СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас.           И нам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда очистить от них общество, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой.          В нашей работе через судьбы людей мы постарались осветить вопросы политической жизни страны в  1945-1965-е годы. Для нас это было важно, потому что без критического анализа и осмысления пройденного пути невозможно идти дальше и решать задачи сегодняшнего дня, тем более, что через несколько лет проблемы нашей страны придётся решать нам.

Просмотр содержимого документа
«Проект по истории»

Человек в истории. Россия – XX век. Авторы: коллектив учащихся Ломовской СОШ МОУ Ломовская СОШ 152962, Ярославская область, Рыбинский район, д. Дюдьково Тел.(4855) 23-55-11 Дюдьково, 2018 .

Человек

в истории.

Россия – XX век.

Авторы: коллектив

учащихся Ломовской СОШ

МОУ Ломовская СОШ

152962, Ярославская область,

Рыбинский район, д. Дюдьково

Тел.(4855) 23-55-11

Дюдьково, 2018 .

Творческое название Зима , оттепель… придет ли ВЕСНА?

Творческое название

Зима ,

оттепель…

придет ли

ВЕСНА?

Основополагающий вопрос   Действующие лица противоречивых событий истории 1945 – 1965 гг, кто они?

Основополагающий вопрос

Действующие лица противоречивых событий истории

1945 – 1965 гг, кто они?

 Актуальность выбранной темы  Тема очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас.  И нам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда очистить от них общество, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой.  В нашей работе через судьбы людей мы постарались осветить вопросы политической жизни страны в 1945-1965-е годы. Для нас это было важно, потому что без критического анализа и осмысления пройденного пути невозможно идти дальше и решать задачи сегодняшнего дня, тем более, что через несколько лет проблемы нашей страны придётся решать нам.

Актуальность выбранной темы

Тема очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И нам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда очистить от них общество, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой. В нашей работе через судьбы людей мы постарались осветить вопросы политической жизни страны в 1945-1965-е годы. Для нас это было важно, потому что без критического анализа и осмысления пройденного пути невозможно идти дальше и решать задачи сегодняшнего дня, тем более, что через несколько лет проблемы нашей страны придётся решать нам.

Цели нашей работы узнать, каким видели послевоенное время советские люди, сражавшиеся с фашизмом. выявить причины, по которым «оттепель» не привела к «весне». понять через человеческие судьбы всю противоречивость происходящих процессов советского общества.

Цели нашей работы

  • узнать, каким видели послевоенное время советские люди, сражавшиеся с фашизмом.
  • выявить причины, по которым «оттепель» не привела к «весне».
  • понять через человеческие судьбы всю противоречивость происходящих процессов советского общества.
Этапы исследования  Увидев тему исследования, мы обратились к хронологии конкретной эпохи и историческим личностям, вершившим судьбы людей в 1945-1965 гг. Мы изучили историю этого времени и заинтересовались жизнью и бытом людей нашего края. Пообщавшись с очевидцами, мы поняли, что факты из учебников умалчивают о некоторых событиях этого времени. На примере живых людей и их судеб мы проследили и сравнили их мнения о политике Сталина И.В. и Хрущева Н.С..  Работая над этим проектом, мы встречались с жителями нашего посёлка – очевидцами тех трагических событий, посетили школьный краеведческий музей, попытались найти вещественные доказательства по данной теме – карту, фотографии, награды, дневниковые записи.

Этапы исследования

Увидев тему исследования, мы обратились к хронологии конкретной эпохи и историческим личностям, вершившим судьбы людей в 1945-1965 гг. Мы изучили историю этого времени и заинтересовались жизнью и бытом людей нашего края. Пообщавшись с очевидцами, мы поняли, что факты из учебников умалчивают о некоторых событиях этого времени. На примере живых людей и их судеб мы проследили и сравнили их мнения о политике Сталина И.В. и Хрущева Н.С..

Работая над этим проектом, мы встречались с жителями нашего посёлка – очевидцами тех трагических событий, посетили школьный краеведческий музей, попытались найти вещественные доказательства по данной теме – карту, фотографии, награды, дневниковые записи.

история Человек и  Человек и история, история и человек - они тесно связаны и одно без другого не существует. Но человек порой превращается в маленький «винтик» той исторической эпохи, в которую он живет, а история строит человеческие судьбы, решает, быть ли человеку счастливым или нести на своих плечах весь трагизм прошедших лет.

история

Человек

и

Человек и история, история и человек - они тесно связаны и одно без другого не существует. Но человек порой превращается в маленький «винтик» той исторической эпохи, в которую он живет, а история строит человеческие судьбы, решает, быть ли человеку счастливым или нести на своих плечах весь трагизм прошедших лет.

