СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ознакомление детей с природой и фауной Ставропольского края, формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой.ознакомление детей с природой и фауной Ставропольского края, формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 71«Сказка»
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Флора и фауна Ставропольского края»
Воспитатель
Ненашева Светлана Григорьевна
МБДОУ «ЦРР-Д/с №71 «Сказка»
г. Ставрополь
Пояснительная записка
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания. Фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство- это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
С другой стороны происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.
Данный проект был разработан для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с учётом их психологического и физического развития. В процессе проекта происходила интеграция следующих образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Представленный проект является авторской разработкой, которая построена в соответствии с общепедагогическими и дидактическими принципами.
Актуальность темы
Флору Ставропольского края составляет более 2200 видов, без учёта грибов, мхов и водорослей. Среди них основной группой являются цветковые растения, принадлежащие почти 700 семействам. По флористическому разнообразию край превосходит все регионы страны такого рода. В настоящее время 60% территории края распахано. На естественных пастбищах идёт процесс деградации, ведущий к утрате основных природных компонентов. По этим причинам видовой состав флоры края потерпел существенные изменения. Всё больше ранее распаханных земель зарастает сорняками, в том числе карантинными. В 1975 году Ставропольский Крайисполком принял решение о взятии под охрану 136 видов природной флоры. Красная книга РСФСР в 1988 году включала 73 вида сосудистых растений, произрастающих на территории края, и нуждающихся в охране. В новый перечень видов флоры края, занесённых в Красную книгу, и нуждающихся в охране, включено 333 вида сосудистых растений, один вид мха и 45 грибов. Животный мир Ставрополья многообразен и включает: 8 видов земноводных, 22 вида пресмыкающихся, 324 видов птиц и 489 видов млекопитающих, 443 вида позвоночных животных. В Красную книгу России включено 116 видов животных Ставропольского края. Таким образом, взяв эту тему для изучения с детьми, я хочу показать детям, что флору и фауну нашего неповторимого Ставропольского края нужно сохранять и бережно к ней относиться.
Теоретическое обоснования проекта
«Рождение проблемы»
Во время общения с детьми группы, выяснилось, что дети не имеют представление о Красной книге и ее содержания. Какие есть заповедники в Ставропольском крае и их обитателях. Однако, все дети показали эмоциональную отзывчивость и заинтересованность к этой темой.
Проблема:
В современном мире для детей природа не является ценностью, что неудивительно, так как дети являются зеркалом не только своей семьи, но и ценностных ориентиров нашего общества в целом, которые смещены в сторону потребительских интересов и, как следствие, нерационального пользования природой.
Наша задача, как одного из основных источников информации для дошкольников, донести и помочь осознать ценность природы, ее красоту и гармонию, формировать эмоционально-значимое, доброжелательное отношение к диким животным и растениям нашего родного края, занесенных в Красную книгу. Дать понять, что именно от людей зависит их жизнь и условия обитания. Будем ли мы бездушно удовлетворять свои потребности, приобретая изделия и одежду из кожи и меха животных (зная при этом о наличии достойных аналогов, не уступающих по основным качественным характеристикам: теплоте, прочности, морозостойкости и проч.), не задумываясь о живущих «по соседству» обитателях наших лесов, живых существах, которыми, по сути, и мы сами являемся? Или в наших силах не только сохранить жизнь диким животным нашего родного края, но и улучшить экологические условия их обитания?
На мой взгляд, проблема гуманного отношения к животным и растениям как никогда актуальна в современных условиях жизни дошкольников, на мировоззрение которых в отдельных случаях отчасти, а во многих и по большей части, оказывают значимое влияние средства массовой информации, насажденные агрессией, жестокостью, акцентом на потребительские интересы. Плоды этого информационного мусора и замены ценностей мы ежедневно замечаем в поведении детей, когда они с легкостью могут причинить боль живому существу, без всякой цели растоптать, вырвать с корнем растение, сломать кустарник или дерево ради забавы…
Паспорт проектной работы
Я живу на Ставрополье, Где степей больших раздолье, Где громада гор зелёных Смотрят в небо удивлённо.
| Где целебная водица- Можно всем нам вот напиться, Я люблю свой край родной Потому что он друг мой! Саша Гревцев |
Тип проекта: информационно-творческий, познавательно – образовательный.
Продолжительность: среднесрочный, март - апрель
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатель.
Направленность работы: ознакомление детей с природой и фауной Ставропольского края, формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой.
Продукт проекта: коллективная работа «Цветочный луг», созданная совместно с детьми.
Ожидаемые результаты:
1. Сформировать знания детей о «Красной книге»: заповедниках, животных, которые занесены в нее.
2. Выставка поделок, сделанных родителями в педагогическом процессе, оформление презентации.
3. Разработать рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с Красной книгой Ставропольского края.
4. Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Красная книга Ставропольского края»…;
5. Разработать рекомендации для родителей: «Воспитание бережного и безопасного поведения в природе».
Цель проекта:
Формировать у детей представлений о флоре и фауне Ставропольского края и бережного отношения к природе.
Формировать у детей активную жизненную позицию «Человек – часть природы и он должен беречь, охранять, и защищать ее». Познакомить детей с Красной книгой Ставрополья, заповедниками малой Родины.
Задачи:
1. Обучающие:
-формировать у детей представление о животных, растительном мире края и его пользе для человека;
-дать первоначальные сведения о «Красной книге» и терминах «флора и фауна»
2. Развивающие:
-развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
-приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
3. Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к природе и окружающему миру;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Содержание проекта
I этап Подготовительный
1. Подготовить иллюстрации и краткое описание животных и растений занесенных в «Красную книгу».
2. Подготовить материал о заказниках, заповедниках, которые есть на территории Ставропольского края.
3. Подготовить материал по художественному творчеству (Пластилин, картон, стеки, цветную бумагу, ножницы, клей.)
4. Изготовление макетов «Заповедник», «Животные водоемов», «Лесная полянка»
5. Подобрать художественную литературу для чтения.
6. Привлечь родителей и детей к совместному изготовлению материала «Наша Красная книга».
II этап - Реализация проекта.
2.1.Познание:
Целевые экскурсии на территории детского сада.
Рассказы воспитателя:
«Что такое Красная книга»,
«Природе нужна твоя помощь»,
«Природа в опасности»,
«О животных, которые живут в лесах, степях, водоемах Ставропольского края».
Знакомство с пословицами и поговорками о животных, загадывание загадок.
Просмотр слайдов фотоматериалов о родном городе «Город, вид с неба», «Пейзажи Бештаугорского заказника».
2.2.Коммуникация:
-рассматривание картин, иллюстраций,
-составление описательных рассказов по картинам.
-НОД виртуальная прогулка в лес
-беседы
Знакомство с терминами «флора и фауна» и с Красной книгой.
В чем отличие лекарственных растений?
Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?
Как на территории детского сада появились растения и деревья?
Кто сажает деревья в лесу? Какую пользу приносят деревья? Как люди заботятся о деревьях?
Давайте представим, что растения вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему растения могут исчезнуть?
Разнообразие животного мира Ставропольского края.
Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме исследования.
2.3.Социализация:
Сюжетно-ролевая игра: Семья, Зоопарк, Теремок, Ветлечебница.
Дидактические игры: «Кто где живет», «Кто кем был», «Назови детенышей», «Дети потерялись, кто живет в лесу», «Хорошо-плохо» и др.
Настольно-печатные: домино, пазлы, пальчиковый театр «Дикие животные».
2.4.Чтение художественной литературы:
-Выдержки из энциклопедии, «Окружающий мир»,
М. Пришвин «Еж»,
И. Соколов-Микитов «Белки», «Листопадничек», «На лесной дороге», «В берлоге»,
В. Бианки «Купание медвежат»,
Г. Снегирев «След оленя»,
Р.Н.С. « Хвосты», «У страха глаза велики»,
М.И. Молюков «Зубр» (отрывок),
А.А. Плешаков «Сборник сказок о животных».
2.5.Художественное развитие:
Рисование: «Дикие животные лесов Ставропольского края», «Мое любимое растение». «Животные, которые живут в зоопарке».
Коллективная работа «Цветочный луг»
Раскрашивание: «Дикие животные», трафареты, шаблоны.
Конструирование: «Зоопарк», «Детский сад для зверят»
Лепка: «Каких животных я видел в зоопарке», лепка по произведениям «Листопадничек», «Хвосты»,»Купание медвежат»
2.6.Здоровье.
Подвижные игры: «Охотники и зайцы», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Зайцы и волк», «Волк во рву», «Лиса в курятнике». Р.Н.И. «Стадо», «Волк»
Физминутки: «Дикие животные», «Мишки», «Звериная зарядка»
Динамические паузы: «Мишка вылез из берлоги», «Сидели два медведя», «Зайцы», «Ежик»
2.7.Музыка
-прослушивание аудиозаписи песен: «Раз морозною зимой» «Почему медведь спит зимой» «Песенка диких зверят» «Песенка белочки» и др.
2.8.Сотрудничество с семьей:
-беседы;
-консультация;
-изготовление материала «Наша Красная книга»
-просмотр документальных фильмов о диких животных;
III Этап - Заключительный
1. Презентация проекта: «Красная книга Ставропольского края»
2. Выставка поделок из пластилина: «Своими руками».
3. Выставка макета: «Заповедник»
4. Итоговая выставка «Наша Красная книга»: Красная книга Ставропольского края своими руками «Животные», «Растения» рисунки и поделки родителей и детей.
5. Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных трав.
Аналитический этап
1.Составление плана мероприятий по реализации проекта.
2.Подготовка материала: подборка изображений растений и животных, растущих на территории детского сада, города и Ставропольского края; детской литературы, художественного слова, физминуток и т.д.
Практический этап
1. Целевые экскурсии по территории детского сада.
2. Рисование «Мак».
3. Рисование «Насекомые»
4. Рисование «Бабочка»
5. Рисование «Березка»
6. Аппликация «Барсук в гвоздиках»
7. Коллективная работа «Цветочный луг»
Презентационный этап
1. Итоговое занятие
Ход проекта
1 неделя
Здравствуй, фауна и флора Дальней Родины моей: Шум берёзового бора, Тишь картофельных полей. Ничего не понимаю Ни в деревьях, ни в цветах, Но всем сердцем принимаю
| Мир в садах и лопухах. В перещёлке, в пересвисте, В грохотанье соловья, В хвойном сумрачном жилище Родникового ручья. Валентин Резник
|
Знакомство детей с понятиями «флора» и «фауна». Чтение сказки «О Флоре и Фауне», автор Ирина Корсун.
Беседа о диких животных, обитающих в Ставропольском крае.
Ознакомительная беседа о растениях и цветах Ставропольского края.
Наблюдение за богомолом.
Рисование гуашью (нетрадиционная техника-пальцами) - «Мак».
Конкурс рисунков на асфальте «Дикие животные на лужайке».
2 неделя
С известным нам словом «барсук»
Рифмуется, конечно слово «сук».
