СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «берегите планету»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по экологии в доу

Просмотр содержимого документа
«Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «берегите планету»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№5» города Алейска Алтайского края



ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА



«БЕРЕГИТЕ ПЛАНЕТУ»

Проект выполнила:

Самоныкина И.И.

Воспитатель первой

Квалификационной

категории

2023-2024 уч. год.







г. Алейск 2023г

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.













ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тип проекта: информационно - творческий, групповой.

Продолжительность: долгосрочный. 3 недели.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.

Направленность развития деятельность: познавательно-речевая, интеллектуальная, игровая, изобразительная, музыкальная.

Срок реализации: 3 недели (7 апреля -27 апреля).

Результат: НОД «Берегите планету»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Образовательные. Формировать правильные экологические представления о природе у детей. Создавать у детей условия для формирования у детей элементов экологической культуры. Расширять кругозор. Закрепить умение подбирать предметы по форме, различать по величине, делить слова на слоги, образовывать слова при помощи суффиксов, составлять предложения с заданным словом, отсчитывать заданное количество предметов, на один больше, на один меньше, находить число, соответствующее количеству предметов. Считать от 0 до 10 в прямом и обратном порядке. Подбирать прилагательные к заданному слову.

  2. Развивающие. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в ней, эстетическое восприятие природы. Развивать речевую и двигательную активность, мышление, внимание, память, воображение.

  3. Воспитательные. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, создавать положительный эмоциональный фон, способствовать сплочению детского коллектива. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.



ПРОБЛЕМА:

Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.



ГИПОТИЗА:

Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:

  • будет вестись систематическая работа на НОД;

  • работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:

  • предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;

  • уголок природы в группе;

  • огород на окне;

  • наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); - библиотека книг с экологическим содержанием.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Определение темы, цели, задач проекта.

  2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.

  3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.

  4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.

  5. Разработка тематического планирования мероприятий.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1этап (7-9апреля) - подготовительный: Выявление первоначальных знаний детей о экологии. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов работы.

2 этап (12-23 апреля) – основной: Реализация содержания проекта: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, загадки, продуктивная деятельность детей.

3 этап (26-27 апреля) - завершающий: проведение НОД, оформление выставки детских рисунков, подведение итогов.



1 этап.

1.Диагностика знаний у детей.

2.Информирование родителей о предстоящей деятельность.

3.Подбор художественной и познавательной литературы.

2 этап.

1. Изготовление материалов и пособий для занятия.

2. Изготовление «планеты», подготовка наглядного материала «перелетные птицы».

3.Изготовление дидактической игры «экологические знаки». Изготовление наглядного материала «природные зоны».

3 этап.

1. Оформление выставки детских рисунков на тему «обитатели неизвестной планеты».

2. НОД.

3.Подведение итогов НОД.

4. Итоговая диагностика.



РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОКТА С ДЕТЬМИ:



1.Рассматривание иллюстраций по теме «Космос», «Земля», «Животный мир», «Растительный мир».

2.Чтение художественной и научно-познавательной литературы.

3. Организация выставки детских рисунков по теме «Экологические знаки».

4.Оформление выставок подделок «Инопланетяне», «Птицы», «Ракеты», «Солнце».

5. Заучивание стихотворений.

6. Проведение дидактических игр и упражнений.

7. Проведение пальчиковых игр.

8. Проведение психогимнастики.

9.Загадывание и отгадывание загадок.

10. Разучивание песни М. Пляцковского «Не дразните собак».

11. Проведение музыкально-ритмических упражнений.



РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА С РОДИТЕЛЯМИ:



1. Беседа «Знакомство с проектом».

2.Домашние задания-рисование и изготовление подделок на тему «Космос».

3. Изготовление книжек-малышек «Стань природе другом».

4. Чтение литературы о космосе, о земле, о живой и не живой природе.

5. Помощь в организации выставки.

6. Помощь в подборе информации.

7. Помощь в изготовлении материалов и пособий для занятий.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У детей:

  • будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

  • поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

  • научатся анализировать и делать выводы.

У педагога:

  • приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольников, повышение профессионального мастерства;

  • повысится экологическая культура педагога, появится понимание

необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

  • пополнится развивающая среда в группе;

  • повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

У родителей:

  • обогащение уровня экологических знаний родителей;

  • повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

  • создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников; - возможность участвовать в совместных экологических проектах.



РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.

В ходе реализации проекта «БЕРЕГИТЕ ПЛАНЕТУ» были достигнуты следующие результаты:

  • сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

  • дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

  • появился интерес к явлениям и объектам природы;

  • научились анализировать и делать выводы;

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.



Литература:

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы, 2012 г

Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005

Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996

Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.

Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.

Николаевой - М, 2005

А.Митяев «Первый полет»

В.Бороздин «В школе космонавтов»

М.Ю.Картушина «Быть здоровыми хотим»

Л.Я.Гальперин «Первая книга о технике», «Моя первая энциклопедия».










































Конспект НОД

«Берегите планету»


















Воспитатель: Самоныкина И.И.

Апрель 2021

МБДОУ д/с№5

г. Алейск










Дети входят в зал, встают в круг. Проводится психогимнастика.


Собрались все дети в круг,

Я-твой друг и ты –мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!


Воспитатель: Ответьте на вопросы полным ответом


1. Как называется наша планета?

2.Как называется наша страна?

3. Какой город является столицей нашей родины?

4.Как называется край, в котором мы живем?

5.Назовите столицу Алтайского края?

6.Как называется наш город?

7. Какие реки в нашем городе протекают?

8.Накакой улице находится наш Детский сад?

9.Какое сейчас время года?

10. Назовите текущий месяц?

11. Какой сегодня день недели?


Воспитатель: Какой хороший солнечный денек, давайте отправимся в лес, отдохнем!


(Проводится упражнение с движениями)

Едем, едем на машине

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем

Смотрим пристально мы в даль.

Дворники счищают капли

Влево, вправо, чистота!

Волосы ерошит ветер-

Мы шоферы хоть куда


Воспитатель: Вот мы и приехали. Что же мы видим в лесу? (ответы детей).


(кругом разбросан мусор, сорваны цветы, животные в капканах, птицы в клетке, бабочки в банке).


Воспитатель: Что же делать?

1. Ребята собирают мелкие «стекла» (модели геометрических фигур) в ведра, треугольные к треугольным, квадратные к квадратным и т.д.

2. Убрали в банки бутылки, одноразовую посуду в мешок и поместили в бак для мусора.

3. Освободили из капкана животных, назвали животных ласково. Составили предложение с заданным словом.

4. Выпустили из банки бабочек. Сначала самую большую потом по меньше, и самую маленькую.

5. Выпустили из клетки птиц, рассмотрели картинки с изображением птиц, назвали птиц, разделили слово на слоги.

6. Посадили в «Землю» сорванные цветы, в первый стаканчик – 8, выбрали число, соответствующее количеству цветков.

Во второй стаканчик посадили на один цветочек меньше. Сколько цветочков? выбери число, соответствующее количеству цветков

Посади в стаканчик 5 цветков. Выбери число, соответствующее количеству цветков.

Посади в стаканчик на один цветок больше. Сколько цветков? Выбери число.

Сколько сорванных цветков осталось на полянке, посади их в стаканчик, выбери число, соответствующее их количеству.


РАЗДАЕТСЯ СИГНАЛ «SOS»

Воспитатель: Что это?

Ответ ребенка- Я знаю что это такое! Это сигнал «SOS». Когда кто-то терпит бедствие или чья-то жизнь находится в большой опасности, то передается такой сигнал. Он международный. Его должны знать все и всегда спешить на помощь к тому, кто его передает.

Воспитатель: Спасибо, теперь мы знаем, что у нас кто-то просит помощи.


Звучат слова в записи: Всем! Всем! Всем! Наша планета находится в опасности! Помогите нам! Наша планета раньше, как и ваша Земля, была красивой и зеленой, но воинственные жители из соседней галактики провели на ней испытания нового оружия, и все сожгли на нашей планете. Нас осталось совсем немного, и мы скоро погибнем если вы земляне не поможете нам и нашей планете.


Воспитатель: Вы согласны вместе со мной, чтобы отправиться в космическое путешествие и помочь жителям погибающей планеты!

Пока двое мальчиков строят ракету, мы укрепим организм (выполняем упражнения «Сделай фигуру».

Ракета готова, одеваем воображаемые скафандры, одеваем антивирус, начинаем отсчет (дети считают от 0 до 10, и от 10 до 0). Пуск.

А пока мы летим, проведем пальчиковую игру.




Раз, два, три, четыре, пять

В космос полетел отряд

Командир в бинокль глядит

Что он видит впереди

Солнце, планеты, спутник, кометы.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект

Видим мы его без света

Ждет нашей помощи планета.


Воспитатель: Вот мы и прилетели (дети сели за столы на стулья). Вся планета покрыта льдом. Как растопить лед?

Дети предлагают создать Солнце.

Проводим дидактическую игру «Солнце какое» (подбор прилагательных к слову солнце)


Воспитатель: Солнце растопило лед, стало видно воду и сушу. На планете нет ни растений, ни животных. Предлагаю их создать (дети превращают модели геометрических фигур в животных, птиц или растения, дорисовывая нужные детали).

Мы знаем, как беречь природу и сейчас вам (жителям погибающей планеты) расскажем, (рассматриваем экологические знаки и раскрываем их значение).


Звучит голос в записи «Спасибо Вам большое за помощь».

Воспитатель: А нам пора возвращаться на Землю. Заходим в ракету (встали в круг). А чтобы в дороге было веселей, споем нашу любимую песню (дети поют песню М.Пляцковского «Не дразните собак».

Вот мы и на земле. Проводим сан. Обработку, принимаем лекарство «Антивирус» (дети раскрывают упаковку «Антивируса» и находят там конфету).