И.В. Сталин – реформатор и диктатор Почти 30 лет страной руководил Иосиф Виссарионович Сталин, поэтому тоталитарный режим держал в страхе всё общество в стране.  Великая Отечественная война укрепила сталинский режим и веру в вождя. Победа в этой войне  стоила советскому народу огромных усилий и жертв. Война уничтожила третью часть всех богатств  страны. Всему миру известны страшные цифры наших потерь. Из воспоминаний жителя поселка Дюдьково Цыганова А.Ф. (1930 года рождения): «В стране не хватало самых необходимых продуктов и товаров. Хлеб, масло, мясо, сахар, ткани, обувь выдавались строго по карточкам. В месяц можно было купить ровно столько, сколько было указано».

И.В. Сталин – реформатор и диктатор

Почти 30 лет страной руководил Иосиф

Виссарионович Сталин, поэтому тоталитарный

режим держал в страхе всё общество в стране.

Великая Отечественная война укрепила сталинский

режим и веру в вождя. Победа в этой войне

стоила советскому народу огромных усилий и жертв.

Война уничтожила третью часть всех богатств

страны. Всему миру известны страшные цифры

наших потерь. Из воспоминаний жителя поселка Дюдьково Цыганова А.Ф. (1930 года рождения): «В стране не хватало самых необходимых продуктов и товаров. Хлеб, масло, мясо, сахар, ткани, обувь выдавались строго по карточкам. В месяц можно было купить ровно столько, сколько было указано».

Доходы граждан и цены на отдельные товары в СССР в 1945-1952гг   Средняя зарплата 500 рублей в месяц 1кг хлеба 3-4рубля 1кг мяса 28-32рубля 1кг сливочного масла 62рубля 1десяток яиц 11рублей 1шерстяной костюм 1500рублей

Доходы граждан и цены на отдельные товары в СССР в 1945-1952гг

Средняя зарплата

500 рублей в месяц

1кг хлеба

3-4рубля

1кг мяса

28-32рубля

1кг сливочного масла

62рубля

1десяток яиц

11рублей

1шерстяной костюм

1500рублей

« Пятилетка за четыре года».  Противники нашей страны считали, что для восстановления разрушенного войной хозяйства СССР потребуется не менее двадцати пяти лет, но они не учли самого главного – силы героизма советского народа. Четвёртый пятилетний план промышленностью Ярославской области был выполнен досрочно. Валовая продукция всей промышленности в 1950 году увеличилась на 46% по сравнению с 1940 году.

« Пятилетка за четыре года».

Противники нашей страны считали, что для восстановления разрушенного войной хозяйства СССР потребуется не менее двадцати пяти лет, но они не учли самого главного – силы героизма советского народа.

Четвёртый пятилетний план промышленностью Ярославской области был выполнен досрочно. Валовая продукция всей промышленности в 1950 году увеличилась на 46% по сравнению с 1940 году.

Важнейшим источником ресурсов для восстановления экономики страны стала деревня.  В колхозе оплата труда колхозника прямо не зависела от результатов, достигнутых общественным хозяйством. Более того, как показала послевоенная практика, передовые колхозы зерновых районов страны после выполнения государственных планов получали повышенные дополнительные задания, что вело к обнищанию этих хозяйств.

Важнейшим источником ресурсов для восстановления экономики страны стала деревня.

В колхозе оплата труда колхозника прямо не зависела от результатов, достигнутых общественным хозяйством. Более того, как показала послевоенная практика, передовые колхозы зерновых районов страны после выполнения государственных планов получали повышенные дополнительные задания, что вело к обнищанию этих хозяйств.

Проанализировав карту, мы увидели, что за время 1946 – 1965 годов было восстановлено большинство промышленных предприятий, разрушенных в годы войны. Кроме того, продолжалось освоение северных и восточных районов страны. Быстро развивалось добыча нефти, газа и угля. По производству промышленной продукции в 1953году СССР впервые в своей истории вошел в двадцатку самых развитых стран мира. Он опередил Италию и Финляндию, на много превысил соответствующие показатели царской России.

Проанализировав карту, мы увидели, что за время 1946 – 1965 годов было восстановлено большинство промышленных предприятий, разрушенных в годы войны. Кроме того, продолжалось освоение северных и восточных районов страны. Быстро развивалось добыча нефти, газа и угля. По производству промышленной продукции в 1953году СССР впервые в своей истории вошел в двадцатку самых развитых стран мира. Он опередил Италию и Финляндию, на много превысил соответствующие показатели царской России.

