Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение г. Хабаровска «детский сад № 206»
ПРОЕКТ
«Чтобы не было беды»

Подготовила: воспитатель
Ларионова Е. А.
г. Хабаровск
2018 г.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы:
На сегодняшний момент, возрос уровень требований к обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников в дошкольных учреждениях, ведь безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, самостоятельность и ответственность за свое поведение, и прежде всего одна из категорий формирования ценностного отношения к своему здоровью.
Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице, дома, в быту и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Полученные «теоретические» знания ребёнок должен пропускать через продуктивную деятельность и затем реализовывать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
В ходе своей работы мы пришли к мнению, что эффективнее всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой. Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах. Метод проектов позволяет вовлекать детей в самостоятельный поиск, учит прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающем мире, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
Положительной стороной проектирования являются рисунки, поделки, газета – они позволяют слить воедино слово и образ, представление и понятие, что способствует расширению и закреплению знаний детей ОБЖ.
Цель: Формирование модели поведения дошкольников в экстремальных ситуациях и создание условий для мотиваций у детей на здоровый образ жизни.
Задачи:
· Выявить проблемы, возникающие у дошкольников при организации мероприятий в экстремальных ситуациях;
· Создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к своему здоровью;
· Развить у дошкольников самостоятельность, инициативу, интерес к творческому решению ситуаций, связанных с формированием безопасного поведения.
Методы и формы работы:
познавательный, игровой
Краткосрочный – 1 неделя с 22.10.18 – 26.10.18
Участники проекта:
Средняя группа № 11,
Воспитатели,
Родители.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Ожидаемые результаты:
- дети научатся правилам поведения в опасных, жизненных ситуациях;
- смогут применять полученные знания в процессе игр и инсценировок в повседневной жизни;
- должны уметь вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;
- тематические выставки творческих работ: «Спичка — невеличка», «Огонь – друг, огонь – враг»; «дорога безопасности»;
- составленный детьми свод правил «Чтобы не было беды»;
- вызвать интерес у родителей для осуществления и реализации проекта.
Предварительная работа
Этапы | Форма работы |
1 этап (предварительный) | - мониторинг знаний детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 1); - анкетирование родителей (ПРИЛОЖЕНИЕ 2); - разработка рекламы, объявлений для родителей о предстоящей Неделе безопасности; - подбор методического и дидактического материалов для практических занятий с детьми и родителями; - подготовка информационных материалов для родителей; - подбор тематических костюмов для воспитателя на каждый день (пожарный, спасатель МЧС России, полицейский ). |
2 этап (основной, практический) | - планирование недели безопасности; - рассматривание тематических картинок; - показ познавательных и поучающих мультфильмов; - моделирование проблемных ситуаций; - план реализации недели безопасности; - настольные игры; - досуг - работа с родителями; - информационные уголки для детей и родителей; - тематические папки; - буклеты; - выставка рисунков; |
3 этап (заключительный) | - контроль и анализ хода и реализации проекта; - заключительный мониторинг знания детей; - определение проблем возникших в ходе реализации проекта, пути их решения |
Планирование недели безопасности
Дата | Тема дня | Мероприятия |
22.10.18 понедельник | Пожарная безопасность | - Беседа «Эта спичка-невеличка» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) - Игра «Причины пожаров». - Игра-эстафета «Пожарные» (на улице) - Игра «Горит – не горит» (на улице) - Просмотр мультфильмов по тематике «Пожар». - Дидактическая игра «Огнеопасные предметы». Чтение стихотворения «Кошкин дом». - Раскраски для детей. |
23.10.18 вторник | Правила поведения при общении с незнакомыми людьми | - Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят» - Ситуация «Человек звонит в дверь» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) - Ситуация «Человек звонит по телефону» - Ситуация «Незнакомец предлагает конфету» - Рассматривание иллюстраций к сказкам |
24.10.18 среда | Безопасность в быту | - Беседа: « Безопасность в доме» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) - Дидактическая игра "Так и не так" - Подвижная игра дидактической направленности "Подбери игрушку для Танюшки" - Игра "Можно-нельзя" - Сюжетная игра "Генеральная уборка" |
25.10.18 четверг | Безопасность на улице | - Беседа «Правила поведения на улице» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) - Дидактическая игра «Собери картинку». - Творческая работа «Жезл» - Загадки - Игра «Переход» - Игра «водитель на дороге». - Игра «Сигналы светофора» - Просмотр мультфильмов по ПДД - Рассматривание картинок ситуация на улице |
26.10.18 пятница | «Азбука безопасности» | - Проведение итогового театрализованного мероприятия, направленного на закрепление полученных знаний во время недели безопасности. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7) - Игра-эстафета «Доплыви до берега» - Игра-эстафета «Вызов пожарного» - Игра-эстафета «Одень инспектора» - Загадки - Игра-эстафета «Водители» - Выставка рисунков |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МОНИТОРИНГ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»
Что изучается, исследуется? | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Определить уровень знаний детей об опасности контактов с незнакомыми людьми, о мерах предосторожности и действиях в опасной ситуации | Опасности контактов с незнакомыми людьми. Представь, что ты остался один дома и в дверь позвонили тебе незнакомые люди. Что ты будешь делать? Представь, что ты гуляешь во дворе и к тебе подходит незнакомая женщина (мужчина), угощает тебя конфетами и предлагает пойти с ней домой и посмотреть на ее красивых котят, которые родились у ее кошки. Что ты будешь делать? Как ты думаешь, можно ли детям гулять одним далеко от дома – в лесу, парке? Почему? Представь, что ты пошел с мамой в магазин и случайно потерялся. Что ты будешь делать? Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови его. У тебя дома есть телефон. Представь, что мама пошла в магазин, папа на работе, а ты один дома. Вдруг зазвонил телефон, ты поднимаешь трубку, и незнакомый голос спрашивает твоих родителей. Что ты будешь делать? Как ты думаешь, нужно ли рассказывать родителям о том, что с тобой случилось? Почему? | Высокий 3бала - ребенок может найти правильный выход из сложившейся ситуации и обосновать его, легко отвечает на вопросы, имеет полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимает и аргументирует значимость их соблюдения (ответы ребенка правильные и полные). Средний 2 балла – ребенок может найти правильный выход из сложной ситуации, но не уверен в нем, называет половину объектов опасности и объясняет необходимость соблюдение отдельных мер предосторожности (в основном ребенок свое поведение соотносит с соблюдением запретов). Низкий 1 балл – ребенок затрудняется отвечать на вопросы или отвечает односложно, не различает опасности, не знает мер предосторожности и действий в случае опасности. |
Определить уровень знаний детей об опасностях на улице, о мерах предосторожности и действиях в опасной ситуации | Опасности на улице Стимульный материал: светофор, дорожные знаки. Для чего предназначена улица? Где люди могут переходить проезжую часть? Что означают цвета светофора? Кто следит за порядком на дороге? Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают? Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части? Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде? Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте? Что ты будешь делать, если потеряешься на улице? К кому обратишься за помощью? |
Определить уровень знаний детей об опасностях в природе, о мерах предосторожности и действиях в опасной ситуации | Опасности в природе. Ходил ли ты когда – нибудь в лес? Какие опасности могут быть в лесу? Что нельзя есть в лесу, чтоб не отравиться? Ходил ли ты на речку летом? Зимой? Ты умеешь плавать? С кем ты купался? Можно ли детям зимой ходить по льду на реке? Почему? Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака? Увидишь, что кто-то тонет? |
