СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по изобразительному искусству учащегося 7 класса "Пейзаж"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен индивидуальный проект по изобразительному искусству. Тема "Пейзаж". Задачи проекта: изучить понятие пейзажа; ознакомиться с историей возникновения пейзажного жанра; определить виды пейзажа; изучить техники рисования пейзажа; ознакомиться с информацией об известных художниках-пейзажистах; освоить технику рисования пейзажа сухой пастелью.

 

Просмотр содержимого документа
«Проект по изобразительному искусству учащегося 7 класса "Пейзаж"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Грушевская средняя общеобразовательная школа»

городского округа Судак









Индивидуальный проект

«Пейзаж»

по изобразительному искусству













Выполнил:

ученик 7-Б класса

Юсуфов Аким Зудиевич


Руководитель:

учитель технологии и ИЗО

Гукасова Виктория Сергеевна







с. Грушевка, г. Судак

2021 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………….4

1.1.Понятие «пейзаж»……………………………………………………………4

1.2. История появления пейзажного жанра в изобразительном искусстве……4

1.3. Виды пейзажа…………………………………………………………………7

1.4.Великие русские художники-пейзажисты………………………………….7

1.5.Техники выполнения пейзажа…………...…………………………………10

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………11

2.1. История пастели…………………………………………………………….11

2.2.Виды пастели для рисования……………………………………………….11

2.3. Особенности техники работы пастелью…………………………………….11

2.4. Последовательность выполнения горного пейзажа пастелью ………......12

Заключение……………………………………………………………………...14

Список литературы…………………………………………………………….15


























Введение

Обоснование выбора темы проекта

Я очень люблю рисовать. Ещё с детского сада мне очень нравится рисовать и лепить из пластилина фигурки животных и людей. Я живу в замечательном месте Крыма – селе Грушевка, окружённом горами. Виды моего края радуют жителей села. На уроках рисования в 6-м классе мы изучали различные жанры, знакомились с работами художников. Моё внимание привлекли картины с изображением природы. Я решил выбрать тему проектной работы – «Пейзаж», потому что захотел углубить свои знания об этом жанре изобразительного искусства и попробовать свои силы в рисовании природы.

Цель: пополнить знания о жанре изобразительного искусства – пейзаже, нарисовать пейзаж с видами гор и моря.

Для достижения цели я определил для себя следующие задачи:

– изучить понятие пейзажа;

– ознакомиться с историей возникновения пейзажного жанра;

– определить виды пейзажа;

– изучить техники рисования пейзажа;

–ознакомиться с информацией об известных художниках-пейзажистах;

– освоить технику рисования пейзажа сухой пастелью.











Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Понятие «пейзаж»

Пейзаж (фр. Paysage, от pays – страна, местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа [1]. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов его изображения. В пейзажном произведении определяющее значение имеют законы линейной и воздушной перспективы, композиция, свет и тень.

В пейзаже обычно изображается открытое пространство. В основном это горы, долины, реки, моря, леса, небо [2]. В зависимости от направления художники могут добавлять в рисунок здания, улицы, технику, а также людей и животных, однако в пейзажной композиции они имеют второстепенное значение.

1.2. История появления пейзажного жанра в изобразительном искусстве

И стория пейзажного жанра насчитывает несколько тысячелетий, так как первые элементы изображения природы в наскальной живописи учёные относят к эпохе неолита. Эти древнейшие изображения включают в себя условные обозначения небесного свода, светил, стран света. Например, работа древнего художника на плато Рис. 1. Плато Тассилин-Аджер

Тассилин-Аджер в Сахаре (датируемая 7 тыс. лет до н.э.), где изображён схематичный рисунок природы рядом с фигурками человека (рис.1).

Также пейзажный мотив, как элемент настенной росписи, встречается в гробницах правителей Древнего Египта. Однако в древнеегипетском изображении природы лишь отдельные элементы пейзажа – лотос, тростник, деревья, да и роспись имеет декоративное значение (рис. 2а).

а б

Рис. 2. Пейзаж в рисунках:

а – Древнего Египта; б – Древней Греции и Древнего Рима

В Древней Греции и Древнем Риме пейзажи служили в качестве декораций жилых интерьеров. В то время о перспективе не было представления, поэтому рисунки кажутся маловыразительными (рис. 2б).

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая поэтично передают окружающий мир. Одухотворённая и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шёлке, предстаёт как огромная вселенная, не имеющая границ (рис. 3). Созерцание природы, связанное с религиозным течением «дао», стало неотъемлемой частью духовной жизни китайцев и в VII-VIII веках изображение природы Рис. 3. Китайский

становится ведущим жанром в живописи. пейзаж VII-VIII вв.

В средневековой Европе искусство изображения природы переживало упадок. В эпоху Средневековья все искусство было подчинено церковной тематике, вследствие чего пейзаж служил исключительно средой обитания персонажей и не нёс самостоятельной смысловой нагрузки.

