П Р О Е К Т «ПИШЕМ ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ»
Руководитель проекта: Орлова Зарина Владимировна
Класс: 2 «А»
Название образовательного учреждения: МБОУ г. Кургана «СОШ №23»

Оборудование: конверты, открытки, почтовый ящик, карточки с правилами переписки «Проверь себя», таблица «Схема текста письма»; презентация «Великий Устюг», медиапроектор.
Цели проекта:
познакомить учащихся со значением переписки вы жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности; правилами и вежливыми формами переписки;
помочь учащимся осознать социальную значимость изучения темы;
способствовать развитию у детей творческой инициативы и мышления, формирования чувства гармонии и красоты, милосердия и любви;
содействовать формированию у детей не потребительского отношения к Деду Морозу, а желания обратиться к нему как к лучшему другу, советчику и т.д.;
способствовать осознанию ценностей совместной деятельности, формированию коммуникативной культуры.
Планируемые результаты: учащиеся научатся письменно излагать свои мысли, писать письма.
Этапы | Деятельность |
1.Выбор темы | В ноябре началась работа над творческим проектом с выбора темы «Напиши письмо Деду Морозу». Она достаточно емкая, поэтому дети смогли выделить в ней несколько микротем: «Великий Устюг – родина Деда Мороза»; «История почтовой службы»; «История появления конверта»; «Правила переписки»; «Письмо как разновидность текста»; «Что я знаю о своем крае»; «История домов и улиц нашего города». |
2.Сбор информации | Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирали интересующие их сведения, фиксировали, готовили к использованию в проектах. Основные виды представленной информации – записки, рисунки, вырезки из газет или ксерокопии текстов и изображений, фотографии, письма, открытки. Был проведен урок развития речи на тему «Я к вам пишу…», на котором дети познакомились с письмом как разновидностью текста и со значением переписки в жизни людей. |
3.Реализация проекта | На этом этапе учащиеся оформляли выбранные ими проекты, сочетая действия в школе и вне школы. |
4. Отчёт по выбранным проектам | Творческими группами детей были проведены устные журналы и презентации: На классном стенде постоянно обновлялась рубрика «Это интересно». Приняли участие в школьном конкурсе «Новогодняя игрушка» |
5.Подведение итогов | Подведение итогов работы проводилось на уроке развития речи «Напиши письмо Деду Морозу». |
Проект нацелен на знакомство учащихся со значением переписки в жизни людей; письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки. В результате работы над проектом дети приобретут знания о социальной значимости изучения данной темы, положительные эмоции помогут развитию у учащихся ценностных отношений к окружающей действительности, формированию коммуникативной культуры и желания поздравить и обратиться к Деду Морозу как лучшему другу.
Актуальность: Тема данной проектной работы значима и доступна. Она положительно влияет на расширение кругозора детей и формирование познавательного интереса, способствует активному участию каждого ребёнка в реализации задач проекта.
Предварительная подготовка: В ноябре началась работа над творческим проектом с выбора темы «Напиши письмо Деду Морозу». Дети смогли выделить в ней несколько подтем по своим интересам: • «Великий Устюг – родина Деда Мороза»; • «История почтовой службы» • «Правила переписки».
Сбор информации: Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирали интересующие их сведения, фиксировали, готовили к использованию в проектах.
Основные виды представленной информации – записки, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений, письма, открытки. Кроме того, был проведен классный час на тему «Я к вам пишу…», на котором дети познакомились с письмом как с разновидностью текста и со значением переписки в жизни людей.
План реализации проекта: • Классный час «Я вам пишу…» (с презентацией)
• Творческий отчёт учащихся по выбранным темам: «Великий Устюг – родина Деда Мороза»; «Правила переписки».
Предполагаемый результат: • Способствовать развитию у детей творческой инициативы и мышления, формированию чувства гармонии и красоты. • Развитие коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми. • Формирование выражать свои мысли. • Создание праздничной атмосферы. • Формирование ценностного отношения к окружающему миру.
Защита проекта: Ход защиты:
1. Организационный момент:
2. Актуализация знаний:
Снегом все запорошило-
И деревья, и дома.
Это значит наступила
Белоснежная зима!
Все поют и веселятся,
Водят шумный хоровод,
Потому что скоро праздник.
Что за праздник ? Новый год!
- Да, приближается праздник, который любят и взрослые, и дети.
- Ребята, а вы любите Новогодний праздник? За что?
- Каждый год, по доброй традиции, мы достаем из коробки елочные игрушки и украшаем красавицу – елку. Приятно в Новый год дарить подарки родным, близким, друзьям.
Наши окна кистью белой
Ночью он разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем да как крикнем:
- Здравствуй, … (Дедушка Мороз)
Песня «Российский Дед Мороз»
- А почему все дети так ждут прихода Деда Мороза?(приносит подарки)
- А как он узнает, что принести в подарок тому или иному ребенку? (дети пишут письма)
3. Постановка учебных задач.
- Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
4. Работа по теме урока.
- Сегодня на уроке мы научимся правильно, красиво составлять письма Дедушке Морозу.
- А что такое письмо?
В словаре С.И.Ожегова:
Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
- С какой целью люди пишут письма?
«Письмо - беседа, посылаемая от одного лица другому». В. Даль
- Письма можно писать друзьям, близким, родственникам. Их пишут для того, чтобы сообщить что-нибудь, рассказать о себе. То есть письмо – послание одного человека другому, который находится на расстоянии друг от друга.
а) Откройте учебник на стр. 129 и прочитайте письмо девочки Лизы.
- Кому писала письмо девочка?
- Почему это письмо самое важное за весь год?
- Почему Дед Мороз улыбнулся?
- Какие события могли происходить в царстве Деда Мороза?
- Что нашла Лиза под ёлкой в новогоднюю ночь?
- Скромная ли Лиза? (Да, она не просит большого дорогого подарка).
б) Подготовка к написанию письма.
О чем мы можем написать в письме Деду Морозу?
о себе, о школьных делах;
о своих увлечениях и занятиях;
можно поздравить с праздником.
1) Ребята, писать письмо на обрывке бумаги или листочках, вырванных из тетради – это признак дурного тона. Письма пишут на аккуратном листочке бумаги. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком.
2) Письмо лучше писать от руки (деловые письма –печатаются).
3) Письмо следует писать разборчиво, грамотно, аккуратным почерком, без исправлений. Умение разборчиво писать – первое правило вежливости
4) Письмо необходимо строить по схеме.
Рассмотрим части письма.
1 часть - приветствие
2 часть – сообщение о себе
3 часть – добрые пожелания
4 часть – концовка
№ | Возможные части текста письма | Примеры |
1 | Приветствие и обращение | Здравствуй, дорогой Дедушка Мороз! Добрый день, уважаемый Дед Мороз! |
2 | Сообщение о себе | Пишет Вам… Меня зовут … Я хочу рассказать Вам… У нас много новостей, расскажу обо все по порядку. |
3 | Вопросы адресату и добрые пожелания | Как Вы живете? Как Ваше здоровье? Какие у Вас новости? Желаю Вам… |
4 | Концовка и подпись Дата и место написания | До свидания. До скорой встречи. С уважением к Вам… 12 декабря 2013 года Республика Коми, город Сосногорск |
Рассмотрим подробнее каждую часть письма.
1 часть - Приветствие.
- Какими словами мы можем поприветствовать Деда Мороза
Здравствуй
Добрый день
Уважаемый
Любимый
Дед Мороз
Дедушка Мороз
- Обратите внимание на слова – Дед Мороз и Дедушка Мороз пишутся с заглавной буквы. Поприветствовали Дедушку Мороза, далее нужно сообщить о себе.
2 часть – Сообщение о себе.
