Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Агалатовский центр образования»
«ПИШИТЕ, ИЗУЧАЙТЕ, НО ГЛАВНОЕ – ЧУВСТВУЙТЕ…»
Автор проекта:
Рыжкина Наталья Сергеевна 11 «Б»
Руководитель проекта:
Никитина Лариса Петровна
Д.Агалатово
2019
Паспорт проекта
| Название проекта | «Пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!» |
| Автор проекта | Рыжкина Наталья Сергеевна |
| Руководитель проекта | Никитина Лариса Петровна |
| Название образовательной организации | МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО» |
| Год разработки проекта | 2019-2020 |
| Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: | МХК, ИЗО |
| Тип проекта | Творческий |
| Проблема (гипотеза для исследовательского проекта) | Освоение новых знаний |
| Цель проекта: | Создание художественного произведения в стиле И. Левитана |
| Задачи проекта: | 1.Изучить творчество И.Левитана 2.Изучить технику 3.Отобрать произведение И.Левитана для подражания 4.Выбрать технику 5.Создать творческую работу в стиле И. Левитана |
| Аннотация проекта | Работа содержит 26 страницы. Проект о творчестве Левитана. Проект дает возможность получить новые знания о жизни и творчестве И. Левитана. |
| Форма продукта проекта | Картина |
| Презентация (представление проекта) | Наглядная демонстрация |
| Осмысление и оценка проекта | Цель достигнута. Получены новые знания о стиле и творчестве И. Левитана. Процесс создания картины благодатно влиял на эмоциональную сферу обучающегося. |
| Необходимое оборудование и ресурсы | Компьютер, интернет ресурсы, видеоролики, кисточки, масленые краски, разбавитель, холст, лак |
Содержание
Введение………………………………………………………………..5 стр.
I. Теоретическая часть…………………………………………………6 стр.
1.1.Биография художника……………………………………………..6 стр.
1.2. Периоды творчества художника…………………………………7 стр.
1.3. Картина, выбранная мной для подражания…………………….16 стр.
II. Практическая часть……………………………………………......19 стр.
2.1. Выбор темы картины…………………………….........................19 стр.
2.2. Создание эскизов и набросков рисунка……………………......20 стр.
2.3. Поэтапное создание картины…………………………………...21 стр.
Заключение………………………………………………………........25 стр.
Используемая литература……………………………………………26 стр.
Приложения
Введение
Я выбрала этот проект, потому что люблю рисовать, особенно пейзажи. Захотелось попробовать нарисовать одну из работ Исаака Левитана. Это стало освоением новых для меня знаний, т.е. проблемой проекта.
Я выбрала художника Левитана, потому что мне стало интересно узнать о нём, о его работах, с каким настроением он подходил к каждой работе. Очень люблю картины этого художника. От них веет чем-то родным, близким. Смотришь на его полотна и чувствуешь такую гармонию, умиротворение. Эта природа вечна. Она так прекрасна, что хочется попасть туда и смотреть, смотреть.
Художник, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе. И трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям с открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, удивительную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу, не подпадут под обаяние его редчайшей способности передавать все оттенки, все особенности русской природы.
Цель проекта:
создание художественного произведения в стиле Исаака Левитана
Задачи проекта:
-изучить творчество И. Левитана
-изучить технику
-отобрать произведение И. Левитана для подражания
-выбрать технику
-создать творческую работу в стиле И. Левитана
I. Теоретическая часть
1.1.Биография художника
Исаак Левитан родился недалеко от железнодорожной литовской станции Кибарты в образованной, но бедной еврейской семье. Его отец Илья Левитан — раввин по образованию — оставил религиозный путь и стал учителем иностранных языков, работал кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Семья, в которой было четверо детей (два мальчика и две девочки), жила очень бедно. В поисках лучшей жизни Левитаны в конце 1860-х годов переехали на окраину Москвы. Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В училище Исаак Левитан подружился с Константином Коровиным, Михаилом Нестеровым, Алексеем Степановым. Его учителями были Василий Перов и Василий Поленов, большое влияние на юного художника оказал преподаватель Алексей Саврасов. Именно его наставление — «пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!» — Исаак Левитан сделал девизом своего творчества. Уже в конце 1870-х годов Левитан начал писать свои пейзажи, на которых он не только изображал природу, но и выражал собственные чувства.
