Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№5» города Алейска Алтайского края
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
«БЕРЕГИТЕ ПЛАНЕТУ»
Проект выполнила:
Самоныкина И.И.
Воспитатель первой
Квалификационной
категории
2023-2024 уч. год.
г. Алейск 2023г
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тип проекта: информационно - творческий, групповой.
Продолжительность: долгосрочный. 3 недели.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.
Направленность развития деятельность: познавательно-речевая, интеллектуальная, игровая, изобразительная, музыкальная.
Срок реализации: 3 недели (7 апреля -27 апреля).
Результат: НОД «Берегите планету»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Образовательные. Формировать правильные экологические представления о природе у детей. Создавать у детей условия для формирования у детей элементов экологической культуры. Расширять кругозор. Закрепить умение подбирать предметы по форме, различать по величине, делить слова на слоги, образовывать слова при помощи суффиксов, составлять предложения с заданным словом, отсчитывать заданное количество предметов, на один больше, на один меньше, находить число, соответствующее количеству предметов. Считать от 0 до 10 в прямом и обратном порядке. Подбирать прилагательные к заданному слову.
Развивающие. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в ней, эстетическое восприятие природы. Развивать речевую и двигательную активность, мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, создавать положительный эмоциональный фон, способствовать сплочению детского коллектива. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
ПРОБЛЕМА:
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
ГИПОТИЗА:
Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
будет вестись систематическая работа на НОД;
работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:
предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;
уголок природы в группе;
огород на окне;
наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); - библиотека книг с экологическим содержанием.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Определение темы, цели, задач проекта.
Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.
Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
Разработка тематического планирования мероприятий.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1этап (7-9апреля) - подготовительный: Выявление первоначальных знаний детей о экологии. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов работы.
2 этап (12-23 апреля) – основной: Реализация содержания проекта: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, загадки, продуктивная деятельность детей.
3 этап (26-27 апреля) - завершающий: проведение НОД, оформление выставки детских рисунков, подведение итогов.
1 этап.
1.Диагностика знаний у детей.
2.Информирование родителей о предстоящей деятельность.
3.Подбор художественной и познавательной литературы.
2 этап.
1. Изготовление материалов и пособий для занятия.
2. Изготовление «планеты», подготовка наглядного материала «перелетные птицы».
3.Изготовление дидактической игры «экологические знаки». Изготовление наглядного материала «природные зоны».
3 этап.
1. Оформление выставки детских рисунков на тему «обитатели неизвестной планеты».
2. НОД.
3.Подведение итогов НОД.
4. Итоговая диагностика.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОКТА С ДЕТЬМИ:
1.Рассматривание иллюстраций по теме «Космос», «Земля», «Животный мир», «Растительный мир».
2.Чтение художественной и научно-познавательной литературы.
3. Организация выставки детских рисунков по теме «Экологические знаки».
4.Оформление выставок подделок «Инопланетяне», «Птицы», «Ракеты», «Солнце».
5. Заучивание стихотворений.
6. Проведение дидактических игр и упражнений.
7. Проведение пальчиковых игр.
8. Проведение психогимнастики.
9.Загадывание и отгадывание загадок.
10. Разучивание песни М. Пляцковского «Не дразните собак».
11. Проведение музыкально-ритмических упражнений.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Беседа «Знакомство с проектом».
2.Домашние задания-рисование и изготовление подделок на тему «Космос».
3. Изготовление книжек-малышек «Стань природе другом».
4. Чтение литературы о космосе, о земле, о живой и не живой природе.
5. Помощь в организации выставки.
6. Помощь в подборе информации.
7. Помощь в изготовлении материалов и пособий для занятий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У детей:
будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
научатся анализировать и делать выводы.
У педагога:
приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольников, повышение профессионального мастерства;
повысится экологическая культура педагога, появится понимание
необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
пополнится развивающая среда в группе;
повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
У родителей:
обогащение уровня экологических знаний родителей;
повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников; - возможность участвовать в совместных экологических проектах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «БЕРЕГИТЕ ПЛАНЕТУ» были достигнуты следующие результаты:
сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
появился интерес к явлениям и объектам природы;
научились анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы, 2012 г
Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996
Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.
Николаевой - М, 2005
А.Митяев «Первый полет»
В.Бороздин «В школе космонавтов»
М.Ю.Картушина «Быть здоровыми хотим»
Л.Я.Гальперин «Первая книга о технике», «Моя первая энциклопедия».
Конспект НОД
«Берегите планету»
Воспитатель: Самоныкина И.И.
Апрель 2021
МБДОУ д/с№5
г. Алейск
Дети входят в зал, встают в круг. Проводится психогимнастика.