Вывод Темпы роста сельскохозяйственного производства с 1951-1955 по 1956-1960 гг. возросли, потому что в 1954 г. началось освоение целины. Решением ЦК туда были направлены свыше 30 тысяч партийных работников и более 120 тысяч специалистов сельского хозяйства. За первые пять лет трудовым героизмом советских людей было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Эти меры способствовали подъему сельского хозяйства и упадку производства. С 1956-1960гг. по 1961-1965 гг. рост сельскохозяйственного производства резко упал, потому что с 1955 по 1962 гг. площади под кукурузу были увеличены почти вдвое за счет сокращения посевов пшеницы и ржи. Посевы кукурузы не принесли дохода, это привело к кризису сельского хозяйства и упадку производства.

Вывод

Темпы роста сельскохозяйственного производства с 1951-1955 по 1956-1960 гг. возросли, потому что в 1954 г. началось освоение целины. Решением ЦК туда были направлены свыше 30 тысяч партийных работников и более 120 тысяч специалистов сельского хозяйства. За первые пять лет трудовым героизмом советских людей было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Эти меры способствовали подъему сельского хозяйства и упадку производства.

С 1956-1960гг. по 1961-1965 гг. рост сельскохозяйственного производства резко упал, потому что с 1955 по 1962 гг. площади под кукурузу были увеличены почти вдвое за счет сокращения посевов пшеницы и ржи. Посевы кукурузы не принесли дохода, это привело к кризису сельского хозяйства и упадку производства.

Воспоминания целинника…  Ясно видятся мне недостатки в организации грандиозной целинной эпопеи, неразумность иных решений, непродуманность составляющих стратегий, которые впоследствии во многом свели на нет достигнутые итоги. У нас на глазах приходила в негодность техника, стянутая на целину со всей страны. Сбивалась с ног тысяча людей, не успевая собрать урожай с гигантских площадей. На корню гибли посевы, негде было хранить зерно. Происходила колоссальная растрата миллиардных сумм, материально-технических средств, живого труда. Целина дорого обошлась стране. Сегодня я думаю, что при ином подходе к решению зерновой проблемы. Но иной подход был в то время невозможен.

Воспоминания целинника…

Ясно видятся мне недостатки в организации грандиозной целинной эпопеи, неразумность иных решений, непродуманность составляющих стратегий, которые впоследствии во многом свели на нет достигнутые итоги. У нас на глазах приходила в негодность техника, стянутая на целину со всей страны. Сбивалась с ног тысяча людей, не успевая собрать урожай с гигантских площадей. На корню гибли посевы, негде было хранить зерно. Происходила колоссальная растрата миллиардных сумм, материально-технических средств, живого труда. Целина дорого обошлась стране. Сегодня я думаю, что при ином подходе к решению зерновой проблемы. Но иной подход был в то время невозможен.

«Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» Корреспонденты школьной газеты «СоваШ» взяли интервью у учителя истории Бутусовой Л.И.

«Спасибо товарищу Сталину за наше

счастливое детство!»

Корреспонденты школьной газеты «СоваШ» взяли интервью у учителя

истории Бутусовой Л.И.

Журналист(Ж) – Расскажите пожалуйста о вашем детстве после

Великой Отечественной войны.

Лидия Ивановна(Л.И.) – Я родилась 1 мая 1938 года, детство свое провела в поселке Некоуз Ярославской области. В первый класс пошла в 1945 году. Учиться было очень сложно ( не было тетрадей, ручек, писали пером). Но было стремление к знаниям.

В 1946 году пошла во второй класс. Был неурожай, хлеб выдавали по карточкам: отцу – 500г, а матери и мне, как иждивенцам, - 300г на двоих.

Ж. – Какой праздник из вашего детства Вам запомнился больше?

Л.И. – Очень хорошо помню Новый год 1947 года. В школе была елка и нам всем давали подарки – по 2 тетрадки и 2 конфетки-подушечки. Для всех это было потрясение, потому что после войны конфет было не на что купить. Было принято приходить на елку в карнавальных костюмах. Всем было очень весело! Этот Новый год мне запомнился еще и тем, что первый раз я получила подарок за свой костюм.

Ж. – Как помогали дети своим родителям в трудное послевоенное время?

Л.И. – Было обязательно, чтобы дети помогали колхозу. Мы убирали лен и складывали его в снопы(3-4 класс.), а когда были постарше (6-7 класс) нас посылали убирать картошку.

Ж. – Какое Вы оцениваете жизнь после войны?

Л.И. – Жить, конечно же, было очень тяжело, но мы не теряли надежды и всегда верили в лучшее –это нам внушали в пионерских и комсомольских лагерях. Вообще все люди того времени были оптимистами. Мы сами себя веселили и никогда не унывали…

Не предать забвению…  Перелистывая страницы томов книг памяти репрессированных в 30 – 40 гг. и начала 50 – х годов, связанных судьбами с Ярославской областью, трудно, почти невозможно воссоздать состояние людей, на которых в одночасье вешались ярлыки «врагов народа». И всё же следственные материалы архивов, личные письма доказывают, что даже когда за безвинными жертвами доносов, наветов и провокаций с визгливым скрежетом захлопывались капканы внутренних тюрем, они не переставали надеяться и верить в торжество справедливости, в Сталина, в партию. Одних ломали, другие ломались сами.

Не предать забвению…

Перелистывая страницы томов книг памяти репрессированных в 30 – 40 гг. и начала 50 – х годов, связанных судьбами с Ярославской областью, трудно, почти невозможно воссоздать состояние людей, на которых в одночасье вешались ярлыки «врагов народа». И всё же следственные материалы архивов, личные письма доказывают, что даже когда за безвинными жертвами доносов, наветов и провокаций с визгливым скрежетом захлопывались капканы внутренних тюрем, они не переставали надеяться и верить в торжество справедливости, в Сталина, в партию. Одних ломали, другие ломались сами.

Трагедия семьи.  (из сочинения Рыбаковой Василины ученицы 7-го класса.) Ты меня в поход не зови, Мы и так по пояс в крови! Над Россией сквозь годы – века шли кровавые облака. Умывалися кровью мы, причащалися кровью мы. Воздвигали мы на крови гнёзда ненависти и любви. На крови посреди земли Тюрьмы строили И Кремли. Рекам крови потерян счет… А она всё течет и течет.  Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

Трагедия семьи. (из сочинения Рыбаковой Василины ученицы 7-го класса.)

Ты меня в поход не зови,

Мы и так по пояс в крови!

Над Россией сквозь годы – века

шли

кровавые облака.

Умывалися кровью мы,

причащалися кровью мы.

Воздвигали мы на крови

гнёзда

ненависти и любви.

На крови посреди земли

Тюрьмы строили

И Кремли.

Рекам крови потерян счет…

А она всё течет и течет.

Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

Сколько невзгод, лишений и потерь внесла эпоха 30-50 годов в судьбу моего семейного рода. Это и невыносимые годы «ежовщины» и «сталинские» репрессии, война 1941-1945 годов и оттепель «хрущевского» времени. Были в нашем роду и незаслуженно репрессированные, высланные в Казахстан из Тверской губернии. Были и погибшие на фронтах Великой Отечественной войны и воевавшие на Дальнем Востоке и те, что осваивали целинные земли. Все исторические вехи прошла моя родня вместе со всей страной.

Мой прапрадед Петр Тихонович Ильин в 30-е годы жил в городе Иркутске. По доносу его осудили за незарегистрированное хранение охотничьего ружья и в 1937 году выслали на Колыму. Дети (три сына и дочь) к тому времени были уже взрослыми, имели свои семьи, но все равно тяжело переживали за отца. Больше всех плакала и тосковала прапрабабушка Дарья Ильинична Ильина, очень она любила своего мужа, тяжело было расставаться. До 1939 года ждала она вестей от мужа, потом начала посылать запросы в соответствующие органы, но ответа не получила. А когда началась война, уже не до этого было.

Один за другим ушли на фронт сыновья, потом зять Петр. Дочери Елене Петровне тяжело приходилось с двумя маленькими дочками, поэтому бабушка Дарья часто брала к себе внучек. Многое я знаю от своей бабушки Рыбаковой Виктории Петровны. Именно ей маленькой Вике рассказывала бабушка про родного мужа, а ее деда, которого та никогда не видела, потому что родилась позже в 1938 году.

Очень тосковала бабушка Дарья по мужу, надеялась на его возвращение, ждала, хоть весточку пришлет он о себе.

Прошла война, не вернулись с фронта двое сыновей, без вести пропал муж в сталинских лагерях. Горько и больно было Дарье Васильевне и как матери, и как жене.

Смерть Сталина многие в то время болезненно переживали, потому что им внушали, что он «вождь народов», заставляли его любить, как «отца родного». Моя бабушка вспоминала, как в 1953 году бюсты Сталина из разных учреждений стали убирать и не знали, куда их девать и развозили по городским баням, ставили в предбанниках. Непонятно им юным все это было.

Дарья Васильевна после смерти «вождя народа» поняла, что начались новые времена, и вновь начала посылать запросы. В начале 1956 года ей пришел ответ, что ее муж Ильин Петр Тихонович умер от воспаления легких в 1938 году, так и не доехав до Колымы. Это сообщение было убийственным для Дарьи Васильевны. Были отняты последние надежды, обида и горечь разлились в сердце. Она стала молчаливой, почти перестала общаться, замкнулась в себе и через несколько месяцев умерла. Не вынесла женщина такой несправедливости, которая исковеркала ее жизнь и убила самые светлые человеческие чувства.

В преддверии АДА! Листая пожелтевшие страницы человеческих судеб и представляя теперь все масштабы гигантских репрессий, мы должны задуматься – всё ли сделано для того, чтобы этот кошмар не повторился больше никогда, нет ли предпосылок для оживления призраков пресловутых «врагов народа».  Еще меньше от тех времён сохранилось фотоматериалов – палачи не любят фотографироваться за «работой» . Страна продолжала жить обычной для того времени жизнью. Праздновала, ставила рекорды, митинговала, заседала на многочисленных съездах и маршировала по Красной площади. Но каждую ночь тысячи людей в разных концах этой огромной страны просыпались от зловещего стука в дверь…

В преддверии АДА!

Листая пожелтевшие страницы человеческих судеб и представляя теперь все масштабы гигантских репрессий, мы должны задуматься – всё ли сделано для того, чтобы этот кошмар не повторился больше никогда, нет ли предпосылок для оживления призраков пресловутых «врагов народа».

Еще меньше от тех времён сохранилось фотоматериалов – палачи не любят фотографироваться за «работой» . Страна продолжала жить обычной для того времени жизнью. Праздновала, ставила рекорды, митинговала, заседала на многочисленных съездах и маршировала по Красной площади. Но каждую ночь тысячи людей в разных концах этой огромной страны просыпались от зловещего стука в дверь…

Скорбь народа о вожде

/из дневниковых записей А.К.Матвеевой, 1928 г.р. учителя начальных классов/.

«О Сталине я знаю уже с наблюдения с 1947 года. Его уважали, любили все и во всем. Он был очень требовательным настойчивым справедливым, его любили все. Вот я помню в 1953г, я лежала в больнице, врач пришел в палату и сказал, что Сталин умер, а у самого слёзы, в палате лежало двенадцать человек, и прошу поверить, что все заплакали.

А какой была дисциплина при Сталине! Ходили вечером хоть в десять часов хоть в двенадцать и знали, что тебя никто не тронет. Вот если бы и сейчас такого Сталина, то не было бы в стране ни хвастунов, ни болтунов, ни тунеядцев, ни воров, ни крутых и всяких других.

Все его чтят, вспоминают и жалеют. Дисциплина была во всем. Я не могла опоздать на работу, в стране не было безработных. Все работали, трудились. В совхозе картошку сажали по сто двадцать гектаров, в школе у нас были и кролики до 120 штук, растили смородину и крыжовник! Обед для ребят был бесплатным, правда, продуктов в магазинах не было, как сейчас. Но я накоплю деньги и поеду в Москву куплю, что мне надо. А сейчас придешь в магазин и уйдешь, нет денег, купить не возможно, и получала я 80 рублей, а хлеб стоил 20 копеек, я на 80 рублей могла купить 400 буханок, а сейчас на мою однотысячную пенсию 200 буханок. Раньше жить было лучше!

Жаль Сталина, еще бы сейчас такого человека к власти. Таких вождей больше нет, очень жаль Сталина.»

Надежды на новую жизнь  После смерти Сталина (5 марта 1953) партийная номенклатура стала готовиться к новой жизни, о которой мечтала два десятилетия. На роль нового руководителя партии и государства был выдвинут наиболе6е покладистый из всех членов бывшего сталинского политбюро – Никита Сергеевич Хрущев. Номенклатура считала его просто марионеткой, полностью послушной ее воли. Находясь на высоких постах, Хрущев был причастен к сталинским репрессиям, подписывал приговоры, обличал «изменников». Но вот что его отличало его от других политиков: в голодном 1946 году он не побоялся просить у Сталина уменьшить план хлебозаготовок Украине, но безуспешно. Когда появлялась возможность, старался облегчить жизнь простых людей. Н.С.Хрущев: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»

Надежды на новую жизнь

После смерти Сталина (5 марта 1953) партийная номенклатура стала готовиться к новой жизни, о которой мечтала два десятилетия. На роль нового руководителя партии и государства был выдвинут наиболе6е покладистый из всех членов бывшего сталинского политбюро – Никита Сергеевич Хрущев. Номенклатура считала его просто марионеткой, полностью послушной ее воли.