В середине 1880-х годов у Исаака Левитана обострилась болезнь сердца. Получив деньги за декорации в Московской частной русской опере мецената Саввы Мамонтова, художник в 1886 году отправился на лечение в Крым.
В 1890 г. Павел Третьяков купил у тринадцатилетнего Исаака Левитана 2 картины – «Вечер. Золотой плёс» и «После дождя. Плёс» - по 1000 рублей каждую.
В конце 1889 — начале 1890 года Исаак Левитан впервые побывал в Европе: он отправился в Париж на Всемирную выставку. Живописец хотел ближе познакомиться с творчеством барбизонцев: Камиля Коро, Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, — а также произведениями импрессионистов. После Франции он поехал в Италию. Из этого путешествия Левитан привез пейзажи «Берег Средиземного моря», «Близ Бордигеры. На севере Италии», «Весна в Италии»
В 1898 году Академия художеств присудила Исааку Левитану звание академика пейзажной живописи. Несмотря на болезнь, он стал руководить пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился сам. В конце мая 1900 года Левитан сильно простудился, и спустя месяц художника не стало. Все лето его картины выставлялись в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже, а в мастерской Левитана осталось 40 недописанных картин и несколько сотен набросков.
1.2. Периоды творчества художника
Останкинский период (1874 -1884)
В этот период написана картина «Осенний день. Сокольники» Используется барочный приём.
Картину «Осенний день. Сокольники» можно назвать одной из самых главных произведений в жизни Исаака Левитана, ведь именно с неё берёт начало известность живописца. Уже в 1879 году появляется замечательная картина, посвящённая парку Сокольники в один из хмурых осенних дней. В этой картине всё удивительно и атмосферно. Взгляд упрямо цепляется за отдельные элементы, которые выстраиваются в цельный, лаконичный, но эмоциональный образ. Центральным элементом картины является героиня, но её присутствие «не ворует» у природы главную роль. Скорее, она выступает своеобразным камертоном настроения, создаваемого этим парком и осенним днём. Как Шишкин не имел никакого отношения к медведям со своей самой знаменитой работы, так и Левитан не автор этой примечательной, одинокой фигуры. Девушку в тёмном платье, идущую прямо с полотна навстречу к зрителю, написал Николай Чехов, русский художник и родной брат знаменитого писателя Антона Павловича.
«Осенний день. Сокольники», 1879
Бабкинский период (1884-1886)
Написана картина «Мостик. Саввинская слобода»
Написанная И.Левитаном в 1884 году. По характеру выполнения картины нижняя и верхняя ее части существенно различаются. Нижняя половина с самим «Мостиком…» написана энергичными характерными мазками, с преобладанием насыщенной и интенсивной палитры цветов, нижняя часть плотна неоднократно дорабатывалась – художник стремился в совершенстве показать отражающую способность воды, достигнув едва ли не фотографического эффекта. Верхняя половина более воздушна и солнечна, ярка и легка. При этом обе части картины гармонично дополняют друг друга, наделяя привычные для каждой деревенской семье задворки особым обаянием.
«Мостик. Саввинская слобода», 1884
Крымский период (1886)
Он поехал отдыхать в Крым, он не любил море, больше по душе ему были реки и озёра.
Дневников Левитан не вёл, и детали его пребывания в Крыму даже для самых дотошных биографов до сих пор фрагментарны. Предполагают, художник посетил Ялту и Гурзуф, Массандру и Алупку. Он был молод и чрезвычайно впечатлителен, и южная природа, столь отличная для привычной его глазу и кисти подмосковной, поначалу не могла не потрясти Левитана. Различным было всё — ландшафт, растительность, интенсивность красок. Здесь открывалась новая, плохо представимая до этого реальность — скалы, татарские сакли, море.
«Улица в Ялте», 1886
Волжский период (1887-1890)
Во время Волжского периода знакомится с доктором Кувшинников. Исаак Ильич влюбляется в жену доктора, у них у обоих вспыхивают чувства, они любили вдвоем путешествовать. Во время этого периода Левитан пишет работу «Вечер. Золотой Плёс» В этой работе переплетаются 2 валёра
Первый валер, это синие - голубой
Второй - золотисто-жёлтый
Город на берегу еще достаточно хорошо виден. Две доминанты - пожарная каланча и церковь - вносят в пейзаж то ощущение покоя и надежности. Особое внимание художника обращено на отдельно стоящий домик под красной крышей. Известно, что сам автор останавливался в этом доме всякий раз, как посещал Волгу. Вечерний свет превратил великую русскую реку в сияющий, густой поток золотистого цвета. Легкий розовый оттенок придает этому потоку золотой, драгоценный шлейф. Едва обозначенное вечернее небо, практически белое, наполняет картину легкостью, прохладой и тишиной. Покой - вот главное в картине, именно изображению покоя и величественной тишины посвятил автор свою работу.
«Вечер. Золотой Плёс», 1889
Так же он пишет знаменитую картину «После дождя. Плес»
Невзрачный берег лишен красоты и внешнего обаяния. Это место, где люди работают, им некогда любоваться природой, поэтому и природа скромна и бесхитростна. Картина пустынна, люди, напуганные дождем, еще не вернулись к своим будничным делам. Но их присутствием пропитано все вокруг: вот по Волге бежит маленький пароход, перекинутые на землю сходни, товары на палубе и т.д. Красочная гамма бедна: от свело-кремового до идеально белого, вкрапления темной зелени, общий нежно-голубой (подчеркивающий дождливую сырость) - создают особенную атмосферу легкой грусти. Многие работы художника удивительным образом созвучны произведениям Чехова. Их объединяет общее мироощущение, удивительная способность подмечать важные мелочи, а также видеть в мелочах вселенную.
«После дождя. Плёс», 1889
Среднерусский период (1891-1894)
Тридцатилетнему Исааку Левитану картина «Тихая обитель» снискала громкую славу. Именно после неё о Левитане заговорили не просто как о состоявшемся художнике – как о мэтре и выразителе национального духа.
Тихий благостный вечер опускается на реку и перелесок, скрывающий в своей зелени небольшой скит. Краски прозрачны и чисты – можно даже на минуту ошибочно решить, что перед нами ранее утро. Через речку тянутся шаткие деревянные мостки. Кажется, перейдёшь по ним, очутишься под сенью древнего монастыря – и все напасти и печали, всё грешное и суетное останется далеко позади. В тревожные десятилетия безвеременья «Тихая обитель» воспринималась как редкий символ «русской благодати».
Искусствовед Глеб Поспелов считал «Тихую обитель» одной из важных картин, представляющих идею «приюта» в пейзажном творчестве русских художников конца XIX века, при этом под «приютом» он понимал «укрытый от бурь безмятежный край, где человеческая душа не только оттаивает, но и прорастает»
Эскиз «Тихая обитель» (эскиз, бумага, графитный карандаш, 9 × 15 см)
«Тихая обитель», 1991
В этот же период нарисована и картина «У омута»
Автора вдохновила старинная легенда, рассказывающая о несчастной любви и самоубийстве юной девушки.
Многие отмечают, что в этой работе мастер намеренно отказывается от присущей всему его творчеству легкости и воздушности. Мощными, тяжелыми мазками написана работа.
Тягостная, депрессивная атмосфера окружает омут у мельницы. Внимание зрителя приковано к небу, которое мастерски передает настроение все нарастающего напряжения. Не скупится автор на краски, чтобы передать всю красочную гамму водной глади в лучах вечернего солнца. Свежие бревна в мостках выглядят мощно, но сами мостки остаются ненадежными. Само слово "омут" вызывает ассоциации с трагедией. В зелени, окружающей омут можно разглядеть очертания чудовищ и призраков. Вся работа пронизана особым духом, который роднит ее со сказками и преданиями. У зрителя создается впечатление, что омут ждет новых жертв. Он ненасытен, его жадность не имеет границ. Даже вода вокруг окрашена в красноватые тона, как следы крови прошлых жертв.
Пожалуй, лишь в этой единственной работе, автор не дает зрителю никакой надежды на счастливый исход события. Здесь нет и самого события, лишь неуловимое и зловещее напоминание о том, что здесь когда-то случилось. А может быть случится совсем скоро.
«У омута»,1892
Последний период (1894 -1900)
В этот период художник создает уникальную картину, пронизанную особым светом и сочетанием красок. Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана. Она также служит примером влияния импрессионизма на творчество художника.
Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии. Она экспонировалась на выставках 1896 года, и в том же году была куплена Павлом Третьяковым.
Картина «Март» является ярким образцом так называемого «левитановского пейзажа», в котором, даже изображая «ликующее состояние природы», художнику удалось сохранить в картине лирический оттенок переживания и грусти.
«Март», 1895
1.3. Картина, выбранная мной для подражания
"Золотая осень"
Левитан начал работу над картиной осенью 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии; там же были написаны первые этюды. По-видимому, работа над полотном была завершена в конце года в Москве. В 1896 году картина экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге, а затем в Москве. В том же году она была куплена Павлом Третьяковым.
Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» стала одним из самых известных и популярных произведений художника. На ней изображена небольшая река, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. А надо всем этим — голубое небо, по которому плывут светлые облака. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана — обычно он использовал более мягкие и нежные тона.
Во время написания этюдов в Горке мастеру были созданы все условия – на берегу озера в усадьбе специально для Левитана была выстроена мастерская, в два этажа. Изображённый на картине пейзаж находился всего в полукилометре от личной мастерской – это река Съежа близ местечка Островно.
Удачно выбран ракурс, который позволяет художнику изобразить широкий и многоплановый пейзаж. Несмотря на некоторую асимметричность, композиция картины не кажется неуравновешенной: загруженность левой стороны компенсируется «группировкой предметов, распределением освещённых и затенённых масс, членением планов». У левого края полотна крупным планом изображена группа деревьев — берёз с ярко-жёлтой листвой и осин с последними покрасневшими листьями. Они создают «яркое и звучное пятно», по контрасту с которым изображённая правее них речка кажется тёмной и холодной. Поверхность реки также смотрится большим цветовым пятном, основу которого составляет голубой цвет, к которому добавлены коричневатые отражения берегов.
Следуя вдоль речных берегов, взгляд зрителя пересекает широкие луга с перелесками по обеим сторонам реки, а затем уходит к изображённым вдали лесам. На правом берегу реки выделяется одинокая стройная золотисто-жёлтая берёзка. По мере удаления в глубину звучность колорита постепенно смягчается и переходит в более спокойную цветовую гамму.
Ещё одна параллель между «Мартом» и «Золотой осенью» состоит в том, что эти картины рассматриваются как примеры, наиболее ярко демонстрирующие влияние импрессионизма на творчество Левитана. Действительно, в «Золотой осени» особое значение имеет экспрессивность мазка, который в этой картине ещё более энергичен и разнообразен, чем в «Марте». В частности, пастозными экспрессивными мазками написана листва берёз, где местами краска наложена столь густым слоем, что создаётся впечатление рельефности. В картине традиционная манера живописи естественным образом сочетается «со свободной, почти импрессионистической трактовкой отдельных деталей», но при этом отличие от классического импрессионизма заключается в том, что цвет не растворяется в свете, а сохраняет свою интенсивность.
«Золотая осень», 1895
II. Практическая часть
2.1. Выбор темы картины
В первую очередь я выбрала картину, которую буду рисовать. Выбрав картину, я начала делать наброски. Дальше я приступила к выбору красок. Мой выбор остановился на масляных красках.
Одним большим преимуществом масляных красок является возможность нанесения толстого густого слоя, способного передать трехмерный вид. Другие краски, такие как акварель и пастель не имеют такого качества.
Поэтапно я рисовала картину, начала я с неба, дальше я переходила к листве. И так потихоньку, я заполняла картину красками.
Для того, чтобы нарисовать кучи листьев я использовала технику "Сухая кисть". Сухая кисть — это термин, используемый для обозначения техники нанесения краски путем "разводов" малого количества краски. Техникой "сухая кисть" можно заставить дерево выглядеть потертым, нарисовать множество мелких листьев, нарисовать пену у воды и добавить сорняки в траву.
Чтобы работать на сухой живописи, я добавила сначала тонкий слой разбавителя масляных красок Liquin. Новая краска растворилась, но не слилась с предыдущим слоем. Таким образом, я смягчила края изображения!