Н емаловажное значение в становлении пейзажной живописи имеют миниатюристы. Во Франции в 1410-х годах творили талантливые иллюстраторы – братья Лимбург, которые создали ряд миниатюрных картин. Эти красочные и изящные рисунки, повествующие о временах года иполевых работах, развлечениях, демонстрируют зрителям природные ландшафты, которые были выполнены с высочайшим для того времени уровнем передачи перспективы (рис. 4). Рис. 4. Миниатюра

В Эпоху Возрождения художники сталиболее внимательно изучать натуру, обращаться к новейшим научным открытиям в сферелинейной перспективы (рис. 5). Вследствие этого пейзаж в это время

Р ис. 5. Пейзаж Эпохи Возрождения становится незаменимым элементом художественных сюжетов и представляет собой цельную картину.

Несмотря на очевидный скачок в развитии пейзажа, вплоть до XVI века художники использовали пейзажные мотивы лишь в качестве фонового пространства в жанровой картине, классической религиозной сцене, или же портрете. Наглядным примером данного факта служат работы Леонардо да Винчи, для которых характерна тесная и неразрывная связь человека и природы (рис.6). Рис. 6. Леонардо даВинчи. Джоконда

Пейзажная живопись, пройдя путь почти в 9 тысяч лет, трансформировалась из простого наскального рисунка в полотна великих мастеров, работы которых не уступают реальной действительности. Современные художники в XXI веке также обращаются в своих работах к пейзажному жанру [2].

1.3. Виды пейзажа

– природный;

– сельский;

– морской (марина);

– городской;

– индустриальный.

1.4. Великие русские художники-пейзажисты

Федор Яковлевич Алексеев

Ф.Я. Алексеев (1755-1824) считается одним из основоположников русского городского пейзажа. Творчество художника было посвящено созданию образа классического Петербурга. Его первый городской пейзаж – картина «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости». Мастер искусно передавал архитектуру в пейзаже. Известные полотна: «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», «Вид Казанского собора».

Иван Иванович Шишкин

И.И. Шишкин (1832-1898) воспел и возвёл красоту русской природы на пьедестал почёта. Искусство Ивана Шишкина отличается простотой и прозрачностью. Уже первая картина художника – «Полдень. В окрестностях Москвы»стала настоящим гимном радости. Особенно Шишкин прославлял красоту северного русского пейзажа. Мастера также называли «царём леса». Такие шедевры, как«Утро в сосновом лесу», «Лесная глушь», «Лесные дали» и другие, проникнуты истинной любовью к русскому лесу.

Василий Дмитриевич Поленов

В. Д. Поленов (1844-1927) вошёл в историю мировой живописи как мастер городского и деревенского пейзажа. К шедеврам Поленова относятся такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Пейзажи Поленова отличаются красотой и поэтичностью.

Архип Иванович Куинджи

А.И. Куинджи (1842-1910) В картинах «Ладожское озеро», «На острове Валаам» художник воспевал красоту северной природы. Одной из самых знаменитых картин Куинджи является «Лунная ночь на Днепре». Художнику удавалось создать на своих полотнах удивительный свет, будто исходящий из самих картин. Это так называемый эффект светоцветового контраста, который помогал мастеру создавать впечатление ясности мира.

Алексей Кондратьевич Саврасов

А.И. Саврасов (1830-1897) — русский художник-пейзажист с мировым именем. Саврасов считается основоположником русского лирического пейзажа, именно он передал красоту скромной русской природы. О нём говорили, что этот мастер создал русский пейзаж. Самой известной работой художника является картина «Грачи прилетели». В числе других талантливых работ А. Саврасова: «Рожь», «Зима», «Оттепель»,«Радуга», «Лосиный остров».

Иван КонстантиновичАйвазовский

 Иван Айвазовский (1817-1900) – самый известный во всём мире русский художник-маринист, полотна которого завораживают зрителей всех возрастов. В изображении морской стихии, в бесконечном разнообразии морских мотивов он не знал соперников. И сегодня морские пейзажи Айвазовского привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера[1]. Также известныего знаменитые морские баталии «Чесменский бой», «Наваринский бой» и другие.

1.5. Техники выполнения пейзажа

При работе над пейзажем могут применяться различные материалы: простой и цветные карандаши, уголь, пастель, перо и чернила, тушь, акварель, гуашь, масляные краски, фломастеры. Каждый из этих материалов будет придавать произведению различные оттенки в зависимости от основы: шероховатая или гладкая бумага, льняная бумага, белая или цветная бумага.

Карандаш чаще всего используется в рисовании. При создании пейзажа этот инструмент имеет ряд преимуществ – прежде всего значительная экспрессивность и жизненность, а также относительная простота исполнения.

Художники часто прибегают к рисованию чернилами и тушью, используя для этого кисти и перья. Можно получить довольно интересные эффекты при работе большими металлическими или бамбуковыми перьями, а также перьями птиц. Эффект постепенного перехода тонов достигается при помощи маленькой губки.

