СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по экологическому воспитанию младших школьников

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по экологическому воспитанию младших школьников»

Проект

по экологическому воспитанию младших школьников




Введение.

Начальная школа является одним из первых звеньев системы непрерывного экологического образования. Поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у младших школьников основ культуры рационального природопользования. Экологическое воспитание осуществляется в начальных классах через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на уроках. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет деятельностный подход. Это организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду, наблюдение за объектами природы, выявление неблагополучных природных объектов, нахождение путей и способов спасения таких природных объектов.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничестве.



ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА.

В современном технологическом мире одним из приоритетных направлений деятельности педагога является экологическое воспитание школьников. Экологические знания позволяют человеку понять окружающий мир и его взаимосвязи, оценить влияние научно-технического прогресса на биосферу и осознать необходимость рационального использования сырьевых ресурсов. Экологическая культура как результат сформированного ответственного отношения к окружающей среде становится социально-личностным фактором в преодолении экологических проблем и реализации идей устойчивого развития природы и общества. Экологическая культура, интегрируя экологические ценности, знания и навыки имеет следующие компоненты: экологические знания, экологическое мышление, мировоззренческие идеи и ориентации экологического характера, экологически оправданное поведение (экодеятельность). Важным условием формирования экологической культуры является непрерывное экологическое образование и воспитание.

ПРОБЛЕМА, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ

Низкий уровень осведомленности учащихся и их родителей об экологических проблемах,   и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

        

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование основы экологического миропонимания,  осознанно- правильного отношения к природе во всем ее многообразии, отношения к себе как части  природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

- воспитание у обучающихся экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры;

- создание условий для гармоничного, социального развития личности средствами совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей и подростков;

- формирование коммуникативных компетенций, включение школьников в экологически ориентированную деятельность.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА:

1.  Воспитательная деятельность

2.  Просветительская деятельность

3.  Деятельность на пришкольном участке

4. Проведение акций

5. Экодесант(субботники)

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА:

Экологическое мировоззрение – суть бережное, вдумчивое и ответственное  отношение к окружающему миру, к людям к своему здоровью. Это осознанность и чистота помыслов. Осознание человеком себя как части природы, части социума, осознание своей ответственности перед ними за свою жизнедеятельность определяет гармоничное взаимодействие каждого со всем сущим вокруг.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

- подготовительный

- практический (реализация проекта)

- контрольный (анализ эффективности проекта)

Сроки реализации проекта:  2020-2021 учебный годы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- повышение уровня экологической культуры обучающихся;

- сформированность у школьников когнитивных, мировоззренческих, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных компетентностей личности;

- создание благоприятных условий для профессионального самоопределения и профориентации учащихся в области экологии;

- внедрение технологий органического земледелия на пришкольном участке;

- повышение активности учащихся и родителей в экологических акциях;

- увеличение количества проектов экологического направления;

        

         Т.к. объективная необходимость в осуществлении качественного экологического образования и воспитания подрастающего поколения существовала всегда, то с учетом современных тенденций   наиболее перспективными направлениями развития теории и практики экологического образования школьников являются:

- повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем,

- обеспечение органичного единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды,

- усиление ценностных аспектов содержания экологического образования, гуманизация и усиление духовно-нравственного потенциала экологического образования,

- дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий, учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, специфики реального отношения к природе.

Экологическое образование на каждом этапе развития ребенка имеет свои цели, особенности и специфику. В данном аспекте актуальность приобретает преемственность, последовательность в модели непрерывного экологического образования, а также консолидация воспитательных усилий семьи и школы.

Основная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры, как нового качества личности, основанного на влиянии на интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы.

       Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы.

        

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ СВЯЗАНО С РЕШЕНИЕМ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:

1. Воспитание у детей нового экологического сознания, основанное на гуманном, ценностном отношении к природе.

2. Развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.

3. Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной, основу которой составляют духовно-нравственные ценности.

4. Развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде.

5. Создание условий для формирования и реализации школьником активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора.

         Результатом экологического воспитания является становление и развитие экологической культуры личности.

       

         Формирование экологической культуры осуществляется через экологическое образование, экологическое просвещение, экологическое воспитание, экологическую социализацию, а также самообразование и самовоспитание личности. Экологическая культура отражает эмоционально-чувственный мир личности, культуру духовных отношений с природой. Важной характеристикой нравственного аспекта экологической культуры личности является присущее ей чувство меры. С нравственным аспектом экологической культуры тесно связан эстетический аспект. Эстетическое отношение к природному миру содействует осмыслению ребенком красоты природы как высшей эстетической ценности, воспитывает любовь, восхищение, благоговение перед ней. Восторженное преклонение перед красотой природы, чувствование единения и слияния с ней позволяют ребенку не нарушать гармонию в природе, беречь ее хрупкость и чистоту. Наконец, значимой составляющей экологической культуры личности является опыт экологической деятельности. При этом под экологической деятельностью подразумеваются все виды и формы деятельности людей, в том числе и духовные, эмоционально-интеллектуальные, нацеленные на достижение гармонии взаимодействия с природой и способствующие формированию экологического сознания. В современном образовательном процессе важно направить детей на осознание природы как высшей ценности, на познание ее красоты, развивать способности чувствовать природу, дорожить ею, беречь ее. Этому могут способствовать создание в образовательной организации особой эколого-развивающей среды, насыщение образовательного процесса экологическими идеями и смыслами.

       Данный проект основывается на следующих принципах:

- единство сознания, переживания,  действия – отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления развития ответственного отношения личности к окружающей среде;

- принцип прогностичности – предполагает повседневную заботу каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений;

междисциплинарный подход;

- принцип гуманизации – отражение в содержании нравственных и правовых нормативов;

- принцип научности – решение экологических проблем, опираясь на знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы;

- целостности – взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии;

- интеграции – обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащихся;

- непрерывности – организация образования по вопросам окружающей среды на всех этапах образования, в их преемственной связи и развитии.

Важными факторами в образовательном и воспитательном процессе по экологическому направлению являются:

“учиться знать” – формирование когнитивных компетенций – изучение природы всего края (осуществляется через работу с ключевыми понятиями, познавательные, репродуктивные, актуализирующие, контрольные, обобщенные и проблемные вопросы и задания; вопросы на рассуждение и повышенной сложности, прикладного характера, ориентирующие на развитие компетентности “учиться познавать живую природу”);

“учиться быть” – формирование мировоззренческих компетенций – формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающими рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей самостоятельности, самоутверждения в правильности выбора для дальнейшего жизненного пути);

“учиться делать” – формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);

“учиться жить” – формирование коммуникативных компетенций – включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность (осуществляется через задания на взаимодействие с другими людьми, на применение экологических знаний и умений в своей жизни для сохранения здоровья своего и своих близких, для сохранения окружающей среды как среды жизни).



План работы

по экологическому воспитанию и образованию учащихся

на 2020-2021 учебный год

№ п/п

Мероприятие

Время проведения

Ответственный

1

Спланировать и утвердить план экологической работы на учебный год

август

Ответственный за экологическую работу

2

Утвердить за каждым классом место на пришкольном участке и Муниципальных территориях для проведения различных видов работ.

август

Батракова Г.А.

3

Озеленение классных кабинетов

В течение года

Классные руководители,воспитатели

4

Составить план-схему посадок деревьев, кустарников, цветочных культур на пришкольном участке

сентябрь

Батракова Г.А.

Евграфова Е.С.

5

Экодесант (субботники)


Апрель

Батракова Г.А.

Евграфова Е.С.

6

Акция «Помоги зимующей птице» 1.Изготовление кормушек

2.Развешивание кормушек.

3.Организация «Птичьих столовых»

4.Сбор корма для птиц

5.Организация выставки плакатов, рисунков.

Декабрь-февраль

Воспитатели

7

Акция «Бумажный бум»

Ноябрь,апрель

Старшие вожатые

8

Акция «Зеленая волна»

1.Формирование план-схемы посадок на пришкольных территориях ( вблизи школы).

2.Формирование лунок для саженцев деревьев и кустарников

3.Обеспечение посадочным материалом

4.Высадка саженцев.

5.Обеспечение ухода за саженцами.

Апрель

май

Батракова Г.А.

Евграфова Е.С. Воспитатели

9

Выпуск экобюллетеня «В мире экологии»

Ноябрь

Учитель биологии

10

Познавательная игра «Жители лесов края»

октябрь

библиотекарь

11

Игра-путешествие « Знай и люби свой край»

апрель

Старшие вожатые воспитатели

12

Выступление агитбригад с призывами сохранить природу

февраль

Старшие вожатые воспитатели

13

Экологическая игра «По страницам Красной книги»

сентябрь

библиотекарь

14

Конкурс плакатов «Защитим лес от пожаров»

апрель

Старшие вожатые воспитатели

15

Эколого – биологический эрудицион «Цветы – земной красы начало».

октябрь

Учитель биологии

16

Конкурс рисунков «Мир живой природы»

май

Старшие вожатые воспитатели

17

Конкурс экологической фотографии:
 «Эти забавные животные»

январь

Старшие вожатые библиотекарь

18

Высадка рассады цветов

Май

июнь

Батракова Г.А.

Евграфова Е.С





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Экологическое образование призвано не только дать учащимся основы научных представлений, но и позволить им овладеть прикладными умениями по сохранению природной среды.

Воспитательной целью является развитие личности, которая органично сочетает в себе экологически  развитое сознание, эмоционально-психическую сферу и владение навыками научно обоснованной практической деятельности. Экологическое воспитание обучающихся это длительный процесс их приобщения к культуре взаимодействия с природной и социальной средой; формирования экологического сознания, ценностного отношения к окружающей среде, личной ответственности перед обществом за сохранение благоприятной окружающей среды, осознанного выполнения экологических норм и правил. В процессе экологического воспитания потребительское отношение к природе уступает место готовности защищать и оберегать ее, т.е. окружающий мир воспринимается обучающимися как объект их постоянной заботы.

Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии, как со своим внутренним миром, так и внешним. В детские годы это умение формируется за счет усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Только сплав знаний, опыта эмоциональных переживаний и практического участия в улучшении среды обитания позволяет судить о том или ином уровне экологической воспитанности подростка, о том, насколько экологические ценности стали достоянием его личности. Таким образом, формирование экологической культуры личности необходимо для достижения не только личностного счастья и смысла жизни, но и для искусства гармонизировать свои отношения с окружающим миром и самим собой, жить в ладу с людьми и природой, а в итоге – для устойчивого развития общества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!