Находясь на высоких постах, Хрущев был причастен к сталинским репрессиям, подписывал приговоры, обличал «изменников».

Но вот что его отличало его от других политиков: в голодном 1946 году он не побоялся просить у Сталина уменьшить план хлебозаготовок Украине, но безуспешно. Когда появлялась возможность, старался облегчить жизнь простых людей.

Н.С.Хрущев: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»

Политика Н.С.Хрущева  - Отсутствие гласности, умалчивание о важных событиях ( Кыштым, авария.) Своеобразная манера поведения на международной арене.   Обращение к репрессивным мерам (1962, Новочеркасск).  Опасность развязывания третьей мировой войны (1962 год, Карибский кризис). Приписки в государственных планах (Рязанская афера).  Стремление любыми способами догнать и перегнать Америку и показать всем «кузькину мать».   + Десталинизация общества («оттепель»).  Реабилитация репрессированных.  Освоение целинных земель. Развитие науки, техники, космоса. Строительство коммунизма. Строительство пятиэтажных домов («хрущевок»). Паспортизация сельского населения. «Кукурузная эпопея». Самокритика его, как государственного деятеля.

Политика Н.С.Хрущева

-

  • Отсутствие гласности, умалчивание о важных событиях ( Кыштым, авария.)
  • Своеобразная манера поведения на международной арене.
  •   Обращение к репрессивным мерам (1962, Новочеркасск). 
  • Опасность развязывания третьей мировой войны (1962 год, Карибский кризис).
  • Приписки в государственных планах (Рязанская афера). 
  • Стремление любыми способами догнать и перегнать Америку и показать всем «кузькину мать». 

+

  • Десталинизация общества («оттепель»).
  • Реабилитация репрессированных.
  • Освоение целинных земель.
  • Развитие науки, техники, космоса.
  • Строительство коммунизма.
  • Строительство пятиэтажных домов («хрущевок»).
  • Паспортизация сельского населения.
  • «Кукурузная эпопея».
  • Самокритика его, как государственного деятеля.
 «Человек труда» - Орлов Юрий Фёдорович «Я родился в Вологодской области в 1929году. В годы Великой Отечественной Войны учился в ремесленном училище №1 города Рыбинска. В 1946 году закончил по профессии токарь. С 1946-1950гг. Затем я работал по направлению в Ленинграде на экскаваторном заводе в качестве токаря. В 1950году он был призван в ряды Советской армии в Тульскую военно-десантную дивизию.

«Человек труда» - Орлов Юрий Фёдорович

«Я родился в Вологодской области в 1929году. В годы Великой Отечественной Войны учился в ремесленном училище №1 города Рыбинска. В 1946 году закончил по профессии токарь. С 1946-1950гг. Затем я работал по направлению в Ленинграде на экскаваторном заводе в качестве токаря. В 1950году он был призван в ряды Советской армии в Тульскую военно-десантную дивизию.

 Совершил 128 парашютных прыжков, демобилизовался в 1959году в звании старшины.  В1954году работал на полиграфическом заводе города Рыбинска токарем. За тем по призванию комсомола был направлен на восстановление Черноземья (завод, 16ый партийный съезд ).
  • Совершил 128 парашютных прыжков, демобилизовался в 1959году в звании старшины.
  • В1954году работал на полиграфическом заводе города Рыбинска токарем. За тем по призванию комсомола был направлен на восстановление Черноземья (завод, 16ый партийный съезд ).
В 1963 году был направлен на учебу в Ивановскую советско-партийную школу. В 1967году закончил её по специальности зоотехник и был направлен на работу в совхоз «Залесье» в качестве секретаря парткома. В 1975году  был назначен директором совхоза «Залесье». 1978 году был избран председателем Ломовского сельского совета и работал до пенсии.
  • В 1963 году был направлен на учебу в Ивановскую советско-партийную школу. В 1967году закончил её по специальности зоотехник и был направлен на работу в совхоз «Залесье» в качестве секретаря парткома.
  • В 1975году был назначен директором совхоза «Залесье». 1978 году был избран председателем Ломовского сельского совета и работал до пенсии.
В послевоенные годы, людей, работающих на предприятии несколько десятков лет обязательно поощряли медалями или знаками отличия. Государство всеми силами старалось привлечь людей к работе. Вручение медалей являлось стимулом к дальнейшему покорению новых высот. В ходе беседы со своими сверстниками, мы выяснили, что в настоящее время не всегда труд является определяющим в жизни.

В послевоенные годы, людей, работающих на предприятии несколько десятков лет обязательно поощряли медалями или знаками отличия. Государство всеми силами старалось привлечь людей к работе. Вручение медалей являлось стимулом к дальнейшему покорению новых высот. В ходе беседы со своими сверстниками, мы выяснили, что в настоящее время не всегда труд является определяющим в жизни.

О чём рассказали награды  Ветеран труда.  медаль за освоение  Черноземья две юбилейные медали  за участие в ВОВ  юбилейная медаль к 100летию  Владимира Ильича Ленина

О чём рассказали награды

  • Ветеран труда.
  • медаль за освоение

Черноземья

  • две юбилейные медали

за участие в ВОВ

  • юбилейная медаль к 100летию

Владимира Ильича Ленина

История родного колхоза (из архива школьного музея)

В 1931 году в апреле образовался колхоз «Первомайский», в состав которого вошли 3 деревни: Лом, Киселёво, Гармоново. На первом году организации в колхоз вступили не все крестьяне / 12 кр. / При вступлении в колхоз имущество кроме дома и двора обобществлялось. Первым председателем колхоза «Первомайский» был Горшков Фёдор Константинович. Пахотная площадь составляла 210га. Первыми орудиями труда были одноколёсные и двухколёсные плуги, бороны, грабли и вилы. Землю обрабатывали на лошадях. Основными посевными культурами были рожь, ячмень, пшеница овёс и лён. Ржи получали по 17 центнеров с гектара, пшеницы по 12 гектар, овса по 15 центнеров. До войны в колхозе преобладало земледелие. Коров и овец было мало. Первый трактор в колхозе появился в 1937 году. Этот трактор пришёл на помощь из соседнего колхоза «Привет».

В военные годы на пост председателя колхоза вступила Иванова Мария Константиновна. Из её воспоминаний: «В колхозе остались почти одни женщины. На нужды фронта было взято 4% лошадей, а колхозу осталось всего 7 лошадей. Рабочий день начинался с рассвета и до темна. Почти все работы производились вручную. Хлеб убирали серпами, снопы сушили в овёс. Животных берегли, молодняк кормили отдельным сеном. Дети тоже помогали взрослым. Начиная с 10 лет мальчики пасли животных, а девочки сажали и пололи. В колхозе сеяли лён, рожь, овощи, морковь, свеклу, капусту. Очень плохо было с продуктами. По карточкам выдавали на человека по 400 граммов хлеба. Не было ни соли, ни мыла. На базаре масло стоило 500 рублей, 1 буханка хлеба – 300 рублей.»

В 1950 году колхоз «Первомайский» в связи с укрупнением он стал называться «Красное Залесье». В колхозе преобладало растениеводство и молочное животноводство.

Драгоценная реликвия прошлого План сельхоз. артели им. Сталина Киндяковского( ныне Ломовского) сельсовета 1950 года.

Драгоценная реликвия прошлого

План сельхоз. артели им. Сталина Киндяковского( ныне Ломовского) сельсовета 1950 года.

Итоги проведенной работы

Период с середины 50-х до середины 60-х гг. – один из наиболее значительных и сложных в нашей истории. С одной стороны, он характеризуется процессом демократизации советского общества и партии, с другой – проявлениями «волюнтаризма» и «субъективизма».

Наметился перелом в развитии сельского хозяйства: уменьшены налоги с колхозников, повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Не оправдались и надежды решить зерновую проблему путем освоения целинных и залежных земель. Полученный в первые годы освоения целины богатый урожай не удалось сохранить, а в дальнейшем урожайность зерновых культур резко снизилась. Страна оказалась вынужденной импортировать зерно и расплачиваться за него своим золотым запасом.

Целый ряд реформ Хрущева носил позитивный характер. Искренне верящий в преимущество советской системы, он стремился улучшить жизнь обычных граждан. Однако допускались только те реформы, которые не затрагивали основ существовавшего режима.

Процессы демократизации, происходившие в обществе в середине 50-х – середине 60-х годов, не получили тогда логического завершения. Демократическая тенденция в развитии общественно-политической жизни страны стала ослабевать. Вот несколько суждений о Н.С. Хрущёве: « историческая заслуга Н.С. Хрущёва заключалась прежде всего в разоблачении культа личности Сталина…, но при этом он оставался порождением административно-командной системы и был наделён всеми чертами сформировавшей его системы. Его психология восприятий действительности содержали в себе те самые стереотипы, которые он пытался разрушить. Одной ногой шагнув в демократию, другой он увяз в трясине догматизма и субъективизма...»

Воспоминания Хрущёва…  «…я знаю, все будут говорить по-разному. Одни освобождение людей вспомнят, другие – кукурузу, третьи - жилищную политику, четвёртые – как я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Всё было. Но самое главное – все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Это теперь так просто у народа не отнять. Это не пропадёт, прорастёт.»