Но барсуку не нужен сук,
В норе проводит он досуг.
(Ирсен Ревю)
Беседа о жизни барсука.
Чтение произведения К. Паустовского «Барсучий нос».
Аппликация и рисование карандашами «Барсук в гвоздиках».
3 неделя
У задумчивой берёзки
На ветвях висят серёжки.
Ты, берёзка, не грусти,
Почки в листья распусти.
Игорь Наумов
Чтение стихотворений «Берёзка» Т. Базилевской, «Растёт одиноко берёза» Л. Ивлева.
Наблюдение за берёзой на участке.
Рисование берёзы нетрадиционными техниками .
Заучивание стихотворения «У старого дома…» автор Юлия Симбирская.
4 неделя
Бабочка-красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
-Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
(Сергей Богдан)
Рассказ «Бабочки, обитающих в Ставропольском крае».
Наблюдение на прогулке за бабочками.
Рисование карандашами «Бабочка».
Работа с раскраской «Бабочка.
Рассматривание иллюстраций с бабочками.
5 неделя
Белое ромашковое поле.
Стройная берёзка у реки.
Облака плывут в безбрежном море
Из голубизны и высоты.
И под шёпот трав лесной поляны
Дремлют придорожные кусты.
Струи ручейка прозрачны, звонки
И, как, мысли детские, чисты.
(Надежда Китушина)
Дидактическая игра «Третий лишний».
Экологическое лото.
Итоговое занятие «Флора и фауна Ставропольского края и выполнение коллективной работы «Цветочный луг».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект расширил представления детей о животном и растительном мире, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие растения не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приёмы позволяли педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем «детской темой». Дошкольный возраст такая «благодатная почва», что любое брошенное «доброе семя» обязательно даст добрые ростки.
Список используемой литературы
1. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 192 с.
2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ. 2016. – 112с.
3. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду: старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие. ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 208 с.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н.Е.Вераксы «От рождения до школы»,
Энциклопедия Л.И. Грехова «В союзе с природой»
А.А. Плешаков «Мир вокруг нас»
Г.Г. Старишков, В.В. Скрипчинский и другие: «Сохраним для потомков»
Н.Н. Поливанова и другие: «Заповедная Теберда»
В.А. Степаков «Атлас животного мира»
В.А. Степаков «Животный мир земли»
И.К. Гаустов «Лесная сказка»
Интернет- ресурсы:
1. Иллюстрации, загадки https://yandex.ru/
Итоговое занятие «Флора и фауна Ставропольского края»
Цель: закрепление знаний о животном и растительном мире Ставропольского края.
Задачи:
Виртуально познакомить с Красной книгой и Бештаугорским заказником.
Уточнить представления детей о животных и растениях родного края.
Развивать бережное отношение к природе.
Необходимые атрибуты и материал:
Разрезные картинки с изображением знакомых растений-первоцветов, ножницы, клей, салфетки, ватман, заготовки цветов для аппликации, карандаши, вода, кисточки.
Мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук.
Предшествующая работа: вырезывание элементов цветов.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Дети, вспомните о временах года. Как сезонно меняется природа? Как вы понимаете, что такое «природа»? (ответы детей) Представьте, что вы- представители живой природы: растения или животные. Чтобы вы хотели сказать человеку? (ответы детей)
Основная часть.
1. Презентация «Природа родного края», в которой представлено всё многообразие животного и растительного мира Ставропольского края. Виртуальное путешествие по Бештаугорскому заказнику. Знакомство с «Красной книгой».
Воспитатель: Мальчики и девочки, мы с вами живём в живописном крае. Как он называется? (Ставропольский край)
Здесь собрано многообразие флоры и фауны. Кто скажет, что такое «флора» (растения), «фауна» (животные)?
Наш край расположен в красивом месте. Вокруг него много гор, Какая самая высокая гора в Ставропольском крае? (Бештау) (показ слайда)
Для сохранности природы наших мест был создан «Бештаугорский заказник». А кто знает, что означает слово «заказник»? (ответы детей)
Заказник – это часть природного массива, ограждённая от пагубного влияния человека. Только в отличие от заповедника здесь под защитой находятся не живые существа и растения, а только их определённые виды. Также на территории заказника пресекается любая человеческая деятельность, способная пагубно повлиять на охраняемые виды. Например, если под защитой находятся животные, то на них запрещена охота, если рыба - то рыбалка (показ слайдов).
Воспитатель: Ребята, а как мы поймём, что животное или растение является редким или даже исчезающим видом? (ответы детей: надо изучать Красную книгу)
А как появилась «Красная книга»? (ответы детей)
Давным-давно на планете Земля обитали животные, рыбы, птицы, которых сейчас уже невозможно найти. Так случилось в большинстве своём из-за жадности человека (отравление воды и воздуха, ловля птиц и животных). Защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали международный Союз охраны природы, который с 1966 года стал создавать Красную книгу. Предводитель Союза охраны природы Питер Скот, считал, что красный цвет – это цвет опасности, и он по-особенному привлекает внимание и подчёркивает важность. Поэтому книга получила своё название «Красная». В эту книгу и по сей день заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите (показ слайдов).
2. Физкультурная минутка «Вместе по лесу идём».
Вместе по лесу идём, Не спешим. Не отстаём. Вот выходим мы на луг. Тысяча цветов вокруг. Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. | Расстилается ковёр И направо, и налево. К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. |
3. Загадки.
Пробивается росток, Удивительный цветок. Из- под снега вырастает, Солнце глянет- вырастает. (Подснежник) | На цветок, жужжа, садится, Чтоб нектаром насладиться, Он мохнатенький, как ель. На пчелу похожий… (Шмель) |
Я цветок не полевой, Я обитатель водяной. И мои подружки- зелёные лягушки. (Водяная лилия) | Быстрая и юркая. В змеевидной шкурке я, А за хвост меня поймаешь, Сразу тут же потеряешь. (Ящерица) |
У занесённых снегом кочек, под белой шапкой снеговой, Нашли мы синенький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. (Пролеска) | Он мешок под клювом носит, Рыбу схватит- туда бросит. Эта птица великан, А зовётся… (Пеликан) |
4. Дидактическая игра «Третий лишний».
Воспитатель показывает иллюстрации и называет по три названия растений или животных, а дети отгадывают, кто из них не занесен в Красную книгу, и кто или что лишнее.
Кувшинка белая, Роза, Подснежник (лишнее - Роза).
Зубр, Кавказский тетерев, Мышь (лишнее - Мышь).
Одуванчик, Цикламен, Ночная фиалка (лишнее - Одуванчик).
Лесной кот, Скальная ящерица, Розовый пеликан (лишнего нет).
5. Коллективная работа «Цветочный луг»
Воспитатель предлагает детям выполнить коллективную работу по созданию цветочного луга. Дети обговаривают как выглядит луг (вспоминая тематические экскурсии по саду), перечисляют его обитателей, выбирают кто что будет делать (выполнение работы: рисование карандашами, цветными мелками, красками, аппликация - цветы-заготовки).
Рефлексия: Что запомнилось и понравилось Вам больше всего за время работы над проектом «Флора и фауна Ставропольского края»? Что интересного и нового Вы узнали?
Воспитатель: Дети, а закончить наше занятие я хочу следующим стихотворением:
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни!
(В. Берестов),
Берегите природу!
Конспект беседы «Что такое Красная книга»
средняя группа
Цель: дать первоначальное представление о Красной книге; о ее возникновении, значении, особенностях, закрепить представление детей о том, как люди заботятся о животных и растениях, обогатить их знания о способах охраны животных и растений.
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете что такое Красная книга ?» (Ответы детей).
Сейчас я вам расскажу, и мы попробуем собрать свою Красную книгу. Задумались люди, как бы все леса не стали грустными, как бы, не исчезли животные и растения. Собрались ученые вместе и решили создать книгу, в которой будут записаны все растения и животные, которым грозит опасность исчезновения, и назвали эту книгу Красной. Как вы думаете, почему она Красная? (Ответы детей). Правильно ребята, красный цвет как сигнал светофора, предупреждает нас, людей, что этих животных и растений осталось мало на Земле, и их нужно спасать. Книга эта необычная. (Воспитатель листает макет Красной книги). Догадайтесь чем она необычная? (Ответы детей). Правильно, у этой книги страницы не белые, а цветные.
Первые страницы у этой книги красные. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). На них записаны растения и животные, которых немедленно надо спасать.
Вторые страницы у этой книги желтые. Желтые страницы напоминают: внимание! Этих животных и растений тоже осталось мало в природе. Может случиться так, что желтые страницы в скором времени станут красными.
Потом мы открываем белые листы. На белых листах записано все о редких растениях и животных, необязательно исчезающих. Правда многих из них тоже подстерегает беда, хотя может быть и не так скоро.
Если дальше смотреть Красную книгу, то найдем зеленые страницы. Порадоваться можно за растения и животных, про которых написано на этих страницах.
Ребята давайте отгадаем загадки про некоторых животных и растениях из этой книги.
1) Отгадай, это кто ходит в каменном пальто? (Черепаха).
2) Кто на своей голове лес носит? (Олень).
3) У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб).
4) В белом сарафане встала на поляне? (Береза).
5) Очень любит теплые края, Это - ядовитая ... (Змея).
6) Эта кошка не для игр, для людей опасен ... .(Тигр).
7) Шишки есть, породы хвойной Ствол блестящий, с желтизной. Поднялась высокой ,стройной, называется... .(Сосной).
8) Только мимо нас проплыли, Поиграли и уплыли. Среди волн мелькают спины Дети, кто это? (дельфины)
9) Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок Остался стебелек (одуваньчик)
Игра:«Мышеловка» (Воспитатель с детьми играет в игру).
Как вы думаете, как люди помогают исчезающим растениям и животным? (Ответы детей). Люди прекратили уничтожать растения и животных, занесенных в Красную книгу, создают заповедники, заказники, хозяева в них животные и растения. Человек не имеет право строить там города, прокладывать дороги, охотиться. Но и возле городов люди стали заботиться о животных и растениях. Ученые предложили построить заводы, от которых нет ни пыли, ни дыма, чтобы снег вокруг городов тоже был белоснежный. А как мы можем помочь природе? (Дети отвечают). Правильно ребята, не ломать ветки деревьев, не разорять гнезда, не разрушать муравейники и т.д. И за это природа скажет нам спасибо.
Ребята, есть международная Красная книга, в которой записаны редкие растения и животные всех стран мира, кроме этого у каждой страны есть своя Красная книга, у нас она называется - Красная книга России.
Дети так для чего нужна Красная книга? (Дети отвечают). Правильно, чтобы знать какие растения и животные нуждаются в помощи.
А теперь давайте соберем все наши странички и сделаем свою Красную книгу.
Конспект занятия по экологии
«Красная книга Ставропольского края»
средняя группа
Программное содержание: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе
Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Словарь: Красная Книга, заповедник.
Упражнять в умении классифицировать животный мир.
Оборудование: Картинки, изображающее редких и исчезнувших животных и растения, Красная Книга ставропольского края, карта края.
Ход занятия:
Ребята, в нашем крае очень много разных животных. Какие животные обитают на Ставрополье? Птицы? Животные? (Ответы детей).
Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют –редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей).
Редкие животные в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно животных остается все меньше и меньше.
Посмотрите на эти картинки. (Показ). Вот это – оливковый полоз, а это – жук обыкновенный отшельник. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.
Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.
Насекомое, животное и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности!
Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.
Вот так выглядит Красная Книга Ставропольского края. (Показ). А есть и Красная Книга России. И другие Красные Книги.
Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей).
А ведь мы крепко-накрепко связаны с животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.
Взгляните на эти картинки. (Показ). На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в Ставропольском крае осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Птицы-рыбы-звери»
Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить в разные коробки. В коробку с изображением жука складывайте картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением дятла …? Птиц. В коробку с зайцем …? Зверей. В коробку с дельфином …? Морских обитателей.
В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.
К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник?
Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое
Поглядите на карту Ставропольского края. Вот здесь находится заповедник. (Показ).
Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не лезть в птичьи гнезда.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не рвать паутинки.
11. Не оставлять не затушенных костров.
12. Не разорять муравейники.
А чем же мы с вами можем помочь редким животным? (Ответы детей).
Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных насекомых и животных.
Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.
И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Конспект занятия «Путешествие в мир живой природы»
средняя группа
Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и
рыбах родного края.
Задачи:
1.Расширять представления детей о живой природе родного края.
2.Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков; закреплять умение правильно употреблять предлог «в».
3.Расширять и активизировать словарь детей словами: «фауна», «климат», хищник», «пернатые», «перелетные», «зимующие», «травоядные».
4. Развивать память, мышление, общую и мелкую моторику.
5.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы: Компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран. Музыкальный центр, диски с музыкальными произведениями и записью голосов птиц. Карточки – билеты с изображением геометрических фигур. Материалы для изготовления аппликации «Кормушка».
ИКТ-приложение к занятию:
Компьютерная презентация, к образовательному мероприятию “Путешествие в мир живой природы».
Предварительная работа:
Совершенствование навыка разгадывания загадок. Просмотр DVD- фильма о диких животных, зимующих и перелетных птицах. Рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир». Прослушивание записей голосов птиц. Чтение художественных произведений и животных и птицах автора Е.Чарушина. Составление предложений с предлогом «в» на индивидуальных и подгрупповых занятиях с воспитателем. Разучивание подвижной игры «Вот под елочкой вороны». Разучивание на музыкальном занятии песни «Мы едем, едем, едем…».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Воспитатель: - Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Дети выполняют соответствующие движения и задания.
Воспитатель: - Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться?
Я, Светлана Григорьевна, а ты кто? Ответь ласково, как тебя зовут?
Дети называют себя.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Мы поедем по дороге, в царство Фауны. Вы знаете кто такая Фауна?
Дети: - Фауна – это богиня, царица и покровительница всех животных.
Воспитатель: - Верно. А отправимся мы в путешествие на поезде, но прежде, нужно приобрести билеты и выбрать машиниста. Пройдите к столу и возьмите любую карточку. Геометрическая фигура на карточке соответствует изображению на стульчике – месте в поезде. Прежде чем занять место, назовите свою геометрическую фигуру.
Дети быстро называют, что изображено на карточке и занимают «место в поезде».
Воспитатель: - Замечательно, все на местах, пора в путь!
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети поют первый куплет и припев.
Воспитатель: - Первая остановка, «Лесная». Выходите из вагонов, посмотрите, куда мы с вами приехали?
Слайд 2 Изображение леса.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети: - В лес.
Воспитатель: - Что такое лес?
Дети: - Это дом для многих диких животных и птиц.
Воспитатель: - Верно! Чтобы не потревожить жителей леса, что нужно делать? Нужно вести себя тихо, не кричать, говорить спокойным голосом.
Слайд3. Летящие птицы.
Воспитатель обращает внимание на конверт, лежащий под елкой.
Воспитатель: -Посмотрите птицы обронили конверт. Интересно, для кого он?
Читает: «Ребятам подготовительной группы». Интересно, что в нем?
(Открывает и читает).
- Ребята, разгадайте загадки и скажите отгадки.
«По веткам скачет, а не птица.
Рыжая, да не лисица….»
Дети: Белка.
Слайд 4. Появляется изображение белки.
Воспитатель: «Что за зверь опасный, ходит в шубке красной,
Снег разгребает, мышек хватает…»
Дети: Лиса.
Слайд 4. Появляется изображение лисы.
Воспитатель: «Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос….»
Дети: Медведь.
Слайд 4. Появляется изображение медведя.
Воспитатель: «Быстрый прыжок, теплый пушок,
Красный глазок, короткий хвосток…»
Дети: Заяц.
Слайд 4. Появляется изображение зайца.
Воспитатель: «Кто осенью холодной,
Ходит хмурый и голодный?»
Дети: Волк.
Слайд 4 Появляется изображение волка.
Воспитатель: «В клубок свернется, взять не дается»
Дети: Ежик.
Слайд 4. Появляется изображение ежика.
Воспитатель: - Как назвать одним словом изображенных животных?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Расскажите, кто из животных чем питается.
ФОТО животных (ответы)
Рассказ детей о повадках и образе жизни диких животных.
Воспитатель: Как называют животных, которые употребляют в пищу только растения?
Дети: Травоядные животные.
