СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по изобразительному искусству учащейся 10 класса "Пейзаж Крыма в живописи"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен индивидуальный проект по изобразительному искусству. Тема "Пейзаж Крыма в живописи".

Задачи проекта: ознакомиться с историей развития художественногожанра пейзаж; изучить техники выполнения пейзажа в изобразительном искусстве; найти информацию о художниках-пейзажистах, изображавших природу полуострова Крым; освоить технику работы гуашью и написать крымский пейзаж в этой технике.

Просмотр содержимого документа
«Проект по изобразительному искусству учащейся 10 класса "Пейзаж Крыма в живописи"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Грушевская средняя общеобразовательная школа»

Городского округа Судак













Индивидуальный проект

«Пейзаж Крыма в живописи»

по изобразительномуискусству











Выполнила: ученица10 класса

Велиева Урье Идрисовна



Руководитель: учительтехнологии

и изобразительного искусства

Гукасова Виктория Сергеевна









с. Грушевка, г. Судак

2021 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическая часть………………………………………..………...4

1.1. История развития художественного жанра «Пейзаж»……………..………4

1.2. Техники выполнения пейзажа в изобразительном искусстве……………..6

1.3. Художники-пейзажисты крымской природы..…………………….…..…...8

Глава 2. Практическая часть……………………………………...………….11

    1. Что такое гуашь?………………...…………………………………………..11

    2. Сведения о Белой скале…………………………………………………….12

2.3. Этапы выполнения крымского пейзажа «Белая скала» гуашью…………13

Заключение………………………………………………………...……………14

Список литературы……………………….………………..…………………..15




































Введение

Обоснование выбора темы проекта

Природа Крыма всегда вдохновляла многих писателей, художников и поэтов, создавались прекрасные шедевры. Есть множество пейзажей, но именно в Крыму найдутся места, которые наполнят душу своей незабываемой красотой. Для нас они несут положительные эмоции, помогают в самореализации и действуют, как спокойствие внутренним чувствам.

В изобразительном искусстве мне всегда нравились пейзажи. Хоть на фотографиях они выглядят более реалистично, всё равно хочется передать это на бумагу, ведь так можно показать глазами наш мир. Нарисовать свою собственную картину – это что-то особенное и с помощью проектной работы мне хочется реализовать свою давнюю мечту. Я всегда восхищалась творчеством других людей и старалась брать с них пример.

Актуальность моего проекта основана на минимализме внешней красоты крымского пейзажа.

Цель проекта: ознакомиться с пейзажным жанром в живописи Крыма, написать крымский пейзаж.

Задачи:

– ознакомиться с историей развития художественногожанра пейзаж;

– изучить техники выполнения пейзажа в изобразительном искусстве;

– найти информацию о художниках-пейзажистах, изображавших природу полуострова Крым;

– освоить технику работы гуашью и написать крымский пейзаж в этой технике.

Я живу недалеко от одного из самых примечательных мест нашего края – скалистой горы, которая носит название «Белая скала». Её вид настолько привлекателен и захватывающ, что мне захотелось нарисовать именно этот уголок природы. Я решила нарисовать скалу на фоне заката.



Глава 1. Теоретическая часть

1.1. История развитияхудожественного жанра «Пейзаж»

Первые наброски пейзажа в виде контуров гор, деревьев и рек появились в первобытных наскальных рисунках. В то время человек делал первые попытки изобразить себя в окружении дикой природы.

Элементы пейзажа можно встретить в искусстве Древней Греции. Залы Кносского дворца на Крите до настоящего времени сохранили фрески, настенную живопись с реалистическим изображением людей на фоне моря, садов, горного ландшафта.

Пейзаж в виде самостоятельного жанра появился в древнем Китае как лирическое направление, воспевающее красоту и изящество первозданной натуры. Китайские художники тонко выписывали горные вершины, камни, ветви бамбука,цветки сакуры и изогнутые сосны. Картины создавались в виде монохромных одноцветных пейзажей и сопровождались иероглифами (рис. 1). Китайское искусство оказало большое влияние на развитие пейзажа в странах Дальнего Востока: Японии, Монголии, Кореи.

Рис. 1. Пейзаж эпохи Древнего Китая

В европейском искусстве средних веков пейзаж присутствовал на картинах лишь в виде необходимых декораций для религиозных, батальных сцен и портретов. В этот период заметны неудачные попытки передать пространство, нарушены пропорции и масштаб композиции [4]. Только в эпоху Возрождения художники начали изучать линейную и воздушную перспективу, что стало прорывом в истории пейзажа (рис. 2).

