Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Малиновоозёрская средняя общеобразовательная школа"
Михайловского района Алтайского края
Проект по литературе
«Видеопоэзия как способ изучения
лирического произведения»
Выполнили:
Кондратьева Алина,
Стрюкова Виктория,
Бендрикова Наталья
Руководитель:
Богданова Е.В.,
учитель русского языка
и литературы
2017 г
Введение
В жизни каждого человека наступает момент, когда для описания состояния души и впечатлений не находится слов… Кто-то с легкостью переключается на повседневные дела, а кто-то берет в руку карандаш и начинает писать стихи. Стихи, на наш взгляд, это особенное состояние души, близкое к воздушному. Прочитать стих, значит заставить душу петь, а слушателей – слышать. Нок большому сожалению, настоящих ценителей стихов среди школьников очень мало. Как же рассказать стихотворение, что бы его мог услышать и оценить каждый? Как донести до слушателей всю палитру мыслей, чувств и эмоций автора? Как повысить интерес школьников к изучению классических лирических произведений? Данные вопросы побудили нас к проведению исследовательской работы .
Объектом исследовательской работы является современный вид искусства – видеопоэзия.
Предмет исследования: видеопоэзия как способ восприятия и изучения лирического произведения.
Цель исследования: определить роль видеопоэзии в изучении художественных произведений.
Была выдвинута гипотеза: видеопоэзия является эффективным, доступным и интересным методом изучения лирических произведений, развивающим интеллектуальные и творческие способности школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать состояние и перспективы развития видеопоэзии как современного вида искусства.
Провести идейно-художественный анализ стихотворений.
Подобрать музыку, иллюстрации, репродукции картин, сделать собственные зарисовки, фотографии.
Создать материал-презентацию.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования: анализ литературы и материалов сети Интернет, наблюдение, сравнение, опрос, моделирование.
«Живопись – это поэзия, которую видят,
а поэзия – это живопись, которую слышат»
Леонардо да Винчи
Родоначальником видеопоэзии, как отдельного жанра, считается итальянец ДжаниТоти. Он придумал термин Poetronica и создал несколько концептуальных произведений, таких как «VideoPoemOpera», «VideoSyntheatronica», «VideoPoemetti» (1980-е). В своих работах он обращался к истории, политике, фольклору и мифологии.По сути это просто видео-трактовка, то есть стихотворение рассматривается в данном случае, как сюжет. Под него пишется сценарий, отдельная какая-то история и она снимается как маленькое кино.
Маленькое кино длинной в 2-3 минуты. Видео любое: документальное, игровое, анимационное. Экранные образы возникают из поэтического текста.
Термин «видеопоэзия» возник только в 90-х, когда картинка стала больше похожа на художественное кино.
Видеопоэзия - это вид искусства, в котором органично сочетаются художественный визуальный ряд и поэтический текст, явный или вырожденный, представленный графически или декламирующийся. Это пограничное направление: с одной стороны оно граничит с классическимкороткометражным фильмом, но, в отличие от него, в видеопоэзии ведущую роль играет поэтический текст; с другой - с музыкальным клипом, хотя стихотворение не поётся, а декламируется либо отображается на экране; с третьей - с видеозаписью поэтических чтений, но, в отличие от них, в видеопоэзии видеоряд несёт дополнительную смысловую нагрузку, обогащает произведение либо акцентирует в нём определённую интерпретацию. Видеопоэзию также называют видео-визуальной поэзией, поэтроникой, поэтическим видео, медиапоэзией, кино-поэзией, стихоклипом, поэтическим клипом.
Видеопоэзия - это экранизация поэтического произведения (Алексей Ушаков).
Видеопоэзия - это одна из форм видеоискусства, включающая поэтический текст на акустическом или визуальном уровне (Катерина Давиньо).
Видеопоэзия - это комбинация стихов и видео, перевод стихотворения на видеоязык. Это современная поэзия, соединенная с современными формами кино, видео и медиа-арта.
В XXI веке начался взлёт видеопоэзии: стали появляться конкурсы и фестивали, теоретические статьи, творческие группы, специализирующиеся на этом жанре. Явление получило освещение в СМИ, им заинтересовались известные поэты и другие деятели искусства.
В ходе работы над проектом нами были изучены стихотворения поэтов русской литературы ХХ векасти
Авторы художественного произведения | Названия художественного произведения | Ф.И учащегося-исследователя |
Давид Самойлов | Стихотворение "Поэзия должна быть странной" | Кондратьева Алина |
Вероника Тушнова | Стихотворение "Открываю томик одинокий" | Бендрикова Наталья |
Николай Глазков | Стихотворение "Рассчитываю на успех" | Стрюкова Виктория |
Константин Бальмонт | Стихотворение "Русский язык" | Вместе с руководителем |
Практическая значимость.
В ходе исследования были созданы материал-презентации, позволяющие повысить интерес школьников к изучению лирических произведений (стихотворений), облегчающие понимание художественного замысла автора.
Заключение
В результате проведенного исследования мы выяснили, что поэзию, поданную в форме клипа, всегда очень хорошо и живо принимает публика, которая в наше время гораздо больше ориентирована на восприятие изображения, нежели на традиционное «чтение со сцены». Видеопоэзия позволяет лучше понимать смысл и настроение поэтов, обращать внимание на красоту стихотворного ряда. Видеопоэзия является эффективным, доступным и интересным методом изучения лирических произведений, развивающим воображение, ассоциативное и креативное мышление. Чтение и изучение стихов может быть занимательным и увлекательным внешкольным занятием!
Список литературы
1. Три века русской поэзии. Антология В 2 т. Т 1: ХVIII-ХIХ вв. / Вступ. ст. В.Вербицкого. -М.: Литература, Мир книги, 2004. - 512 с. (Золотая серия. Русская литература).
2.Три века русской поэзии. Антология: В 2т. Т.2: ХХ в. / М.: Литература, Мир книги, 2004. - 544 с. - (Золотая серия.Русская литература).
3. Интернет-ресурсы.