Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новочановская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
Проект по литературе
«Образ лошади в литературе»
Выполнила:
Пупкова Ирина
Ученица 8 класса.
Руководитель: Щербакова Д.Ю.
Новочановское, 2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Из истории о лошадях…………………………………………………..5
Глава 2. Анализ изображения образа лошади в литературе……………………6
Глава 3. Анкетирование…………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………..14
Введение.
Животное, всем нам знакомое с детства,
Века с человеком живёт по соседству,
Как верный и преданный друг помогает,
А он о ней песни и сказки слагает.
Давно эта дружба у нас началась…
И лошадям посвящаю рассказ.
Выбор темы моей исследовательской работы не случаен: я очень люблю лошадей, а читая произведения по литературе, я заметила, что образ лошади присутствует во многих произведениях. Я задумалась над тем, какую роль играют лошади в художественных произведениях? Что помогает понять лошадь человеку? Для чего в произведениях дан образ лошади? Как изображается лошадь? Каким изображается человек рядом с лошадью?
Цель данного исследования - рассмотреть образ лошади в литературе на примере нескольких произведений; изучить роль лошади в жизни человека.
Задачи исследования:
исследовать, что значила лошадь для наших предков и что — для современного человека;
выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ лошади;
проанализировать и выделить проблемы, поднятые в этих произведениях;
найти параллели в изображении лошади и человека;
определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ лошади.
Методы исследования, использованные в работе:
поисковый (работа в Интернет, в библиотеке);
мозговой штурм (выдвижение гипотезы, аргументация её положений);
чтение произведений;
социологический опрос;
диагностическая деятельность (обработка материалов, составление диаграмм);
синтез и обработка материала;
работа над проектом;
создание и защита презентации.
Гипотеза: Лошадь – давний верный спутник жизни человека, это сложный и многогранный символ, через отношение человека к лошади, автор показывает нравственные его качества.
Глава 1. Из истории о лошадях
Лошадь – животное необыкновенное. Красивое и умное. С древних времён она неразлучна с человеком. Издавна на лошадях пахали, боронили, возили зерно и разные грузы. Почтовые лошади перевозили пассажиров и письма. Боевая конница была главной силой в военных сражениях. Верхом на лошади путешественники исследовали и осваивали неизведанные земли. Трудно даже представить, как бы развивалась наша история без верного друга – лошади. Верхом на лошади человек превосходил своих врагов, успешнее охотился и быстрее сообщал новости. Благодаря силе, выносливости, понятливости, резвости она оказывала неоценимую помощь людям.
Как ни странно, но лошадь не сразу стала главным помощником человека в сельском хозяйстве. Кого только не пробовали люди на эту ответственную роль: были быки, и коровы, и волы, даже слона они временами заставляли трудиться в поле.
Наконец, обратились к трудяге - лошади – покладистому, трудолюбивому и ловкому животному.
Ведь она обладает огромной силой и выносливостью, способна без устали работать несколько часов подряд. У лошади потрясающая память на места и предметы. Она прекрасно ориентируется и в дождь, и в пургу, и днем, и ночью.
Глава 2. Анализ изображения образа лошади в литературе
Первым шагом моей исследовательской деятельности стал поиск художественных произведений, в названии и содержании которых есть слово «конь, «лошадь». Мне удалось найти следующие произведения:
Былины, пословицы, загадки.
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
П.П. Ершов «Конёк- горбунок»
Русская народная сказка «Сивка – бурка»
К.Д.Ушинский «Слепая лошадь»
К.Паустовский «Тёплый хлеб»
В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова “беречь”) в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои — былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, — ржёт “во всю голову”, бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря. Поэтому читаем в былинах, что сели богатыри на “добрых коней”. Вот и у Ильи Муромца, по совету странников, появляется оружие, снаряжение, боевой конь, с которым у них происходит диалог, навсегда определяющий их отношения: Илья просит служить ему “верой-правдою”, конь же предлагает ему испытание — готов ли богатырь владеть им. Илья садится на него, и тот сразу признаёт в нём своего хозяина.
Есть и другая причина, по которой Илье советуют вырастить себе боевого коня из жеребёнка.
А корми его пшеницей да белояровой,
А ещё пои его.да ключевой водой,
Ещё будет тебе конь да лошадь добрая
Ещё добра-де лошадь богатырская.
С этого момента, как Илья обрёл ещё и сильного коня, у него начинается богатырская жизнь.
Самое страшное для воина — разлучение с конём, и поэтому когда задумали разбойнички ограбить Илью, то подстрекали друг друга:
“Мы убьём его, пограбим-ко,
Со конём его разлучим-ко!”
А богатырь-то. всех до одного
В одночасье погубил подряд...
Много добра сделал Илья для народа. Самый главный его подвиг — это разгром татарского нашествия:
...припускал он коня богатырского
На эту рать — силу великую...
За землю российскую
Да за вдов, за сирот, за бедных людей.
Но не нажил на этом богатырь богатства, а заимел прочную, вошедшую в века славу народную. О себе он говорил так:
...А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезжаю,
А судьба для меня — за коня!
Анализируя фольклорные жанры, нашла детскую считалку, загадки:
Шли кони.
А шли кони по улице,
Чем они попутаны?
Золотым путом
Под копытом.
Зайка идёт,
Травку рвёт-
Что вырвет,
То в пучок.
Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
Олицетворяя коня, народ подчёркивает мысль, какую огромную помощь оказывала лошадь человеку. Недаром испокон веков считали её крестьяне кормилицей, а воины – боевым товарищем.
Однако конь может и осчастливить. Например, крестьянских ребятишек, выросших среди бескрайних полей и лугов, когда они выгоняли коней в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле — “днём мухи и оводы не дали бы им покоя”. Ветер освежает лицо, конь бьёт копытами. Здесь, в ночном, никто ребят не ругал, не попрекал куском хлеба. И мечтают они о “прянике конём”. Это мечта всех деревенских малышей, как и героя рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». “Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, глаза розовые, копыта тоже розовые... Вот он конь-огонь, скачущий по земле с пашнями”, лугами и дорогами... «Пряник конем» должен быть заработан « трудом своим» - мальчик понимает, что даром ничего не достается. «Пряник конём» от бабушки – это тоже своего рода путь: путь к раскаянию. Милосердие, доброта и прощение бабушки сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: « А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»
Еще с детских лет все мы помним, сколько славных дел сделал Конёк-горбунок (конёк — уменьшительно-ласкательное слово от «конь») для своего хозяина из сказки Ершова. Он —
Игрушечка-конёк,
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Но, несмотря на такой неказистый вид горбунок, по словам матери-кобылицы:
...на земле и под землёй
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет...
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит...
Так оно и было: хорошим помощником, советчиком стал “игрушка-горбунок” для Ивана. И в конце концов спас его от верной смерти, прыгнув в кипяток.
Плата за верность своему хозяину была довольно простой: ему достаточно ласкового слова, хорошего ухода. В произведении Ершова удивляет преданность Коня человеку.
Люди наделяли коней в своём воображении волшебной силой, способной перевернуть их жизнь. Вспомним сказку «Сивка-Бурка»: сильный, статный “конь бежит, земля дрожит, из ушей столбом дым валит, из ноздрей пламя пышет”. Как же не испугаться его?! Нет, бояться не нужно, ведь он несёт на себе силу для преображения Иванушки, превращения его в писаного молодца и жениха Елены Прекрасной.
Главный смысл произведения К.Д.Ушинского «Слепая лошадь» - уметь держать свое слово. Ведь на доверии к словам, что люди говорят друг другу, держатся взаимоотношения в обществе. Если купец Уседом не сдержал своего слова в отношении коня, то он может не сдержать его и по отношению к людям. И доверия к такому человеку уже не будет. Сказка «Слепая лошадь» также учит нас быть внимательными к домашним животным, которые всецело преданы человеку, но, зачастую, не могут сами позаботиться о себе. И поэтому, прежде чем завести себе домашнего любимца, стоит тщательно подумать, готов ли человек ухаживать за этим животным и заботиться о нем и днем и ночью.
Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем. Мальчик Филька по прозвищу «Ну, тебя» обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку. Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит.
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» наполнено чувством сострадания. Автор рассказывает о том, как большая толпа собралась вокруг упавшей лошади, вопя: «Лошадь упала!» Поэт подчёркивает бессердечное отношение людей чужому падению: улица смеётся и воет от восторга и любопытства.
И только лирический герой заглянул в «глаза лошадиные» и увидел мир «перевёрнутым», как видит его упавшая лошадь. Он один видит, как текут по морде лошади «каплища за каплищей» слёзы. И тогда, охваченный «общей звериной тоской», то есть чувством всеобщей скорби и сострадания, герой говорит с лошадью по – человечески, пытаясь её утешить и вселить в неё веру в себя. Произошло чудо – лошадь поняла героя и
Рванулась,
Встала на ноги,
Ржанула
И пошла.
Лирический герой понимать, что все живые существа – и люди, и животные – звенья одной цепи. Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу поэта.
Так и у вещего князя Олега («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина) нет никого вернее его коня, который
...не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю...
И холод, и сеча ему ничего...
Поэтому для Олега было страшным ударом пророчество кудесника: “Но примешь ты смерть от коня своего”. Не верит князь, и потому не торопится расстаться с верным слугой, отдаёт приказания о сохранении его здоровья. Прошли годы, но не забыт им товарищ: “Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?”. Ужасен был ответ, и подозрительная мысль закралась: “Что же гаданье?..”
Но судьбу нельзя обмануть, к сожалению.
В кровавых сечах бились не только люди, но и кони, которые “чувствовали” приближение врага. У М.Ю.Лермонтова же в стихотворении «Бородино» видим момент атаки:
...Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди...
Жалость сжимает сердце, когда читаешь о том, как гибнут кони, но они до последнего несут своего седока, решают его судьбу — попадёт он в плен или проявит безоглядную смелость в бою.
Глава 3.
Анкетирование.
Я провела анкетирование среди учащихся своего 8 класса, в котором приняли участие 15 человек. Предложила ребятам вопросы:
Любите ли вы читать книги о животных? (да-4 ч.)
Кто из животных может быть другом человеку? (собака – 6ч., кошка – 1ч., лошадь - 0ч., попугай – 0ч.)
Может ли лошадь быть другом человеку? (да-9ч.)
Есть ли у лошади свой характер, душа? (да - 9ч., не знаю – 1ч.)
Может ли лошадь превосходить человека в чём-либо? В чём? (скорость – 0ч., преданность – 0ч., не знаю – 0ч.)
Как вы думаете, в наше время науки и техники нужна ли человеку лошадь? (да – 4ч., нет – 5ч.)
Какие произведения о лошадях вы читали или можете назвать? («Сивка – Бурка» - 3 ч, никакие – 8ч.)
Данные анкетирования показали, что учащиеся владеют незначительными сведениями о лошадях, о том, какое значение образ коня имеет в художественной литературе.
Заключение.
Что сила лошадиная!
Порой твердят, что кони не для наших дней.
И я не против скорости сверх звука,
Но сверх того - за добрых лошадей!
Лошади – это сильные, выносливые, грациозные животные. У них очень добрые глаза. Они, как и человек, могут радоваться, страдать, переживать, и это показывают писатели в своих произведениях. Также литература учит добру, любви, состраданию, в том числе доброму отношению ко всему живому.
Мне кажется, что человек должен заботиться о них, ведь они – братья наши меньшие. С появлением различной техники, необходимость в лошадях отпала, но интереса к ним человек не потерял. Ведь лошади – удивительные целители не только тела, но и души.
В ходе работы, я подтвердила свою гипотезу, что образ лошади раскрывает нравственное и духовное состояние человека, который находится рядом с ней: злой он или добрый, равнодушный или отзывчивый, жестокий или милосердный. Образ лошади рисуется автором благороднее и чище.
Через образ лошади писатели дают читателям важные нравственные уроки:
Воспитывают любовь к животным, учат получать радость от общения с ним.
Пробуждают чувство сострадания, а также показывают пример преданности, верности.
Позволяют человеку посмотреть на себя со стороны и измениться в лучшую сторону.
Читайте больше произведений о животных. Писатели откроют вам много интересного и полезного о них и о вас самих.
Список использованной литературы:
Детская энциклопедия, №2,1998. Военный лексикон: «Аргументы и факты», с.23
Весёлые уроки,№1, 2002г., с.25-27
«Словарь живого великорусского языка В.И. Даля», с.394, 698
«Что есть что», перевод с немецкого Г.П. Герасимрова, с.1-7,48
Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» (электронный вариант)
http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm
http://referatik.com.ua/subject/43/18522/?page=3
Русский фольклор, М.: Художественная литература,1985:с.42
Былины, пословицы, загадки.
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
П.П. Ершов «Конёк- горбунок»
К.Паустовский «Тёплый хлеб»
С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»
В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
М.Ю. Лермонтов «Бородино»