МКДОУ «Мошковский детский сад № 3 «Улыбка»
комбинированного вида» Мошковского района
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников
«Одуванчики – цветы, словно
солнышко желты»
Авторы проекта:
Воспитатели: Хренова Лилия Николаевна
Яковенко Надежда Ивановна
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
А.Смирнов
Краткосрочный экологический проект
«Одуванчики – цветы, словно солнышко желты»
во второй младшей группе.
В настоящее время понятие «экология» из научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе.
Для нас воспитателей, работающих в детском саду, самое важное – научить детей любить и понимать природу, сформировать у ребят экологическую культуру.
Для этого нужно:
-научить детей практическим умениям, направленным на охрану природы.
-проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру.
Решая данные задачи, мы с раннего возраста начинаем знакомить детей с живой и неживой природой, со всевозможными взаимодействиями и взаимозависимостями в ней.
Как здорово, что мы живём на планете Земля!
Как здорово, что мы можем любоваться одуванчиком!
Эти прекрасные загадочные цветы - так похожи на солнышко!
Цель проекта:
Дать детям представление о том, что в природе важны все растения;
Развитие познавательного интереса у ребенка.
Учить детей бережному отношению к цветам, формировать у них добрые чувства к растительному миру.
Задачи проекта
Дать представления о том, что растения – живые существа.
Познакомить с внешним видом одуванчика.
Сформировать познавательный интерес к миру растений.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Развивать фантазию, ассоциативное мышление, речь.
Предполагаемый результат
Учить видеть красоту природы.
Развитие познавательной активности.
Воспитание бережного отношения к природе.
Организационный этап
- Провести экскурсию по территории детского сада, чтобы выяснить, где растут одуванчики.
- Организовать наблюдение за одуванчиком.
- Оформить выставку детской литературы.
- Подбор дидактических игр экологического содержания.
Практический этап
- Экскурсия по территории детского сада.
- Изготовление и подбор атрибутов для дидактических игр.
- Изготовление альбома «Очаровательный сорняк»
- Беседы, консультации для родителей.
- Чтение и заучивание стихотворений об одуванчике.
- Рисование «Желтый одуванчик»; «Белый одуванчик».
- Разучивание подвижной игры «Одуванчик».
- Организация акции «Сохраним одуванчик» при участии детей и родителей.
Обобщающий этап
- Проведение развлечения «В гостях у одуванчика».
- Оформление исследовательского материала.
Понедельник
1. Наблюдение за одуванчиком во время прогулки.
2. Разучивание песни «Где же одуванчик? » муз. и сл. З. Качаевой.
3. Чтение стихотворения «Одуванчик» М.Пожаровой.
Вторник
1. Наблюдение за одуванчиками в утреннее время.
2. Разучивание стихотворения «Одуванчики везде… » М.Полянской.
3. Д/и «Найди одуванчик в букете»
Среда
1. Ознакомление с окружающим «Одуванчик – первоцвет».
2. Рисование «Желтый одуванчик» (пальчиками).
3. Подвижная игра «Одуванчик».
Четверг
1. Рассматривание иллюстраций с изображением одуванчика.
2. Разучивание хоровода «Одуванчик».
3. Д/и «Где растет одуванчик?».
Пятница
1. Конструирование «Заборчик для одуванчика»
2. Развлечение «В гостях у одуванчика».
3. Наблюдение за одуванчиком в вечернее время «До свидания, одуванчик»
Результаты:
1. Дети усвоили предложенный материал.
2. Был собран необходимый методический комплект материала.
3. Пополнена предметно-развивающая среда в группе дидактическими играми.
5. Пополнена детская библиотека произведениями о природе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занятие «Одуванчик – первоцвет»
Программное содержание:
Познакомить детей с растением-первоцветом: одуванчик.
Закрепить умение правильно называть части растения.
Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.
Предварительная работа: наблюдение за одуванчиком на прогулке
Подготовка к занятию: разрезные картинки с изображением одуванчика для фланелеграфа, фланелеграф, лист ватмана с изображением кустов одуванчиков со стебельками без цветов, желтые салфетки, клей, клеевые кисти, салфетки, аудиозапись.
