СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по информатике "Интернет-зависимость – проблема современного общества"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по информатике "Интернет-зависимость – проблема современного общества"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор

муниципального района имени Лазо Хабаровского края





ПРОЕКТ

на тему: «Интернет-зависимость – проблема современного общества».

предмет информатика





ученика 9а класса

Киргизова Захара Евгеньевича


Руководитель проекта:

Тимошенко Анна Витальевна,

учитель информатики







р.п. Хор

2022г.


Содержание

Введение 2

Глава1. Что такое Интернет-зависимость 5

1.1 Основные типы и критерии Интернет-зависимости 10

1.2 Причины зависимости 13

1.3 Влияние Интернет-зависимости на здоровье подростков 15

Глава 2. Результаты социологического опроса 18

2.1 Пути решения проблемы 21

Заключение 22

Список используемой литературы 23

Приложение 1 24






























Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в наше время компьютер все настойчивее вторгается во все области нашей жизни. Сегодня большинство людей привыкли начинать свой день не с горячей чашки кофе, свежей газеты и бутерброда с маслом, а с включения компьютера с доступом в Интернет. Всемирная паутина заменила нам выпуск новостей по телевидению, исключила необходимость покупать диски с фильмами и музыкой, а в некоторых случаях желание общаться.

Проблема исследования: проблема Интернет-зависимости среди учащихся МБОУ СОШ №1 р.п. Хор и найти ответ на вопрос "Является ли проблемой общества Интернет-зависимость?"

Цель: исследование проблемы Интернет - зависимости, степени распространенности и особенностей этого явления.

Задачи:

  1. Изучение литературы об Интернет-зависимости.

  2. Изучить виды и признаки проявления Интернет-зависимости.

  3. Провести социологическое исследование на предрасположенность учащихся МБОУ СОШ №1 р.п. Хор к Интернет – зависимости.

Объект исследования: учащиеся школы.

Предмет исследования: влияние сети Интернет на жизнедеятельность учащихся школы.

Методы исследования: анализ литературы об Интернет-зависимости, анализ данных социологического опроса.

Гипотеза: можно предположить, что Интернет-зависимость проявляется в том, что люди утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

Всемирная электронная паутина так прочно вошла в нашу жизнь, что многие просто не представляют себе без нее жизнь. Едва оказавшись в доступном для интернета месте, они первым делом заходят на любимые сайты, узнают новости, «общаются» с друзьями, комментируют, просматривают, скачивают. Конечно, информация имеет для человека огромное значение, она формирует личность, но бывает, что она, же и разрушает ее.

Все чаще и чаще стало произноситься такое словосочетание, как «Интернет - зависимость» и в последнее время, данная тема стала одной из самых популярных тем для публикаций и разговоров.

Глава1. Что такое Интернет-зависимость

Порой, фантазией реальность заменяя,

Мы забываем наш прекрасный мир.

Часами по сети гуляем!

Да! Интернет - у многих есть кумир.

Кто ты: ПАУК в нем или МУХА?

Определись! И ситуацией владей!

Иначе же в сети сотрется личность,

Бесследно ты исчезнешь в ней!

В наше время Интернет ассоциируется с кладом знаний. Благодаря нему можно узнать новую информацию и даже разбогатеть. Но, несмотря на все эти плюсы, Интернет приносит не только пользу, но и вред.

С возрастанием популярности Интернета проявились и негативные аспекты его применения. Некоторые люди настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Чем больше времени в жизни человека начинает занимать интернет, тем меньше в ней остается места другим, более нужным вещам.

Человек меньше задумывается о своих социально-бытовых проблемах, своем здоровье, не строит никаких планов на жизнь. Все это откладывается на потом, оставляя место для комфортного психологического состояния «здесь и сейчас» — в Сети.

Об Интернет-зависимости впервые заговорили на Западе еще в середине девяностых годов прошлого века. Под Интернет-зависимостью понимают непреодолимую тягу к нахождению во всемирной сети Интернет, характеризующуюся навязчивыми желаниями подключиться, и затем не выходить из нее.

Первыми признаками интернет-зависимости являются многочасовые” общения” в чатах, ICQ, форумах, «Тик-Токах» и «Контактах», азартные онлайн-игры и бесконечное «изучение» всевозможных «познавательных”» интернет-сайтов.

По оценкам специалистов, интернет-зависимостью страдают приблизительно 5-10% пользователей глобальной сети. Учитывая, что возраст подавляющего большинства пользователей составляет 10 – 35 лет, проблема интернет-зависимости становится в один ряд с другими социальными проблемами молодежи.

Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен "зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции.

Слово «зависимость» означает — навязчивую потребность, ощущаемую человеком и подвигающую его к определенной деятельности; нехимическая зависимость — аддикция, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не психоактивные вещества; психологическая зависимость.

Интернет-зависимость — психическое расстройство: навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

Игровая зависимость — предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.

Поведенческая Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости — это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".

Впервые термин «Интернет-зависимость» был использован американским психиатром Айвеном Голдбергом (Рисунок 1) в 1994 году. В это понятие Голдберг вкладывал не медицинский смысл, как если бы речь шла о зависимости от наркотиков или алкоголя, а такое поведение, которое сопровождается низким уровнем самоконтроля, стрессом и угрожает вытеснить нормальную жизнь. Термин прижился, хоть был введен психиатром изначально в виде хохмы.

Рисунок 1 - Айвен Голдберг.

В 1994 г. К. Янг (Рисунок 2) разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы, 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт).

Рисунок 2. - Кимберли Янг.

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:

1. Навязчивое желание проверить e-mail.

2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Исследователи отмечают, что большая часть Интернет-зависимых (91%) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Но вот вопрос: чем отличается общение вживую от общения по Интернету? Нет ничего плохого в том, что человек знакомится в Сети, подбирая новых друзей по общим интересам. Точно так же нельзя назвать зависимым человека, сидящего за монитором с приятелем или девушкой, с которыми приятно проводит время и вне компьютера. Даже не каждый геймер, вопреки распространенному мнению, зависим. Если подросток режется в игрушки с друзьями, а потом идет играть с ними же в баскетбол – это вполне здоровый человек. Так что в основе интернет-зависимости почти всегда лежит одиночество, отсутствие других вариантов времяпрепровождения.

Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% зависимых приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% -в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня.

Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети.

Интернет — это уникальный способ преодолеть робость и раскрепоститься, говорить то, что думаешь, и получать обратную связь, сливать накопившийся за день негатив и затушевывать жизненные противоречия. Причем безнаказанно. Это своего рода фантастический плацдарм для любых самых смелых романтических приключений, полетов воображения и виртуальной любви и дружбы.


1.1 Основные типы и критерии Интернет-зависимости

Компьютеры и информационные системы находят применение во все новых областях человеческой практики, оказывая воздействие на психические процессы и трансформируя не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом. С психологической точки зрения, при взаимодействии человека с системами информатики происходит преобразование деятельности за счет опосредствования ее знаковыми системами.

Каждый человек, становясь пользователем Интернета проходит 3 стадии: навязчивого влечения, отторжения и баланса. Некоторые пользователи застревают на первой стадии. Таким образом у него начинает формироваться Интернет-зависимость.

Основными проявлениями Интернет-зависимости являются: поглощенность проблемами Интернета (постоянные размышления об Интернете); постоянно увеличивающееся время провождения в Сети, необходимое для достижения удовлетворения; безуспешные попытки контролировать или прекратить использование Интернета; возникновение плохого настроения, депрессии, беспокойства при отсутствии Возможности работать в Интернете; концентрация внимания на Интернете. Все меньше и меньше уделяется вниманию семье и друзьям, затем работе, попытки скрыть свое чрезмерное увлечение, отрицание аддикции. Интернет используется как способ ухода от проблем, для того чтобы поднять настроение.

Перечисленные признаки являются лишь общими для Интернет зависимости, которая в настоящее время разделяется исследователями на несколько подтипов.

Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

Интернет-коммуникативная зависимость - избыточность знакомых и друзей в Сети.

Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры.

Зависимость Web-серфинга существует у многих, она вызвана желанием поиска новых интересных сайтов. Интернет используется как средство поиска информации, серфинг доставляет массу удовлетворения и массу информации, хотя 70 % этой информации является пустой, не несущей никакой информационной нагрузки.

В месяц по подсчётам зависимые тратят не менее 1024 МБ, что примерно составляет 340–620 рублей. Но это пустяки по сравнению с тем, что тратят зависимые от азартных игр в Интернете. Интернет-коммуникативная зависимость - в основном это потребность в общении. Самые популярные сервисы для общения в Интернете – это ICQ и IRC. Они являются на данный момент самыми распространенными, поскольку являются бесплатными и используют относительно немного Интернет-трафика. Максимальную степень выраженности имеет зависимость от игр on-line. По данным психологов этой зависимости подвержены люди практически всех возрастов, начиная с 9-летнего.

Исследователи приводят различные критерии, по которым можно судить об Интернет-зависимости.

Более развернутую систему критериев приводят русские специалисты. По их мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 пунктов из следующих:

1. Неспособность и нежелание отвлекаться от Интернета и досада и раздражение, при вынужденном отрыве.

2. Количество времени, проводимое в Интернете, чтобы достичь удовлетворения (иногда чувство удовольствия от общения в сети граничит с эйфорией), заметно возрастает.

3. Неспособность спланировать время выхода из сети.

4. Увеличение расходов на Интернет.

5. Ложь или скрывание количества времени, проведенного в Интернете

6. Забывание о прямых обязанностях, будь то учеба, работа или домашние дела.

7. Пренебрежение семьей и друзьями. Потеря отношений и общения прежнего круга друзей.

8. Освобождение посредством Интернета от негативных настроений и депрессий. Хорошее самочувствие и появление специфической эйфории при нахождении в сети.

9. Пренебрежение собственным здоровьем.

10. Существуют так же и физические симптомы, свидетельствующие о возможном наличии Интернет-зависимости.


1.2 Причины зависимости

Интернет-зависимость – это исключительно современная проблема, которую нельзя оставлять без внимания. Стремительно растущая популярность социальных сетей и онлайн игр ставит под угрозу гармоничное развитие и существование человека с самых ранних лет его жизни: сейчас компьютером умеет пользоваться каждый первоклассник!

Феномен Интернет – зависимости привлекает сейчас внимание ученых, исследователей сети, средства массовой информации. Это явление стало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет – зависимость определяется психологами как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line.Под on-line понимается общение в сети в реальном времени, off-line – общение через почтовый ящик, когда непосредственный собеседник отсутствует в данный момент времени. Исследователи отмечают, что большая часть Интернет - зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть «зависимых» привлекают информационные сервисы сети.

Причины Интернет – зависимости:

▪ Доступность разнообразной информации;

▪ Широкая интерактивность, постоянное общение;

▪ персональный контроль над информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;

▪ анонимность передаваемой информации;

▪ основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми;

▪ игровая зависимость возникают на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

Симптомы Интернет – зависимости:

▪ Психические признаки компьютерной зависимости: «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером; утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду;

▪ Физические признаки компьютерной зависимости: ухудшение опорно-двигательного аппарата; пищеварительной системы; зрения.


1.3 Влияние Интернет-зависимости на здоровье подростков

При работе на компьютере человек длительное время находиться без движения. Но если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок, играющий на компьютере, проводит несколько часов, а то и весь день без движения. Такой режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка тем более.

Позвоночник и кости взрослого человека уже выработали определенное нормальное состояние – осанку, тогда как организм ребенка еще достаточно гибок и только начинает вырабатывать осанку. Отсутствие движения приводит к атрофированию мышц спины, брюшной полости, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, искривление грудной клетки, горбатость, а также различные заболевания позвоночника (грыжы, смещение дисков). Помимо этого, отсутствие движения при работе на компьютере влечет за собой – плохое кровообращение и ожирение сердца. Как результат – инсульты, инфаркты и одышка.

Также компьютер пагубно влияет не только на здоровье опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, но и на зрительную систему человека, а тем более ребенка.

Компьютерные игры могут причинить и физический и психологический вред. Физический — нарушение сна и питания, ухудшение зрения. Психологический — отрыв от реальной жизни. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени — это опасно.

Молодой растущий организм особенно сильно подвержен негативному воздействию зрительных, а также нервно-эмоциональных нагрузок. Именно поэтому длительное сиденье за компьютером ведет не только к чрезмерному переутомлению детского организма, но в будущем может спровоцировать серьезные заболевания. Если вечером ребенок излишне возбужден, раздражителен и даже агрессивен, если он плохо засыпает и часто просыпается ночью, — это верный признак того, что его общение с компьютером необходимо строго ограничить.

Вообще, специалисты до сих пор однозначно не определились, сколько времени ребенок может проводить за компьютером. Обычно врачи рекомендуют ограничиться 1 часом в день.

Когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными.

Компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. (Кстати, многие из этих угроз связаны не только с компьютерами, но и с видеоиграми). Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отметим несколько факторов риска.

К факторам риска относятся:

  • проблемы провокации эпилептических приступов;

  • проблемы, связанные с электромагнитным излучением;

  • проблемы зрения;

  • проблемы, связанные с мышцами и суставами.

В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.

Установлено, что азартные игры могут вызывать зависимость, в чем-то напоминающую алкогольную или даже наркотическую. В детском возрасте игровая зависимость обычно развивается в отношении компьютерных игр. При этом такая полезная и необходимая вещь, как компьютер, таит в себе еще одну опасность — зависимость от него самого.

Специалисты в области интернет-зависимости особо выделяют увлечение общением on-line с друзьями по сети. Это опасно, поскольку может повлечь за собой желание заменить реальную жизнь, семью, друзей виртуальной жизнью, удовлетворяющей практически любым критериям.

Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.

Глава 2. Результаты социологического опроса

Среди учащихся 9а класс МБОУ СОШ №1 р.п. Хор был проведен опрос с целью определения зависимости учащихся школы от сети Интернета по следующим вопросам (Приложение 1):

  1. С какой целью вы используете Интернет? (Рисунок 3)

  2. Какое устройство используете при выходе в сеть Интернет? (Рисунок 4)

  3. Какова ваша потребность в Интернете? (Рисунок 5)

  4. Как влияет Интернет на ваше общение с окружающими? (Рисунок 6)

  5. Считаете ли вы себя Интернет-зависимыми? (Рисунок 7)

Опрос прошли 26 учащихся. Их ответы были следующими:

На вопрос с какой целью вы используете Интернет ответили: «Для общения» - 39%, «Для развлечения» - 37%, «Для обучения» - 24%

Рисунок 3.

Для выхода в сеть большинство использует телефон. На вопрос какое устройство вы используете для выхода в сеть, были получены следующие результаты: «Телефон» -51%, «Компьютер» - 40% и 9% опрошенных в сеть выходят с других устройств.

Рисунок 4.

У 10% опрошенных студентов периодически возникает потребность выйти в Интернет. 50% студентов ежедневно выходят в Интернет, 34 % опрошенных не представляют свою жизнь без Интернета. И лишь 6% относятся равнодушно.


Рисунок 5.

На 74% опрошенных, Интернет не оказывает никакого влияния, 11% стали меньше общаться с друзьями, а 15% Интернет заменяет реальное общение.

Рисунок 6.

На вопрос считаете ли вы себя Интернет зависимыми 57% ответили, да и лишь 43% ответили нет.

Рисунок 7.

А при проведении теста на выявление Интернет-зависимости получились следующие результаты: 38% опрошенных студентов находятся в тревожной зоне, а у 12 % ярко выраженная зависимость.




2.1 Пути решения проблемы

Говоря о причинах Интернет-зависимости, можно сказать, что часто люди «сбегают» в сеть от какой-то неудовлетворенности и проблем. Поэтому просто ограничить время в интернете будет мало, одновременно бороться надо и с причинами возникновения этих проблем. Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.

Рекомендации подросткам:

  • Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Жизнь – это освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершенней.

  • Определите свое место в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

  • Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

  • Компьютер – лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

  • Развивать в виртуальной реальности то, что для вас неважно в реальной жизни - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

  • Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает иллюзию принадлежности к группе, не развивая действительных навыков общения.

  • Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

  • Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

  • Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

  • Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

  • Научитесь контролировать собственное время за компьютером.

Заключение

Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни.

Задача взрослых — показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

В заключении можно сказать, что в лечении Интернет-зависимости главное – доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального. Вырвать человека из Сети, приобщить к другим интересам – задача вполне разрешимая.

Сильных Интернет укрепляет, а слабых – подавляет и разрушает.


Список используемой литературы
  1. Мартынова О. С. Интернет – зависимость «Психотерапия и консультирование", 2014.

  2. Байков В.Д.,Сафронов И. К. Уроки Интернета для школьников,БХВ-Петербург,2013.

  3. Колчанова Л. Психологические проблемы интернет-зависимости.

  4. Раевская Е. Черты личности Интернет-зависимых и Интернет- независимых пользователей, БХВ-Петербург,2014.

  5. http://iteach.vspu.ru/07-2016/9765/

  6. http://medportal.ru

  7. http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/internet-zavisimost-u-detej-i-podrostkov/

  8. http://www.km.ru/zdorove/2013/09/06

  9. https://www.pemptousia.ru/2013/07

  10. http://media-ecology.blogspot.ru/2011/04



























Приложение 1
  1. С какой целью вы используете Интернет?

  • Развлечение

  • Общение

  • Игры

  1. Какое устройство используете при выходе в сеть Интернет?

  • Телефон

  • Компьютер

  • Прочее

  1. Какова ваша потребность в Интернете?

  • Отношусь равнодушно

  • Периодически возникает потребность выйти в интернет

  • Ежедневная потребность в интернете

  • Не представляю свою жизнь без интернета

  1. Как влияет Интернет на ваше общение с окружающими?

  • Никак не влияет

  • Стал(а) меньше общаться с друзьями

  • Интернет заменяет мне реальное общение

  1. Считаете ли вы себя Интернет-зависимыми?

  • Да

  • Нет




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!