Проект
по экологическому воспитанию младших школьников
Введение.
Начальная школа является одним из первых звеньев системы непрерывного экологического образования. Поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у младших школьников основ культуры рационального природопользования. Экологическое воспитание осуществляется в начальных классах через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на уроках. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет деятельностный подход. Это организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду, наблюдение за объектами природы, выявление неблагополучных природных объектов, нахождение путей и способов спасения таких природных объектов.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничестве.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА.
В современном технологическом мире одним из приоритетных направлений деятельности педагога является экологическое воспитание школьников. Экологические знания позволяют человеку понять окружающий мир и его взаимосвязи, оценить влияние научно-технического прогресса на биосферу и осознать необходимость рационального использования сырьевых ресурсов. Экологическая культура как результат сформированного ответственного отношения к окружающей среде становится социально-личностным фактором в преодолении экологических проблем и реализации идей устойчивого развития природы и общества. Экологическая культура, интегрируя экологические ценности, знания и навыки имеет следующие компоненты: экологические знания, экологическое мышление, мировоззренческие идеи и ориентации экологического характера, экологически оправданное поведение (экодеятельность). Важным условием формирования экологической культуры является непрерывное экологическое образование и воспитание.
ПРОБЛЕМА, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ
Низкий уровень осведомленности учащихся и их родителей об экологических проблемах, и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование основы экологического миропонимания, осознанно- правильного отношения к природе во всем ее многообразии, отношения к себе как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- воспитание у обучающихся экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры;
- создание условий для гармоничного, социального развития личности средствами совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей и подростков;
- формирование коммуникативных компетенций, включение школьников в экологически ориентированную деятельность.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА:
1. Воспитательная деятельность
2. Просветительская деятельность
3. Деятельность на пришкольном участке
4. Проведение акций
5. Экодесант(субботники)
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА:
Экологическое мировоззрение – суть бережное, вдумчивое и ответственное отношение к окружающему миру, к людям к своему здоровью. Это осознанность и чистота помыслов. Осознание человеком себя как части природы, части социума, осознание своей ответственности перед ними за свою жизнедеятельность определяет гармоничное взаимодействие каждого со всем сущим вокруг.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
- подготовительный
- практический (реализация проекта)
- контрольный (анализ эффективности проекта)
Сроки реализации проекта: 2020-2021 учебный годы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- повышение уровня экологической культуры обучающихся;
- сформированность у школьников когнитивных, мировоззренческих, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных компетентностей личности;
- создание благоприятных условий для профессионального самоопределения и профориентации учащихся в области экологии;
- внедрение технологий органического земледелия на пришкольном участке;
- повышение активности учащихся и родителей в экологических акциях;
- увеличение количества проектов экологического направления;
Т.к. объективная необходимость в осуществлении качественного экологического образования и воспитания подрастающего поколения существовала всегда, то с учетом современных тенденций наиболее перспективными направлениями развития теории и практики экологического образования школьников являются:
- повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем,
- обеспечение органичного единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды,
- усиление ценностных аспектов содержания экологического образования, гуманизация и усиление духовно-нравственного потенциала экологического образования,
- дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий, учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, специфики реального отношения к природе.
Экологическое образование на каждом этапе развития ребенка имеет свои цели, особенности и специфику. В данном аспекте актуальность приобретает преемственность, последовательность в модели непрерывного экологического образования, а также консолидация воспитательных усилий семьи и школы.
Основная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры, как нового качества личности, основанного на влиянии на интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы.
Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы.
ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ СВЯЗАНО С РЕШЕНИЕМ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:
1. Воспитание у детей нового экологического сознания, основанное на гуманном, ценностном отношении к природе.
2. Развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.
3. Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной, основу которой составляют духовно-нравственные ценности.
4. Развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде.
5. Создание условий для формирования и реализации школьником активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора.
Результатом экологического воспитания является становление и развитие экологической культуры личности.
Формирование экологической культуры осуществляется через экологическое образование, экологическое просвещение, экологическое воспитание, экологическую социализацию, а также самообразование и самовоспитание личности. Экологическая культура отражает эмоционально-чувственный мир личности, культуру духовных отношений с природой. Важной характеристикой нравственного аспекта экологической культуры личности является присущее ей чувство меры. С нравственным аспектом экологической культуры тесно связан эстетический аспект. Эстетическое отношение к природному миру содействует осмыслению ребенком красоты природы как высшей эстетической ценности, воспитывает любовь, восхищение, благоговение перед ней. Восторженное преклонение перед красотой природы, чувствование единения и слияния с ней позволяют ребенку не нарушать гармонию в природе, беречь ее хрупкость и чистоту. Наконец, значимой составляющей экологической культуры личности является опыт экологической деятельности. При этом под экологической деятельностью подразумеваются все виды и формы деятельности людей, в том числе и духовные, эмоционально-интеллектуальные, нацеленные на достижение гармонии взаимодействия с природой и способствующие формированию экологического сознания. В современном образовательном процессе важно направить детей на осознание природы как высшей ценности, на познание ее красоты, развивать способности чувствовать природу, дорожить ею, беречь ее. Этому могут способствовать создание в образовательной организации особой эколого-развивающей среды, насыщение образовательного процесса экологическими идеями и смыслами.
Данный проект основывается на следующих принципах:
- единство сознания, переживания, действия – отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления развития ответственного отношения личности к окружающей среде;
- принцип прогностичности – предполагает повседневную заботу каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений;
междисциплинарный подход;
- принцип гуманизации – отражение в содержании нравственных и правовых нормативов;
- принцип научности – решение экологических проблем, опираясь на знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы;
- целостности – взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии;
- интеграции – обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащихся;
- непрерывности – организация образования по вопросам окружающей среды на всех этапах образования, в их преемственной связи и развитии.
Важными факторами в образовательном и воспитательном процессе по экологическому направлению являются:
“учиться знать” – формирование когнитивных компетенций – изучение природы всего края (осуществляется через работу с ключевыми понятиями, познавательные, репродуктивные, актуализирующие, контрольные, обобщенные и проблемные вопросы и задания; вопросы на рассуждение и повышенной сложности, прикладного характера, ориентирующие на развитие компетентности “учиться познавать живую природу”);
“учиться быть” – формирование мировоззренческих компетенций – формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающими рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей самостоятельности, самоутверждения в правильности выбора для дальнейшего жизненного пути);
“учиться делать” – формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);
“учиться жить” – формирование коммуникативных компетенций – включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность (осуществляется через задания на взаимодействие с другими людьми, на применение экологических знаний и умений в своей жизни для сохранения здоровья своего и своих близких, для сохранения окружающей среды как среды жизни).
План работы
по экологическому воспитанию и образованию учащихся
на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Мероприятие | Время проведения | Ответственный |
1 | Спланировать и утвердить план экологической работы на учебный год | август | Ответственный за экологическую работу |
2 | Утвердить за каждым классом место на пришкольном участке и Муниципальных территориях для проведения различных видов работ. | август | Батракова Г.А. |
3 | Озеленение классных кабинетов | В течение года | Классные руководители,воспитатели |
4 | Составить план-схему посадок деревьев, кустарников, цветочных культур на пришкольном участке | сентябрь | Батракова Г.А. Евграфова Е.С. |
5 | Экодесант (субботники) | Апрель | Батракова Г.А. Евграфова Е.С. |
6 | Акция «Помоги зимующей птице» 1.Изготовление кормушек 2.Развешивание кормушек. 3.Организация «Птичьих столовых» 4.Сбор корма для птиц 5.Организация выставки плакатов, рисунков. | Декабрь-февраль | Воспитатели |
7 | Акция «Бумажный бум» | Ноябрь,апрель | Старшие вожатые |
8 | Акция «Зеленая волна» 1.Формирование план-схемы посадок на пришкольных территориях ( вблизи школы). 2.Формирование лунок для саженцев деревьев и кустарников 3.Обеспечение посадочным материалом 4.Высадка саженцев. 5.Обеспечение ухода за саженцами. | Апрель май | Батракова Г.А. Евграфова Е.С. Воспитатели |
9 | Выпуск экобюллетеня «В мире экологии» | Ноябрь | Учитель биологии |
10 | Познавательная игра «Жители лесов края» | октябрь | библиотекарь |
11 | Игра-путешествие « Знай и люби свой край» | апрель | Старшие вожатые воспитатели |
12 | Выступление агитбригад с призывами сохранить природу | февраль | Старшие вожатые воспитатели |
13 | Экологическая игра «По страницам Красной книги» | сентябрь | библиотекарь |
14 | Конкурс плакатов «Защитим лес от пожаров» | апрель | Старшие вожатые воспитатели |
15 | Эколого – биологический эрудицион «Цветы – земной красы начало». | октябрь | Учитель биологии |
16 | Конкурс рисунков «Мир живой природы» | май | Старшие вожатые воспитатели |
17 | Конкурс экологической фотографии: «Эти забавные животные» | январь | Старшие вожатые библиотекарь |
18 | Высадка рассады цветов | Май июнь | Батракова Г.А. Евграфова Е.С |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое образование призвано не только дать учащимся основы научных представлений, но и позволить им овладеть прикладными умениями по сохранению природной среды.
Воспитательной целью является развитие личности, которая органично сочетает в себе экологически развитое сознание, эмоционально-психическую сферу и владение навыками научно обоснованной практической деятельности. Экологическое воспитание обучающихся это длительный процесс их приобщения к культуре взаимодействия с природной и социальной средой; формирования экологического сознания, ценностного отношения к окружающей среде, личной ответственности перед обществом за сохранение благоприятной окружающей среды, осознанного выполнения экологических норм и правил. В процессе экологического воспитания потребительское отношение к природе уступает место готовности защищать и оберегать ее, т.е. окружающий мир воспринимается обучающимися как объект их постоянной заботы.
Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии, как со своим внутренним миром, так и внешним. В детские годы это умение формируется за счет усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Только сплав знаний, опыта эмоциональных переживаний и практического участия в улучшении среды обитания позволяет судить о том или ином уровне экологической воспитанности подростка, о том, насколько экологические ценности стали достоянием его личности. Таким образом, формирование экологической культуры личности необходимо для достижения не только личностного счастья и смысла жизни, но и для искусства гармонизировать свои отношения с окружающим миром и самим собой, жить в ладу с людьми и природой, а в итоге – для устойчивого развития общества.