Воспитатель: Как называют животных, употребляющих только мясо?
Дети: Хищные животные.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Что не так?» Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу.
У волка - лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата, они живут в норе.
У белки – волчата, они живут в берлоге.
У ежика – бельчата, они живут в дупле.
Дети выполняют упражнение, отвечая полными развернутыми ответами.
Воспитатель: А сейчас, предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку «Вот под елочкой зеленой».
Все вместе: Вот под елочкой зеленой (встали).
Скачут весело вороны (прыгают).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).
Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Только к ночи умолкают (садятся на корточки, руки под щеку).
Воспитатель: Замечательно отдохнули, пора отправляться дальше. Занимайте свои места в вагоне.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети поют второй куплет и припев.
Слайд 5. Изображение реки.
Воспитатель: Следующая остановка «Речная». Давайте пройдем к реке.
Дети и педагог подходят к экрану.
Воспитатель: Кто живет в реке?
Дети: В реке живут рыбы.
Воспитатель: Каких речных рыб вы знаете?
Дети: Карась, щука, сом, окунь, голец.
Слайд 6. Изображение рыб.
Воспитатель: Что нужно обитателям водоемов для жизни?
Дети: Вода, кислород, солнце.
Воспитатель: Молодцы, вы ответили верно!
(Задание детям) Собрать из нескольких частей изображение рыбы.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети поют Третий куплет песни и припев.
Слайд 7. Изображение неба.
Воспитатель: Третья остановка «Птичья». Пройдите к экрану и скажите, кто обитает в небе?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных?
Дети: Птицы живут в воздухе, а животные на земле. У животных нет крыльев, а у птиц есть. У животных растет шерсть, а у птиц перья.
Воспитатель: Как можно по другому назвать птиц?
Дети: Пернатые.
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные птицы.
Слайд 8. Изображение перелетных птиц.
Воспитатель: Перечислите перелетных птиц. (Дети отвечают).
Почему птицы улетают в теплые края? (Ответы детей).
Как называют птиц, которые остаются зимовать с нами?
Дети: Зимующие птицы.
Слайд 9. Изображение зимующих птиц.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц. Расскажите, чем они питаются.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, зимующим птицам очень сложно в холодное время года.
Как мы можем им помочь? (Ответы детей). Верно. Предлагаю сделать кормушки для них. Пройдите к столам, на которых приготовлены материалы, из которых мы сделаем кормушки.
Продуктивная деятельность «Кормушка для птиц»(Аппликация)
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Вы сегодня меня очень порадовали. А вам, понравилось занятие? Что больше всего запомнилось? Чем понравилось? (Ответы детей).
Предлагаю занять места в поезде и вернуться обратно в группу.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…»
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)
с детьми подготовительной группы
Тема: Знакомство детей с Красной книгой Ставропольского края
Цель:
дать детям представление о Красной книге, познакомить с некоторыми растениями и животными Красной книги Ставропольского края.
Задачи:
познакомить детей с проблемой редких и исчезающих животных и растений нашей местности;
развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на окружающую природу;
воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе и животному миру.
Словарная работа: браконьерство.
Оборудование: Красная Книга Ставропольского края, мультимедийная презентация с фотографиями.
Ход занятия:
Воспитатель:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Вступительная беседа.
В.- Где бы ни жил человек, в городе или в селе, он всегда окружен растениями, животными, птицами, насекомыми…Давайте вспомним, на какие две группы мы разделили животных?
Д.- Дикие и домашние.
В.- Чем отличаются эти группы?
Д.- Домашних кормят люди, строят жильё, принимают потомство, а дикие заботятся о себе сами.
В.- Приведите примеры домашних животных
Д.- Корова, свинья, овца, коза.
В.- Каких вы знаете диких животных нашего края?
Д.- Волк, лиса, заяц, кабан.
У.- Скажите, а попугаи, морские свинки, аквариумные рыбки относятся к домашним животным?
Д.- Нет, мы ими любуемся – они радуют глаз и поднимают настроение.
В.- Давайте проверим ваши знания о животных и разгадаем кроссворд. Приложение 1
1. Кроссворд
1. Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днем он - забияка,
Поутру – часы.
(Петух)
2. Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
3. Летит, пищит,
Очень тоненько звенит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар)
4. Водяные мастера
Строят дом без топора
Дом из хвороста и тины
Строят и плотину.
(Бобры)
5. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
6. Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
В.Какое животное названное вами животное не живет в нашем крае?
Д. бобры
В.- Какое же слово получилось в выделенных клетках?
Д.- Помоги.
В.- Почему же у нас получилось такое волнующее слово?
В.- Наша планета серьезно заболела. И она просит нас о помощи. Мы должны помочь нашей маленькой планете, ведь она, как песчинка несется в огромном космосе миллионы лет. И она единственная планета, на которой есть жизнь.
В.- Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли - в основном по вине человека. Давайте подумаем и скажем, по каким причинам могут исчезать растения и животные? Приложение 1
Причины вымирания видов животных, птиц, насекомых и растений
Экономическая деятельность человека
Браконьерство;
Загрязнение мест обитания
В.- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все само собой восстанавливается. Но это не так. Многие виды животных, птиц и растений исчезают. А ведь все они нужны на нашей планете.
Д.- Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Роль Красной книги в нашей жизни.
В.- Природа гибнет и просит у нас защиты. Именно поэтому ученые составили списки исчезающих животных и растений, и издали эти списки в виде книги. Это и была первая Красная книга. Она была создана в год, когда я только родилась, а вас еще не было на свете, в нее записаны 52 вида зверей и 65 видов растений. У нас в Ставропольском крае – тоже есть собственная Красная книга. Состоит из 2х томов – растения и животные. (Демонстрация Красной книги Ставрополья)
В.- Почему эта книга называется Красной?