Определить уровень знаний детей об опасностях в быту, о мерах предосторожности и действиях при опасных ситуациях | Опасности в быту. Все предметы, которые есть у тебя дома, - наши помощники. А могут ли они стать опасными? Какие из предметов могут стать опасными, если с ними неправильно обращаться? Какие правила нужно соблюдать, чтобы не случилось беды? Почему детям запрещают играть спичками, зажигалками? Где дома можно упасть и получить травму? Что ты будешь делать, если порежешься, ударишься рукой, головой, обожжешься? К кому ты обратишься за помощью? Один мальчик съел бабушкины таблетки, и у него заболел живот, что ему делать? | |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА умений по образовательной области «Безопасность»
Возрастная группа: средняя группа
Воспитатель: Ларионова Евгения Александровна
№ п.п | ФИО | Определить уровень знаний детей об опасности контактов с незнакомыми людьми, о мерах предосторожности и действиях в опасной ситуации | Определить уровень знаний детей об опасностях на улице, о мерах предосторожности и действиях в опасной ситуации | Определить уровень знаний детей об опасностях в природе, о мерах предосторожности и действиях в опасной ситуации | Определить уровень знаний детей об опасностях в быту, о мерах предосторожности и действиях при опасных ситуациях | Общее кол-во балов | Средний бал | Уровень |
| | н.н | к.н | н.н | к.н | н.н | к.н | н.н | к.н | н.н | к.н | н.н | к.н | н.н | к.н |
1 | Белокрылова Полина | 1 | | 1 | | 1 | | 2 | | 5 | | 1,25 | | низ. | |
2 | Власюк Дарья | 2 | | 2 | | 2 | | 2 | | 8 | | 2 | | ср. | |
3 | Воробьёв Ярослав | 2 | | 3 | | 2 | | 2 | | 9 | | 2,25 | | ср. | |
4 | Горбунова Ксения | 1 | | 1 | | 1 | | 1 | | 4 | | 1 | | низ | |
5 | Демиденко Виктория | 1 | | 1 | | 2 | | 2 | | 6 | | 1,5 | | низ | |
6 | Дуринян Эрик | 1 | | 1 | | 1 | | 1 | | 4 | | 1 | | низ | |
7 | Кваст Дарья | 1 | | 1 | | 2 | | 2 | | 6 | | 1,5 | | низ | |
8 | Ким Элина | 2 | | 2 | | 2 | | 2 | | 8 | | 2 | | ср | |
9 | Киреева Люба | 1 | | 1 | | 1 | | 1 | | 4 | | 1 | | низ | |
10 | Лисенков Артём | 2 | | 2 | | 2 | | 2 | | 8 | | 2 | | ср | |
11 | Мальчиков Виталий | 1 | | 1 | | 1 | | 2 | | 5 | | 1,25 | | низ | |
12 | Мамкина Кристина | 1 | | 1 | | 1 | | 2 | | 5 | | 1,25 | | низ | |
13 | Мисюк Миша | | | | | | | | | | | | | | |
14 | Михайлов Кирилл | 1 | | 1 | | 1 | | 2 | | 5 | | 1,25 | | низ | |
15 | Мишин Денис | 1 | | 1 | | 2 | | 2 | | 6 | | 1,5 | | низ | |
16 | Мишарина Диана | 1 | | 1 | | 1 | | 2 | | 5 | | 1,25 | | низ | |
17 | Морозова Мария | | | | | | | | | | | | | | |
18 | Найдёнов Кирилл | | | | | | | | | | | | | | |
19 | Носков Глеб | 1 | | 1 | | 1 | | 1 | 4 | | | 1 | | низ | |
20 | Полякова Александра | 2 | | 1 | | 2 | | 2 | 7 | | | 1,75 | | ср | |
21 | Процык Софья | 2 | | 1 | | 2 | | 2 | 7 | | | 1,75 | | ср | |
22 | Родина Таисия | 1 | | 1 | | 1 | | 1 | 4 | | | 1 | | низ | |
23 | Ращихин Арсений | 1 | | 1 | | 2 | | 1 | 5 | | | 1,25 | | низ | |
24 | Савченко Ева | 2 | | 1 | | 2 | | 2 | 7 | | | 1,75 | | ср | |
25 | Сариогло Ренат | 1 | | 1 | | 1 | | 1 | 4 | | | 1 | | низ | |
26 | Стерликов Максим | 1 | | 1 | | 1 | | 2 | 5 | | | 1,25 | | низ | |
27 | Третьяк Лиза | 1 | | 1 | | 2 | | 1 | 5 | | | 1,25 | | низ | |
28 | Фомичёва Ева | | | | | | | | | | | | | | |
29 | Чебаков Роман | 1 | | 1 | | 2 | | 2 | 6 | | | 1,5 | | низ | |
30 | Чекунов Мирослав | 2 | | 2 | | 2 | | 2 | 8 | | | 2 | | ср | |
31 | Швадченко Дарья | 1 | | 1 | | 1 | | 2 | 5 | | | 1,25 | | низ | |
32 | Шеховская Софья | 1 | | 1 | | 1 | | 2 | 5 | | | 1,25 | | низ | |
33 | Шипикова Альбина | 1 | | 1 | | 2 | | 2 | 6 | | | 1,5 | | низ | |
34 | Щербак Павел | 2 | | 2 | | 2 | | 2 | 8 | | | 2 | | ср | |
35 | Щербань Полина | 1 | | 1 | | 2 | | 2 | 6 | | | 1,5 | | низ | |
36 | Юдинцев Влад | 1 | | 1 | | 1 | | 2 | 5 | | | 1,25 | | низ | |
37 | Ягодкин Никита | 2 | | 2 | | 2 | | 2 | 8 | | | 2 | | ср | |
Начало недели Конец недели Высокий уровень __0______ детей ___0___% Высокий уровень ________ детей ________% Средний уровень _10____ детей ___31,25___ % Средний уровень ________ детей ________ % Низкий уровень __22______ детей __68,75____% Низкий уровень ________ детей ________%
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для родителей
«Безопасность Вашего ребенка»
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.
1. Оставляете ли Вы своего ребенка одного дома?________________________
2.Отпускаете ли Вы его гулять одного во двор?__________________________
3.Разрешаете ли Вы ребенку открывать входную дверь?___________________
4.Разрешаете ли Вы ему подходить к телефону?_________________________
5.К кому ребенок может обратиться за помощью? Знает ли Ваш ребёнок телефоны бабушки, соседей?_________________________________________
6.Разрешанте ли Вы ребенку зажигать газ, включать электроприборы, аппаратуру?________________________________________________________
7. Учите ли вы своего ребенка тому. Как нужно вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?____________________________________________
8. Что больше всего тревожит Вас, что является наиболее опасным для Вашего ребенка?____________________________________________________
9.Считаете ли Вы, что у Вас доверительные отношения с ребенком, что он с вами откровенен?___________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей
«Безопасность ребенка в семье»
Уважаемые родители! Мы проводим исследование по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения в быту. Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на вопросы данной анкеты. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, количество детей в семье, образование.
1.Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту? Если да, то укажите, с какого возраста?_______________________
2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (Укажите
цифрами степень значимости).
- Родители,
- воспитатели,
- школьные учителя,
- медицинские работники,
- преподаватели безопасности жизнедеятельности.
- Другие (укажите)_________________________________________________
3. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы встречаются в вашем
доме.____________________________________________________________
4. Какие предметы безопасности жизнедеятельности в быту должны знать
дети дошкольного возраста?
- Нельзя играть со спичками, зажигалками,
- нельзя трогать электроприборы,
- нельзя брать без разрешения лекарства,
- нельзя при пожаре прятаться, нужно звонить по телефону 01,
- Другие варианты.________________________________________________
5.Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома?
- Прячем от детей опасные предметы,
- учим пользоваться (уточните чем),
- запрещаем.
- Назовите свой вариант.____________________________________________
6. Остается ли Ваш ребенок на некоторое время один дома? Если да, то что
Вы говорите ему, когда уходите из дома?
- Не ешь грязные овощи и фрукты,
- никому не открывай двери,
- не трогай лекарства,
- не включай газовую плиту,
- не играй со спичками,
- не подходи к телефону.
- Укажите вой вариант.______________________________________________
8. Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес и телефон?
- Да,
- нет,
- не знаю,
- знает только (укажите что).______________________________________
9.Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать
службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие. Знает ли Ваш
ребенок, как их вызывать?
- Скорая помощь,
- милиция,
- пожарная служба.
10. Известна ли Вам литература, где указано, как знакомить детей
дошкольного возраста с правилами безопасности в быту? (По
возможности укажите название литературы и автора)._____________
11. Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком
об опасности дом? (По возможности укажите название).____________
12. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов дошкольного
учреждения при ознакомлении с правилами безопасного поведения в
быту?___________________________________________________________
13. Какого рода информацию о процессе формирования безопасности
поведения детей в быту и в каком виде хотели бы получить от педагогов
дошкольного учреждения?________________________________________
14. Какие травмы получал Ваш ребёнок дома? (Обведите ответ).
- Порезы,
- ожоги (уточните какие),
- переломы,
- ушибы,
- отравления (чем),
- электротравмы,
- попадание инородных тел.
- Другие (Укажите).____________________________________________
15. Ваши действия при ссадинах и порезах (выберите правильный вариант).
- Промыть рану проточной водой,
- приложить холодный предмет,
- прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом,
- наложить повязку.
16. Ваша первая помощь при термических ожогах (выберите правильный
вариант).
- Обработать йодом и ли спиртом,
- наложить сухую повязку,
- вскрыть пузыри.
17.Что Вы будете делать, если в комнате начался пожар (выберите
правильный вариант)?
- Открыть окна и двери,
- прятаться в угол, в шкаф и т.п.,
- двигаться, пригнувшись или ползком к выходу,
- пытаться тушить пожар,
- спускаться на лифте в подъезд.
Благодарим за сотрудничество!