Можно сказать, что уголь является наиболее предпочтительным инструментом для создания пейзажного этюда, так как он позволяет получить всю гамму оттенков от светлого до тёмного, придавая деталям исключительную четкость.

Акварель, водорастворимые чернила или разведённую в воде тушь вполне можно использовать для создания пейзажного этюда, хотя такое произведение скорее приближается к живописи, а не к рисунку. Такая техника требует работы кистью, причём художник должен обладать общим и экспрессивным восприятием цвета.

Смешанная техника создания рисунка состоит в работе с различными инструментами для получения необычных эффектов.





Глава 2. Практическая часть

2.1. История пастели

Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи. Слово «пастель» происходит от латинского pastellum – паста. Появилось в употреблении с серединыXVIIвека. Из чистого тёмного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».

2.2. Виды пастели для рисования

Пастельные мелки бывают трёх видов:

–сухая –легко растушёвывается, её можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;

–масляная – требует определенных навыков, исправить нарисованное сложно;

–восковая – не растушёвывается, ложится глянцевым слоем; её часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки.

2.3. Особенности техники работы пастелью

Важно уделять внимание направлению штрихов – они должны ложиться по форме, а не произвольно, что способствует ощущению объёма. Большие пятна цвета лучше прокрывать, держа мелок плашмя.Вначале работы стоит слегка прокрыть все светлые места, затем тёмные.Активные акценты и блики нужно ставить в самом конце. Рисуя пастелью, нужно помнить о воздушной перспективе – границы дальних предметов должны быть более мягкие, чем очертания ближних; дальний план на пейзаже по тону должен быть холоднее, чем передний [3].

Добиться нужного оттенка в пастельном рисунке можночередованием разноцветных штрихов (оптическое смешивание); перекрыванием одного цвета другим (механическое смешивание).Регулировать резкость контуров или насыщенность цвета можно с помощью растушёвки. Рисунок желательно закрепить, так как пастель может осыпаться.

2 .4. Последовательность выполнения пейзажа пастелью

Шаг 1.Для выполнения рисунка пейзажа потребуется сухая пастель и специальный лист для пастели формата А3.



Шаг 2. Сделать набросок простым карандашом. Если лист для пастели тёмный –можно выполнить набросок белым пастельным мелком.

Ш аг 3. Начать работать мелками с самого тёмного цвета, закрашивая те части рисунка, где планируется нанести этот цвет. Затем работать следующим по насыщенности цветом.


Шаг 4. Постепенно переходить к более светлым цветам и заполнить все части рисунка, накладывая пастель в несколько слоев и растушёвывая пигмент.




Ш аг 5. Заполнить рисунок пастелью. Приступить к прорисовке деталей: камней на переднем плане, пены от набегающей волны, гор на заднем плане.


Шаг 6. Нарисовать сосну. Штрихами, не растушёвывая, нанести солнечные блики, подчеркнуть тёмные тени на камнях, волны.

Ш аг 7. Закрепить пастель специальным фиксатором. Можно использовать лак для волос, покрывая рисунок на расстоянии 30-40 см, чтобы избежать пятен и смазывания штрихов.


Пейзаж «Море и горы» готов!



Заключение

В процессе выполнения проектной работы я пополнили углубил свои знания о жанре изобразительного искусства «Пейзаж» и выполнил рисунок гор и моря сухой пастелью.

П ри работе над проектом я ознакомился с историей возникновения данного жанра и пастельных мелков, изучил понятие пейзажа, его виды, узнал техники рисования природы. С большим интересом я прочитал об известных художниках-пейзажистах, постарался освоить технику рисования пейзажа сухой пастелью. При выполнении рисунка мне пригодились знания о правилах выполнения линейной и воздушной перспективы, которые я узнал на уроках рисования.

Выполняя проект, особых трудностей не испытывал, однако немного волновался в начале работы над рисунком, так как раньше я никогда не рисовал пастельными мелками.

Считаю, что цель проектной работы достигнута и все поставленные задачи выполнены. Существенных недостатков в своей работе не нахожу. Я доволен проделанной работой. Она меня очень увлекла. Теперь у меня новая цель – попробовать рисовать масляными красками.











ЛИТЕРАТУРА

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс / Под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.

Интернет-ресурсы

2. Дом живописи. https://zhukdk.ru/zhivopis/kakie-vidy-pejzazha-v-zhivopisi

3.Секреты техники рисования пастелью для начинающих художников

https://zhenskie-uvlecheniya.ru/sekrety-texniki-risovaniya-pastelyu-dlya-nachinayushhix-xudozhnikov.html

4. https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-peyzazh-istoriya-vozniknoveniya-zhanra-3173831.html

5. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/376289-individualnyj-itogovyj-proekt-razvitie-tvorch







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя