МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Информационный
Проект по истории на тему:
«Сословный быт. Обычай и нравы»
Руководитель: учитель истории Нагуманова О.Л.
Подготовили: Александрова Д.
Андрейчук Д.
Филиппов С.
Санномыск 2017г.
Введение
Цель: Создание носителя конечных результатов по исследованию быта и традиций разных сословий 17 века.
Задачи:
Обучающая – изучить и проанализировать сословный быт, обычаи Руси в 17 веке.
Методы: проектный, частично-поисковый, исследовательский.
1 этап:
Учащихся собирают информацию по сословиям.
1. Царский двор.
2.Боярский и дворянский быт.
3. Жизнь посадского населения.
4. Крестьянский быт.
2этап:
Для осуществления проекта необходим сбор информации по данным вопросам, позволяющим охарактеризовать особенности того или иного сословия.
1. Еда.
2. Одежда.
3. Жилье.
4. Досуг.
Учащимся дается задание по поиску необходимой информации.
Каждый из обучающихся определяет свое место участия в проекте, то есть
информацию конкретной категории предоставляемого в общую копилку
Определено место участия в проекте каждого учащегося:
подборка художественного материала (картины, рисунки, фотографии, аппликации, иллюстрированные сообщения, фотодокументы);
подборка научных материалов (научные факты, исторические документы);
изготовление фрагментов модели одежды или предметов быта;
изучение фольклорного материала;
изучение рецептов блюд данного хронологического периода.
3этап:
Выбор источников информации:
библиотечный фонд;
уроки технологии, изобразительного искусства;
уроки истории;
музеи (художественный, краеведческий);
видео и кинофильмы;
Интернет.
Способы добычи информации:
изучение письменных и вещественных источников данного периода, подтверждающих задачу исследования;
проверка достоверности информации, используя справочники, дополнительную литературу.
Всю найденную информацию учащиеся собирают в портфолио, для дальнейшей обработки.
4 этап:
Обсуждение и обобщение собранной информации.
Обучающиеся осуществляют выбор наиболее ценной для решения исследовательских задач информации, которую сортируют по разным категориям, в обсуждении выбирается главные материалы, которые попадут в конечный продукт.
Информация отсортирована и обобщена.
Происходит обсуждение, в какой форме будут представлены результаты.
В виде презентации.
5 этап:
Демонстрация презентация на уроке.
Создание презентации может осуществляться силами самих учеников. Устное сообщение набора иллюстраций, моделей.
Рефлексия:
Что нового ты для себя узнал при подготовке к проекту?
Что для тебя было самым интересным?
На сколько, ты удовлетворен личным участием в проекте?
Царский двор.
Слайд-4
В XVII веке царский дворец претерпевает большие изменения. Он становится многолюдным: одни одевали царя, другие отвечали за сохранность его вещей, третьи одевали после сна. Одна охрана составляла 2 тыс. стрельцов.
Слайд -5
Дворцы, в которых жили Романовы, отличались большим великолепием. Кроме царской резиденции в Кремле, появляются постоянные летние резиденции- Коломенское и Измайловское.
Слайд-6
Самым крупным царским дворцом становится пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрывались войлоком или коврами. Для отделки помещений использовались атлас и кожа.
Слайд-7
В первой половине XVII века главным украшением дворца были выложенные разноцветными изразцами печи, во II половине XVII века появились картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
Слайд-8
Как и прежде царские дворцы состояли из трёх частей: жилых комнат царя и его семьи, парадных залов и хозяйственных помещений.
Слайд-9
Во время царских приёмов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал разнообразием и изобилием. У Алексея Михайловича было до 500 различных блюд.
Боярский и дворянский быт.
Слайд-10
Боярские и дворянские дворы представляли собой подобие царского только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных зданий – избы, подклети, сени, чердаки, крылечки, соединяющиеся между собой.
Слайд-11
В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее – рыбьи пузыри. Окна украшены наличниками. Особенностью домов бояр было то, что они раскрашивали их в разные цвета.
Слайд-12
Более разнообразным стало внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре находилась печь. В комнате находились столы, лавки, украшенные росписями и резьбой. На полу лежали ковры. В доме можно было увидеть зеркала, часы, библиотеки.
Слайд-13
Посуда была преимущественно золотой и серебряной, но в XVII веке появляется и стеклянная посуда, привозимая из-за границы. В моду входит и венецианское стекло, обтянутые парчой кресла.
Слайд-14
Одежда оставалась традиционной, но заметно расширился выбор тканей: наряду с парчой и тафтой добавились ткани, привозимые из-за границы ( шерстяные и суконные ткани) .
Слайд-15
Претерпевает изменения и пища. В неё включаются новые продукты: восточные пряности и приправы, лимон, изюм, миндаль, сахар, колбаса.
Жизнь посадского населения.
Слайд-16
Быт горожан был более скромным. Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки - горницы, сени, клети, баня, конюшня, сараи. Скромной была и домашняя утварь. В домах было много икон, которые находились в красном углу.
Крестьянский быт.
Слайд-17
Крестьянская изба в основном состояла из крытой дранкой или соломой избы, клеть для хранения имущества, хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне переводили скот в избу. Печи с дымоходом отсутствовали, поэтому они топились по-чёрному.
Слайд-18
Крестьяне питались зерновыми культурами – рожь, пшеница, овёс, просо. Хлеб на каждый день пекли из ржаной муки, а по праздникам из пшеничной. Из овса готовили кисель, квас. Из овощей употребляли капусту, морковь, свёклу, редьку, огурцы, репу. Мясо ели только по праздникам, рыбу ели чаще. У более зажиточных крестьян имелись садовые деревья. Также использовались грибы и лесные орехи.
Слайд-19
Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали- юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным.
Одежда шилась из домотканного холста и шкур
животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи.