Практико-ориентированный проект
«Рыбы»
Актуальность проекта: главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Цель проекта: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений, социальных норм и правил.
Задачи проекта
Образовательные:
- формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
- формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.;
- развивать способность эмоционально реагировать на негативные проявления, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Развивающие:
- развивать воображение и творчество;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
- развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
Воспитывающие:
- воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира;
- вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
- воспитывать интерес к природе.
Коррекционные:
- развивать умение говорить на выдохе (плавный речевой выдох);
- развивать связную речь, умение составлять рассказ по заданному плану, рассказы-описания;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
Участники проекта:
дети 4-5 лет (средний дошкольный возраст);
воспитатели;
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Информация, знания, впечатления полученные детьми полученные на занятиях и в повседневной жизни, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ.
Ожидаемый результат:
- получение детьми первоначальных представлений о традиционных нормах морально-нравственного поведения;
- сформированность у воспитанников детского сада представлений о разнообразии обитателей водоемов;
- получение знаний о внешнем виде рыб, способах их передвижения и способах защиты от врагов.
Планирование видов деятельности для реализации проекта
Образовательная область | Вид деятельности |
Познавательное развитие | Знакомство с рассказом Н.Носова «Карасик». Рассматривание иллюстраций, наборов открыток «Рыбы» Занятийная деятельность «Кто живет в воде?» Загадки о рыбах Дидактическая игра «Найди дом для рыбки» Опытническая деятельность «Тонет- не тонет» |
Речевое развитие | Беседа по содержанию рассказа Н.Носова «Карасик» Составление описательного рассказа о карасике Беседа «Рыбы – дети воды» Дидактические игры «Придумай слово», «Какой?» |
Социально-коммуникативное развитие | Наблюдение за аквариумной рыбкой - карасем Кормление рыбок Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки» |
Физическое развитие | Подвижные игры «Караси и щука», «Удочка», «Невод и рыбки» Пальчиковая игра «Рыбка» Упражнение на дыхание «Рыбки» |
Художественно-эстетическое развитие | Конструирование из счетных палочек «Рыбка» Рисование «Карасик» Рисование «Что бы ты попросил у золотой рыбки?» Ручной труд. Оригами «Рыбка» Раскраски по теме «Рыбы» |
Итоги проекта
За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов и детей.
Дети имеют представление о внешнем виде рыб.
Дети знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов.
В процессе работы над проектом мы более подробно изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов.
Дети имеют первоначальные представления (на возрастном уровне) о традиционных нормах морально-нравственного поведения.
Список использованной литературы
Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. СПб.: КАРО, 2010
Голуб В.Т. Графические диктанты. – Москва. ВАКО, 2009
Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «2-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с. с ил.
Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгогрвд: Учитель, 2011. – 364 с.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв. Вкл.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 208 с., 16 л. вкл.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010
Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям./ И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010. – 80 с.: - (Детский сад: день за днем). Занятие 12 «Рыбка плавает в пруду» с. 39
Интернет-ресуры.
Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет, Волгоград: Учитель, 2012
Приложение 1
Вопросы диагностической беседы
1. Где живут рыбы?
2. Каких рыб вы знаете?
3. Для чего рыбам нужны плавники и хвост?
4. Чем питаются рыбы?
5. Как вы понимаете пословицу «Без труда не вытащить и рыбки из пруда»
6 Можно ли сбрасывать мусор в водоемы? Почему?
Приложение 2
Конспект тематической беседы «Рыбы-дети воды»
в средней группе
Цель: Уточнить знания детей о рыбах, их внешнем виде, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах.
Задачи. Закрепить и расширить знания детей о представителях водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде.
Ход беседы
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я Очень рада вас видеть.
Послушайте меня внимательно и отгадайте загадку.
Загадка.
Молчалива я на диво,
В платье с блестками красивом
Я желанья исполняю,
В сказках многих я встречаюсь
Быть могу и золотою,
И обычною, простою,
Прост в воде мне вдох и выдох,
Жабры есть у каждой- (Рыбы)
Воспитатель. Правильно, дети вы отгадали. Это-рыбы. А что вы знаете о рыбах?
Дети. Рыбы живут в воде, их тело покрыто чешуей, у них есть хвост, плавники.
Воспитатель. Молодцы, многое знаете о рыбах. Сегодняшний наш разговор пойдет о рыбах-детях воды.
Воспитатель. Ребята а какие рыбы вам известны?
Дети. Сом, щука, окунь, лещ, линь и многие другие.
(Показываю картинки с изображением рыб)
Дети, покажите на картине, каких рыб вы узнаете и назовите.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель. А сейчас мы поиграем с вами в игру:"Золотая рыбка"
Назначается водящий"рыбак". "Рыбак" начинает ловить "рыб". Первая пойманная "рыбка" присоединяется к "рыбаку", взяв его за руку. Образуется "невод", и они продолжают ловить "рыб" уже вдвоем. Если "рыбакам" удается догнать "рыбку" и схватить ее свободными руками так, чтобы она оказалась в неводе"рыбка" считается пойманной. Каждый пойманный игрок присоединяется к "неводу". Последний пойманный игрок- "золотая рыбка".
Воспитатель. Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы. Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.
(Показываю картины).
Воспитатель. А сейчас мы поиграем с вами в игру"Угадай рыбку"
Из разрезанных частей дети собирают рыбу, называют ее и рассказывают о ней.
Воспитатель. Вот и подошла к концу наша с вами беседа. О чем мы с вами говорили?(О рыбах)
Вы сегодня все очень хорошо поработали много чего рассказали о рыбах. Молодцы!
ДЕКОРАТИВНЫЕ ДОМАШНИЕ РЫБКИ
(наблюдение за изменением и развитием рыбок)
З а д а ч и: создать условия для наблюдения за декоративными рыбками, их ростом, развитием, размножением; развития умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель; формировать представления об отличии живых рыбок от игрушечных; практиковать в навыках ухода за рыбками в аквариуме.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за рыбками в аквариуме (в группе, в экологической комнате).
– Уход за рыбками.
– Беседа «Обитатели аквариума».
– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.
Ход занятия
1. Р а б о т а п о к а р т и н к а м.
Детям раздаются картинки с изображением золотых рыбок.
– Как называются эти рыбки? Как выглядят? (У них красивые и необычные формы тела, плавники, яркая окраска, медленные плавные движения.)
– Чем золотые рыбки отличаются от карасей? (Показ картинки.) У карасей вытянутое тело, короткие плавники, маскировочная окраска, они могут быстро плавать, затаиваются в укрытиях. Золотые рыбки, предками которых являются караси, утратили эти качества и не могут жить в природных водоемах.
2. Р а с с м а т р и в а н и е рыбок в аквариуме.
– Могут ли золотые рыбки жить в озере?
– Как они будут себя вести в новых условиях?
– Что с ними может произойти?
В ы в о д: золотые рыбки не выживут в озере, потому что они очень яркие и их схватят хищники, не могут быстро плавать, тело неповоротливое, не могут добывать себе корм, привыкли к готовому.
3. И г р о в о й п р и е м с игрушечной рыбкой.
В тазу с водой плавает игрушечная рыбка. Дети рассматривают.
– Где ей лучше жить? Чем она отличается от рыбок в аквариуме?
Дети приходят к выводу, что это игрушечная рыбка, и с ней интересно играть.
4. К о р м л е н и е р ы б о к.
Детям предлагается покормить рыбок в аквариуме и понаблюдать за их поведением.
– Как едят?
– Много ли времени потребовалось им, чтобы они съели весь корм?
– Как часто нужно кормить? И т. п.
5. Р и с о в а н и е «Любимая рыбка».
Приложение 3
Рекомендации родителям
«Рыбы»
Родителям рекомендуется:
Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных).
Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб.
Ответить на вопросы: Что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
Рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.
Рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)
Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».
Упражнения на развитие речи:
Упражнение «Подбери признак»
Рыбка (какая?) – аквариумная, речная, красивая, яркая, серебристая, тихая, спокойная, … и т. д.
Упражнение «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова - щучья, хвост - ... , плавник - ... , туловище - .... и т. д.
Упражнение «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок; один окунь, два …, пять … и т. д.
Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).
Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).
Подобрать родственные слова.
Рыба - рыбка, рыбешка, рыбак, рыбалка, рыболов, рыбный, рыбачий.
Ответить на вопросы:
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)