Воспоминания Хрущёва…

«…я знаю, все будут говорить по-разному. Одни освобождение людей вспомнят, другие – кукурузу, третьи - жилищную политику, четвёртые – как я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Всё было. Но самое главное – все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Это теперь так просто у народа не отнять. Это не пропадёт, прорастёт.»

 Для того чтобы точнее узнать отношение очевидцев к политике 1945-1965гг. мы провели анкетирование. Для большей наглядности представили обработанные ответы в виде диаграммы. 1. Нравилась ли вам политика Сталина? Число опрошенных – 10 человек (100%) Ответ – « да » - 3 человека – 30% Ответ – « нет » - 7 человек - 70%  2. Нравилась ли вам политика Хрущева? Число опрошенных – 10 человек (100%) Ответ – « да » - 4 человека – 40% Ответ – « нет » - 6 человек - 60% Те, к кому сегодня вернулась вера в перемены, кто всю жизнь боролся за перемены , думают о второй половине 50-х – начале 60-х гг. как о времени несбывшихся надежд и первых импульсов процесса обновления общества.

Для того чтобы точнее узнать отношение очевидцев к политике 1945-1965гг. мы провели анкетирование. Для большей наглядности представили обработанные ответы в виде диаграммы.

  • 1. Нравилась ли вам политика Сталина?

Число опрошенных – 10 человек (100%)

Ответ – « да » - 3 человека – 30%

Ответ – « нет » - 7 человек - 70%

  • 2. Нравилась ли вам политика Хрущева?

Число опрошенных – 10 человек (100%)

Ответ – « да » - 4 человека – 40%

Ответ – « нет » - 6 человек - 60%

Те, к кому сегодня вернулась вера в перемены, кто всю жизнь боролся за перемены , думают о второй половине 50-х – начале 60-х гг. как о времени несбывшихся надежд и первых импульсов процесса обновления общества.

Помните!  Память человеческая не вечна. Прав был поэт, написавший когда-то: «Истлеет мавзолей, забудется герой…» И все же напоминать о прошлом необходимо, чтобы не повторять его ошибок. Осмыслить, понять глубину и истоки исторических противоречий и трагедий, постигших наш великий горемычный народ.

Помните!

Память человеческая не вечна. Прав был поэт, написавший когда-то: «Истлеет мавзолей, забудется герой…» И все же напоминать о прошлом необходимо, чтобы не повторять его ошибок. Осмыслить, понять глубину и истоки исторических противоречий и трагедий, постигших наш великий горемычный народ.

Проект подготовили  под руководством учителя истории Жареновой Марины Георгиевны  ученики Ломовской средней общеобразовательной школы:  Никулина Алёна-главный редактор Воробьёв Андрей - вёрстка текста Сенченко Дарья-редактор Токач Иосиф – корреспондент Молчанова Ольга-секретарь Сергеева Мария-корреспондент Рыбакова Василина - подготовка сочинения

Проект подготовили

под руководством учителя истории

Жареновой Марины Георгиевны

ученики Ломовской средней общеобразовательной школы:

Никулина Алёна-главный редактор

Воробьёв Андрей - вёрстка текста

Сенченко Дарья-редактор

Токач Иосиф – корреспондент

Молчанова Ольга-секретарь

Сергеева Мария-корреспондент

Рыбакова Василина - подготовка сочинения

Информационные ресурсы Государственный архив Ярославской области и его филиалы в городах: Ростове, Рыбинске и Угличе.- Ярославль: Верхне- Волжское книжное издательство,1980. История Отечества  xx век. Н. В. Загладин, С. Т. Минаков , С. И. Козленко, Ю. А. Петров. Москва «Русское слово» 2003. История России в таблицах. xx век. 9-11 кл.: Данилов А. А. М.: Дрофа, 2001.  Не предать забвению. В. П. Голиков, В. А. Виноградов. Ярославль. Верхне-Волжское книжное издательство 1993.книга в пяти томах.

Информационные ресурсы

  • Государственный архив Ярославской области и его филиалы в городах: Ростове, Рыбинске и Угличе.- Ярославль: Верхне- Волжское книжное издательство,1980.
  • История Отечества xx век. Н. В. Загладин, С. Т. Минаков , С. И. Козленко, Ю. А. Петров. Москва «Русское слово» 2003.
  • История России в таблицах. xx век. 9-11 кл.: Данилов А. А. М.: Дрофа, 2001.
  • Не предать забвению. В. П. Голиков, В. А. Виноградов. Ярославль. Верхне-Волжское книжное издательство 1993.книга в пяти томах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!