Рис. 2. Пейзаж эпохи Возрождения

Художественная лихорадка охватила Крым в конце XIX века и продолжилась в XX в. В Крыму этот жанр развивался постепенно. Благодаря обворожительной красоте и богатству крымской природы создавалось искусство пейзажа (рис. 3). Многие иностранные художники посещали Крым, чтобы изобразить прекраснейшие пейзажные виды, которые приносили им успех. Не было человека из мира искусства, который остался бы не впечатлён увиденным и не пожелал бы отобразить живописные виды Крыма на холсте, в поэзии или в прозе [12].

Рис. 3. Крымский пейзаж

1.2. Техники выполнения пейзажа в изобразительном искусстве

Техника живописи – совокупность приемов использования художественных материалов и средств. Существует множество техник, которые по сей день используются в изобразительном искусстве [13].

Пастель (от лат. Pasta – тесто) – техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги и картона пастелью. Пастель – один из очень необычных видов изобразительных материалов. Живопись пастелью воздушна и нежна. Тонкость и изящество техники пастели придает картинам живость, где-то сказочность и волшебство. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Темпера (от латинского «temperare» – соединять) – связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии. До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространённых видов живописи в Европе, но постепенно она утратила свое значение.

Сангина. Цветовая гамма сангины, материала для рисования, от коричневого до близкого к красному. С помощью сангины хорошо передаются тона человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Техника рисунка с натуры с помощью сангины известна начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль). Нередко сангину сочетают с углём или итальянским карандашом.

Акварель (от итальян. «aquarello») – означает живопись красками на водной основе. Существует множество художественных приемов работы акварелью: по сырой бумаге («A la Prima»), по сухой бумаге, заливка, смывание, использование акварельных карандашей, туши, работа сухой кистью, использование мастихина, соли, многослойная живопись, применение смешанной техники. Основное качество акварели – прозрачность и воздушность изображения. Кажущиеся простота и легкость рисования акварелью обманчива. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу.

К арандаш. Различают карандаши чернографитные и цветные. Рисунок карандашом выполняется на бумаге с использованием штриховки, тональных пятен, передачи светотени.С помощью карандаша можно получить бесконечно много оттенков, градаций тона. В рисунке используются карандаши различных по степеней мягкости.

Масло. Живопись маслом на холсте – самая популярная техника живописи. Живопись маслом дает мастеру безграничное число способов изображения и передачи настроения окружающего мира. Пастозные или воздушные прозрачные мазки, сквозь которые виден холст, создание рельефа мастихином, лессировка, использование прозрачных или кроющих красок, различные вариации смешивания цветов – все это многообразие приемов живописи маслом позволяет художнику найти и передать настроение, объем изображаемых предметов, воздушной среды, создать иллюзию пространства, передать богатство оттенков окружающего мира.

Гуашь – вид клеевых водорастворимых красок с примесью белил, более плотный и матовый, чем акварель.Некоторые художники не воспринимают гуашь «всерьёз», называя её «детской» или «плакатной» техникой. Однако в действительности гуашь является самостоятельной техникой (хотя довольно редкой среди профессиональных художников) наравне, например, с акварелью.

1.3. Художники-пейзажисты крымской природы

Михаил Матвеевич Иванов (1748–1823) – русский художник, академик живописи [6, 8,12].

Редкий пример разнообразного графического наследия, вместившего в себя многолетний труд русского художника ХVШ столетия. Оно помогает понять его творческие идеи и проследить этапы работы над созданием живописных станковых акварелей. В 1783 году Иванов рисовал виды Старого Крыма. Десять акварелей этого художника, посвященные Старому Крыму и его окрестностям, хранятся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге (рис.4).

Рис. 4. М. М. Иванов. Старый Крым. Пейзаж с армянской церковью

Иван Константинович Айвазовский (1817–1900).

Еще мальчиком Иван Айвазовский влюбился в морские просторы крымского побережья. Его бурное, романтическое воображение рисовало ночные штормы, бескрайние водные просторы и борьбу людей с разбушевавшейся стихией. Эти яркие образы нашли отражение в творчестве всей его жизни. Айвазовский стал единственным художником русской школы, посвятившим весь свой неординарный талант живописи пейзажиста-мариниста. За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский создал около 6 тысяч произведений, слава и признание пришли к нему ещё в молодости, его имя гремело на весь мир и вошло в историю мировой живописи (рис. 5) [12].

