СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по финансовой грамотности "Как работают деньги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект

по финансовой грамотности

"Как работают деньги"

 

О проекте

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников.

 

Актуальность проекта.

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать.

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

 

Цель проекта.

Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников.

 

Задачи проекта.

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственное отношение к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними;
  • Формировать навыки бережливости, полезных трат;
  • Формировать позитивную социализацию и личностное развитие детей.

Развивающие:

  • Развивать интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
  • Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
  • Развивать словарный запас детей, связную речь.

Обучающие:

  • Формировать у дошкольников первичные финансовые и экономические представления;
  • Формировать у детей начальные навыки общения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • Закрепить основные финансовые понятия.

Задачи (в работе с родителями):

  • Повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка;
  • Стимулировать родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных с финансовой грамотностью и экономическими знаниями;
  • Обогащение детско-родительских отношений путем совместной творческой деятельности.

Планируемый результат.

У детей:

  • Воспитывается ответственное отношение к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними;
  • Формируются навыки бережливости, полезных трат;
  • Формируется позитивная социализация и личностное развитие;
  • Развивается интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
  • Развивается познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
  • Развивается словарный запас, связная речь;
  • Формируются первичные финансовые и экономические представления;
  • Формируются начальные навыки общения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • Закрепляются основные финансовые понятия;
  • Проявляется интерес к финансовой грамотности;
  • Повышается уровень финансовой грамотности.

У родителей:

  • Повышается компетентность в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка;
  • Стимулирование к обсуждению с детьми вопросов, связанных с финансовой грамотностью и экономическими знаниями;
  • Обогащаются детско-родительские отношения путем совместной творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проект по финансовой грамотности "Как работают деньги"»

МБДОУ "Детский сад № 106 комбинированного вида"











Проект

по финансовой грамотности

"Как работают деньги"

на 2024-2025 гг.















автор: воспитатель

М.С. Ким,

высшая кв. категория











Г. Каменск-Уральский

2024 г.

О проекте

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников.

Срок реализации: с 01.09.2024 г. по 31.05.25 г.









Структура проекта



  1. Актуальность проекта.

  2. Цель проекта.

  3. Задачи проекта.

  4. Планируемый результат.

  5. План реализации проекта.

  6. Заключение.

  7. Литература.

  8. Приложение.



  1. Актуальность проекта.

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать.

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.


  1. Цель проекта.

Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников.


  1. Задачи проекта.

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственное отношение к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними;

  • Формировать навыки бережливости, полезных трат;

  • Формировать позитивную социализацию и личностное развитие детей.

Развивающие:

  • Развивать интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

  • Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

  • Развивать словарный запас детей, связную речь.

Обучающие:

  • Формировать у дошкольников первичные финансовые и экономические представления;

  • Формировать у детей начальные навыки общения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

  • Закрепить основные финансовые понятия.

Задачи (в работе с родителями):

  • Повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка;

  • Стимулировать родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных с финансовой грамотностью и экономическими знаниями;

  • Обогащение детско-родительских отношений путем совместной творческой деятельности.

  1. Планируемый результат.

У детей:

  • Воспитывается ответственное отношение к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними;

  • Формируются навыки бережливости, полезных трат;

  • Формируется позитивная социализация и личностное развитие;

  • Развивается интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

  • Развивается познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

  • Развивается словарный запас, связная речь;

  • Формируются первичные финансовые и экономические представления;

  • Формируются начальные навыки общения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

  • Закрепляются основные финансовые понятия;

  • Проявляется интерес к финансовой грамотности;

  • Повышается уровень финансовой грамотности.

У родителей:

  • Повышается компетентность в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка;

  • Стимулирование к обсуждению с детьми вопросов, связанных с финансовой грамотностью и экономическими знаниями;

  • Обогащаются детско-родительские отношения путем совместной творческой деятельности.


  1. План реализации проекта.

Этапы проекта

Мероприятия проекта

Задачи проекта

Участники проекта

Подгото-вительный


01.09.2024 – 29.09.2024

Определение темы проекта, задач.

Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.

Сбор информации по данной теме.

Подбор художественной литературы по теме проекта;

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Определить задачи проекта в соответствии с уровнем знаний детей.

Собрать необходимый для проекта материал: беседы, иллюстрации, занятия, художественную литературу,


НОД, иллюстрации, художественную литературу; создать картотеку дидактических и подвижных игр по теме проекта.

Воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников

Основной


30.09.2024 – 11.05.2025

Тема: Труд – основа жизни.

Беседа "Для чего нужно трудиться?".

Занятие "Работать и зарабатывать".


Чтение "Колосок",

"В давние времена".

Дидактическая игра "Профессии".



Составление альбома "Профессии родителей".







Тема: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

Беседа "Как придумали деньги"


Занятие "Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта"






Чтение "История монеты",

"Что такое купюра?",

"Деньги разных стран".

Опытно-экспериментальная деятельность "Сравнение монет и купюр".

Консультация для родителей "Дети и деньги".



Тема: Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Занятие "Потребности и желания".

Дидактическая игра "Выбираем самое важное".

Чтение "Что купить в магазине?",

"Хочу, могу, надо",

."Карманные деньги".

Дидактическая игра "Надо и хочу".




Консультация для родителей "Нужны ли ребенку карманные деньги?".


Тема: Покупаем, продаем и обмениваем.

Занятие "Товар и услуги".





Беседа "Как складывается стоимость товара?".



Чтение "Что такое рынок?"

Сюжетно-ролевая игра "Ярмарка".





Консультация для родителей "Ребенок в магазине".


Привлечь родителей к участию в Ярмарке





Тема: Учимся занимать и отдавать долги.

Занятие "Занимаем и одалживаем".




Квест-игра "Заплати долг скорее, так будет веселее".


Чтение "Что такое кредит, или как взять в долг".

Проблемная ситуация "Ежик не отдает долг Медвежонку".

Консультация для родителей "Заем и долг".




Тема: Учимся планировать.

Занятие "Семейный бюджет".


Дидактическая игра "Идем в магазин".




Чтение "Семейный бюджет",

Инсценировка сказки "Секрет белочки".


Консультация для родителей "Для чего нужно планировать свой бюджет".


Тема: Богатство и бедность.

Беседа "Богатство и бедность".


Занятие "Богатство и бедность".



Инсценирование сказки "Богатый Топтыжка"



Чтение "Творим добро".


Участие в социальных акциях "Поможем…"



Раскрывать значение труда в жизни человека.

Учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и выполненной работой.

Формировать интерес к чтению (восприятию) книг.

Закрепление представлений детей о значении профессий и труде.

Пополнение лепбука "Финансовая книга".

Стимулировать родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных с финансовой грамотностью и экономическими знаниями.

Обогащение детско-родительских отношений путем совместной творческой деятельности.






Проанализировать знания детей о деньгах, их названии, значение в жизни человека.

Формировать знания о понятиях "деньги", "монета", "банкнота", "пластиковая карта"; наличные и безналичные деньги; закрепление знаний о внешнем виде современных денег.

Пополнение лепбука "Финансовая книга."

Формировать интерес к чтению (восприятию) книг.


Сравнение монет и купюр по различным характеристикам.



Повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.




Дать детям представления об естественных, необходимых и желаемых потребностях и умении распределять, экономить бюджет.


Формировать интерес к чтению (восприятию) книг.



Закрепление представлений детей о необходимых и желаемых потребностях.

Пополнение лепбука "Финансовая книга".

Повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.




Формирование представлений воспитанников о товарах, услугах, понятиях (продавец, покупатель, продажа, покупка, обмен, бартер и пр.).

Развивать диалогическую речь, учить размышлять, защищать свою точку зрения, аргументировать.

Формировать интерес к чтению (восприятию) книг.

Расширять представления воспитанников о товарах и услугах, о процессе купли-продажи.

Пополнение лепбука "Финансовая книга."

Повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Стимулировать родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных с финансовой грамотностью и экономическими знаниями.




Формирование у детей знаний о том, что такое долг, зачем его нужно брать, способствовать формированию нравственной привычки возврата долга.

Формирование навыка решения финансовых логических и математических головоломок.

Формировать интерес к чтению (восприятию) книг.

Формирование представлений практически решать ситуацию.


Повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.




Формирование умений детей планировать свои действия при покупке необходимых товаров.

Развитие психических процессов, систематизация представлений о планировании покупок.

Пополнение лепбука "Финансовая книга."

Формировать интерес к чтению (восприятию) книг.

Развитие творческих способностей и формирование умения планировать бюджет.

Повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.




Развитие диалогической речи, формирование понимания слов «бедность», «богатство».

Формирование у старших дошкольников нравственных понятий: добро и зло, щедрость и скупость, богатство и бедность.

Развитие творческих способностей и систематизация представлений о нравственных понятиях.

Формировать интерес к чтению (восприятию) книг.

Повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка




Воспитатели группы, воспитанники группы








Воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников








Воспитатели группы, воспитанники группы















Воспитатели группы, родители воспитанников




Воспитатели группы, воспитанники группы











Воспитатели группы, родители воспитанников




Воспитатели группы, воспитанники группы













Воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников







Воспитатели группы, воспитанники группы










Воспитатели группы, родители воспитанников




Воспитатели группы, воспитанники группы










Воспитатели группы, родители воспитанников




Воспитатели группы, воспитанники группы










Воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников

Оценочно-рефлексив-ный


12.05.2025 – 31.05.2025

Оформление лепбука "Финансовая книга".

Педагоги оценивают результат проекта.

Лепка, аппликация, рисование по теме проекта.

Проверить уровень усвоения полученных знаний.

Стимулировать детей на перенос полученных знаний в режимные моменты, в семью.

Воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников



  1. Заключение.

В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным. Проект формирует финансовую культуру и азы финансовой грамотности у детей. Этому способствуют игры, беседы, занятия, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, творческая деятельность совместно с родителями. В ходе проекта создается лепбук "Финансовая книга".





  1. Литература.

  1. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО "Институт развития образования", 2020.

  2. Забирова А.В. Как работают деньги? Энциклопедия для детей / А.В. Забирова. – Ростов н/Д: Владис, 2019.

  3. Кинеева М. Финансовая грамотность: рабочая программа с методическими рекомендациями: пособие для педагогов ДОО / М. Кинеева, В. Кузина. – 2-е изд., стер. – М.: Просвещение-Союз, 2024.

  4. Попова Т. Сказочная экономика для детей: [для младшего школьного возраста: 0+] / Т. Попова – М.: Абраказябра, 2024.

  5. Стахович Л.В., Семенкова Е.В. Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок. – М.: ВАКОША, 2024.

  6. Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2018.

  7. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках. / Е. Ульева – Изд. 10 – Ростов н/Д: Феникс, 2024.

  8. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

  9. Шнайдер Л. Конни и карманные деньги / Л. Шнайдер; Пер с нем. – М.: Альпина Паблишер, 2023.

  10. https://vrublevskay-olya.edumsko.ru/folders/post/3301492