Д.- Красный цвет – сигнал опасности, как свет светофора, предупреждающий «Стоп, не губи! Дальше так нельзя!»
В.- Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Ребята, как вы думаете, для чего нужна Красная книга? Приложение 1
Информирует
Призывает изучать
Предупреждает
Советует
2). Как устроена Красная книга
В.- Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета?
(Ребята дают свои варианты). Приложение 1
На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер (Странствующие голуби, морская корова и т.д.).
На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные (зубр, бобр, леопард).
На желтых страницах те, животные количество которых быстро снижается (белый медведь, розовая чайка).
На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика.
На серых страницах те животные, которые мало изучены, места их обитания труднодоступны.
На зеленых страницах те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания (лось).
Цветные страницы сделаны для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение.
3). Работа с Красной книгой.
В.- Открываем 1 том Красной книги «Растения». Какие бывают растения? Приложение 1
Д.- Культурные и дикорастущие.
У.- Какие растения занесены в нашу книгу? Это лук Медвежий (черемша), меч-трава, шиповник французский, кувшинка белая, ландыш закавказский и многие другие. О некоторых из них я расскажу подробнее. Приложение 1
Кувшинка белая
Кувшинка прекрасна! Это одно из самых красивых растений. Белая кувшинка издавна считалась символом красоты. Эти большие и белые с золотой серединой цветы, растут в тихих водоемах наших рек и озер. Листья у кувшинок большие, плавающие, цветки ярких окрасок — белые, розовые, желтые, сиреневые, голубые. Цветет кувшинка долго, с конца мая и по август. Цветки раскрываются ранним утром, а поздним вечером закрываются. Если прийти рано утром на озеро, то можно пронаблюдать, как появляются эти цветы из воды. Это незабываемое зрелище!
Кувшинка белая охраняется законом, так как их осталось в водоемах рек и озер совсем мало. Приложение 1
Ландыш закавказский
Обитает в лесах Кавказа, это редкий вид. Отличается от остальных более крупными цветками. Прекрасно чувствует себя среди кустарников, на полянах при некотором затенении, устойчив к засухе. На одном месте растет до 10 лет. Все части растения ЯДОВИТЫ. Если вас подарили ландыши, то их не следует ставить в вазу вместе с другими цветами, они быстро завянут под действием запаха ландышей. Приложение 1
В.- Открываем 2 том Красной книги «Животные», здесь мы познакомимся с видами насекомых, птиц и зверей. Приложение 1
Жук – олень
Тело черного цвета, длина от 2 до 7см. Голова самца сильно расширена, на ней «рога». Жуки питаются в основном внутренними частями ствола дуба или корней. Интересно наблюдать за жуками, когда встречаются два самца и вступают в бои за пищу, стараясь сбросить соперника на землю.
Численность жуков – оленей сокращается из-за уничтожения старых лесных массивов, их поедают летучие мыши. В последнее время люди собирают их для коллекций. Приложение 1
Бабочка Махаон
Основной цвет — жёлтый. Передние крылья с чёрными пятнами и жилками, с широкой чёрной каймой и с жёлтыми лунообразными пятнами. Задние крылья с «хвостиками», имеют чёрную с синими и жёлтыми пятнами каёмку и красно-бурый глазок, обведённый чёрным, в углу крыла.
Размах крыльев махаона достигает 90 мм. Бабочки махаона летают в мае-июне и в июле-августе (иногда и в сентябре) на полевых дорогах, лесных опушках, лугах, в садах и на клумбах в городских парках. Приложение 1
Филин
В.- Послушайте, какие звуки издает следующая птица. Кто это, ребята?
ФИЛИН имеет общую длину 62—72 см, весит 2 — 3 кг. Самки заметно крупнее самцов, оба пола окрашены одинаково. Встречается в лесах, степях, пустынях, на равнинах и в горах.
Кормится филин различными животнымими — от зайцев до мелких мышек. Больше всего любит грызунов. Изредка филины нападают и на более крупных животных (самки косули, молодые горные козлы). Большое место в питании филина занимают также птицы — глухарь, тетерев. Изредка филины кормятся лягушками, и даже рыбами. Это ночная и сумеречная птица, но на севере охотится и днем. Приложение 1
Журавль - красавка
Мелкий журавль (вес 2-2,5 кг). Издали хорошо видны белые пучки перьев по бокам головы. Общая окраска серая, голова, шея и концы крыльев черные. Клюв желтоватый, ноги черные. Голос - звонкое курлыканье. Питается преимущественно семенами, часто хлебных злаков, реже насекомыми. Распространение - от степных и полупустынных подгорных равнин до высот 2300-2400 м н.у.м. В горы проникает по широким горным долинам рек. Предпочитает участки с каменистым грунтом и пятнами солончаков с разреженной растительностью из полыней, типчака, ковыля, однако не избегает и сельскохозяйственных угодий. Приложение 1
Выдра
В.- Послушайте, какие звуки издает следующее животное.
Выдра — крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина её тела 55—95 см, хвоста 26—55 см, масса 6—10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Строение её тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех. Выдра ведёт полуводный образ жизни, прекрасно плавая, ныряя и добывая себе пищу в воде. Питается выдра преимущественно рыбой (сазаном, щукой, форелью, плотвой), причём предпочитает мелкую рыбу. Зимой поедает лягушек. Летом, кроме рыбы, ловит грызунов; иногда охотится на уток. Мех выдры очень красив и прочен
Приложение 1
Кавказская лесная кошка
Обитает во всех лесах г. Ставрополя. Днем дикая кошка прячется в густых зарослях, дуплах деревьев или среди больших камней, а с наступлением темноты выходит охотиться на кроликов, зайцев, куропаток и других птиц. У кошки мускулистое, покрытое густым мехом тело. Зубов у них меньше, чем у остальных хищников, поэтому морда короткая, а голова в целом выглядит округлой. Окраска обычно от сероватой до рыжевато-бурой, как правило, с полосками. Зубы приспособлены к разрезанию мяса, а язык покрыт мелкими, заостренными и направленными назад твердыми выступами, которые позволяют, как теркой, соскабливать мясо с костей, и помогают чистить собственную шерсть. Кошачьи способны слышать очень высокие звуки и совершенно не похожи на домашних кошек. Страдает из-за вырубки лесов и охоты за ценной шкуркой. Приложение 1
1). Игра «Клубок знаний»
У.- Я буду бросать вам клубок знаний и говорить несколько слов о любом растении или животном, а вы отгадаете, кого я задумала.
- Передние крылья с чёрными пятнами, а задние крылья с «хвостиками». (Махаон)
- Цветки раскрываются ранним утром, а поздним вечером закрываются. (Кувшинка белая)
- у птицы белые пучки перьев по бокам головы. Голос - звонкое курлыканье. (Красавка)
- Днем прячется в густых зарослях, среди больших камней, а с наступлением темноты выходит охотиться на кроликов, куропаток. (Дикая кошка)
- Голова самца сильно расширена, на ней «рога». (Жук-олень)
- Все части растения ядовиты. (Ландыш)
- Прекрасно плавает, ныряет и добывает себе пищу в воде. (Выдра)
- Больше всего любит грызунов. (Филин)
В.- А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы .
Приложение 1
Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из ответов. Выбранный ответ запишем буквой в таблицу.
1. Почему нельзя загрязнять воду?
Потому что в ней погибают организмы (Д).
Потому что будет некрасивый цвет (М).
2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?
Да, например комар. Он больно кусает (Б).
Нет, в природе нет ничего бесполезного, ненужного (Р).
3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных?
Потому, что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть (У).
Потому, что потом их можно взять домой (Я).
4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу?
Которым грозит полное исчезновение с лица земли (Г).
Красивым (П).
В.- Проверим, что у нас получилось?
Д.- Слово «Друг».
У.- А что это значит?
Д.- Человек должен стать настоящим другом всего живого на свете. И только тогда страниц в Красной книге станет, совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.
Давайте с вами нарисуем экологические знаки по вашему выбору и разместим их на территории нашего детского сада.
(Дети рисуют, готовые работы прикрепляют к магнитной доске.)
Правила друзей природы
В.- Ребята, давайте назовем, что мы можем сделать полезного для животных, птиц и растений?
Дети озвучивают свои знаки:
Не будем срывать цветы!
Не будем ломать ветки деревьев!
Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и др. насекомых!
Не будем обижать лягушек!
Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
В.- Какие еще правила мы должны знать, чтобы все виды растений и животных продолжали радовать ещё многие поколения человечества?
Не разоряйте птичьего гнезда!
Не вырезайте надписи на деревьях!
Не разжигайте костер в лесу без взрослых!
Не бейте стекло в лесу и не оставляйте мусор в лесу!
Не все люди губят природу, некоторые стали создавать заповедные зоны, где запрещается любая хозяйственная деятельность. Сейчас в нашей стране более 150 заповедников. Как называется заповедник под горой Бештау?
Д. –Бештаугорский.
В. Молодцы, ребята. Я надеюсь каждого из вас можно назвать другом природы. Давайте всегда будем соблюдать правила. Которые вы все назвали и нарисовали.
Тема: «Лепбук «Красная книга» Ставропольского края»
Цель:
расширить и закрепить представление детей о мире природы Ставропольского края.
Задачи:
Образовательная: дать понятие о Красной книге, познакомить дошкольников с природным миром Ставропольского края, проанализировать и обобщить полученную информацию.
Воспитательная: воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к природе Ставропольского края.
Развивающая: развивать у детей познавательный интерес к жизни природного мира своего края, которому нужна защита; учить распределять животных и растения на группы, умение обобщать, делать выводы; развивать память и наблюдательность к восприятию природы.
Красная книга- списки редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Она бывает разного уровня- международного, национального, регионального. Первое издание Красной книги Международного союза охраны природы (МСОП) вышло в свет в 1963 году. В два тома этого пилотного издания с небольшим тиражом вошли сведения о 211 видах и подвидах млекопитающих и 312 видах и подвидах птиц. Последнее, четвертое типовое, издание, вышедшее в 1978-1980 гг., включает в себя уже 226 видов и 79 подвидов млекопитающих и 181 вид и 77 подвидов птиц. В последнее время в Красную книгу добавились и 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб!
Лепбук разделен на конверты разных цветов каждый из которых несет своё значение. Цвет помогает определить в какой опасности находятся животные или растение.
Черные конверты содержат списки животных и растений, которых уже нет на Земле, исчезнувшие — виды.
Красные конверты показывают нам животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения.
Желтые конверты – животные и растения, количество которых быстро сокращается в численности.
Белые конверты – это животные и растения которых всегда было немного - редкие.
Серые конверты – внесены животные и растения, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны.
Зеленые конверты – животные и растения, которых нам удалось спасти и сохранить от исчезновения. Животные