Представьтесь Деду Морозу, коротко расскажите о себе. Чем любите заниматься, где учитесь и чему вы уже научились в школе.
о себе
о своем селе
о семье
о друзьях
об увлечениях
- Обо всем можно не рассказывать, выберите самое главное, самое интересное.
3 часть – Добрые пожелания.
В этой части можно спросить о чем-нибудь самого сказочного волшебника. Например:
Как Вы поживаете?
Как Ваше здоровье?
Какие у Вас новости?
- Может кто поделится с Дедом Морозом самым сокровенным, своей заветной мечтой. А ведь Дед Мороз - волшебник, и, если верить в чудо, то мечта непременно сбудется.
И наконец, 4 часть – Концовка, где мы прощаемся с Дедом Морозом . Закончим письмо словами прощания.
- Как можно попрощаться?
До свидания
До скорой встречи
С уважением …
Здесь же можно передать через Деда Мороза привет его помощникам и внучке Снегурочке. А далее указать, кто написал письмо:
Фамилия, Имя.
Дата и место написания.
Динамическая пауза
Игра «Кто такой Дед Мороз?»
- Устали? Поиграем в игру «Кто такой Дед Мороз?». Встаем в круг.. Ваша задача в конце каждого предложения, если вы согласны говорить «ДА» и хлопать в ладоши, если не согласны говорить «НЕТ» и топать ножками.
Дед Мороз известен всем! Верно?
Он приходит ровно в семь! Верно?
Дед Мороз - старик хороший! Верно?
Носит шляпу и калоши! Верно?
Скоро Дед Мороз придет! Верно?
Он подарки принесет! Верно?
Дед Мороз боится стужи! Верно?
Со Снегурочкой он дружит! Верно?
Что ж ответы даны на вопросы,
Знаете все вы про Деда Мороза.
- Теперь только осталось ждать встречи Нового года и верить, что ваша заветная мечта, которой вы поделились с Дедом Морозом в письме, сбудется. А еще, чтобы она сбылась, нужно хорошо учиться, помогать дома старшим, защищать и не обижать младших. А Дед Мороз, судя по вашим делам и поступкам, по вашим успехам в учебе, постарается, чтобы ваша мечта осуществилась.
5. Рефлексия.
Хлопните в ладоши над головой те ребята, которые согласны с утверждением:
Я узнал много нового о Дедушке Морозе.
Я понял, что Новый год – праздник добра.
Я узнал, что и как писать Деду Морозу.
Захотелось творить, рисовать, сочинять.
Урок мне запомнится надолго.
Урок оставил меня равнодушным.
6. Подведение итогов урока.
- Чему учились?
- Зачем сейчас этому учиться?
Дома вы напишите и украсите свое письмо. В классе мы научимся правильно оформлять конверт.
Домашнее задание.
- Пишите письма! Сейчас письма вытеснены сотовым телефоном, скайпом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – этом старинном способе общения людей. И пусть письмо, написанное вами в адрес сказочного героя или друга, станет доброй традицией вашего дома, вашей семьи.
- Спасибо всем за работу. Пусть сказка, волшебство, чудеса наполняют вашу жизнь добротой, улыбкой, теплотой.
Приложение
План письма следующий:
Поздоровайтесь с Дедом Морозом
Расскажите вкратце о себе: как вас зовут, сколько вам лет или годиков, где и с кем вы живете, чем увлекаетесь (дед Мороз очень любит читать такие письма).
Обязательно укажите, какие добрые и хорошие поступки вы совершили в этом году
Дальше можно перейти к той части, в которой вы будете говорить о своих желаниях и просьбах к Деду Морозу
Не забудьте попрощаться и пожелать дедушке здоровья и долгих лет жизни!
АДРЕС ДЕДА МОРОЗА:
162390,
КУДА: Вологодская обл,
г. Великий Устюг,
КОМУ: Деду Морозу.