Твердые монохромные цвета являются скучными, поэтому ведущие художники преувеличивают и добавляют несколько вариаций похожих оттенков в одной области. Это попробовали и я: частично смешала цвета на палитре до тех пор, пока не выровнялась насыщенность (примерно 50 процентов смешения). Это дало возможность создать тонкие цветовые вариации в каждом штрихе. От этого картина стала выглядеть более живописно.
Также я использовала разноцветную смесь для рисования листвы, травы и водной глади.
Я очень люблю смешивать масляные краски, и хочу, чтобы мазки были ровными. Поэтому иногда работаю и пальцами. Пальцами можно осязать и оказывать нужное давление на холст, нанося хорошие мазки. Кистью так сделать не получится.
В конечном итоге я получила готовую картину «Золотая осень».
2.2. Создание эскизов и набросков рисунка
Рисунок 1. Создание эскиза
Эскиз и набросок — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как окончательная работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Может быть выполнен в различной технике.
Эскизы недороги и позволили мне сделать наброски и попробовать разные идеи, прежде чем воплощать их в живописи.
Рисунок 2. Эскиз 1
2.3. Поэтапное создание картины
Этап первый — «Сбор информации»
Я задавала себе такие вопросы:
— для кого предназначена эта иллюстрация?
— что нужно изобразить?
— в каком стиле должна быть картина?
Этап второй — «набросок»
Работа длилась довольно долго, наброски были выполнены карандашом и много раз. Самые удачные эскизы у меня получились двух вариантов. Посмотрев, на оба варианта я решила, что 2 эскиз будет логичнее.
Рисунок 3. Эскиз 2
Этап третий. Поиск материала. Наложение цвета.
Рисунок 4. «Золотая осень»
Рисунок 5. «Золотая осень»
Этап четвертый - прорисовка деталей.
Рисунок 6. «Золотая осень»
Этап пятый – «завершение картины».
Рисунок 6. «Золотая осень» (См. приложение)
Я просто прошла области теней более темными цветами. Чтобы картина была более реалистичная, а не декоративная иллюстрация, необходимо помнить, что свет холоднее, чем тень при обычных условиях. При солнечном освещении все наоборот, тени холоднее и гораздо больше контрастируют со светом. Об этом правиле я помнила при завершении картины.
Заключение
Рисование – возможность зарядиться энергией, прекрасным настроением, испытать потрясающие ощущения. Мы привыкли проводить часы, глядя в экраны телевизоров, планшетов, ноутбуков, смартфонов. Нас поглотил виртуальный мир. Но проводя кистью по бумаге, на которой краска оставляет цвет – мы по-настоящему чувствуем это мир, мы не только видим, но и ощущаем тактильно. Мы испытываем приятные или даже захватывающие чувства свободы, радости, наслаждаемся действиями от смешивания красок или штриховки. И даже возникает ощущение счастья.
Если до рисования настроение было «так себе», то в процессе оно заметно меняется в лучшую сторону. Мы с удивлением (а потом и без удивления) ощущаем прилив сил, даже если до рисования чувствовали усталость.
Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувеличения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. Художник писал только природу, и на его картинах практически никогда не встретишь людей. Единственное исключение – это полотно «Осенний день. Сокольники», на котором есть фигура человека. Мало кто знает, что она была добавлена Николаем Чеховым, братом известного писателя.
Список литературы
1. «Золотая осень» (Электронный ресурс) - Режим доступа: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2182-opisanie-kartiny-zolotaya-osen-isaak-ilich-levitan.html, свободный - (06.09.2019)
2. Исаак Ильич Левитан (электронный ресурс) - Режим доступа: https://www.culture.ru/persons/8242/isaak-levitan, свободный - (13.08.2019)
3. Картина «У омута», Левитан - Режим доступа: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1661-kartina-u-omuta-levitan-1892.html, свободный (06.09.2019)
4. Левитан И. И. «Мостик. Саввинская слобода.» Описание картины (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/levitan-i-i/levitan-i-i-mostik-savvinskaya-sloboda/, свободный-(13.08.2019)
5. Периоды жизни и творчества И. Левитана (Электронный ресурс) - Режим доступа: https://liveclasses.ru/course/art/isaac_levitan/, платный (15.05.2019)
30