Собрались все дети в круг,
Я-твой друг и ты –мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ответьте на вопросы полным ответом
1. Как называется наша планета?
2.Как называется наша страна?
3. Какой город является столицей нашей родины?
4.Как называется край, в котором мы живем?
5.Назовите столицу Алтайского края?
6.Как называется наш город?
7. Какие реки в нашем городе протекают?
8.Накакой улице находится наш Детский сад?
9.Какое сейчас время года?
10. Назовите текущий месяц?
11. Какой сегодня день недели?
Воспитатель: Какой хороший солнечный денек, давайте отправимся в лес, отдохнем!
(Проводится упражнение с движениями)
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем
Смотрим пристально мы в даль.
Дворники счищают капли
Влево, вправо, чистота!
Волосы ерошит ветер-
Мы шоферы хоть куда
Воспитатель: Вот мы и приехали. Что же мы видим в лесу? (ответы детей).
(кругом разбросан мусор, сорваны цветы, животные в капканах, птицы в клетке, бабочки в банке).
Воспитатель: Что же делать?
1. Ребята собирают мелкие «стекла» (модели геометрических фигур) в ведра, треугольные к треугольным, квадратные к квадратным и т.д.
2. Убрали в банки бутылки, одноразовую посуду в мешок и поместили в бак для мусора.
3. Освободили из капкана животных, назвали животных ласково. Составили предложение с заданным словом.
4. Выпустили из банки бабочек. Сначала самую большую потом по меньше, и самую маленькую.
5. Выпустили из клетки птиц, рассмотрели картинки с изображением птиц, назвали птиц, разделили слово на слоги.
6. Посадили в «Землю» сорванные цветы, в первый стаканчик – 8, выбрали число, соответствующее количеству цветков.
Во второй стаканчик посадили на один цветочек меньше. Сколько цветочков? выбери число, соответствующее количеству цветков
Посади в стаканчик 5 цветков. Выбери число, соответствующее количеству цветков.
Посади в стаканчик на один цветок больше. Сколько цветков? Выбери число.
Сколько сорванных цветков осталось на полянке, посади их в стаканчик, выбери число, соответствующее их количеству.
РАЗДАЕТСЯ СИГНАЛ «SOS»
Воспитатель: Что это?
Ответ ребенка- Я знаю что это такое! Это сигнал «SOS». Когда кто-то терпит бедствие или чья-то жизнь находится в большой опасности, то передается такой сигнал. Он международный. Его должны знать все и всегда спешить на помощь к тому, кто его передает.
Воспитатель: Спасибо, теперь мы знаем, что у нас кто-то просит помощи.
Звучат слова в записи: Всем! Всем! Всем! Наша планета находится в опасности! Помогите нам! Наша планета раньше, как и ваша Земля, была красивой и зеленой, но воинственные жители из соседней галактики провели на ней испытания нового оружия, и все сожгли на нашей планете. Нас осталось совсем немного, и мы скоро погибнем если вы земляне не поможете нам и нашей планете.
Воспитатель: Вы согласны вместе со мной, чтобы отправиться в космическое путешествие и помочь жителям погибающей планеты!
Пока двое мальчиков строят ракету, мы укрепим организм (выполняем упражнения «Сделай фигуру».
Ракета готова, одеваем воображаемые скафандры, одеваем антивирус, начинаем отсчет (дети считают от 0 до 10, и от 10 до 0). Пуск.
А пока мы летим, проведем пальчиковую игру.
Раз, два, три, четыре, пять
В космос полетел отряд
Командир в бинокль глядит
Что он видит впереди
Солнце, планеты, спутник, кометы.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект
Видим мы его без света
Ждет нашей помощи планета.
Воспитатель: Вот мы и прилетели (дети сели за столы на стулья). Вся планета покрыта льдом. Как растопить лед?
Дети предлагают создать Солнце.
Проводим дидактическую игру «Солнце какое» (подбор прилагательных к слову солнце)
Воспитатель: Солнце растопило лед, стало видно воду и сушу. На планете нет ни растений, ни животных. Предлагаю их создать (дети превращают модели геометрических фигур в животных, птиц или растения, дорисовывая нужные детали).
Мы знаем, как беречь природу и сейчас вам (жителям погибающей планеты) расскажем, (рассматриваем экологические знаки и раскрываем их значение).
Звучит голос в записи «Спасибо Вам большое за помощь».
Воспитатель: А нам пора возвращаться на Землю. Заходим в ракету (встали в круг). А чтобы в дороге было веселей, споем нашу любимую песню (дети поют песню М.Пляцковского «Не дразните собак».
Вот мы и на земле. Проводим сан. Обработку, принимаем лекарство «Антивирус» (дети раскрывают упаковку «Антивируса» и находят там конфету).