СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по географии.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Усть-Бакчарская средняя общеобразовательная школа»







Исследовательский проект по географии

«Кто мы?

Какие мы, учащиеся Усть-Бакчарской средней общеобразовательной школы?»




Автор работы:

Флягина Марина, ученица 10 класса

Руководитель:

Ковалёва Ю.Д, - учитель географии








2021 г.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта

Человек – высшая ценность на Земле. Благодаря человеку создаются материальные и духовные ценности. В зависимости от меняющихся в обществе ценностей (того, что наиболее значимо для людей) изменяются показатели естественного движения населения. В рамках школьной программы учащиеся знакомятся с различными показателями населения страны, мира. Основные характеристики воспроизводства населения России позволяют нам понять российскую специфику демографического перехода (перехода от традиционного типа воспроизводства с высокой, не регулируемой рождаемостью и высокой смертностью, к современному, с планированием числа детей в семье и практически с нулевым приростом населения). Чтобы получить наиболее твердые знания в этой области, школьникам необходимо уметь применять свои навыки при изучении населения своей местности. Познакомившись с основными демографическими показателями нашей страны, учащиеся могут более глубоко проанализировать демографическую ситуацию в нашей местности, изучая учащихся своей школы.

Цель проекта:

Изучить демографическую ситуацию в своей местности, используя различные методы исследования.

Задачи проекта:

1. Привлечение внимания учащихся к демографическим проблемам страны и родного края.

2. Формирование навыков работы с различными источниками географической и статистической информации.

3. Формирование у учащихся умений составлять столбчатые, круговые диаграммы, картосхемы, таблицы и анализировать статистический материал.

4. Развитие устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся.

Методы исследования: Проведение социологических опросов; сравнение, сопоставление полученных результатов; анализ полученных материалов, выделение главного; предметные теоретические исследования; изучение статистических материалов, практическая деятельность во внеурочное время.

В процессе своей деятельности у учащихся формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности:

  • умения формулировать проблему исследования;

  • навыки овладения методикой сбора и оформления статистического материала;

  • навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;

  • навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умение оформлять доклад, свою работу.

  • выполнение учащимися практических работ – проведение предметного исследования и оформление собственной исследовательской деятельности;

  • публичная защита проекта - исследовательской работы













ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Численность учащихся школы.

Численность населения России постоянно изменяется. Наиболее полные сведения о численности населения получают при переписях населения. Проанализировав данные о численности населения России, Томской области, Чаинского района и сельского поселения, мы сделали вывод, что до 1989 г. численность населения, как в России, так и в нашей области, районе, постепенно повышалась (исключая периоды демографических кризисов – 1 мировая война, репрессии и голод 1933-34 гг., Великая Отечественная война). Максимальная численность населения России была зафиксирована в 1993г (148,561тыс чел)., минимальная – в 2009г ( 142,737 млн чел) . Ежегодно происходила естественная убыль населения. В настоящее время Россия находится в состоянии демографического кризиса, т.е. снижения численности населения. Этот кризис начался в начале 90-х годов, имеет он несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране (инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенность современного сокращения численности населения в нашей стране в том, что оно происходит в результате не только самого хода демографического развития, но и общесистемного социально- экономического кризиса, развернувшегося в период перехода к рыночной экономике.

Наш населенный пункт небольшой, но, изучая его население, мы пришли к выводу, что демографические показатели в нашей местности такие же, как в России в целом. Самый первый показатель, с которого начинается анализ численности населения родного края, Усть-Бакчаркая школа и динамики её изменения.

Абсолютная численность учащихся – величина непостоянная. В течение всего периода существования нашей школы она неоднократно менялась.

Одним из основных факторов, влияющих на снижение численности населения, является снижение естественного прироста населения. Естественный прирост – это разность между числом, родившихся и числом умерших за год. Эти показатели постоянно меняются, а связаны они с типом воспроизводства населения. По ходу своей работы (анализ таблиц), мы нашли доказательства перехода от традиционного типа воспроизводства с высокой, не регулируемой рождаемостью, и высокой смертностью к современному, с планированием числа детей в семье (низким показателем рождаемости) и практически с нулевым приростом населения.