Ход занятия:
Воспитатель: - У меня для вас загадки. Составьте картинку, и узнайте, чей портрет нарисовал художник?
Дети складывают разрезные картинки и называют растение.
Дети: Это–одуванчик.
Воспитатель. Что есть у одуванчика? Стебель, листья и цветы (смоделировать растение) .
Воспитатель. Какой формы у одуванчика цветок? А какого цвета?
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Воспитатель: У одуванчика желтые пушистые цветы, длинный тонкий стебель и зеленые длинные листья. Стоит на солнышке одуванчик и радуется, но стоит только солнышку спрятаться, как цветочек закрывается, как будто прячет солнечные лучи у себя внутри.
Воспитатель: А в середине лета с одуванчиком происходят настоящие чудеса:
Был цветочек золотой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с одуванчиком? Правильно, цветочек стал белым и все парашютики - пушинки разлетелись в разные стороны.
Воспитатель: Мы с вами сейчас тоже превратимся в большой одуванчик и поиграем. (Проводится дыхательная гимнастика)
Дует щеки одуванчик
Весело хохочет,
Он на легкие пушинки
Разлететься хочет.
(Дети разбегаются - летают)
После игры воспитатель обращает внимание детей на поляну с одуванчиками (лист ватмана, с нарисованными заранее кустиками одуванчика без цветов) .
Воспитатель: Дети, посмотрите, все одуванчики облетели, скучно теперь стебелькам стоять, давайте, снова превратим наши одуванчики в цветочки-солнышки. Посмотрите, как я буду это делать (показ изготовления одуванчика из мятой салфетки и наклеивания его на ватман)
Дети из мятой бумаги делают новые одуванчики.
Воспитатель: Вот опять зацвели одуванчики на полянке, и лето останется с нами надолго на наших веселых картинках.
Воспитатель: Цветочки вас благодарят, вам спасибо говорят. Послушайте, какую они для вас песенку поют.
Хороводная игра «Одуванчик»
Дети становятся, взявшись за руки, в круг. На припев они идут по кругу вокруг ребенка в шапочке «Одуванчик».
Припев. Одуванчик, одуванчик,
До чего же ты хорош!
Одуванчик, одуванчик,
Ты на солнышко похож!
Останавливаются, поворачиваются в круг. Изображают плетение венков.
1. Одуванчиков нарвем
И венки себе сплетем.
Мы в веночках желтеньких
Будем, словно солнышки!
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Припев.
Останавливаются и мелкими шагами идут в круг.
2. Где же, одуванчики,
Желтые цветочки?
Вместо одуванчиков –
Белые пушочки!
Дуют на ребенка в шапочке «Одуванчик» и разбегаются в стороны, как пушинки одуванчика.
Ф – ф – фу – у – у!
На слова воспитателя: «Ветерок утих», дети снова становятся в круг.
Дидактические игры
«Одуванчик»
Цель: закреплять у детей элементарные знания о строении растений
Материал: разрезные картинки с изображением частей одуванчика (стебель, лист, цветок) .
Игровая задача: сложить из карточек одуванчик и назвать его части
«Узнай и назови»
Цель: научить детей узнавать и называть растения по отличительным особенностям внешнего вида.
Материал: карточки с изображением различных растений: одуванчик, ромашка, колокольчик, василек, тюльпан, нарцисс, роза.
Арттерапия «Цветок» (сопровождается плавной музыкой)
Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.
Ход: Педагог предлагает детям «превратиться» в семечко — теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток.
Лишь солнышко пригрело,
У тропинки в ряд,
Цветочки приодели
Свой солнечный наряд.
Нежатся на солнышке,
Купаются в росе,
Светятся, как звездочки,
В низенькой траве.
Сколько одуванчиков
В желтых сарафанчиках!
По полянке кружат,
С солнцем очень дружат.
У забора, на газоне
По последнему фасону,
«Одуванчик» наш растет
В гости нас к себе зовет!
В садик к нам пришла весна
Сеяли мы семена
В черную земельку
В мягкую постельку
И вырастили цветочную рассаду!
Мы не будем рвать цветы!
Это капли красоты!
Пусть они растут! Цветут!
Радость нам они несут!
Вот так мы ухаживаем за комнатными растениями!
Будем беречь природу, -
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа – надежный наш друг!