Рис. 5. И. К. Айвазовский. Утро на морском берегу. Судак

Карло Боссоли (1815–1884)

Итальянский и швейцарский художник, пейзажист, маринист, баталист, путешественник. Молодость провел на юге России – в Одессе и Крыму, где пользовался покровительством графа Воронцова. В зрелом возрасте жил в Италии, где принимал участие в войне за объединение страны. Его творчество, пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем овеянной преданиями земли Тавриды (рис.6) [10, 12].

Рис. 6. Карло Боссоли. Генуэзская крепость в Судаке

Кязим Эминов (1928–1976)

Основным жанром в творчестве Эминова является пейзаж. Именно в пейзаже он сумел выразить своё яркое индивидуальное видение мира. Около 30 пейзажей посвятил Южному берегу Крыма. Эминова больше всего в Крыму притягивал Гурзуф, который дал художнику много поэтических вдохновенных мотивов. Помимо этого, он оставил много жанровых картин, характеризующих тот период, обобщенные портреты мыслителей и поэтов Востока, портреты современников (рис. 7) [9, 11].

Рис. 6. К. Эминов. Крымский пейзаж

Юрий Евгеньевич Белов (1953–2016). Наш современник и земляк.

Рис. 7. Ю. Е. Белов. Судак

Белов Юрий Евгеньевич – художник, учитель, журналист, историк, писатель, жил для людей и во имя людей! В школе-гимназии № 1 г. Судака он создал читальный зал, сделал росписи в помощь проведения библиотечных уроков, 10 лет работал в Музее книги и истории Судака, был руководителем изостудии «Радуга», выпускал приложение к местной газете «Судакский вестник» «Летопись Сугдеи», создал Музей в ТОК «Судак», написал книги: «Алчевск», «Перевальск», «Судак. Унесённые ветром», «Золото Сугдеи» [15]. Имя Белова Ю. Е. присвоено библиотеке и историко-художественному музею МБОУ «Школа-гимназия № 1» городского округа Судак Республики Крым.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Что такое гуашь?

Гуашь – краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водноклеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, глицерин) и примесью белил, а также произведения искусства, выполненные этими красками. Гуашь обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, полотну, шёлку, кости. Возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водяным краскам начали примешивать белила.

Гуашь широко использовалась уже в средние века в искусстве многих стран Европы и Азии для выполнения книжных миниатюр.

Начало производства гуашевых красок в середине ХIХ века способствовало окончательному обособлению гуаши от акварели. В России техника гуаши достигла своего развития в конце ХIХ – начале ХХ вв. в творчестве В. А. Серова, А. Я. Головина, С. В. Иванова. Нередко в их работах гуашь сочеталась с другими техниками – акварелью, тушью. В настоящее время гуашь используется в качестве плакатной, книжной графики, для оформления декораций.  [2].

Длядекоративных работ и оформления спектаклей выпускаются флуоресцирующие гуашевые краски. Эти краски обладают способностью флуоресцировать под действием ультрафиолетовых и видимых фиолетовых, синих и зелёных лучей. Флуоресцентная гуашь обладает свойством при облучении усиливать свою яркость, что используется при декорационных эффектах в темноте [7].

Работы, выполненные гуашью, традиционно относятся искусствоведами к графике и оформлять их следует, как и любые другие графические работы (тушь, акварель и др.) – в паспарту и в раму под стекло. Несмотря на это, в последние годы, появилась тенденция делить работы, выполненные акварелью или гуашью, на графические и живописные[7].


2.2. Сведения о Белой скале

Б елая скала – скалистая гора в Крыму, расположена близ села Белая Скала Белогорского района. Белая скала создана в результате эрозии и выветривания меловых и палеогеновых известняков и песчаников – наглядный пример куэстового рельефа. Куэ́сты (от исп. Cuesta – откос, склон горы) – форма рельефа в виде вытянутых гряд с несимметричными склонами: пологим и крутым. В верхней части скалы выветривание создало столбы, гроты, овальные ниши. В нижней части скалы скапливаются продукты выветривания – осыпи, навалы глыб, эрозионные ложбины. Местами эрозию сдерживают заросли шиповника и грабинника.C 1981 года является памятником природы республиканского значения.

В 1960-х-70-х годах у северного подножия скалы, под навесом Красный, Крымской палеолитической экспедицией Института археологии АН УССР под руководством Ю. Г. Колосова были раскопаны 20 стоянок первобытного человека мустьерской эпохи. Найдено большое количество кремневых остроконечников, ножей, скребел. Возле древних очагов найдено большое количество костных остатков вымершей фауны Крыма: мамонта, пещерного медведя, гигантского и благородного оленя, сайгака, первобытного быка, дикой лошади, онагра и других.

Впервые в Крыму здесь был найден обломок черепа взрослого неандертальца, а в дальнейшем и останки неандертальского ребёнка. Район горы был очень благоприятным для жилья: много гротов и навесов, речная вода, месторождения кремня. А высокий обрыв был удобен для загонной охоты на животных [5].



2.3. Этапы выполнения крымского пейзажа «Белая скала» гуашью

Для работы понадобится гуашь, кисточки различной толщины, лист для акварели формата А3.

1. Обозначить линию горизонта. Нанести фон.

2. Нанести белой гуашью контуры скалы. Обозначить куэсты чёрным цветом.

  1. Прорисовать небо, облака, отвесные стороны скалы, смешивая цвета.Нанести растительность, солнечные блики.


Заключение

В процессе работы над проектом я много узнала из истории жанра «пейзаж», о техниках, которыми пользуются художники, о творчестве отдельных пейзажистов, писавших крымские природные виды, а также научилась рисовать гуашью.

Завершив работу, я пришла к выводу: все художники по-своему видят и передают красоту и богатство красок окружающего нас мира. Нельзя недооценивать ни одного из художников прошлого, настоящего, будущего. Мастер изображает то, что видит и чувствует.

В своём рисунке «Белая Скала» я попыталась передать чувства, которые переполняют меня, когда я любуюсь крымским пейзажем. У меня было множество переживаний во время реализации картины, однако они исчезли, когда мне удалось почувствовать, что у меня получается осуществить задуманное. Раньше я рисовала различными красками, но никогда не отдавалась этой работе глубоко и не думала, что процесс создания рисунка так захватывает. Я открыла для себя свойства гуашевых красок, меня удивило смешивание цветов, изменение цвета по мере высыхания красок.

Я считаю, что у меня получилось всё, что я задумала. Цели и задачи, которые я поставила перед собой, выполнены полностью. В ходе работы я пользовалась учебниками, справочной и специальной литературой, а также источниками в сети Интернет.

Мне очень понравился этот проект, и я благодарна учителю изобразительного искусства, моим родным и друзьям, которые поддерживали меня во время работы. В дальнейшем я хочу попробовать выполнить проектную работу в области литературы – авторского сочинения небольших рассказов.




ЛИТЕРАТУРА

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс / Под ред. Б.М.Неменского.– 3-е изд.– М.: Просвещение, 2014.– 175 с.

2. Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В. М.:Издательство «Советская энциклопедия», 1986.

3. Белов Ю. Е. Вехи памяти. Рисунок, живопись, книжная графика, оформление интерьеров, воспоминания. Ю. Белов. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2013. – 328 с., ил.

Интернет-ресурсы

4. Арт-Пейзаж http://www.art-paysage.ru/article/peizazhnaja-zhivopis

5. Белая скала. https://ru.m.wikipedia.

6. Виртуальный Русский Музей.

https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/ivanov_mihail_matveevich/index.php

7. Гуашь https://ru.wikipedia.org/wiki

8. Иванов Михаил Матвеевич https://ru.wikipedia.org/wiki

9. 10 крымскотатарских художников, о которых вы могли не знать. https://avdet.org/2016/09/10/10-krymskotatarskih-hudozhnikov-o-kotoryh-vy-mogli-ne-znat/

10. Карло Боссоли и его Крым в 1840-1842 годах.

https://maximus101.livejournal.com/41195.html

11. КязимЭминовhttps://krapan-5.livejournal.com/344795.html

12. Надежда Крыма. Крым глазами художников. http://nadcrim.ru/raznoe/124-krym-glazami-hudozhnikov.html

13. СтудФайлы. Основные техники изобразительного искусства. https://studfile.net/preview/5239244/page:2/

14. Художественная энциклопедия. Гуашь.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/

15. Циклопедия. Белов Юрий Евгеньевич. http://cyclowiki.org/wiki


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!