Следующий этап работы – определение естественного прироста учащихся Усть-Бакчарской средней общеобразовательной школы. Под естественным приростом учащихся подразумевается разность между поступившими в школу детьми (первоклассниками) и закончившими школу (выпускниками). Если число, поступивших в школу, превышает число закончивших ее, то естественный прирост положительный, а если число поступивших в школу меньше числа закончивших ее, то естественный прирост отрицательный. Для сбора данных статистических материалов мы выписали данные из Книги приказов по школе.

Год

Поступило в школу

Пероклассников.

Закончили школу

11 кл и 9 кл

Прирост / Убыль

2017-2018

15

24

-9

2018-2019

7

13

-6

2019-2020

16

17

-1

2020-2021

4

12

-8



Для более точного определения типа воспроизводства в нашем населенном пункте мы провели такие исследования: собрали данные по количеству братьев и сестер у учащихся нашей школы (провели социологический опрос). Проанализировав эти данные, мы сделали вывод, что в основном в семьях наших учащихся по 2 ребенка – в 39 семьях (43%) , 1 ребенок - в 9 семьях (10%), 3 ребенка – в 29 семьях (32%). Самое большое количество детей в 5 семьях, в них по 4 ребенка.

Конкретная репродуктивная поведенческая установка в стране на ближайшие годы мало утешительна: 65% российских женщин не настроены заводить детей, в то же время 67% из них согласны пересмотреть свою позицию на определенных условиях. На первом месте из всех условий – уверенность в завтрашнем дне, на втором – хорошие заработки, позволяющие достойно содержать и воспитывать ребенка, на третьем – жилищные условия. Пока не будут созданы соответствующие экономические условия, пока не заработает в полную силу реальная экономика и каждая семья не улучшит свое материальное положение, положительных сдвигов в демографической ситуации ожидать не приходится.

Собрав сведения по рождаемости в наших семьях и проанализировав их, мы нашли полное подтверждение тому, что рождаемость за последние 20 лет сильно снизилась. Одним из негативных факторов, оказывающих влияние на число детей в семье, является неполный состав семьи. Неполная семья – проблема очень серьезная. Учащающийся в стране распад семьи приводит к уменьшению числа детей в семьях. Часто ребенок растет единственным (это само по себе может приводить к дефектам воспитания, ибо быть единственным ребенком – значит иметь, по мнению многих исследователей, повышенный риск к появлению психоневрологических отклонений), да еще и в семье, где нет одного из родителей (чаще отца), - это сочетание очень неблагоприятно для ребенка. В нашей школе 29 неполных семьи, в которых 46 ребенка обучаются в школе.


Половой состав.


Соотношение численности мужского и женского населения в России выглядит так: мальчиков рождается больше, чем девочек (на 100 девочек – 106 мальчиков). В дальнейшем примерно к 30 годам эта пропорция выравнивается. А с сорокалетнего возраста женщины начинают преобладать. Происходит это из-за более высокой смертности мужчин, связанной с участием в военных конфликтах, опасными профессиями, увлечением экстремальными видами спорта и т.п. Мы составили половозрастную пирамиду, на которой отражается соотношения мальчиков и девочек. Из таблицы видно что соотношение мальчиков и девочек не одинаково. На протяжении 4 последних лет количество девочек преобладает.

Половой состав

2017-2018 год

Пол:

1кл

2кл

3кл

4кл

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

10кл

11кл

М

7

4

5

3

4

5

7

6

5

2

5

Д

8

9

6

4

5

2

8

7

8

4

10







Всего:

Д:71


М:53


2018_2019 год

Пол:

1кл

2кл

3кл

4кл

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

10кл

11кл

М

5

6

3

5

3

4

4

6

9

2

2

Д

2

7

11

4

4

5

2

9

8

2

4







Всего:

Д: 58


М: 49



2019-2020 год

Пол:

1кл

2кл

3кл

4кл

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

10кл

11кл

М

4

4

7

3

7

3

3

3

11

3

2

Д

11

2

7

10

4

4

4

3

10

7

2







Всего:

Д: 64


М: 50




2020-2021 год

Пол:

1кл

2кл

3кл

4кл

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

10кл

11кл

М

2

3

4

7

4

7

3

4

5

4

3

Д

2

12

1

6

10

4

6

4

4

6

6


Всего:

Д: 61


М: 46



Этнический, языковой и религиозный состав учащихся.


Россия – многонациональная страна. Очень сложен ее этнический состав. И в нашей школе учатся тоже дети разных национальностей. Из опроса детей, мы выяснили, что в нашей школе обучается 100% - русские. Когда мы проводили социологический опрос учащихся о их национальности, то те ребята, у которых один родитель русский, а другой родитель - представитель иной национальности отвечали о своей национальной принадлежности – русский.


Размещение населения.


Население в нашем сельском поселении, как и во всем мире, размещено крайне неравномерно. В нашей школе учатся дети из нескольких деревень – с Новые-Ключи, д. Мостовая, с Бундюр, с Лось-Гора, с Варгатёр.

И еще некоторые подробности о нас.

Для более глубокого изучения учащихся нашей школы мы провели социологические опросы и выяснили:

Интересы наших школьников или чем занимаются в свободное время после школы: Большинство учащихся любят гулять на свежем воздухе – 40% опрошенных (40 чел.), сидеть за компьютером – 20% (28 чел.), читать – 8%, заниматься спортом – 8% (9 чел.), отдыхать, рисовать – 3 % опрошенных, слушать музыку, играть на гитаре ответили 6 человек. Также были следующие ответы: играть футбол – 1чел., смотреть телевизор – 2 чел., заниматься рукоделием – 2 чел., ездить на скутере – 2 чел., фотографировать – 1 чел., делать уроки – 2 чел., слушать тишину, смотреть в пустоту – 1 чел., самосовершенствоваться – 1чел.

Кем я хочу стать? Проведение этого социологического опроса показало, что не которые дети не определились с выбором профессии (13%). Это значит, что надо больше в школе проводить различных встреч и бесед с людьми самых разнообразных профессий. У многих детей родители временно не работают, это тоже одна из причин неопределенности учащихся в выборе профессии.

Кем же хотят стать наши дети:

- учителем – 8 человек, воспитателем – 8 человек, юристом – 5 ч., парикмахером – 5 ч., водителем – 4 чел., врачом – 6 чел, предпринимателем – 3 чел, блогером – 3 чел, визажистом – 3 человека, полицейским – 1 чел.

Некоторые учащиеся хотят быть: летчиками (2), актрисами (2), экономистами (2), пожарными (2). А также – военным, техником – программистом, агрономом, механиком, строителем, фотографом, повар-кондитером, дизайнером, космонавтом, президентом.

Любимый предмет. Как оказалось, хотя дети и увлечены компьютером, они все-таки испытывают недостаток в движении. Физкультура – предмет, который 28 % учащихся назвали любимым, математику любят – 5 %, биология нравится – 10 %, география нравится – 6 % и любят рисовать – 4 %, историю и литературу любят – 11 %, русский язык – 9 %, очень любят трудиться - 3 %, физика – 5%, общество – 6%, химия – 4 %, ни какой – 2 %.

Хочется надеяться на то, что занятия физической культурой всеми учащимися будут способствовать укреплению их здоровья. Это необходимое условие для укрепления здоровья общества.

Любимое время года. Любой человек стремится к теплу. Вот и 89% учащихся нашей школы назвали любимым временем года самый теплый период – лето, а любят зиму – 6 %, весна нравится 5 %, осень – не нравится ни кому.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Исследовательская работа помогла увидеть демографические проблемы в нашем населенном пункте, соотнести их с демографическими проблемами, происходящими в районе, области, стране. По-другому посмотреть на роль семьи, отражающей демографические проблемы в стране.

