Проект по литературе
"Творческий путь Николая Алексеевича Некрасова"
Содержание Введение
Творческий путь Н.А.Некрасова
Начало творческого пути
Литературная деятельность
Женские образы в лирике Некрасова
Судьба русской женщины в творчестве Некрасова
Идеал женщины поэзии Некрасова
Поэма "Кому на Руси жить Хорошо"
Поэма "Русские женщины"
Стихотворение "Я не люблю иронии твоей"
Заключение
5. Приложение
Объект исследования: жизненный путь Н.А. Некрасова и его творчество.
Основные задачи: заинтересовать личностью писателя;
удивить фактами его биографии;
выявить историческую значимость, особенности
творчества Н.А. Некрасова;
воспитать любовь и уважение к творчеству
писателя.
Практическая значимость: проект по творчеству Н.А. Некрасова может быть использован для уроков литературы.
Введение
В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант, отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».
Н. А. Некрасов является великим русским поэтом, имя которого золотыми буквами вписано в русскую и мировую литературу. Наследник Пушкина и Лермонтова, он сблизил поэзию с жизнью народа. Он писал в 40-е годы, в ту тяжелую пору, когда крепостное право стало невыносимым для русского народа. Некрасов был поэтом-реалистом, он был первым, кто с такой прямотой и резкостью раскрыл перед читателями картины из жизни народа, изобразив убогую деревню с ее нищетой и печалью, как бы покрывающей ее туманным облаком «несжатую полосу» и крестьянина, которому «моченьки нет». Поэт откликнулся на страдания простого человека. Стихи Некрасова имели большой успех, все чувствовали, что, появился поэт, которого еще не было на Руси. В своих стихах он обвинил самодержавие и высказал свою любовь к народу, веру в прекрасное будущее России. Чернышевский писал ему: «Вы теперь лучшая, единственная прекрасная надежда нашей литературы». Родине и народу посвящены многие его стихотворения. Еще в юности Некрасов обнаружил, что для него слова «родина» и «земля» — всепоглощающая тема. Нам трудно представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, где бы не было русской природы и русских людей. «Да, только здесь могу я быть поэтом!» — так говорил Некрасов, вернувшись из-за границы, которая никогда его не привлекала. Даже на какое-то время он не хотел уйти «от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень». Поэт благоговел перед Родиной, с искренностью и сердечностью изображал он деревню, крестьянские избы, русский пейзаж. Из этой любви к Родине, к ее народу и прекрасной природе и выросла поэзия Некрасова. Поэт переживал за судьбу России и призывал преобразить ее в «могучую и всесильную» страну. Он высоко ценил в народе его жизненную силу, активность в борьбе за свое счастье. «Да не робей за отчизну любезную. Вынес достаточно русский народ...» Некрасов знал великую силу и роль России: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней...» И поэт проклинает угнетателей народа, «владельцев роскошных палат.
2. Творческий путь Н.А.Некрасова
Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности. Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.
И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу — стихи. Книга называлась «Мечты и звуки». Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта.
Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что. Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы — вот чем зарабатывал в ранние годы Николай.
К счастью, в 1845 году всё переменилось. Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты. Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.
2.1. Начало творческого пути Н.А. Некрасова Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирово на Украине. Осенью 1824 года отставной майор Алексей Сергеевич Некрасов поселился с семьей в родовом имении Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова был одним из тех помещиков, которых было много в то время: грубый, буйный, невежественный. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные страдали от его тяжелого характера. Особенно страдала от этого мать поэта, Елена Андреевна, урожденная Закревская. Она была умной и образованной женщиной, человеком доброй души и чуткого сердца. Елена Андреевна ради счастья своих детей и их спокойствия терпела выходки своего мужа. Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Крепостническое самодурство отца уязвляло юношескую душу будущего поэта, потому что страдали от этого все: крестьяне, он сам и горячо любимая мать. Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году после переезда в Петербург, он познакомился с критиком Белинским(Приложение1), который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние.
Первый сборник «Мечты и звуки» (Приложение2), изданный Некрасовым в Петербурге в 1840 на собственные средства, успеха не имел, подвергся резкой критике В. Г . Белинского.
2.2 Литературная деятельность С середины 1840-х годов Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. Совместно журналистом и писателем Иваном Панаевым, арендовал у издателя Петра Плетнёва журнал «Современник» (Приложение 3). Где публиковались преимущественно в «Отечественных записках», охотно перешли в издание Некрасова. Именно «Современник» позволил раскрыть талант юного Некрасова. Во время работы в «Современнике», в свет вышло несколько сборников стихов Некрасова. Среди них и те, которые принесли ему известность в широких кругах. Например, «Крестьянские дети» и "Коробейники" В 1875 году поэт неизлечимо заболел. В последние годы он работал над циклом стихов «Последние песни», который посвящал своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне (Приложение 4)
Народный поэт, певец страданий, поэт-демократ… – по-разному называют Н.А. Некрасова. Некрасовская Муза – «Муза мести и печали», страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе за его освобождение, протестующая, сочувствующая всем угнетенным. Некрасов впервые в русской поэзии глубоко раскрыл тему народных страданий. В центре внимания поэта – тяжкая доля крестьян, бурлаков, строителей железной дороги, солдат. Тема страдания народа проходит через все творчество поэта. Он оставался верен избранному пути. Муза в его раннем стихотворении – сестра молодой крестьянки, иссеченной кнутом, в одной из последних песен Некрасова муза предстает уже в образе этой крестьянской женщины. Боль простых тружеников поэт воспринимает как свою. С пронзительной тоской в стихотворении «Железная дорога» он показывает, как голод согнал «массы народные» на строительство дороги. Некрасов описывает каторжный труд и нечеловеческие условия существования. Некрасов вырос на Волге и с детства был поражен картинами ужасающего труда бурлаков. В стихотворении «На Волге» поэт воссоздает образы несчастных людей, которые врезались в его память: один – «бледный, чуть живой», другой – «угрюмый, тихий и больной», в «лохмотьях жалкой нищеты». Поэт потрясен желанием последнего умереть к утру. Только смерть может оборвать нестерпимые муки «унылого» бурлака. В «Размышлении у парадного подъезда» Некрасов создает обобщенный образ страдальца-народа. Он пишет: «Где народ, там и стон». Печаль и гнев – вот основные чувства, вложенные Некрасовым в стихи о народе. Искреннее желание изменить судьбы страдающих людей принесло художнику слова высокое звание «народного поэта». Некрасов был заступником народа, выражал его интересы, служил ему и старался увлечь его на такую дорогу, которая, по мнению поэта, принесет мужику довольство и счастье. Свою личную судьбу, свои слезы Некрасов навсегда соединил с судьбой, слезами, страданиями всего народа.
3. Женские образы в лирике Н.А. Некрасова
С особым состраданием Некрасов создает образы крестьянок. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» перед читателем предстает женщина, изнуренная трудом на земле.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
У нее «губы опаленные, изрезанная в кровь нога», «растрепалися косыньки». С помощью емкого определения поэт создает обобщающий образ русской женщины. Он называет ее «многострадальной матерью».
Также «вянет до времени» героиня другого знаменитого стихотворения «Тройка». Это произведение построено на ярком контрасте. В настоящем крестьянская девушка так хороша, что на нее «заглядеться не диво» - а в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: «с рабом повенчаться», «быть матерью сына-раба», «до гроба рабу покоряться». Девушка, у которой «волосы черные, как ночь», а взгляд – «полный чар» в скором времени превратится в безропотное, покорное существо с уродливо перетянутой передником грудью, а на лице ее навечно застынет «выраженье тупого терпенья и бессмысленный, вечный испуг». Передник в произведении – страшный символ постоянной, «черной и трудной работы», выполнять которую до самой смерти обречена молодая девушка.
Но не только невыносимый подневольный труд отнимает у русской женщины силы и красоту. В стихах Некрасова с огромным чувством сострадания показаны несчастные матери. Неизбывно горе Орины, матери загубленного царской службы солдата, или старухи, потерявшей своего единственного сына-кормильца («Деревенские новости»). Гнев вызывает у поэта война, после которой на сердцах матерей остаются кровоточащие раны. Стихотворение «Внимая ужасам войны…» - одно из самых трагических в лирике Некрасова. От войны прежде всего страдает простой люд: солдаты, их жены, дети. Поэту нестерпимо больно представлять, как воспримут весть о гибели воина его жена, друг.
Все времена женская судьба обращала на себя особое внимание писателей и поэтов. Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины. Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.
3.1 Судьба русской женщины в поэзии Некрасова Многообразие женских характеров в творчестве Некрасова на протяжении длительного времени привлекает внимание литературоведов. Произведения поэта по праву занимают особое место в лирике XIX века. Пространство его произведений наполнено как сильными, волевыми женщинами, которые готовы перенести все беды на своём жизненном пути, так и слабыми, робкими, нежными. Стихотворение «Внимая ужасам войны…» описывает чувства матери погибшего солдата. Любовная же лирика Некрасова стала знаковым событием конца XIX столетия во многом благодаря изображению именно женских характеров. Большая часть исследователей полагает, что музой, источником вдохновения поэта являлась Авдотья Панаева. (Приложение 5)
3.2. Идеал женщины в лирике Некрасова По-настоящему воплощением идеала и литературной музой Некрасова стала жена его друга, писателя Ивана Панаева
Любовная лирика, вдохновленная Панаевой – это, своего рода, целая жизнь, её история, роман. Некрасов описывает историю их любви: первая встреча, влюблённость, прогулки, письма, ссоры, расставания, уничтожение писем и попытки забыть. Авдотья Панаева обаятельная, нежная, женственная, остроумная и кокетливая женщина. Ей свойственно ошибаться, быть вспыльчивой, неуравновешенной, даже жестокой. В то же время она - близкий человек, опора, которая нужна в жизни каждому человеку.
3.3. Поэма "Кому на Руси жить хорошо" Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написано в жанре поэмы. Это самый крупный стихотворный жанр. Поэма относится к лирике. В этом литературном роде автор делится своими личными переживаниями, выражает чувство и эмоции. Направление можно определить, как гражданскую лирику. Ведь в поэме поднимаются важные социальные вопросы. Поэму Некрасов начал писать в конце 1850-х, а в 1962 г. после отмены крепостного права и других реформ замысел сложился окончательно. В 1877 году Некрасов скончался, не успев закончить произведение Некрасов трепетно и горячо любил свою страну. Он не мог оставаться в стороне от судеб крестьян, помещиков, попов, бурлаков. Многие из этих людей практически не имели права голоса, поэтому он хотел сказать за них. Герои поэмы так просты и искренни, что читатель сопереживает им с первых строк. Гражданская поэзия для Некрасова — способ сделать что-то на благо страны, от чистого сердца, от бескорыстной любви к своему народу.
3.4. Поэма" Русские женщины" Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, — он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам. Поэма состоит из 2 частей «Княгиня Трубецкая» (Преложение6)и «Княгиня Волконская»(Преложение7), в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь В образе двух княгинь Некрасов показал силу духа русских женщин, которая не зависит от их сословной принадлежности. Однако хоть и данное произведение писателя ,общественность приняла не очень ,из за постановки фактов ,сама идея и раскрытие главных героев очень тронуло читателей. Стихотворение "Я не люблю и иронии твоей"
Стихотворение “Я не люблю иронии твоей” является частью “панаевского цикла”. Это любовное послание Некрасова к любимой женщине, с которой он в какойто момент сильно поссорился.Впервые это стихотворение увидело свет в 1855 году – оно вышло в журнале “Современник”, которым поэт владел совместно с Иваном Панаевым. В 1856 году Некрасов выпустил поэтический сборник, в который было включено и это произведение.Произведение «Я не люблю иронии твоей» повествует о развязке отношений, которая близка, и поэтому героям так важно насладиться последним блаженством и побыть вдвоем. Смысл в том, чтобы не упускать последний вдох умирающего влечения, испить чашу до дна. Некрасов делится частичкой своего личного опыта, ведь со своей избранницей он расстался после смерти ее законного супруга.
4. Заключение Некрасов был идейным соратником великих революционных демократов - Чернышевского и Добролюбова. В течение тридцати лет (1847-1877) он стоял во главе двух лучших русских журналов («Современник» и «Отечественные записки»). В его поэзии нашла своё бессмертное воплощение целая эпоха нашего общественного развития. Он явился поэтическим вождём боевого поколения 60-70-х годов. Его гневная, страдальческая поэзия оказала могучее воздействие не только на революционную молодёжь, но и на великих реалистов кисти - художников-«передвижников», для которых он был признанным учителем и другом.
Именем Николая Некрасова названы многие улицы, библиотеки. С именем Некрасова связана целая эпоха русской поэзии. Его творчество - следующий, после Пушкина и Лермонтова, этап в ее истории. Опираясь на их замечательные открытия, Некрасов внес много принципиально нового, своего, открывающего новые пути. Широко раскрытыми глазами посмотрел он на окружавшую действительность и увидел, и сказал то, что до него сказано не было. Дальнейшее расширение границ поэзии, еще более тесное сближение с жизнью во всем ее разнообразии, демократизация тем, мотивов и самого языка, художественно-выразительных средств являются неотъемлемыми качествами творчества Некрасова. Не только идейная целеустремленность (поэт называет свою музу "печальной спутницей печальных бедняков"), не только бесстрашие правды, но и смелое новаторство поэтической формы сделали его, по словам Н. Г. Чернышевского, "создателем совершенно нового периода" в поэзии, создателем целого направления. Некрасова трудно с кем-нибудь спутать, настолько оригинален и образ поэта, возникающий со страниц его произведений, и его берущие за душу интонации. Не в меньшей степени, чем Некрасов - автор эпических произведений и Некрасов-сатирик, потрясает душу читателя и Некрасов-лирик. Но вообще следует подчеркнуть, что эпическое и сатирическое начала тесно переплетены в его поэзии с началом лирическим. Всюду слышится взволнованный голос поэта-демократа, всюду ощущается его неповторимая личность, и, с другой стороны, из, казалось бы, глубоко интимного чувства, из проникновенной картины русской природы естественно вырастает в его стихах постоянно тревожащая сознание поэта тема народных бед, социального неустройства и социальной несправедливости. Ф. М. Достоевский говорил о Некрасове, что его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Мы знаем, что с шестнадцати лет юный поэт изведал голод и другие лишения из-за того, что хотел идти своей дорогой, а не той, что желал отец. И эти мытарства отразились на всем творчестве Николая Алексеевича. Но мы знаем также, что еще раньше, в детстве, в его сердце укрепилась боль за страдания своего народа. | | |
5.Список использованной литературы
1) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Некрасов Н.А. www.km.ru, 2002
2) Некрасов Н.А. Стихотворения Ставропольское издательство,1975
3) Чуковский К.И. Некрасов Н.А. в кн. Некрасова Н.А. Стихотворения с 3-30
4) Чуковский К.И. Некрасов Н.А. в кн. Некрасова Н.А. Стихи для детей с 3-12 М., «Детская литература»,1972
5) Произведения школьной программы в кратком изложении Некрасов Н.А. с 206-207 М., Родин и компания, изд-во Аст,1998
6. Приложение.
Приложение 1
(Приложение2)
(
(Приложение3)
(Приложение4)
(Приложение5)
(Приложение 6)
(Приложение7)
(Приложение 8)