расписания занятия по экологии ( с включением лабораторных занятий, практикума на опытном участке), изобразительной деятельности, мультипликации, культуре общения, ТРИЗ, туризму. экологическому театру. Будут проведены 2 однодневных похода на природу. Педагоги поведут инструктаж по технике безопасности, возьмут медицинскую аптечку и школьный автобус Будет осуществлена на основании предварительной договоренности с научным руководителем поездка на участок «Үүнэр» Автобус – школьный по договору с директором школ. Будут проведены интеллектуальные игры, просмотр научно- популярных фильмов и досуговые развлекательные мероприятия. Пройдет праздничное закрытие группы с защитой разработанных творческих проектов. | 5 июня 2018г.- педагоги – организаторы проведут праздник , посвященный открытию профильной группв. К 25 июня завершатся занятия в профильной летней группе. Пройдут все запланированные занятия педагогов в соответствии с расписанием. К 15 июня 2018г. пройдут 2 похода. К 20 июня 2018 г. школьники станут участниками экскурсии . 25 июня 2018 г. пройдет праздник закрытия профильной летней группы «Первые шаги в науку». Участники представят творческие проекты (групповые и индивидуаль-ные), выполненные во время занятий в в летней группе. Всем детям будут вручены сертификаты и буклеты. |
Задача 4. Подведены итоги деятельности профильной школы. Проведено информирование о проекте в СМИ. Выпущен сборник-альбом исследовательских проектов «Я - исследователь». 1.В течение всего времени работы будет проводиться анкетирование детей, педагогов, участников проекта; фото и видеосъемка занятий, походов и праздников. 2.Будет подготовлена информация в СМИ, на сайт школы. 3. На педсовете руководителем будет представлен сборник-альбом исследовательских проектов «Я - исследователь» 4. Руководитель подготовит аналитический отчет для представления в администрацию школы. | В апреле 2019 г. будет выпущен сборник-альбом исследовательских проектов «Я - исследователь.» 25 мая 2019 г. состоится презентация проекта на методсовете. 25 июня 2019 г. |
5. Ресурсы | 1.Человеческие: команда проекта, партнеры по проекту. 2. Рекреационные – места проведе ния туристических походов, пришкольный участок 3. Информационные и коммуникационные 4.Транспортные 5.Финансовые | |