В процессе работы над данным материалом мы поняли и доказали фактически, что в нашей местности, как и в России в целом наблюдается устойчивая депопуляция населения. Мы приобрели новые знания в реальной жизненной обстановке.

Нам было очень интересно анализировать полученные результаты нашей практической деятельности. Мы научились составлять опросный лист, проводить социологические опросы, обрабатывать собранную информацию, оформлять материалы. Улучшение демографической ситуации возможно при изменении уровня и качества жизни: повышение заработной платы и уровня медицинского обслуживания, уменьшение зависимости от факторов риска, изменения экологической обстановки. Выполнение этой задачи требует стабилизации экономики страны и социальной политики государства.

В итоге своей работы мы предложили ряд мер, способных, на их взгляд, повысить рождаемость и уменьшить смертность.

СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ СМЕРТНОСТИ

- в школах проводить просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни, пропаганде прочной семьи с 3-4 детьми;

- ужесточить наказание за вождение автотранспорта в нетрезвом состоянии;

- более тщательно проводить всеобщую диспансеризацию населения с целью раннего выявления тяжелых заболеваний;

- сократить показ фильмов ужасов, крутых боевиков, особенно в вечернее время;

- через средства массовой информации внушать людям, что после черной полосы обязательно будет светлая;

- организовывать новые рабочие места, помогать людям в переквалификации, если потеряна основная работа;

- Создавать спортивные и туристические клубы, где возможны недорогие маршруты выходного дня для молодежи и семей с детьми;

- Шире развивать психологическую службу, для лиц, оказавшихся в безвыходном положении (потеряна работа, наркотики, стрессы на работе);


УВЕЛИЧЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ

Социальные меры

Наверное, не зря телевидение, радио, газеты называют второй властью. Они имеют большую силу, и её надо полнее использовать в целях улучшения демографической обстановке в районе.

- через средства массовой информации (телевидение, радио, газеты) - пропаганда семьи из 3 - 4 и более человек;

- Реклама так же может служить улучшению демографии (реклама на бутылке с минеральной водой - фотография улыбающихся 4 членов семьи - им весело потому, что их много! Или фильм, главный герой преуспевающий бизнесмен имеет 3 - 5 детей и это не мешает, а наоборот помогает его бизнесу т.д.);

- улучшить материально-финансовое положение дошкольных учреждений;

- бесплатно (раз в 3 года) давать путевки в детские санатории с целью профилактики и лечения заболеваний;

- создавать клубы для многодетных семей;

- В школе, д/саду, на производстве чествовать многодетные семьи и совсем не обязательно материально.

- Организовать достойное времяпровождение, чтобы молодежи и семейным парам было куда пойти и тогда не будет различных соблазнов, которые приводят к пьянству, наркотикам и т.д.

Важно построить пропаганду так, чтобы иметь много детей и жить в многодетной семье, стало престижно!

Экономические меры

- За каждого ребенка прибавка к заработной плате 5 - 10%;

- Молодежная жилищная программа - к появлению первенца, семье давать в кредит квартиру на 20 - 30 лет, а по мере рождения детей сокращать выплаты на 20 % за каждого ребенка;

Закончить рассказ о своей работе я бы хотела не очень оптимистическим прогнозом: численность учащихся нашей школы медленно понижается.

Численность учащихся с 2017 – по 2021 год.

Учебный год

Кол. учащихся

2017-2018

124

2018-2019

107

2019-2020

114

2020-2021

107


А значит главная задача для всех нас – сохранить нашу родную школу средней, не допустить ее преобразования в основную.












БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. М.И.Буянов «Ребенок из неблагополучной семьи» Москва «Просвещение» 1988 год.

  2. В.П.Дронов, И.И. Баринова «География России. Природа. Население. Хозяйство» Дрофа Москва 2005 год.

  3. Журналы «География в школе» №6 – 2014г., №5 – 2015г., №2 – 2066 г.

  4. А.И.Алексеев, В.В.Николина «География: население и хозяйство России» Просвещение 2018 год.


















16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!