Проект «Сортируя отходы - сохраняем природу!»
Проблема: В последние годы стали появляться контейнеры для раздельного сбора отходов: для стекла и бумаги. Наблюдая за тем, как сортируют сознательные граждане бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопрос: зачем люди сортируют отходы? Почему мы бросаем мусор в общий мусорный бак детского сада, а не в специальные контейнеры для раздельного его сбора? В результате чего у нас возникла идея о создании проектно-исследовательской деятельности.
Актуальность: Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения. Твёрдые бытовые отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных для повторного использования. Здесь можно обнаружить немалое количество картона и бумаги, древесины и текстиля, кожи, резины, пластмассы и других материалов.
За последние годы мы наблюдали ряд провальных начинаний, направленных на то, чтобы убедить население сортировать мусор перед тем, как его выкидывать. Но начинания эти как-то не прижились практически нигде. Большинство населения попросту не привыкли к раздельному сбору мусора. Всем известно, что привычки взрослого человека поменять довольно сложно. А всё наше взрослое население выросло в условиях, когда о сортировке мусора задумывались лишь единицы. Опыт зарубежных коллег показывает, что мы можем сколько угодно призывать взрослых «мусорить правильно», результат будет невысоким. Обучать граждан раздельному сбору отходов нужно с детского возраста. Детство - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном детстве развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Цель проекта: повышение экологической культуры дошкольников через знакомство с принципами раздельного сбора и возможностью их вторичного использования бытовых отходов.
Основные задачи проекта:
Образовательные:
1. Расширить знания детей об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации.
2. Создать условия для получения детьми знаний и умений о возможном вторичном использовании бытовых отходов.
3. Продолжать формировать умение детей обобщать, делать выводы.
Развивающие:
Развивать интерес к познавательной экспериментально-исследовательской деятельности.
Продолжать развивать трудовые навыки и умения.
Развивать умения работать с различным бросовым материалом, знакомить с их свойствами.
Воспитательные:
Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
Укреплять позитивные детско-родительские отношения в рамках совместной деятельности.
Участники проекта: воспитатели группы, родители и дети.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Планируемый результат:
- Наличие представлений об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации;
- Наличие представлений о раздельном сборе отходов;
- Наличие знаний и умений возможности вторичного использования бытовых отходов;
- Выпуск информационных буклетов родителям;
- Повышение качества экологической культуры детей;
- Сдача собранной макулатуры на дальнейшую переработку;
- Сдача отработанных батареек.
Содержание:
этап – Подготовительный:
- Составление плана работы по реализации проекта.
- Опрос родителей и детей: Сортируют ли они мусор для утилизации?
Используют ли бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
- Подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.
2 этап – Основной:
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами. |
ООД | Образовательная деятельность в режимных моментах. |
| Утро: Наблюдение за тем, как и куда люди ежедневно выбрасывают мусор. Вечер: Чтение стихотворения А. Усачёва «Мусорная фантазия». | Буклеты «Раздельный сбор мусора» Акция «Крышечки добра!». |
ООД Познавательное развитие. Просмотр мультимедийной презентации «Откуда берется и куда девается мусор?» Цель: Расширить знания детей об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации | Утро: Рассматривание буклетов и памяток по сортировке мусора с комментариями. Вечер: Д/и: «Сортируем мусор правильно». | |
ООД «Познавательное развитие». Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги». Цель: расширение представлений детей о бумаге, её свойствах. Продолжать обучать детей фиксировать результаты исследований. Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента. | Утро: Рассматривание видов бумаги. Вечер: ООД Речевое развитие. Беседа «История сбора макулатуры» | Акция «Сдай макулатуру - спаси дерево!» |
ООД «Познавательное развитие». Опытно-экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги». Цель: Знакомство детей со способом изготовления бумаги. | Вечер: Просмотр мультфильма «Маленькое большое море» - Смешарики. | |
ООД «Художественно-эстетическое развитие». Рисование запрещающих знаков «Собирайте мусор раздельно!» Цель: Закрепить и расширить знания воспитанников о правилах поведения на природе; Закрепить умение рисовать красками, подбирая нужные цвета, оттенки. | Утро: Д./и: «А как бы я поступил». Вечер: ООД «Социально - коммуникативное развитие». Сюжетно-ролевая игра «Поход на лесную полянку». | Совместная творческая деятельность родителей и детей «Волшебная рыбка» из бросового материала. |
ООД «Познавательное развитие». «Польза и вред батарейки». Цель: формирование знаний детей о пользе и вреде батареек. | Утро: Чтение энциклопедии «История батарейки»; рассматривание иллюстраций. | Привлечь родителей к изготовлению контейнеров для сбора батареек. Акция: «Батарейки – сдавайтесь!» |
| Вечер: Чтение экологической сказки Беспалова Л. В. «Нет места мусору!» с последующим обсуждением. | |
ООД «Познавательное развитие». Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства полиэтилена, пластика и пластмассы». Цель: расширение представлений детей о свойствах искусственных материалов: полиэтилен, пластик, пластмасса. | Утро: Чтение М. Крюков «Не надо мусорить в лесу». Вечер: Д/и «Что будет, если…», «Сортируем мусор правильно». | Сбор фантиков, цветных полиэтиленовых пакетиков. |
ООД «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация «Королева Мусора» Цель: формировать умение передавать в аппликации образ человека. Упражнять в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы. | Утро: Рассматривание сюжетных картин и беседа по их содержанию. Вечер: ООД «Социально - коммуникативное развитие». Сюжетно-ролевая игра «Юные экологи». | Выставка творческих работ детей «Королева Мусора». |
ООД «Социально - коммуникативное развитие». Игра-викторина «Сбережем город от мусора!» Цель: Закрепление знаний детей об источниках возникновения отходов, их классификации, способах утилизации и возможности вторичного использования. | | |
3 этап – Заключительный:
-Сдача собранной макулатуры на дальнейшую переработку.
- Сдача отработанных батареек.
- Выводы воспитателей о значимости и необходимости проделанной работы. Презентация проекта.
- Обсуждения с детьми достигнутых результатов, сложностей проекта.